Иванов Иван Юрьевич
- Младший научный сотрудник:Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 3 года.
Полномочия / обязанности
- научно-исследовательские и аналитические работы по тематике, связанной с внешкольным (неформальным) образованием и воспитанием детей, STEM образованием;
- сравнительные исследования школьного и внешкольного образования, включая вопросы институциональной трансформации и регулирования, в странах бывшего Советского Союза;
- сбор и изучение передового зарубежного и российского опыта в секторе внешкольного образования детей, формирование баз лучших практик;
- исследования эффектов внешкольных занятий и неформальных внешкольных практик детей на образование и развитие детей;
- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, научными и образовательными организациями, международными партнерами и экспертами;
- организация международных научных и научно-практических семинаров и круглых столов, летних школ.
Образование
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Магистр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
НИУ "Высшая школа экономики", Academic Writing Center, Empowering Your Academic Writing in English: Academic vs. General, 2019, 24 часа
Благотворительный фонд Егора Гайда, "Что экономисту нужно знать о данных: избранные социально-экономические показатели", 2020, 72 часа
Лейденский университет, онлайн-курс (Coursera), "Political Economy of Institutions and Development", Coursera Verified Certificates; номер сертификата E2XKPYTBNKJF, 2021
НИУ "Высшая школа экономики", Academic Writing Center, Fundamentals of Academic Writing, 2023, 40 часов
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
Надбавка за академическую работу (2022-2023)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Маго-лего; 2, 3 модуль)Рус
- Лучшие практики преподавания (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
- Современное образование: подходы и практики (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Теория и практика анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Публикации17
- Глава книги Barabashev A. G., Ivan Yu. Ivanov, Isak D. Froumin, Andrey V. Klimenko, Maria A. Nagernyak, Lilia N. Ovcharova, Sergey V. Shishkin. Russian Governance Reforms in the Social Sphere, in: The Oxford Handbook of Governance and Public Management for Social Policy. Oxford University Press, 2023. doi Ch. 48. P. 699-722. doi
- Книга Груздев И. А., Косарецкий С. Г., Иванов И. Ю., Щеглова И. А., Дремова О. В., Макарьева А. Ю. Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков (5 том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека») / Науч. ред.: И. А. Груздев. НИУ ВШЭ, 2023.
- Статья Иванов И. Ю., Косарецкий С. Г. Развитие внешкольного образования на постсоветском пространстве // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2022. № 1. С. 77-87.
- Книга Княгинина Н. В., Пучков Е. В., Бальжинимаева В. В., Иванов И. Ю., Косарецкий С. Г., Белоногова А. А. Регулирование внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза. Серия "Постсоветское внешкольное образование" / Под общ. ред.: И. Ю. Иванов, С. Г. Косарецкий. М. : Де'Либри, 2022.
- Книга Косарецкий С. Г., Гошин М. Е., Иванов И. Ю. Участие школьников в дополнительном образовании: информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" Вып. 13 (30). М. : НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Иванов И. Ю. Чьи дети? Внешкольное образование в странах бывшего Советского Союза // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 184-207. doi
- Статья Иванов И. Ю. Внешкольное образование в зарубежных исследованиях: определения и характеристики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 6. С. 112-124. doi
- Книга Внешкольное образование в условиях пандемии COVID-19 в странах бывшего Советского Союза: лучшие практики и ключевые уроки. Серия "Постсоветское внешкольное образование" / Под общ. ред.: И. Ю. Иванов, С. Г. Косарецкий. Де`Либри, 2021.
- Книга Павлов А. В., Гошин М. Е., Косарецкий С. Г., Иванов И. Ю., Ершова В. С. Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19 / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Вып. 50. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
- Статья Иванов И. Ю., Павлов А. В. Когда ответственность – значит грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников // Исследователь/Researcher. 2021. № 1-2. С. 18-31.
- Статья Иванов И. Ю., Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г. Коллективное и сознательное: институциональный взгляд на советское внешкольное образование // Образовательная политика. 2021. Т. 2. № 86. С. 76-86.
- Статья Иванов И. Ю., Косарецкий С. Г. Неравенство возможностей детей во внешкольном образовании в постсоветских странах // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2021. № 4. С. 58-68. doi
- Статья Гер Г., Косарецкий С. Г., Кудрявцева А. А., Поливанова К. Н., Сивак Е. В., Иванов И. Ю. Эдьютейнмент-центры как образовательный феномен. Кейс Кидзании // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 243-260. doi
- Глава книги Иванов И.Ю. Временно недоступен: вынужденная пауза зарубежных провайдеров внешкольного образования детей // В кн.: Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире Вып. 1. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. С. 51-56.
- Глава книги Иванов И. Ю. Сектор внешкольного образования и риски социального неравенства в постсоветских странах // В кн.: Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия. Уфа : ИРО РБ, 2020. С. 40-43.
- Статья Sergey Kosaretsky, Ivan Ivanov. Inequality in Extracurricular Education in Russia // IJREE – International Journal for Research on Extended Education. 2019. Vol. 7. No. Issue 2-2019. P. 132-142. doi
- Книга Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Гошин М. Е., Иванов И. Ю., Федосеев А. И., Андрюшков А. А., Кускова О. Е., Коноваленко А. В. Технологическое образование школьников. Актуальная ситуация и пути развития. М. : Кружковое движение НТИ, Институт образования НИУ ВШЭ, 2019.
Конференции
- 2022VIII Международный форум по педагогическому образованию «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (Казань). Доклад: Внешкольное образование на постсоветском пространстве: неравенство, разнообразие и национальная идентичность
- CIMIE22 - X Congreso Internacional Multidisciplinar de Investigación Educativa. (Барселона). Доклад: Extracurricular education in post-Soviet countries: inequality and inclusion trends
- 7th CESS 2022 Summer Conference (Летняя конференция Общества исследований Центральной Евразии)) (Ташкент). Доклад: Extracurricular education sector and risks of social inequality in post-Soviet countries
- X Международная научно-практическая конференция «Историческая память, традиции народов и инновации в дополнительном образовании» (Чолпон-Ата (Иссык-Куль)). Доклад: Эффекты внешкольного образования: итоги первого комплексного исследования эффектов участия во внешкольных занятиях на академические результаты, развитие навыков 21-го века, любознательность и субъектность
- SIOE 2022: XXVI Ежегодная конференция Общества институциональной и организационной экономики (Торонто). Доклад: Dreaming of Institutions: The Transformation of Children’s After-School Time Sector in Post-Soviet Countries
- The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Children’s Rights for Extracurricular Education in Post-Soviet Countries
- The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Benefits of children’s participation in extracurricular activities: academic achievement, soft skills, agency and curiosity
- The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Transformation of Extracurricular Education in Post Soviet Countries: From Universal Access to Inequality
- 2021XVIII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Глобальные вызовы и неравные возможности (Москва). Доклад: Образовательное неравенство внешкольного образования: постсоветский транзит
- XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Институциональная трансформация советского внешкольного образования
- 65th Annual Conference Comparative and International Education Society (CIES). Доклад: From the integral coverage to the educational inequality: Institutional transformation of the extracurricular education in countries of former Soviet Union
- WERA 2021 Virtual Focal Meeting. Доклад: Development of children’s extracurricular education in the post-Soviet countries
- WERA 2021 Virtual Focal Meeting. Доклад: Key lessons from the transformation of the extracurricular education sector in the context of COVID-19 in the countries of the former Soviet Union
- IX Международная научно-практическая конференция «Проблемы и достижения дополнительного образования в Евразийском пространстве» (Иссык-Куль). Доклад: Развитие внешкольного образования на постсоветском пространстве
- ECER-2021 (Женева). Доклад: Whose Children? Extracurricular Education Sector and Risks of Social Inequality in Post-Soviet Countries
- WERA-IRN Extended Education Conference (Рейкьявик). Доклад: Extracurricular education sector and risks of social inequality in post-Soviet countries
- Санкт-Петербургская международная конференция по неравенству и многообразию (Москва). Доклад: Риски неравенства в секторе внешкольного образования в постсоветских странах
- 2020Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия (Уфа). Доклад: Сектор внешкольного образования и риски социального неравенства в постсоветских странах
Опыт работы
2019 - по наст. время, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского, Институт образования НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник.
2018-2019, Школа №1788 (г. Москва), учитель английского языка.
2017-2018, Частная школа "Наследник" (г. Москва), учитель английского языка.
2015-2017, Студия 3, основатель и исполнительный продюсер.
2014-2015, Творческая студия "Стелла" (Мосфильм), исполнительный продюсер.
2012-2014, репетитор английского языка.
2008-2012, Представительство НКО "Трансатлантические партнёры против СПИДа", руководитель программы.
2004-2008, Молодёжная общественная организация "Другие", основатель и руководитель.
Информация*
- Общий стаж: 11 лет
- Научно-педагогический стаж: 3 года
- Преподавательский стаж: 2 года
«Цифровой профессор» рассказал студентам ВШЭ, как сочетать обучение с развлечением
Один из международных преподавателей, приглашенных для дистанционной работы со студентами ВШЭ в рамках проекта «Цифровые профессора», — Гер Граус, глобальный директор по образованию международной сети детских центров «Кидзания». Для студентов магистерской программы «Управление образованием» он провел ряд семинаров на тему Schooling vs Education.
The Age of Edutainment: Exploring the Case of KidZania
Understanding the role of children’s interactive environments that blend learning and entertainment in modern-day educational ecosystems.
Город без «грехов»
Экономика впечатлений находится в стадии бурного роста. В разных странах создаются организации, сочетающие практики развлечения и образования, — эдьютейнмент-центры. Для детей создаются целые «города профессий». На примере самого масштабного проекта — Кидзания — ученые Института образования ВШЭ исследовали «секреты» успеха формата. Оказалось, феномен заключается в самостоятельных и безопасных «пробах принятия решений,благодаря которым ребенок получает знания об устройстве “взрослой жизни”». Статья вышла в новом номере «Вопросов образования» (Q1).
Кружки становятся дорогим удовольствием
Пандемия ударила по дополнительному образованию детей особенно сильно. Если академические предметные курсы относительно безболезненно перешли в цифру, то практики, связанные с работой руками или физической активностью, попали в самое трудное положение. Сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени Пинского изучили, как выживал этот сектор на дистанте. Исследователей интересовало, какие перспективы есть у онлайна и смешанных форматов.
Трансформация советского внешкольного образования: переход к новым моделям
Несмотря на наличие работ, посвященных модели советского внешкольного образования, межстрановых исследований о том, как развивались системы бывших советских республик – нет. Этот пробел призван заполнить проект Центра общего и дополнительного образования имш. А. Пинского, результаты которого были представлены на вторничном семинаре Института образования.
Ущерб от ковида снизит «внешколка»
У внешкольного образования после пандемии будет особая роль: с его помощью можно сократить тот ущерб, который нанесен образовательным результатам. Об этом на круглом столе, организованном Инобром, заявил Харри Патринос – менеджер глобальной практики в области образования Всемирного банка. Руководители и ведущие эксперты из сферы внешкольного образования девяти постсоветских стран встретились онлайн, чтобы обсудить последствия дистанта, проблемы и точки роста.
Дело рук самих утопающих
Внешкольное образование по всему миру переживает похожие проблемы: из-за пандемии у государства «не дошли руки» ни до поддержки, ни до организации учебы в дистанте. Это происходит и в Америке, и в Европе, и в Африке. Правительства спасают школу. Дополнительному образованию внимания и ресурсов практически не достается. Тем более, в отличие от России, это почти целиком коммерческий сектор. Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Иван Иванов сравнил, как похожие проблемы решают во многих странах.
Богатые и бедные поделились по кружкам
Кружки и секции — территория неравенства для российских детей и подростков. Если школа еще пытается создать всем равные условия, то в секторе дополнительного образования инструментов для этого пока нет. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Инобра ВШЭ изучили факторы, из-за которых у разных детей не только разные возможности, но и разные запросы — чем заниматься вне школы. Статья Сергея Косарецкого и Ивана Иванова опубликована в журнале IJREE — International Journal for Research on Extended Education, выходящем в Германии. Это первая попытка систематизировать российские данные о неравенстве в этой сфере, чтобы начать поиск решения проблемы.