2025/2026





Социокультурная психология и антропология детства
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Обухов Алексей Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина в исследовательском ключе будет раскрывать ключевые вопросы культуру детства в разных социальных контекстах и этносах. Будет задано три фокусировки: нормы, ценности и практики культуры взрослых для детей; детство в автобиографической памяти взрослых; культура детского сообщества и подростковые субкультуры. Будут представлены ранее реализованные полевые социально-антропологические и этнопсихологические исследования. Но основная часть дисциплины будет проходить как исследовательский практикум - сбор полевого материала о конкретных вопросах культуры детства с учетом этнокультурным и социокультурных контекстов (освоение методов сбора, фиксации, анализа и репрезентации о культуре детстве в пространстве мира взрослых).
Цель освоения дисциплины
- развитие исследовательских навыков при изучении конкретных элементов культуры детства и отрочества с применением психологического и социально-антропологического анализа.
Планируемые результаты обучения
- Студент способен выделить фокус исследования на локальный аспект культуры детства с учетом возраста детей, социокультурного контекста бытования и с пониманием метода фиксации первичных даных.
- Студент способен учитывать этнокультурный контекст в изучении конкретных аспектов культуры детства
- Студент владеет основами применения этнографического метода исследования к изучению конкретных аспектов культуры детства
- Студент владеет визуальными методами фиксации и анализа визуальных данных по изучению локального пространства для конкретных детских активностей.
- Студент способен провести анализ текстов и визуальных образов, созданных взрослыми для детей с учетом возраста адресата, исторического, социального и культурного контекста развития.
- Студент владеет методами опроса и наблюдения, связанного с территориальной самостоятельностью детей в контексте их взросления.
- Студент владеет методами сбора и фиксации элементов культуры детского сообщества (фольклорных текстов, игр, устойчивых паттернов поведения, символизации, коммуникации и др.).
- Студент способен провести сбор данных из разных источников информации об элементах конкретной возрастной субкультуре по общей схеме анализа.
- Студент владеет процедурой сбора и анализа автобиографического интервью со взрослыми об их детстве.
Содержание учебной дисциплины
- Культура детства: нормы, ценности практики
- Социальная антропология и этнография детства
- Пространство детства в мире взрослых: комната, площадка, сад, музей, театр и др.
- Культура взрослых для детей: литература, игрушки, мультфильмы и др.
- Ребенок в пространстве и времени жизни
- Культура детского сообщества
- Подростковые и молодежные субкультуры
- Детство в памяти взрослых и музеи детства
Элементы контроля
- Активность на занятиях
- ЗамыселВыделение элемента культуры детства для изучения и конкретизация замысла своего исследования на полевом материале.
- Реализация
- РефлексияУчастие в представлении и обсуждении итоговых работ в рамках учебной группы.
- Итоговое задание1. Выбрать и обсудить в группе конкретную фокусировку исследования определенного элемента культуры детства, определиться с методом и пространством сбора первичных данных. Примеры возможных фокусировок (общего характера): • Дразнилки • Считалки • Страшилки • Переделки • Тайные места • Секретики • Игры детей (современное бытование) • Праздники для детей и/или дети в контексте конкретного праздника • Обряды детства (конкретный обряд в контексте определенного этноса – история и современное бытование) • Клички и прозвища среди детей и/или подростков • Тайные языки и шифры в детских сообществах • Граффити • Территориальная самостоятельность детей в конкретных поселениях • Девичьи альбомы и их бытования • Конкретные элементы подростковых субкультур или общее (по критериям) описание конкретных субкультуры • Конкретные проявления культуры детства и отрочества в виртуальных мирах и социальных сетях • Нарративы о детстве людей разного возраста и поколений (по конкретным фокусировкам) Данный перечень не ограничивает возможность предложения иной фокусировки. Предложенные темы не являются достаточными по детализации и конкретизации для проработки. 2. Изучить теорию вопроса по выбранному элементу и ознакомиться с материалами предшествующих и/или сопоставимых исследований. 3. Собрать собственные первичные материалы, зафиксировать их избранным и обсужденным на занятии методом фиксации, сопроводить собранные данные «паспортизацией» об их фиксации. 4. Проанализировать собранные материалы в сопоставлении с ранее опубликованными источниками. 5. Представить собранные материалы и их анализ в группе как итоговую работу. Загрузить в итоговом задании все материалы, включающие: 1 – постановку исследования, описание применения метода фиксации и анализ литературных источников по теме; 2 – первичные материалы, самостоятельно зафиксированные с их атрибутированием; 3 – анализ собранных данных с их сопоставлением с литературными источниками.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.2 * Активность на занятиях + 0.1 * Замысел + 0.5 * Итоговое задание + 0.1 * Реализация + 0.1 * Рефлексия
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Абраменкова В.В. - Социальная психология детства - 978-5-16-012279-3 - НИЦ ИНФРА-М - 2021 - https://znanium.ru/catalog/product/1542471 - 1542471 - ZNANIUM
- Авдулова, Т. П. Социальная психология детства : учебно-методическое пособие / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Р. Хузеев. — Москва : МПГУ, 2018. — 102 с. — ISBN 978-5-4263-0561-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107382 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Веселые человечки: культурные герои советского детства : сб. ст., Кукулин, И., 2008
- Детский сегмент видеоблогосферы: структура, функции и влияние на социализацию : автореф. дис. ... канд. социологических наук : 22.00.04, Абросимова, Е. Е., 2018
- Детство и общество - 978-5-4461-0812-1 - Эриксон Э. - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/359212 - 359212 - iBOOKS
- Зайцева, И. А. Молодежные субкультуры : учебное пособие / И. А. Зайцева. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. — 206 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/195867 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Зверева Г.И., Щедрина О.М. - Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования - 978-5-7281-3224-0 - Российский государственный гуманитарный университет - 2022 - https://znanium.ru/catalog/product/1993578 - 1993578 - ZNANIUM
- Корепанова-Котляр, И. А., & Соколова, М. В. (2017). The Playground as a Phenomenon of Children’s Subculture ; Детская площадка как феномен детской субкультуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E1440F4F
- Костикова, Ю. В., Роль субкультур и языка в воспитании молодежи : формирование особой лексики и метаморфоза естественного языка : монография / Ю. В. Костикова, Е. З. Имаева, Н. А. Сухарева, М. И. Григорян. — Москва : Русайнс, 2024. — 98 с. — ISBN 978-5-466-07329-4. — URL: https://book.ru/book/954554 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Культура и мир детства, избранные произведения, пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева ; сост, авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон, 429 с., Мид, М., 1988
- Культурный социогенез и мир детства : лекции по историографии и культурной истории детства: учеб. пособие для вузов, Сапогова, Е. Е., 2004
- Латышева, Т. В. Молодежные субкультуры: основания типологизации : учебное пособие / Т. В. Латышева. — Тюмень : ТИУ, 2011. — 152 с. — ISBN 978-5-9961-0351-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/39473 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Микляева, А. В. Психология детской субкультуры : учебно-методическое пособие / А. В. Микляева. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 228 с. — ISBN 978-5-8064-2565-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112757 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Молодежная субкультура : учеб. пособие, Левикова, С. И., 2004
- Молодежные субкультурные общности: образовательные практики в условиях северного города : автореф. дис. ... канд. социологических наук : 22.00.04, Власова, О. В., 2014
- Молодежные субкультуры : структурно - векторные противоречия социализации, Магранов, А. С., 2015
- Морфология субкультуры детства : культурологический анализ: моногр., Суворкина, Е. Н., 2016
- Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей, Поливанова, К. Н., 2020
- Огарев, Н. П. Воспоминания детства / Н. П. Огарев. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 3 с. — ISBN 978-5-507-16326-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/17262 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Проблемы толерантности в подростковой субкультуре, Абросимова, З. Б., 2003
- Рогозин, Д. М. Этнографическое интервью : монография / Д. М. Рогозин, А. А. Ипатова, Н. И. Галиева. — Москва : Дело РАНХиГС, 2020. — 170 с. — ISBN 978-5-85006-242-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171100 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Русская традиционная культура и фольклор в культурном ландшафте Ульяновского Поволжья : монография / М. Г. Матлин, А. В. Масленников, А. П. Липатова [и др.]. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2019. — 288 с. — ISBN 978-5-907216-03-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156870 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Русский детский фольклор : учеб. пособие для вузов, Капица, Ф. С., 2002
- Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности : автореф. дис. ... канд. психологических наук : 19.00.01, Бондаренко, И. В., 2013
- Сапогова, Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства : учебное пособие / Е. Е. Сапогова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-8291-2831-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132683 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
- Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд. - 978-5-496-01621-6 - Осорина М. В. - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/342854 - 342854 - iBOOKS
- Сергеев, С. А. Молодежная субкультура готов: генезис, стиль, влияние на массовую культуру : монография / С. А. Сергеев, Т. С. Абдуллина. — Казань : КНИТУ, 2016. — 152 с. — ISBN 978-5-7882-2024-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102000 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Субкультура. История сопротивления российской молодежи, 1815 - 2018 : о яростных и непохожих, Троицкий, А., 2019
- Суворкина, Е. Н. Морфология субкультуры детства: культурологический анализ : монография / Е. Н. Суворкина. — Рязань : РГУ имени С.А.Есенина, 2016. — 172 с. — ISBN 978-5-88006-943-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164499 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ушинский, К. Д. Детский мир и хрестоматия в 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 203 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08591-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563181 (дата обращения: 04.07.2025).
- Ушинский, К. Д. Детский мир и хрестоматия в 2 ч. Часть 2 / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 300 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08592-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563190 (дата обращения: 04.07.2025).
- Фантазийные игры детей как пространство "вызревания свободы воли" : отображение в документах, антропологическом фильме и автобиографических нарративах, Обухов, А. С., 2025
- Хренов, Н. А. Субкультурные картины мира в российской цивилизации : монография для вузов / Н. А. Хренов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 567 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12480-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476505 (дата обращения: 04.07.2025).
- Человек у зеркала : антропология, автобиографии, Аванесов, С. С., 2021
- Что такое визуальная антропология : путеводитель по классике этнографического кино, Утехин, И. В., 2018
- Этнография русских : учеб. пособие, Бузин, В. С., 2009
- Этнология (этнография) : учебник для вузов / под редакцией В. А. Козьмина, В. С. Бузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 436 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19249-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556195 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Этнология (Этнография) : учебник для бакалавров, Белков, П. Л., 2014