Иванов Иван Юрьевич
- Директор центра, Старший научный сотрудник: Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Приглашенный преподаватель: НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде / Факультет гуманитарных наук / Департамент фундаментальной и прикладной лингвистики
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 6 лет.
Полномочия / обязанности
- научно-исследовательские и аналитические работы по тематике, связанной с внешкольным (неформальным) образованием и воспитанием детей, STEM образованием;
- сравнительные исследования школьного и внешкольного образования, включая вопросы институциональной трансформации и регулирования, в странах бывшего Советского Союза;
- исследования внешкольного времени детей и подростков, эффектов структурированных внешкольных занятий и неформальных внешкольных практик детей и подростков;
- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, научными и образовательными организациями, международными партнерами и экспертами.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
НИУ "Высшая школа экономики", Academic Writing Center, Empowering Your Academic Writing in English: Academic vs. General, 2019, 24 часа
Благотворительный фонд Егора Гайдара, "Что экономисту нужно знать о данных: избранные социально-экономические показатели", 2020, 72 часа
Лейденский университет, онлайн-курс (Coursera), "Political Economy of Institutions and Development", Coursera Verified Certificates; номер сертификата E2XKPYTBNKJF, 2021
НИУ "Высшая школа экономики", Academic Writing Center, Fundamentals of Academic Writing, 2023, 40 часов
Благотворительный фонд Егора Гайдара, "Методы прикладных качественных исследований в социологии ", 2025, 108 часов
Достижения и поощрения
- Благодарность Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2024)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
- Надбавка за академическую работу (2022–2023)
- Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
- Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2025–2026, 2024–2025)
- Лучший преподаватель — 2024
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Плетнева М. А. Организационно-педагогические условия обеспечения профессионального благополучия учителей с разным педагогическим стажем (aспирантура: 1-й год обучения)
- 2Ольшанская С. С. Социально-педагогические эффекты участия старших подростков в различных формах инициативной трудовой деятельности (aспирантура: 1-й год обучения)
- 3Остапенко Е. С. Взаимосвязь структуры внешкольного времени и академических результатов подростков (aспирантура: 2-й год обучения)
Учебные курсы (2025/2026 уч. год)
- Postgraduate Seminar (Аспирантура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 семестр)Анг
- Postgraduate Seminar (Аспирантура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 семестр)Анг
- Внешкольное время детей и подростков: социология и психология повседневных практик (Маго-лего; где читается: Институт образования; 3 модуль)рус
- Как упаковать исследование: академическое письмо для практиков (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Как упаковать исследование: академическое письмо для практиков (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Как упаковать исследование: академическое письмо для практиков (Маго-лего; где читается: Институт образования; 2, 3 модуль)рус
- Теория развития общества и образовательная политика (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Теория развития общества и образовательная политика (Маго-лего; где читается: Институт образования; 3 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 41.04.04 Политология; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Research Seminar "Methods and Research Techniques in Applied Linguistics" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород) направление: 45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 2-4 модуль)Анг
- Теория и практика внешкольного образования детей (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Теория и практика внешкольного образования детей (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Теория и практика внешкольного образования детей (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Теория и практика внешкольного образования детей (Маго-лего; 2 модуль)рус
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 41.04.04. Политология; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Современные тренды образования (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Современные тренды образования (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 2 модуль)рус
- Теория и практика внешкольного образования детей (Маго-лего; 2, 3 модуль)рус
- Теория и практика внешкольного образования детей (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Маго-лего; 2, 3 модуль)рус
- Лучшие практики преподавания (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)рус
- Современное образование: подходы и практики (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Теория и практика анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1 модуль)рус
Конференции
- 2025
Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования: образовательная политика и качество образования» (Москва). Доклад: Качество внешкольных занятий: попытка концептуализации и оценки
III Научно-практическая конференция по вопросам дополнительного образования "Открываем детские вселенные. Сокращаем разрыв поколений" (Москва). Доклад: Предел полезности: устройство и эффекты внешкольного времени подростков
Всероссийская научно-практическая конференция «Сопровождение профессионального самоопределения: эффективные практики работы с одаренными детьми» (Санкт-Петербург). Доклад: Потенциал внешкольного времени подростка для образования и развития
V Международная научная конференция "Интеракция. Интеграция. Инклюзия: от рефлексии к действию (Москва). Доклад: Инклюзивное образование в Арктике и на Дальнем Востоке: специфика, проблемы и перспективы
European Conference on Educational Research (ECER) (Белград). Доклад: Time as the Capital: Maximizing Schoolchildren’s Human Potential through Leisure and Organized Activities
IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая антропология и антропопрактика: от действия к мысли» (Москва). Доклад: Качество внешкольных занятий: когда качество процесса связано с развитием подростка
International Conference of the World Education Research Association (WERA) — WERA Focal Meeting 2025 (João Pessoa). Доклад: General Education in Russia: Transformation and Prospects
International Conference of the World Education Research Association (WERA) — WERA Focal Meeting 2025 (João Pessoa). Доклад: School Systems in BRICS: Context and Challenges of Educational Inequality
Международный форум «Российское образование: наследие и трансформация» (Нанкин, онлайн). Доклад: Трансформация общего образования в России: современное состояние, вызовы и стратегии модернизации
- 2024
68th Annual Conference Comparative and International Education Society (CIES) (Майами). Доклад: Children's Ideological Education: from Soviet Union to Ex-Soviet Countries
Международная научно-практическая конференция "Социокультурные основы развития воспитательных систем образовательных организаций в условиях сельских территорий" (Ярославль). Доклад: Участие детей из сельских школ во внешкольных и неформальных практиках: структура и связь с академическими результатами
XXIX Conference of Comparative Education Society in Europe (CESE) (Салоники ). Доклад: Participation of religious institutions in education and educational policy in post-Soviet countries: separation models and regulatory trends
III Всероссийская научная конференция "Цифровизация общества: трансформация повседневных практик и исследовательских перспектив" (Москва). Доклад: Цифровой разрыв в использовании ИИ: социально-демографический анализ и влияние на академические результаты в российских школах
CESS 2024 Conference (Летняя конференция Общества исследований Центральной Евразии) (Алматы). Доклад: Inclusion and Equity in Post-Soviet Countries: Policies, Practicies and Research to Overcome Educational Inequality
- 2023
IX Международный форум по педагогическому образованию IFTE 2023 (Казань). Доклад: Воспитание в СССР и Российской Федерации: регулирование, подходы и приоритеты
ERAS International Conference and WERA Focal Meeting 2023 (Сингапур). Доклад: Children’s Well Being and Participation in Extracurricular Activities
- 2022
VIII Международный форум по педагогическому образованию «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (Казань). Доклад: Внешкольное образование на постсоветском пространстве: неравенство, разнообразие и национальная идентичность
CIMIE22 - X Congreso Internacional Multidisciplinar de Investigación Educativa. (Барселона). Доклад: Extracurricular education in post-Soviet countries: inequality and inclusion trends
7th CESS 2022 Summer Conference (Летняя конференция Общества исследований Центральной Евразии)) (Ташкент). Доклад: Extracurricular education sector and risks of social inequality in post-Soviet countries
X Международная научно-практическая конференция «Историческая память, традиции народов и инновации в дополнительном образовании» (Чолпон-Ата (Иссык-Куль)). Доклад: Эффекты внешкольного образования: итоги первого комплексного исследования эффектов участия во внешкольных занятиях на академические результаты, развитие навыков 21-го века, любознательность и субъектность
SIOE 2022: XXVI Ежегодная конференция Общества институциональной и организационной экономики (Торонто). Доклад: Dreaming of Institutions: The Transformation of Children’s After-School Time Sector in Post-Soviet Countries
The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Children’s Rights for Extracurricular Education in Post-Soviet Countries
The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Benefits of children’s participation in extracurricular activities: academic achievement, soft skills, agency and curiosity
The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Transformation of Extracurricular Education in Post Soviet Countries: From Universal Access to Inequality
- 2021
XVIII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Глобальные вызовы и неравные возможности (Москва). Доклад: Образовательное неравенство внешкольного образования: постсоветский транзит
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Институциональная трансформация советского внешкольного образования
65th Annual Conference Comparative and International Education Society (CIES). Доклад: From the integral coverage to the educational inequality: Institutional transformation of the extracurricular education in countries of former Soviet Union
WERA 2021 Virtual Focal Meeting. Доклад: Development of children’s extracurricular education in the post-Soviet countries
WERA 2021 Virtual Focal Meeting. Доклад: Key lessons from the transformation of the extracurricular education sector in the context of COVID-19 in the countries of the former Soviet Union
IX Международная научно-практическая конференция «Проблемы и достижения дополнительного образования в Евразийском пространстве» (Иссык-Куль). Доклад: Развитие внешкольного образования на постсоветском пространстве
ECER-2021 (Женева). Доклад: Whose Children? Extracurricular Education Sector and Risks of Social Inequality in Post-Soviet Countries
WERA-IRN Extended Education Conference (Рейкьявик). Доклад: Extracurricular education sector and risks of social inequality in post-Soviet countries
Санкт-Петербургская международная конференция по неравенству и многообразию (Санкт-Петербург). Доклад: Риски неравенства в секторе внешкольного образования в постсоветских странах
- 2020
Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия (Уфа). Доклад: Сектор внешкольного образования и риски социального неравенства в постсоветских странах
Авторские права и патенты
| № п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | 6.0063-2025 | База данных | База данных опросов учителей, родителей учащихся, учащихся (2025 год). | Иванов Иван Юрьевич, Новикова Мария Александровна, Искакова Бибигуль Сансызбаевна, Денисенко Илья Сергеевич, Поливанова Катерина Николаевна, Бочавер Александра Алексеевна, Ахмеджанова Диана Рафаильевна | |
| 2 | 6.0064-2025 | База данных | База данных опросов учителей, родителей учащихся, учащихся (2025 год). | 2025626476 | Искакова Бибигуль Сансызбаевна, Ахмеджанова Диана Рафаильевна, Бочавер Александра Алексеевна, Иванов Иван Юрьевич, Новикова Мария Александровна, Поливанова Катерина Николаевна, Денисенко Илья Сергеевич |
| 3 | 8.0149-2024 | Произведение | Эффекты внешкольного образования | Кошелева Ксения Евгеньевна, Иванов Иван Юрьевич |
Опыт работы
2019 - по наст. время, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского, Институт образования НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник.
2018-2019, Школа №1788 (г. Москва), учитель английского языка.
2017-2018, Частная школа "Наследник" (г. Москва), учитель английского языка.
2015-2017, Студия 3, основатель и исполнительный продюсер.
2014-2015, Творческая студия "Стелла" (Мосфильм), исполнительный продюсер.
2012-2014, репетитор английского языка.
2008-2012, Представительство НКО "Трансатлантические партнёры против СПИДа", руководитель программы.
2004-2008, Молодёжная общественная организация "Другие", основатель и руководитель.
Им расскажут о значимости медицины и фармации в экономике страны: школьников будут мотивировать поступатьв медвузы на уроках профориентации
В апреле 2026 г. одно из занятий внеурочного профориентационного курса «Россия — мои горизонты» будет посвящено обучению в медицинских и фармацевтических вузах и перспективам трудоустройства.
Russian Education in Global Focus: IOE at the Nanjing International Forum
Researchers from the HSE Institute of Education took part in the International Academic Forum ‘Russian Education: Inheritance and Transformation,’ held on December 5–7 at Nanjing University and organised with the support of the Embassy of the People’s Republic of China. The forum explored how education systems respond to social, technological, and institutional change, with Russian education serving as the central lens for international comparison and reflection.
The Institute of Education at WERA 2025: From Vocational Education to Trends in Education Development in BRICS
In October, the HSE Institute of Education fellows presented a wide range of research initiatives at the annual World Education Research Association (WERA) conference in João Pessoa, Brazil.
Число учителей немецкого языка в школах уменьшилось на 40% с 2019 года: это связано с ростом популярности китайского и изменением образовательных стандартов
Помимо немецкого языка уменьшается и количество преподавателей французского: в 2020 г. их насчитывалось 3322, после этого началось ежегодное сокращение. Уже к 2024 г. педагогов стало почти в 1,9 раза меньше — 1754. С 2020 г. число учителей английского языка остается на уровне 103 000 человек и незначительно меняется в большую или меньшую сторону. К 2024 г. их насчитывается 103 592 человека. Об этом пишут «Ведомости».
Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС
Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.
Двойка за поведение: шанс или «бабушкин сундук»? Пока в новой-старой инициативе больше рисков, но можно сделать ее полезной
С 1 сентября возвращаются оценки за поведение — пока в качестве пилота в отдельных школах нескольких регионов. Иван Иванов в эфире программы «Родительский вопрос» признает, что отношение экспертов к этой советской «ретро-инновации» сдержанное. Она может оказаться бесполезной, как горчичники от гриппа, или даже вредной, но при правильном подходе шансы на успех есть.
Почему профориентация набирает популярность у взрослых
В последние годы все заметнее становится запрос на профориентацию со стороны взрослых, что идет вразрез с тем, как работали представители старшего поколения. Сервис «Работа.ру» в прошлом году провел опрос 3 600 пользователей из всех регионов страны. Выяснилось, что 77% россиян примерили бы на один день новую профессию. Женщины чаще мужчин отвечали, что попробовали бы свои силы в новой сфере — 76% и 68% соответственно.
Echoes of the Past, Divergent Futures: Charting the Shifting Landscape of After-School Education in Post-Soviet Nations
In his 2025 study published in Compare: A Journal of Comparative and International Education, Ivan Ivanov of IOE’s Pinsky Center of General and Extracurricular Education delves into the complex evolution of children's after-school activities across the vast expanse of the fifteen former Soviet republics. The research uncovers the multifaceted journeys these nations have embarked upon since the dissolution of a once-unified system, painting a vivid picture of continuity, divergence, and the persistent quest to shape young lives outside the formal classroom.
Заветам Ленина больше неверны: за 30 лет после распада СССР доступность внешкольного образования снизилась почти вдвое
Некогда массовые и бесплатные кружки и секции стали роскошью для многих детей в постсоветских странах. Диссертация Ивана Иванова раскрывает изменения во внешкольном образовании за последние три десятилетия. Сегодня на 44% меньше детей посещают дополнительные занятия по сравнению с 1989 годом. Это особенно заметно в сельской местности.
Не ушли от советской модели: неравенство в доступе к дополнительному образованию детей в России сохраняется, несмотря на широкий охват
Система дополнительного образования в России переживает сложную трансформацию, которая может усилить социальное неравенство. Исследование на эту тему опубликовали Сергей Косарецкий и Иван Иванов — эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
Борьба за ценности: как менялся образ школы в советском кино
Кинематограф способен стать неожиданным, но ценным источником для анализа истории школьного образования в СССР. К такому выводу пришли Елена Рыбакова и Иван Иванов, проанализировав 29 отечественных фильмов на школьную тематику разных лет.
Нам работы не надо, нам знаний давай: отраслевое дополнительное образование становится менее отраслевым
Подавляющее большинство (около 70%) учащихся рассматривают отраслевое дополнительное образование как форму досуга и общего развития, а не как начальный этап профессиональной подготовки. Такой вывод делают Михаил Зенкин, Иван Иванов и Екатерина Остапенко в выпуске «Современной аналитики образования». Исследователи проанализировали организации дополнительного образования в сфере морского, речного и железнодорожного транспорта.
После заветов Ленина: внешколки стало меньше, но теперь она разнообразнее и инклюзивнее
Распад Союза радикально поменял систему внешкольного образования. Она лишилась прежних идеологических установок и стала больше зависеть от частников и семей. Государства не смогли сохранить доступность этих программ на прежнем высоком уровне, что усилило неравенство.
Спешат уйти со школьного двора: в поисках большего заработка и свободы учителя все чаще выбирают путь фриланса
Сегодня профессиональный путь учителя выходит за рамки школьных стен. Сталкиваясь с выбором — оставаться в системе, где их труд часто недооценен, или искать новые возможности, педагоги все чаще задумываются над альтернативами официальному трудоустройству. На открытом семинаре ВШЭ по образованию эксперты рассмотрели профессиональные и жизненные приоритеты учителей на примере опроса педагогов, интересующихся репетиторством на маркет-плейсах и образовательных онлайн-платформах. Оказалось, что почти половина опрошенных уже покинули школу.
Не уходят в море: дети выбирают морские клубы не для профессии, а потому что хотят приключений
Любовь к морю важнее карьеры. Морские объединения привлекают подростков не шансом на работу моряком в будущем, а уникальной возможностью прямо сейчас стать членом команды парусного судна и получить навыки, которыми может похвастаться не каждый сверстник.
Прививка от иллюзий: кружки и секции здорово прокачивают личность, но это не массовый эффект системы допобразования
Дополнительное образование может дать ребенку очень много в сравнении со школой — развивать его мягкие навыки и помогать успеху во взрослой жизни. Это давно доказано исследованиями. И вроде бы для этого созданы все условия: кружков и секций много, в них вкладываются государство и бизнес, охват достаточно высокий… Но ждать такого эффекта для всех — иллюзия: надо не только увеличивать охват, что тоже важно, но и искать другие возможности роста качества, доказывают Сергей Косарецкий и Иван Иванов в докладе «Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков» (составитель Иван Груздев).
«Цифровой профессор» рассказал студентам ВШЭ, как сочетать обучение с развлечением
Один из международных преподавателей, приглашенных для дистанционной работы со студентами ВШЭ в рамках проекта «Цифровые профессора», — Гер Граус, глобальный директор по образованию международной сети детских центров «Кидзания». Для студентов магистерской программы «Управление образованием» он провел ряд семинаров на тему Schooling vs Education.
The Age of Edutainment: Exploring the Case of KidZania
Understanding the role of children’s interactive environments that blend learning and entertainment in modern-day educational ecosystems.
Город без «грехов»
Экономика впечатлений находится в стадии бурного роста. В разных странах создаются организации, сочетающие практики развлечения и образования, — эдьютейнмент-центры. Для детей создаются целые «города профессий». На примере самого масштабного проекта — Кидзания — ученые Института образования ВШЭ исследовали «секреты» успеха формата. Оказалось, феномен заключается в самостоятельных и безопасных «пробах принятия решений,благодаря которым ребенок получает знания об устройстве “взрослой жизни”». Статья вышла в новом номере «Вопросов образования» (Q1).
Кружки становятся дорогим удовольствием
Пандемия ударила по дополнительному образованию детей особенно сильно. Если академические предметные курсы относительно безболезненно перешли в цифру, то практики, связанные с работой руками или физической активностью, попали в самое трудное положение. Сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени Пинского изучили, как выживал этот сектор на дистанте. Исследователей интересовало, какие перспективы есть у онлайна и смешанных форматов.
Трансформация советского внешкольного образования: переход к новым моделям
Несмотря на наличие работ, посвященных модели советского внешкольного образования, межстрановых исследований о том, как развивались системы бывших советских республик – нет. Этот пробел призван заполнить проект Центра общего и дополнительного образования имш. А. Пинского, результаты которого были представлены на вторничном семинаре Института образования.
Ущерб от ковида снизит «внешколка»
У внешкольного образования после пандемии будет особая роль: с его помощью можно сократить тот ущерб, который нанесен образовательным результатам. Об этом на круглом столе, организованном Инобром, заявил Харри Патринос – менеджер глобальной практики в области образования Всемирного банка. Руководители и ведущие эксперты из сферы внешкольного образования девяти постсоветских стран встретились онлайн, чтобы обсудить последствия дистанта, проблемы и точки роста.
Дело рук самих утопающих
Внешкольное образование по всему миру переживает похожие проблемы: из-за пандемии у государства «не дошли руки» ни до поддержки, ни до организации учебы в дистанте. Это происходит и в Америке, и в Европе, и в Африке. Правительства спасают школу. Дополнительному образованию внимания и ресурсов практически не достается. Тем более, в отличие от России, это почти целиком коммерческий сектор. Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Иван Иванов сравнил, как похожие проблемы решают во многих странах.
Богатые и бедные поделились по кружкам
Кружки и секции — территория неравенства для российских детей и подростков. Если школа еще пытается создать всем равные условия, то в секторе дополнительного образования инструментов для этого пока нет. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Инобра ВШЭ изучили факторы, из-за которых у разных детей не только разные возможности, но и разные запросы — чем заниматься вне школы. Статья Сергея Косарецкого и Ивана Иванова опубликована в журнале IJREE — International Journal for Research on Extended Education, выходящем в Германии. Это первая попытка систематизировать российские данные о неравенстве в этой сфере, чтобы начать поиск решения проблемы.