• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции» направлена на освоение магистрантов современных теорий о закономерностях развития и возрастной нормы развития. Это реализуется для возможности применения магистрантами полученных знаний о возрастной психологии в своих исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов. Курс направлен на создание целостного видения развития человека в онтогенезе: от рождения до старости. В курсе даются общие вопросы по детерминантам, закономерностям и механизмам развития, а также подробно рассматриваются особенности развития каждого возраста: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: овладение современными теориями о закономерностях развития и возрастных нормах развития для возможности применения этих знаний в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов, а также обретения целостного видения развития человека в онтогенезе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Овладели ключевыми понятиями возрастной психологии и психологии развития, способны их применять при обсуждении конкретных случаев, а также иллюстрировать понятия и термины примерам
  • Освоили принципы работы с решением задач обучения развития детей в их зоне ближайшего развития
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младенчества.
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап раннего детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап дошкольного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младшего школьного детства
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап отрочества
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап юности
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап молодости
  • Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап зрелости
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Психология развития: базовые понятия и их трактовки
    Предмет психологии развития. Понятия «возраст», «норма», «развитие» и их трактовки (основные концептуальные подходы). Исторические и теоретические трактовки возраста и возрастной периодизации. Концепции развития: циклическая, линейная, спиральная, ступенчатая, взлетов и падений, «сгущения и пауз» и др. Норма: средне-социальное, идеальное, ожидаемое, заданное и др. Изменения нормы. Вариации нормы. Граница между нормой и за ее пределами. Вариации и векторы развития. Опережение развития. Отставание в развитии. Дефект развития. Особенности развития. Культурно-исторический подход к пониманию развитию. Филогенез, историогенез и онтогенез. Факторы и механизмы развития. Биологические, социальные и психические факторы развития человека: биологические предпосылки, условия жизни, внутренняя позиция. Натуральные и высшие психические функции. Личность и ее развитие. Механизмы развития: от действия к мысли; интериоризация; викарное научение и имитация; подражание и заражение; мышление и речь; индентификация и обособление; жизнедеятельность и рефлексия. Социальная ситуация развития и ее смена. Заданные, внешние и внутренние факторы развития и их взаимосвязь. Сознание и самосознание: развитие в онтогенезе. Закономерности развития: цикличность, неравномерность (гетерохронность), метаморфозы, сочетание процессов эволюции и инволюции, стадиальность, сензитивные периоды, дифференциация и интеграция психических процессов, смена детерминант, пластичность, сгущение и паузы.
  • Раздел 2. Развитие человека в онтогенезе: актуальные психологические концепции
    Проблема возрастной периодизации в работах Л.С. Выготского. Психологическое и социальное понятие возраста. Динамика и структура возраста. Понятие «социальная ситуация развития». Обучение и развитие. Психические новообразования в развитии человека. Стабильные и критические периоды развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Понятие зоны ближайшего развития. Зона актуального и зона ближайшего развития. Современные трактовки зоны ближайшего развития. Идея о зоне перспективного развития. Идея о ведущей деятельности. Типы ведущей деятельности и идея смены ведущей деятельности в онтогенезе: современные дискуссии. Субъектно-деятельностный подход к пониманию развития и бытия личности С.Л. Рубинштекта. Развитие идей С.Л. Рубинштейна о факторах и механизмах развития человека как субъекта своей жизни и деятельности в современной психологии. Бытие и сознание, сознание и деятельность. Субъектность деятельности и развития субъекта в деятельности. Становление субъектности: возрастная, социальная и индивидуальная детерминация. Рефлексивное и нерефлексивное бытие в мире. Трактовки развития в бихевиоризме, социобихевиоризме и необихевиоризме. Научение и обучение. Социальное заражение и подражание. Этологические концепции развития. Основные идеи сравнительной психологии для понимания развития человека. Концепция психосексуального развития в класическом психоанализе, теориях психоаналитического направления и современных теориях психоналитического толка. Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности. Эго-психология Э.Эриксона. Методы исследования в работах Э.Эриксона. Основные понятия теории Эриксона. Психосоциальные стадии развития личности. Гуманистическая и феноменологическая парадигмы в понимании развития и бытия личности. Я и мир. Я и Другой. Я и Другое Я. Человек в поисках смысла. В поисках себя и бегство от свободы. Предельные смыслы жизни и потеря смысла жизни. Диалогичность сознания. Проблема развития в логотерапии. Нарративная психология и проблема развития. Когнитивные концепции развития. Теория развития Ж. Пиаже и ее современные трактовки. Стадии развитие интеллекта по Ж. Пиаже. Стадии морального развития по Л. Колбергу. Современные исследования когнитивных и метакогнитивных процессов. Понимание закономерностей развития личности в теории В.С. Мухиной. Структурные звенья самосознания, их генезис. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности. Взаимодействие идентификации и обособления и типы личности. Идентификация как механизм усвоения конвенциальных ролей, норм, правил поведения в обществе. Обособление как механизм индивидуализации личности. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни идентификации и обособления. Наследственность и среда. Психогенетика: последние результаты исследований. Социализация. Факторы социализации. Взаимодействие наследственных и средовых факторов. Теории жизненного пути человека. Возрастные, социальные, культурные, этнические и иные детерминанты. Теории детерминизма, социального конструирование и самоопределения. Поколения, межпоколенческие взаимодействия. Феномен «расколотого» поколения. Жизненные циклы: от традиционных культур к современной жизни в мегаполисе. Социальное и индивидуальное в жизни человека: социокультурные модели жизни. Этнос, социальная группа и личности: поиски себя в пространстве и времени жизни.
  • Раздел 3.1. Возрастные закономерности развития: младенчество
    Пренатальное развитие и новорожденность. Современные исследования пренатального развития. Влияние среды на пренатальное развитие. Роды и новорожденность. Первичные рефлексы. Изменение семьи как социальной ситуации развития в ситуации рождения ребенка. Младенчество. Физическое и моторное развитие в раннем детстве. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте и ее динамика. Формирование потребности в общении. Эмоциональное общение с матерью как ведущая деятельность в младенческом возрасте. Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Развитие двигательной активности ребенка. Научение и привыкание. Сенсорное и перцептивное развитие в первые годы жизни. Сенсорное реагирование. Познавательная активность. Появление акта хватания, указательный жест. Появление новообразования «Пра-мы». Появление наглядно-действенного мышления. Взаимодействие с предметами. Пра-речь. Кризис первого года жизни.
  • Раздел 3.2. Возрастные закономерности развития: ранее детство
    Ранее детство. Усложнение видов деятельности ребенка и форм его общения с окружающими. Предметная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем возрасте. Основные закономерности развития восприятия. Ранние формы наглядно-образного мышления. Развитие речи. Особенности развития активной речи ребенка. Развитие памяти в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности ребенка Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Индивидуальные и половые различия в поведении. Развитие личности ребенка: первые признаки самосознания, возникновения своего «Я». Формирование детской привязанности. Развитие стремления и потребности в достижении успехов. Кризис трех лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса.
  • Раздел 3.3. Возрастные закономерности развития: дошкольное детство
    Дошкольное детство. Становление самосознания в детстве. Развитее воли и произвольных форм поведения. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. Развитие мотивации общения в дошкольном возрасте. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции. Формирование основных личностных качеств у ребенка – дошкольника. Возникновение «внутренней позиции». Роль социального окружения в формировании личностных качеств дошкольника. Игра как ведущая деятельность. От игры рядом к игре вместе. Режиссерские игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра по инициативе детей как деятельность, ведущая за собой развитие. Роль воображения в дошкольном возрасте. Речевое творчество дошкольников. Становление самостоятельности. Исследовательское поведение, поисковая активность. Чувствительность к новизне.
  • Раздел 3.4. Возрастные закономерности развития: младший школьный возраст
    Младший школьный возраст: психическое развитие и развитие личности. Смена социальной ситуации развития. Развитие самосознания в младшем школьном возрасте. Трактовки понимания готовности к школе. Адаптация к школе как новой социальной ситуации развития. Учение – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Содержание, структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Развитие познавательных интересов, мотивации учения, системы отношения к школе, учителю. Особенности восприятия и внимания, развитие наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития воображения. Формирование потребностно-мотивационной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Развитие характера. Начальные формы рефлексии; формирование самооценки в процессе учебной деятельности. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения. Развитие исследовательских способностей, навыков проектирования. Проблема самостоятельности. Фантазийные игры.
  • Раздел 3.5. Возрастные закономерности развития: отрочество
    Отрочество. Смена социальной ситуации развития. Особенности развития самосознания в отрочестве. Учебная деятельность и общение в подростковом возрасте. Психологические особенности подростка: кризис отношений. Кризис независимости (сеперации) и кризис созависимости. Общение со сверстниками как центральный фактор развития личности подростка. Изменение содержания общения в подростковой возрасте: от я в группе сверстников к межличностному интимно-личностному общению. Подростковые субкультуры как пространство экспериментирования с я через идентификацию с мы. Развитие познавательных и социальных интересов и мотивов поведения. Учебные и внеучебные интересы. Новая система требований к учителю. Значимый взрослый. Избирательное отношение к учебным предметам. Проблема формирования профессиональной направленности. Трудовая деятельность. Развитие личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения и их формирование. Развитие оценочного отношения и его формирование. Развитие оценочного отношения к взрослым и сверстникам. Негативные установки и причины их возникновения. Активное становление самосознания личности: социальное конструирование и поиск идентичности. Проблема оценки и самооценки. Уровень притязаний подростка. Возникновение внутренней жизни как особой сферы. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Современный подросток: в реальной и виртуальной коммуникации. Скольжение по информации или углубление в свой интерес. Желание и страх самостоятельности. Проблема принятия и делегирования ответственности. Чувство взрослости. Желание и страх быть уникальным. Стремление быть своим (принятым) в референтной группе. Поиск я и отказ от него. Социальная стратификация и место подростка в группе сверстников. Трудный подросток и трудности подростка. Подростковый суицид: причины, проявления, следствия.
  • Раздел 3.6. Возрастные закономерности развития: юность
    Юность. Начало юности: поиска себя с другим. Особенности развития самосознания в юности. Интимно-личностное общение. Дружба и любовь. Поиски смыслов жизни. Социальная чувствительность и обособленность в юности: позиция и оппозиция. Принятие себя и принятие других. Устойчивость и нестабильность в отношениях. Принятие гендерной и сексуальной идентичности. Жизненное и профессиональное самоопределение: жизненные устремления. Мечты и возможности. Влеты и падения: эмоциональный всплески и переживания. Сепарация от родительской семьи или продолжение детской позиции. Жизненные приоритеты и их связь с учебой и профессионализацией. Самоопределение в творчестве или иные формы самоутверждения. Выбор профессии или выбор образа жизни: развилка современности. Общение со сверстниками: приятельство; дружба; любовь. Потребность участия в общественной жизни, формальных и неформальных объединениях: стратегии современного юношества. Инициатива, принципиальность и ответственность в юношеском возрасте. Толерантность и интолерантность к иному, новому, непонятному. Рисковое поведение и социальное экспериментирование. Девиантные формы поведения в юности: причины и следствия.
  • Раздел 3.7. Возрастные закономерности развития: молодость
    Молодость. Смена социальной ситуации развития. Трудовая деятельность и новая семья: наличие или отсутствие. Студенчество как социальная позиция. Учащиеся молодежь: стратегии жизнедеятельности. Соотношение профессионального обучения и работы. Общение со сверстниками: ресурсы и риски. Жизненное самоопределение и поиск себя. Жизненные выборы, пробы, ответственность. Семья в современном мире: вариативность моделей, варианты создания и проблема устойчивости. Ценностные ориентации: личностные выборы и/или влияние социального контекста. Жизненная позиция и стиль жизни.
  • Раздел 3.8. Возрастные закономерности развития: зрелость
    Зрелость. Социальная ситуация жизни взрослого человека. Периоды взрослости: социальные и психологические изменения. Профессиональная, общественная и семейная жизнь: проблема жизненных приоритетов и планирования времени. Стабильные или нестабильные семейные отношения. Жизнь без семьи. Вариативные формы современной семьи. Проблемы самореализации взрослого человека: притязания, социальный статус, жизненные приоритеты. Жизнь в ситуации неопределенности. Тоска по определенности. Готовность или неготовность к жизненным и социальным изменениям. Готовность к риску или его избегание. Социальное лидерство или социальная пассивность. Стремление к новизне или стереотипизация. Кризис зрелости (середины жизни): миф или социальная реальность? Общение взрослых людей: социальная стратификация, устойчивые стили общения, гибкость или ригидность стилей общения при смене социальных групп. Гендерная коммуникация. Общение профессиональное. Общение и отношения внутри семьи. Детско-родительские отношения. Любовь и дружба. Значимость межличностных отношений: поиск лучшего или радость настоящего. Проблема удовлетворённости или неудовлетворенности жизнью. Индекс счастья: социокультурные особенности. Самостоятельность, негативизм и конформизм взрослых. Толерантность и интолерантность к иному, новому, изменениям. Сфера общения и сфера познания взрослых. Социальная активность и социальная пассивность. Изменение психологического времени личности. Стабилизация и дестабилизация идентичности. Жизненная позиция: рефлексивная или нерефлексивная.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные работы по каждому разделу
  • неблокирующий Итоговая работа с очным представлением
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Итоговая работа с очным представлением + 0.5 * Письменные работы по каждому разделу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 512 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0665-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055363 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055363
  • Возрастная психология : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002742
  • Выготский Л.С. - Мышление и речь - Издательство "Лань" - 2013 - 278с. - ISBN: 978-5-507-12982-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/30535
  • Выготский Л.С. - Проблема культурного развития ребенка - Издательство "Лань" - 2013 - 13с. - ISBN: 978-5-507-34550-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/35291
  • Выготский Л.С. - Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (в соавторстве с А. Р. Лурия) - Издательство "Лань" - 2013 - 221с. - ISBN: 978-5-507-13043-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/30565
  • Гонина О.О. - Психология развития и возрастная психология. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 149с. - ISBN: 978-5-406-07492-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932646

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891792
  • Токарь, О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.В. Токарь. — 3-е изд., стер. —Москва : ФЛИНТА, 2019, — 64 с. – ISBN 978-5-9765-2014-1. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048084