• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Украденные велосипеды» послужат на благо Вышки

Подведены итоги конкурса «Воровство велосипедов», участники которого предложили внедрить в НИУ ВШЭ полезные практики, доказавшие свою эффективность в других российских или зарубежных университетах. В числе проектов-победителей, авторы которых будут награждены в начале декабря, — новые подходы к написанию выпускных квалификационных работ, к организации пространства в учебных аудиториях, к представлению отчетов за командировки.

В отличие от многих других творческих конкурсов, где ценится новизна идеи и недопустимы заимствования, участникам конкурса «Воровство велосипедов», напротив, предложили «подсмотреть» интересные практики в других вузах и «примерить» их к реалиям Вышки. «Изобретать велосипеды не будем — просто возьмём напрокат покататься, — разъяснялось на сайте конкурса. — Если понравится — оставим себе».

Конкурс проводился в шести номинациях, в нем могли участвовать студенты, аспиранты и сотрудники ВШЭ.

В номинации «Практика в области НИР» победителем стала Оксана Боровая, студентка 2-го курса магистерской программы «Демография».

Она предложила дать студентам возможность выбирать формат итоговой аттестации: традиционную дипломную работу (магистерскую диссертацию), научную статью для рецензируемого журнала или краткую научно-исследовательскую работу для поступления в аспирантуру в России или за рубежом. По мнению автора проекта, это приведет к росту числа студенческих публикаций, а также увеличению количества и улучшению качества подготовки абитуриентов магистратуры и аспирантуры. Идея «подсмотрена» в Европейской докторской школе по демографии.

В номинации «Практика в области продвижения НИУ ВШЭ» победил аспирант факультета бизнеса и менеджмента Александр Лебедев.

Он предложил дополнить буквенно-цифровую навигацию отремонтированного комплекса зданий Вышки на Покровском бульваре уникальными названиями аудиторий, коридоров и общественных пространств, взяв за основу названия университетов, с которыми Вышка сотрудничает. Например, в районе МИЭФ названия должны быть английскими, в районе Школы востоковедения — восточными. Так в комплексе будет проще ориентироваться, а иностранным студентам будет приятно. Идея «подсмотрена» в МГИМО, где коридоры названы в честь известных в мире улиц.

Александр Ларионов, старший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики, победитель в номинации «Практика по работе со студентами и выпускниками», предложил организовать в Вышке сервис, с помощью которого студенты могли бы учить друг друга иностранным языкам. Например, русскоязычный студент пишет оператору сервиса, что хотел бы найти партнера, который поможет ему выучить китайский, а он, в свою очередь, поможет ему выучить русский. Получив аналогичную заявку от китайского студента, желающего выучить русский, оператор знакомит их. Практика «подсмотрена» в Свободном университете Берлина, где автор учится на программе PhD.

По мнению Игоря Макарова, доцента факультета мировой экономики и мировой политики, победителя в номинации «Образовательная практика», ВШЭ до сих придерживается консервативного подхода при расстановке мебели в аудиториях — столы, как правило, стоят в несколько рядов. В то же время мировой опыт показывает, что нетрадиционное расположение мебели оказывает позитивное воздействие на результаты образовательного процесса.

За годы работы в Вышке автор посетил десятки университетов мира, в том числе в США, Китае, Швейцарии, Испании, и везде, даже в старых кампусах американских университетов, видел, что от всеобщей практики расстановки столов рядами вузы отказались. Иное же расположение — например, круговое или кластерное — позволит всем студентам активнее участвовать в образовательном процессе, исключает доминирующую роль преподавателя, облегчает организацию дискуссий и работу в группах.

В номинации «Взаимодействие с государственным и частным сектором» победила Анна Мотина, студентка 1-го курса образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».

Она предложила администрации ВШЭ заключить договор о сотрудничестве с каким-нибудь фитнес-клубом, расположенным неподалеку от корпусов университета. Количество его посетителей резко возрастет, к тому же ВШЭ могла бы рекламировать его в социальных сетях, и за это студентам предоставлялась бы скидка, отличникам — максимальная. При всем богатстве возможностей, которые представляет ВШЭ в части занятий физкультурой и спортом, многие студенты не отказались бы и от посещения фитнес-клуба, что, по мнению автора проекта, повысило бы привлекательность Вышки в глазах абитуриентов. Эту идею уже взяли на вооружение в РГГУ.

И наконец, победитель в номинации «Административная практика» Ирина Щеглова, аспирант Института образования ВШЭ, предложила создать в Вышке онлайн-окно, в которое сотрудники могли бы подавать отчеты о командировках. Она утверждает, что на сегодняшний день проверка финансовых отчетов и возврат командировочных расходов зачастую длится более месяца, а при наличии единого онлайн-окна процесс шел бы быстрее. Каждому отчету присваивался бы номер, и сотрудники могли бы проверять его статус в режиме онлайн, не тратя время на звонки и визиты в бухгалтерию. Таким образом, удастся сэкономить время и нервы как сотрудников бухгалтерии, так и сотрудников, отчитывающихся за поездки.

«Вышка всегда была международно-ориентированным университетом и не стеснялась учиться у других. Конкурс «Воровство велосипедов» — как раз об этом, — говорит член жюри конкурса, проректор ВШЭ Игорь Чириков. — Мы хотели, чтобы его участники «подсмотрели» в других вузах интересные практики, находки, которые ВШЭ могла бы взять на вооружение. Конкурс показал, во-первых, что таких практик много, и, во-вторых, что в нашем университете есть что модернизировать. Велосипед недостаточно украсть — нужно научиться на нем ездить. Было бы очень полезно внедрить многое из того, что предложили участники конкурса, причем в самое ближайшее время. Часть проектов может быть осмыслена в рамках программы «Административный кадровый резерв». В ряде случаев возможны ресурсные ограничения — их нужно просчитывать и выбирать оптимальные решения».

Победители конкурса получат велосипеды с логотипом Вышки и вороненком. Церемония награждения состоится в начале декабря в рамках общеуниверситетского мероприятия, посвященного 25-летнему юбилею ВШЭ. Участники конкурса, не вошедшие в число победителей, также получают памятные подарки от Вышки. Их можно забрать в рабочее время в Дирекции по связям с общественностью и информационным ресурсам (ул. Мясницкая, д. 18, 5-й этаж, правое крыло). О визите лучше предупредить заранее, написав на адрес 25@hse.ru.

Вам также может быть интересно:

«Год в истории»: 2008

Этот год помнится прежде всего как год мирового финансового кризиса, который по масштабам уступал лишь Великой депрессии (но, к счастью, довольно быстро закончился). Кроме того, на слуху были сомалийские пираты, а еще — первый запуск Большого адронного коллайдера. Вышка же начала разрабатывать новую программу развития, по которой живет до сих пор.

Россия. Символы эпох: 1990-2017

Чаще всего история России, в том числе новейшая, рассматривается сквозь призму политики. О других сторонах жизни вспоминают реже. Идея антиюбилейного проекта сотрудников Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ — посмотреть на историю страны глазами потребителей.

«Год в истории»: 2007

Будущее пришло не совсем в том виде, в каком его ожидали: вместо космических путешествий и летающих автомобилей появились смартфоны. Самый известный из них — айфон — вышел именно в 2007 году. Из других важных событий года — введение в России материнского капитала и воссоединение двух православных церквей, разделенных с советского времени. Вышка же продолжила открывать новые факультеты — на этот раз факультет математики.

«Год в истории»: 2006

В Солнечной системе — революционные изменения: Плутон перестал считаться планетой. На Земле Северная Корея обзавелась ядерным оружием, а человечество сходит с ума по тайным обществам и загадкам, придуманным Дэном Брауном. И только в Вышке — хорошие новости: здесь формируется Кадровый резерв, который поможет новым сотрудникам университета с адаптацией и карьерным ростом.

«Год в истории»: 2005

К этому времени в России между вузами обострилась конкуренция за преподавателей, и перед Вышкой встал вопрос, как ее выиграть. Решение нашлось в виде академических надбавок сотрудникам за научные результаты. Мировое сообщество тем временем пытается остановить изменение климата с помощью Киотского протокола и разрешить вал конфликтов, которые возникли из-за публикации карикатур на пророка Муххамеда.

«Важность человека определяется не его должностью, а результатом его работы»

В проекте «Наука в Вышке: и для школы, для жизни» проректор ВШЭ Мария Юдкевич рассказала о том, как она пришла в университет, начала заниматься институциональной экономикой, и каким образом административная работа помогает ей изучать высшее образование.

ВШЭ открыла на Хитровской площади экспозицию, посвященную истории этого места

Выставка стала частью проекта «Университет, открытый городу» и приурочена к антиюбилею ВШЭ. Она расскажет москвичам об истории Хитровки и ее окрестностей, а также покажет, как выглядел каждый объект в прошлом.

«Год в истории»: 2004

В этот год случилось цунами, которое унесло сотни тысяч жизней, и произошел один из самых страшных терактов — захват школы в Беслане. Но были и хорошие новости: например, Марк Цукерберг придумал Facebook, а в Вышке создали Научный фонд, благодаря которому сотрудникам стало проще ездить на конференции и заниматься научными исследованиями.

Заслуги сотрудников НИУ ВШЭ отмечены Правительством Москвы

По решению мэра Москвы Сергея Собянина в связи с 25-летием университета поощрены 14 человек.

«Год в истории»: 2003

В этот год Пол Маккартни впервые приехал с концертом в Россию, математик Григорий Перельман решил одну из «задач тысячелетия» (и не взял положенный ему за это миллион), а в Санкт-Петербурге отметили 300-летие города. В Вышке же образовалась коллегия ординарных профессоров.