• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Психология обучения разных возрастов

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Кондратьева Нина Леонидовна, Крайнова Полина Олеговна, Обухов Алексей Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс выстроен снизу вверх - в логике взросления. Чему и как учится младенец? Как происходит развитие от действия к мысли в раннем детстве? Зачем дошкольникам игра и почему в ней он готовится к школе, больше чем на занятиях? Почему младшие школьники учатся с большей охотой нежели подростки? Как сделать обучение увлекательным для подростков и юношества? В чем секрет обучения в молодости и зрелости? Поиском ответа на этот вопрос занимается возрастная психология образования. Какие особенности современного школьника стоит учитывать учителям, как работать с современным студентом? Какие психологические особенности развития познавательного интереса и мотивации к учебе нужно знать, а также какими приемами достигать этих целей. Курс возрастной психологии образования поможет ответить на эти вопросы. Кроме того, студенты поймут, почему в учебе происходят те или иные сложности с точки зрения психологической науки. И научатся проектировать занятия с учетом возрастных потенциалов и задач развития обучающихся.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов знаний о психологических основах обучения и представления и возрастных особенностях создания образовательной ситуации и организации познавательной и учебной деятельности на разных этапах онтогенеза; отработка умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; развитие опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации с разными возрастными группами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осознание роли фактора соревновательности и кооперативности в обучении и понимание проявлений основных социально-психологических феноменов в малой группы
  • Понимание взаимосвязи, но не тождественности обучения и развития, дидактики и матетики
  • Понимание движения как источник обучения в раннем детстве
  • Понимание подходов и методов обучения студентов
  • Понимание природы игры и овладение принципами ее применения в решении задач обучения
  • Понимание природы учебной деятельности и ее соотношения с игровой, а также социальной ситуацией развития
  • Понимание психологии жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
  • Понимание роли дополнительного и информального образования, вариативности их форматов для обучения детей и подростков
  • Понимание соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
  • Понимание соотношения обучения и общения в подростковом возрасте.
  • Представление о деятельностном подходе в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
  • Анализирует взаимосвязи, но не тождественность обучения и развития, дидактики и матетики
  • Применяет деятельностный подход в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
  • Интерпретирует факторы соревновательности и кооперативности в обучении; применяет знания основных социально-психологических феноменов в малой группы в образовательной практике
  • Интерпретирует соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
  • Распознает движение как источник обучения в раннем детстве
  • Определяет природу игры и владеет принципами ее применения в решении задач обучения
  • Организует учебную деятельность в ее соотношении с игровой, а также социальной ситуацией развития ученика
  • Показывает соотношение обучения и общения в подростковом возрасте на конкретных примерах
  • Объясняет роль дополнительного и информального образования, вариативность их форматов для обучения детей и подростков
  • Определяет особенности жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
  • Применяет подходы и методы обучения студентов на практике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Учить и учиться. От «Дидактики» к «Learning to Learn»
  • Тема 2. Модели деятельностного обучения и обучения через открытия: от детского сада до вуза
  • Тема 3. Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
  • Тема 4. Дифференциальная психология образования: специальное обучение и инклюзия в образовании. Персонализация обучения
  • Тема 5. Психология обучения и развития: раннее детство – от действия к мысли
  • Тема 6. Психология обучения и развития: дошкольное детство – игра и познавательная активность
  • Тема 7. Психология обучения и развития: младший школьник – учебная деятельность и/или игра
  • Тема 8. Психология обучения и развития: отрочество – общаться и/или учиться?
  • Тема 9. Дополнительное образование детей и подростков
  • Тема 10. Психология обучения и развития: юность – самоопределение
  • Тема 11. Психология обучения и развития: молодость – профессиональное обучение и вовлеченность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Спроектированное, реализованное и проанализированное онлайн-занятие с учебной группой
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Спроектированное, реализованное и проанализированное онлайн-занятие с учебной группой + 0.5 * Домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
  • Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
  • Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
  • Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Д., 2014
  • Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
  • Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
  • Психология подростка : учебник для вузов, Дандарова, Ж. К., 2004
  • Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
  • Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2005
  • Психология юности и молодости : учеб. пособие для вузов, Волков, Б. С., 2006
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
  • Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие для вузов, Гамезо, М. В., 2001
  • Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие, Эриксон, Э., 2006
  • Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт, Поддьяков, А. Н., 2006
  • Поликультурное образование : учебник для бакалавров, Хухлаева, О. В., 2014
  • Психология подростка : полное руководство, Дубровина, И. В., 2003
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012