Щеглова Ирина Александровна
- Младший научный сотрудник:Институт образования / Центр социологии высшего образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 2 года.
Полномочия / обязанности
- Координирование проекта "Студенческий опыт в исследовательском университете";
- Участие в составлении программы работ, определении методов и средств их проведения, практических рекомендаций по использованию результатов,
- Сбор, обработка, анализ и обобщение научной и экспертно-аналитической информации, передового отечественного и зарубежного опыта, результатов экспериментов и наблюдений,
- Участие во внедрении результатов исследований и разработок.
Образование, учёные степени
- 2021Кандидат наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2014
Магистратура: Кентский университет, специальность «Оценка Образования», квалификация «Магистр в сфере образования»
- 2013
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2011
Специалитет: Курский государственный университет, специальность «Перевод и переводоведение», квалификация «Лингвист. Переводчик»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
апрель 2019 научно-исследовательская стажировка в Калифорнийском университете Беркли
октябрь-декабрь 2017 научно-исследовательская стажировка в Калифорнийском университете Беркли
октябрь 2015 EAIE трейнинг "Overcoming credential evaluation challenges" университет Ка'Фоскари Венеция, Италия
июнь 2013 Летняя школа "Creating new Universities" НИУ ВШЭ
март 2013 Весенняя школа "Advanced data analysis" GESIS Кельн, Германия
Достижения и поощрения
Стипендия Фулбрайт 2013-2014
Стипендия DAAD 2010
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2023-2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022-2023, 2021-2022)
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2021

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2022)
Категория "Новые исследователи" (2019)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар «Опросные методы в медиаисследованиях» (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 2 семестр)Рус
- Семинар наставника и экспертов ИО "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
Гранты
Грант РФФИ "Экспансия" 2019
Грант РФФИ "Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, выполняемых молодыми учеными" 2019
Конференции
- 2020
Praxis Symposium III (онлайн). Доклад: Student Extracurricular Engagement and Critical Thinking Skills in Russia
- 2019Middle-Term Conference Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA) (Москва). Доклад: Departure Puzzle of Russian Students: Students Attrition in Russia
- BERA Annual Conference 2019 (Manchester). Доклад: Student Attrition in Russia
- X Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Ценностные ориентиры студентов НИУ ВШЭ: динамика и сравнение с российской молодежью
- 2018XIX Международная апрельская конференция. Доклад: Студенческая вовлеченность в академическую, научную и внеучебную деятельность как фактор развития навыка критического мышления
- GradSERU Symposium (Ганновер, Германия). Доклад: Is Doctoral Education Fit for Purpose?
- CHER 31st Annual Conference: Differentiation and Integration in Higher Education: Patterns and Dynamics (Москва). Доклад: Relationships between Student Engagement in Extracurricular Activities and the Development of Learning Outcomes
- Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Кросс-культурное сравнение студенческой вовлеченности
- Association for Studies of Higher Education (ASHE) Conference (Тампа). Доклад: Do Effects of Student Engagement on the Development of Generic Skills Differ across Nations? The Comparison of Individualistic and Collectivistic Countries
- Международная научная конференция "eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018" (eSTARS) (Москва). Доклад: Детерминанты успешного прохождения онлайн-курсов
20235
- Статья Lange C., Gorbunova A., Shcheglova I., Costley J. Direct instruction, worked examples and problem solving: The impact of instructional strategies on cognitive load // Innovations in Education and Teaching International. 2023. Vol. 60. No. 4. P. 488-500. doi
- Статья Maloshonok N., Shcheglova I. Do the effects of student engagement on the development of generic skills differ across nations? // European Journal of Higher Education. 2023. Vol. 13. No. 1. P. 80-101. doi
- Статья Maloshonok N., Shcheglova I., Zhuchkova S. Undergraduates' orientations towards student-university relationships: Measurement and associations with student characteristics and engagement // Higher Education Quarterly. 2023 doi (в печати)
- Книга Груздев И. А., Косарецкий С. Г., Иванов И. Ю., Щеглова И. А., Дремова О. В., Макарьева А. Ю. Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков (5 том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека») / Науч. ред.: И. А. Груздев. НИУ ВШЭ, 2023.
- Книга Щеглова И. А., Дремова О. В., Бабаева Дж. Ландшафт внеучебной деятельности студентов российских вузов / Науч. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль. Т. 9. Вып. 51. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
20226
- Статья Maloshonok N., Vilkova K., Shcheglova I. If I ignore it, maybe it will go away: how Russian engineering students perceive the gender inequality issue // European Journal of Engineering Education. 2022. Vol. 47. No. 6. P. 1315-1334. doi
- Глава книги Shcheglova I., Vilkova K., Dremova O. Online Learning: Expectations versus Reality, in: Digital Transformation and Disruption of Higher Education. Cambridge University Press, 2022. doi Ch. 3. P. 22-33. doi
- Книга Щеглова И. А., Дремова О. В. Внеучебная деятельность как фактор академической успешности студентов / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль. Т. 10. Вып. 27. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Малошонок Н. Г., Щеглова И. А., Вилкова К. А., Абрамова М. О. Гендерные стереотипы и выбор инженерно-технического направления подготовки // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 149-186. doi
- Статья Малошонок Н. Г., Щеглова И. А., Вилкова К. А., Абрамова М. О. Как привлечь девушек в STEM и помочь им добиться успеха: обзор практик преодоления гендерных стереотипов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 63-89. doi
- Статья Дремова О. В., Щеглова И. А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 27-37. doi
20215
- Статья Vilkova K., Shcheglova I. Deconstructing self-regulated learning in MOOCs: In search of help-seeking mechanisms // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. No. 1. P. 17-33. doi
- Глава книги Maloshonok N., Shcheglova I. From “Customer” to “Partner”: Approaches to Conceptualization of Student-University Relationships, in: Student Support Services. University Development and Administration. Singapore : Springer, 2021. doi doi
- Статья Li G., Shcheglova I., Bhuradia A., Li Y., Loyalka P., Zhou O., Hu S., Yu N., Ma L., Guo F., Chirikov I. Large-scale international assessments of learning outcomes: balancing the interests of multiple stakeholders // Journal of Higher Education Policy and Management. 2021. Vol. 43. No. 2. P. 198-213. doi
- Статья Vilkova K., Shcheglova I., Dremova O. The Challenges of Distance Learning to Student Mental Health // Higher Education in Russia and Beyond. 2021. Vol. 27. No. 2. P. 12-14.
- Статья Корнеенко Т. Н., Щеглова И. А. Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 82-99. doi
20204
- Статья Shcheglova I., Gorbunova E., Chirikov I. The role of the first-year experience in student attrition // Quality in Higher Education. 2020. Vol. 26. No. 3. P. 307-322. doi
- Статья Н. Г. Малошонок, И. А. Щеглова Модели организации обучения студентов в университете: основные представления, преимущества и ограничения // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2(2022). С. 107-120. doi
- Статья Малошонок Н. Г., Щеглова И. А. Роль гендерных стереотипов в отсеве студентов инженерно-технического профиля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 273-292.
- Книга Дремова О. В., Щеглова И. А. Учебные сообщества на базе общежитий: опыт зарубежных вузов и возможности реализации в России Вып. 18(48). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
20193
- Статья Shcheglova I. Can Student Engagement in Extracurricular Activities Facilitate the Development of Their Soft Skills? // Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomichekie i Sotsial'nye Peremeny. 2019. No. 6. P. 111-121. doi
- Статья Shcheglova I., Koreshnikova Y., Parshina O. The Role of Engagement in the Development of Critical Thinking in Undergraduates / Пер. с рус. // Educational studies. 2019. Vol. 1. No. 1. P. 264-289.
- Статья Щеглова И. А., Корешникова Ю. Н., Паршина О. А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264-289. doi
20186
- Статья Shcheglova I. A Cross-Cultural Comparison of the Academic Engagement of Students / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2018. Vol. 60. No. 8-9. P. 665-681. doi
- Статья Semenova T., Vilkova K., Shcheglova I. The MOOC Market: Prospects for Russia / Пер. с рус. // Educational studies. 2018. No. 2. P. 173-197.
- Статья Щеглова И. А. Кросс-культурное сравнение учебной вовлеченности студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. С. 155-164. doi
- Статья Щеглова И. А. О роли критического мышления в зарубежных образовательных системах // Наука и школа. 2018. № 6. С. 193-200.
- Статья Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Рынок МООК: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197. doi
- Статья Щеглова И. А. Этические и правовые аспекты использования данных из социальных медиа // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. С. 81-87. doi
20173
- Препринт Shcheglova I., Thomson G., Merrill M. Fostering Global Competence Through Internationalization at American Research Universities / University of California, Berkeley. Series CSHE.10.17 "Research & Occasional Paper Series". 2017.
- Глава книги Щеглова И. А. Сбор и анализ данных из социальных сетей // В кн.: Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15—16 марта 2017 г. М. : ВЦИОМ, 2017. С. 1639-1642.
- Глава книги Щеглова И. А. ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОПРОСНИКА // В кн.: Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15—16 марта 2017 г. М. : ВЦИОМ, 2017. С. 1632-1638.
20131
Информация*
- Общий стаж: 10 лет
- Научно-педагогический стаж: 2 года
- Преподавательский стаж: 1 год 2 месяца
Студентам скучно: учиться в вузе интересно лишь каждому десятому
Вузы в России не улавливают, что нужно студентам, их традиционные практики не очень отвечают современным запросам: такой вывод делают исследователи Инобра. В Центре социологии высшего образования провели опрос более тысячи студентов, чтобы понять, какой тип отношений обычно строят с вузом и как это влияет на активность в учебе.
Общежитие – перевалочный пункт или среда для учебы?
Как помочь студентам развивать навыки и социальные связи? Нужно ли это сделать только в аудитории? Исследователи Центра социологии высшего образования Оксана Дремова и Ирина Щеглова рассказали об идее учебных сообществ на базе общежитий. Если вузы заинтересуются этой концепцией, можно ждать рост успеваемости среди студентов, как произошло во многих зарубежных университетах.
STEM Not for Women?
How gender stereotypes stop women from becoming programmers and engineers
Не женского ума дело?
Как гендерные стереотипы мешают девушкам стать программистами и инженерами
Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы
Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».
Odds of Success
How engagement in student clubs helps undergraduates find good employment
Одной учебы мало
Академическая успеваемость (оценки по предметам) студентов не связана напрямую с развитием у них критического мышления – одного из ключевых «навыков XXI века». Вопреки устоявшемуся мнению, что научить чему-то можно прежде всего на занятии, не менее важную роль в развитии критического мышления играют также другие формы активности, в том числе, внеучебная – например, участие студентов в работе клубов, секций, объединений и т.д.
Шансы на успех
Как участие в студенческих клубах
помогает хорошо трудоустроиться
How Political Whims and Woes Have Afflicted Education Internationalization
It was back into the summer of 2018 when Dr. Hans de Wit, a renowned authority on global higher education, came up with a call for essays on the achievements and failures of academic internationalization over the past quarter-century to be featured in University World News. Irina Shcheglova, researcher at the IOE Center for the Sociology of Higher Education, was only too enthralled to take up this challenge.
Как политические игры повлияли на интернационализацию высшего образования
Прошлым летом эксперт в сфере международного образования Ханс де Вит объявил о приеме публикаций в научно-популярное издание University World News на тему «Успехи и провалы политики интернационализации за 25 лет». В последнем выпуске издания вышло эссе Ирины Щегловой, научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ (Центр социологии высшего образования), в котором она рассуждает о роли политики в процессе интернационализации.
Конференция ASHE: чем полезна исследователю?
В городе Тампа (штат Флорида, США) завершилась ASHE – одна из самых известных и авторитетных научных конференций в сфере высшего образования. В этом году в ней приняли участие более 1400 исследователей, администраторов и практиков со всего мира. В числе участников была Ирина Щеглова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ. Она выступила с докладом «Различается ли влияние студенческой вовлеченности на формирование навыков студентов в разных странах?», в котором представила предварительные результаты исследования, проведенного совместно с Натальей Малошонок. По мнению Ирины, участие в конференции ASHE может стать ценным опытом для сотрудников и аспирантов Инобра и заинтересовать исследованиями аспирантов иностранных коллег, изучающих близкие темы.
‘When there’s a good opportunity for a research internship abroad, just don’t miss out’
IOE doctoral student Irina Shcheglova has recently completed her internship with the Center for Studies in Higher Education at the University of California Berkeley (the USA). Immediately after she returned to Moscow, Irina was thrilled to finally share with IOE fellows about the academic experiences she has gained and her overall impressions of this trip.
Как правильно планировать стажировку
В конце декабря аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Ирина Щеглова вернулась с исследовательской стажировки в Калифорнийском университете в Беркли. Ирина рассказывает о своих впечатлениях и делится опытом организации поездки.
Exploring University Internationalization and Student Global Competence Gains
A paper co-authored by IOE doctoral scholar Irina Shcheglova, which analyzes how US universities’ expanding international agendas relate to student global competence additions, has been published in the online repository of UC Berkeley’s Center for Studies in Higher Education.
«Украденные велосипеды» послужат на благо Вышки
Подведены итоги конкурса «Воровство велосипедов», участники которого предложили внедрить в НИУ ВШЭ полезные практики, доказавшие свою эффективность в других российских или зарубежных университетах. В числе проектов-победителей, авторы которых будут награждены в начале декабря, – новые подходы к написанию выпускных квалификационных работ, к организации пространства в учебных аудиториях, к представлению отчетов за командировки.
Лето – лучшее время для представления научных результатов
Сотрудники ЦСВО приняли участие в двух ведущих конференциях в сфере образования и методологии проведения исследований: CHER и ESA.
Что ждет аспирантов после поступления?
Поступая в аспирантуру, далеко не все молодые ученые хорошо представляют, чем конкретно им предстоит заниматься в ближайшие три года. Психологически многие из них еще являются студентами. Но цель обучения в аспирантуре – научиться заниматься научной работой. О том, как прошел первый год обучения, рассказывают аспиранты Института образования ВШЭ.
International Summer Schools 2017: A Fascinating Journey of Learning and Discovery
At the HSE Institute of Education, young scholars always strive to advance their competence and community integration by making out the best of the opportunities each summer’s learning & networking agenda affords. This year, IOE analysts Irina Shcheglova and Alexey Egorov took part in international summer schools for multidisciplinary social researchers held in St. Petersburg, Russia and Barcelona, Spain.
От новых методов к новым гипотезам
Образование можно изучать с точки зрения разных наук и с помощью разных методов. Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ используют летнее время для повышения своей исследовательской квалификации: о летних школах в Санкт-Петербурге и Барселоне рассказывают Ирина Щеглова и Алексей Егоров.
Симпозиум международного консорциума SERU-I "Политика и стратегия в новую эру образования"
С 15 по 17 июня 2017 в Ратгерском университете в США прошел симпозиум международного консорциума “Студенческий опыт в исследовательском университете” SERU-I, посвященный перспективам и вызовам высшего образования в мире. Сотрудники центра, курирующие проект SERU-I: Чириков Игорь, Бекова Сауле и Щеглова Ирина, приняли участие в симпозиуме.