Патаракин Евгений Дмитриевич
- Профессор:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Академический руководитель образовательной программы:Цифровая трансформация образования
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
- Научно-педагогический стаж: 26 лет.
Полномочия / обязанности
Выполняет обязанности ведущего эксперта, профессора и академического руководителя образовательной программы "Цифровая трансформация образования"
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2017Доктор педагогических наук: Московский городской педагогический университет, специальность Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки), тема диссертации: Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования
- 2010Ученое звание: Доцент
- 1984
Специалитет: Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, специальность «Биология», квалификация «Биолог. Преподаватель биологии и химии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Приглашенный исследователь в Concord Consortium по программе RSEP-2003. Январь - май 2003
Старшие преподаватели курса Intel TEO Summit, June 18-23 in Atlanta, GA, 2007
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Леперт М. В. Моделирование совместной деятельности студентов и преподавателей ВУЗов по подготовке совместных статей и проектов на основе цифровых данных (aспирантура: 1-й год обучения)
- 2Обухов С. П. Влияние совместной учебной деятельности на формирование вычислительного мышления (aспирантура: 3-й год обучения)
- 3Болтышев М. Г. Влияние элементов игрофикации на практико-ориентированный учебный процесс в цифровой среде (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Построение сетевых сообществ (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Семинар наставника "Цифровая трансформация образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Анализ данных в R (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Цифровая трансформация образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Построение сетевых сообществ (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
20092
- Статья Патаракин Е. Д. От использования контента к совместному творчеству. Анализ сетевого проекта Летописи.ру // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 114-128.
- Книга Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
20111
20122
- Глава книги Patarakin Y., Visser L. New Tools for Learning - The Use of Wiki's, in: Trends and Issues in Distance Education 2nd Edition: International Perspectives (Perspectives in Instructional Technology and Distance Education). Publisher Information Age Publishing, 2012.
- Статья Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б., Буров В. В. Продвижение социальных инноваций через общественное конструирование документов // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15. № 2. С. 517-535.
20151
20172
- Глава книги Patarakin Y. Wikigrams-Based Social Inquiry, in: Digital Tools and Solutions for Inquiry-Based STEM Learning Vol. 1. IGI Global, 2017. doi P. 112-138. doi
- Статья Патаракин Е. Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 3. С. 309-329.
20185
- Глава книги Patarakin Y., Burov V. Assemblage of Educational Policies and Educational Practices, in: 2018 Fifth International Conference on eDemocracy & eGovernment (ICEDEG). , 2018. doi P. 371-374. doi
- Статья Патаракин Е. Д. АГЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Искусственные общества. 2018. Т. 13. № 4. С. 10. doi
- Статья Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б., Сотникова А. Л. БАЗОВЫЕ ФРЕЙМВОРКИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА УЧИТЕЛЯ // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 67-76. doi
- Статья Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: МЫШЛЕНИЕ, УЧАСТИЕ И РЕФЛЕКСИЯ // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 4. С. 502-523.
- Статья Патаракин Е. Д. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Школьные технологии. 2018. № 4. С. 56-71.
20194
- Книга Patarakin Y., Parandekar S. D., Yayla G. Children Learning to Code: Essential for 21st Century Human Capital. World Bank Group, 2019.
- Глава книги Patarakin Y., Burov V., Yarmakhov B. Computational Pedagogy: Thinking, Participation, Reflection, in: Digital Turn in Schools—Research, Policy, Practice: Proceedings of ICEM 2018 Conference. Singapore : Springer, 2019. doi P. 123-137. doi
- Книга Патаракин Е. Д., Парандекар С., Яйла Г. Обучение детей программированию: залог развития человеческого капитала в XXI веке. Руководство для российских законодателей и практиков в области образования. М. : Алекс (ИП Поликанин А.А.), 2019.
- Статья Патаракин Е. Д., Вачкова С. Н. СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НАД ЦИФРОВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4(50). С. 101-112. doi
20208
- Глава книги Kupriyanov R., Lavrenova E., Patarakin Y., Yarmakhov B. A Recommendation System For Building School Teachers’ Multidisciplinary Skills, in: Dialogue of Cultures - Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, 2020. doi P. 1212-1221. doi
- Глава книги Vachkova S. N., Patarakin Y., Petryaeva E. Y. CONTENT QUALITY OF LESSON SCENARIOS IN MOSCOW E-SCHOOL, in: THEORY AND PRACTICE OF PROJECT MANAGEMENT IN EDUCATION: HORIZONS AND RISKS International Scientific and Practical Conference. SHS Web of Conferences, 2020. doi
- Глава книги Patarakin Y., Burov V. Using of Automatically and Semi-automatically Generated Diagrams in Educational Practice, in: Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia. EGOSE 2019 (Communications in Computer and Information Science) Vol. vol 1135. Springer, 2020. doi P. 308-319. doi
- Книга Фрумин И.Д., Карлов И.А., Патаракин Е.Д., Кожевников Н.А., Швиндт А.Н., Шонов Д.О., Киясов Н., Ковалев В. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ Вып. 10 (40). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Глава книги Патаракин Е. Д. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ НАД ОБЪЕКТАМИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕННЫХ СООБЩЕСТВАХ NETLOGO И STARLOGO // В кн.: Большие данные в образовании. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Экон-Информ, 2020. С. 71-78.
- Глава книги Патаракин Е. Д. Ремиксы образовательных практик // В кн.: Образование и Город: практики соучаствующего проектирования. Сборник статей по итогам Второго ежегодного международного симпозиума. Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2020. С. 209-218.
- Глава книги Парандекар С., Патаракин Е. Д. Современный аспект универсальной инструментальной грамотности: Программирование. // В кн.: Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под общ. ред.: М. С. Добрякова, И. Д. Фрумин. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. doi Гл. 12. С. 371-394. doi
- Книга Карлов И.А., Ковалев В., Кожевников Н.А., Патаракин Е.Д., Фрумин И.Д., Швиндт А.Н., Шонов Д.О. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме Вып. 4 (34). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
20216
- Глава книги Patarakin Y., Vachkova S. N., Burov V. Agent-based modeling of teacher interaction within a repository of digital objects, in: The Third Annual International Symposium “Education and City: Education and Quality of Living in the City” (Education and City 2020) Vol. 98. SHS Web of Conferences, 2021. doi Ch. 05013. P. 1-7. doi
- Глава книги Vachkova S. N., Petryaeva E. Y., Patarakin Y. Typology of schools operating in the Moscow Electronic School system based on the analysis of network indicators, in: The Third Annual International Symposium “Education and City: Education and Quality of Living in the City” (Education and City 2020) Vol. 98. SHS Web of Conferences, 2021. doi Ch. 03001. P. 1-8. doi
- Статья Патаракин Е. Д. Агентное моделирование образовательных организаций и образовательных сообществ // Педагогическое образование и наука. 2021. № 5. С. 69-74.
- Статья Патаракин Е. Д., Буров В. В. Анализ Стратегий Командного Поведения Участников Проектов Совместной Деятельности, Соответствующих Целям Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН В Области Образования Для Устойчивого Развития // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2021. Т. 17. № 3. С. 90-109.
- Статья Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 4. С. 347-359. doi
- Глава книги Патаракин Е. Д. Выращивание и Анализ Данных в Веб // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Ч. 2. Сибирский федеральный университет, 2021. С. 238-242.
20222
- Статья Патаракин Е. Д., Буров В. В. "НЕЗРИМЫЙ КОЛЛЕДЖ" МЭШ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 2. С. 38-52. doi
- Книга Баженова С. А., Вознесенская Н. В., Гриншкун В. В., Заславская О. Ю., Лавренова Е. В., Патаракин Е. Д., Теплякова А. Ю., Шунина Л. А., Ярмахов Б. Б. Разработка и внедрение эффективных практик цифровой дидактики в онлайн-обучение. Воронеж : ООО "Издательство "Научная книга", 2022.
20231
Опыт работы
Институт Системных проектов МГПУ. Ведущий научный сотрудник с 2016 г.
Руководитель проектов «Разработка модели формирования и сопровождения педагогических сообществ как ресурса обсуждения и реализации городской образовательной политики» (2016 - 2017), «Разработка и апробация модели государственно-общественного управления образованием (на примере деятельности общественных объединений системы столичного образования)» (2017 – 2018), «Анализ поведения участников образовательных отношений в сообществах МЭШ», «Разработка механизмов координации деятельности образовательных сообществ на основе многоагентного моделирования совместного создания и использования цифрового контента» (2019 - 2020)
Всемирный Банк. Консультант проекта «Children Learning to Code: Essential for 21st Century Human Capital» 2018 – 2020
ННГУ - Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Профессор кафедры психологии управления 2019 - 2020
OOO ВикиВот! Директор по технологиям работы с сетевыми сообществами с 24 апреля 2011 г - апрель 2019
Фонд Общественное Мнение Ведущий специалист с 1 апреля 2009 года - апрель 2011
Нижегородский государственный педагогический университет
Доцент кафедры информатики с 2004 года по 1 сентября 2015 г. Научный руководитель мадиалаборатории НГПУ с 2008 года
Руководитель проекта Исследование среды повсеместного мобильного обучения, Аналитическая ведомственная целевая программа "Развитие научного потенциала высшей школы", 2009 - 2011 Учебные курсы: «Модели многоагентных сообществ в естественно-научном образовании».
Институт программных систем РАН
Заведующий лабораторией учебных коммуникаций с 1995 г. по 2009 г. Руководитель более 25 проектов, получивших поддержку российских и зарубежных фондов. Среди них: 2005 «Сетевые сообщества и обучение» РГНФ 05-06-16024д. 2001 - 2002 "Педагогика региональных сетевых сообществ" - РГНФ No. 01-06-00166а, 1996 - 1997 Галерея современного российского компьютерного искусства РГНФ N 96-04-12067B 1998 Формирование в Переславле-Залесском единого образовательного организма, объединенного виртуальными связями" РФФИ N 98 019 1996
Информация*
- Общий стаж: 38 лет
- Научно-педагогический стаж: 26 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Cетевой анализ расскажет о школе больше учителей
Когда люди вместе работают над какими-либо проектами или используют идеи друг друга – остаются цифровые следы. Анализ этих следов открывает массу возможностей в образовании: можно оценивать активность учеников в проектной работе, типологизировать школы, наблюдать за тем, где и как рождаются сообщества педагогов. На открытом семинаре ВШЭ Евгений Патаракин, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ, и Светлана Вачкова, директор Института системных проектов МГПУ, рассказали о модели анализа цифровых следов учителей и учеников.
Семинар «Цифровые следы и их сетевой анализ»
9 февраля в 15:00 Евгений Дмитриевич Патаракин, доктор педагогических наук, профессор, ведущий эксперт, академический руководитель образовательной программы «Цифровая трансформация образования» Института образования, проведет семинар на тему «Цифровые следы и их сетевой анализ». Организатором семинара является АНО «Информационная культура».