Люди ищут смыслы или как сохранить и приумножить самый главный капитал компании
Екатерина Голубкина - Executive коуч, психолог, психодинамический организационный консультант. Старший преподаватель, супервизор и директор по развитию Магистерской программы "Психоанализ и бизнес-консультирование", старший партнер в компании Subcon Business Solutions.
Темой вовлеченности сотрудников компании занимаются не одно десятилетие. Я погрузилась в эту тему когда начала работать в представительстве Боинга(Boeing Russia), в 2005 году. Задача стояла крайне амбициозно - зажечь сердца и глаза сотрудников, которые работали в офисном пространстве компании, но являлись при этом сотрудниками контрактных организаций. Т.е. инструменты материальной мотивации в арсенале отсутствовали. Опыт головной компании в штатах маячил большим и разнообразным опытом - вовлечение команд vs индивидуальная вовлеченность сотрудников. Идеология, инструменты, подходы - различались, каждое из направлений претендовало на истину. Помог здравый смысл и опыт прошлых лет. Причем именно опыт советских времен, в которых идеологии вовлеченности уделялось огромное внимание. На тот момент я на практике вывела следующие важные для формирования приверженности и вовлеченности составляющие:
- Идеология. Миссия, видение, ценности - должны быть сформированы топ-менеджментом, предельно понятно/кратко/ярко сформулированы и озвучены в компании.
- Коммуникации. Встречи топов с сотрудниками, информационные письма о событиях/целях/результатах, корпоративная газета, портал - доступные, интересные, эмоционально окрашенные.
- Система обратной связи. Возможность в любой момент задать любой вопрос любому эксперту/руководителю и оперативно получить ответ. Плюс регулярное исследование по ключевым областям для компании, аналитика и обязательное донесение результатов до участников исследования.
- Система подачи и внедрения инновационных идей. Возможность оперативно и прозрачно предложить идею, лидировать ее реализацию.
- Развитие и обучение. Система профессионального развития (обязательные тренинги и сертификация), развитие личного/управленческого потенциала, формирование планов по улучшениям по итогам исследования и годовой оценки результатов работы.
- Признание. Нематериальные инструменты поощрения не только достижений, но и ярких проявлений поведения сотрудников в компании.
Для себя этот этап эволюционного развития темы вовлеченности я определяла как "работа - стиль жизни". Считаю, что человеку доступно делать то, что он любит больше всего, не разделяя жизнь и работу. Я всегда верила в то, что жизнь не делится на "работу" и "не работу" и всё связано и имеет единый фундамент. Этот фундамент - "я", из которого возникают уже архитектурные (порой причудливые) строения. Невозможно настроить "деловое", если ты внутри весь "переломан". Но ничто не стоит на месте :) Следующим этапом в развитии темы вовлеченности и смыслов стала возможность поработать в пространстве семейного фонда Рубена Варданяна. Совсем иная профессиональная область - образовательные и благотворительные проекты, иная культура взаимоотношений и бизнес-процессов, отсутствие жестких корпоративных границ, большая свобода действий, совершенно иной уровень доверия. Реальный пример того, что без собственного якоря и стержня невозможно комфортно ощущать себя в такой системе взаимоотношений и процессов. В таких пространствах жизненно важна собственная эмоциональная зрелость и долгосрочный ориентир на пути к цели, а лучше к мечте.
Сейчас, на мой взгляд, компании бегут по наторенной дорожке - оптимизируют численность, сокращают расходы, ужесточают стиль управления и взаимодействия. Мол, кризис, бойтесь потерять работу. Это парализует потенциал людей. Стресс от внешних обстоятельств и отсутствие выбора еще никогда не порождали здоровую и безграничную любовь. Я всегда на семинарах говорю о том, что нет существенной разницы в принципах взаимоотношений в семье и на работе. Все, что действует или не действует в личных отношениях, столь же верно и в рабочем формате. Уважение, внимание, эмоциональный ресурс и теплообмен, эмпатия, столь же необходимы и эффективны в рабочем формате.
Роль руководителя, роль Лидера - невероятно важна. Есть известная фраза - "люди приходят работать в компанию, а уходят от руководителя". Моя же любимая фраза "лидер - первый среди равных". И этого состояния невозможно достичь, не учитывая, не понимая, не осознавая собственного "я", собственных возможностей, потенциала. Мир вокруг Лидера зависит от того, что внутри него. Доверие, уважение и признание - что может быть проще в общении с людьми и в работе с людьми. И я знаю, какой от этого эффект - я проживала эту ситуацию с обеих сторон. Что происходит с людьми, когда они этого не получают - какие действия они совершают, какие чувства они испытывают - это тема для анализа и размышлений каждому руководителю.
Развитие эмоционального капитала тесно связано с вопросами правил и практик межличностных отношений в компании: сотрудников между собой, сотрудников и их руководителей, лидеров. Качество этих взаимоотношений определяет, станет ли инвестировать себя сотрудник в рабочий процесс, или будет оставаться довольно отстраненным, невовлеченным, что в свою очередь непременно отразится на эмоциональном отклике клиентов компании.
Любому человеку необходима точка опоры в моменты, когда на своем пути он перестал видеть тропу или засомневался, что она верная. Многие из нас выбирают не свои дороги и живут по правилам, в которые не верят. Мы делаем то, что престижно, модно, о чем мечтали наши родители или что в нас хочет видеть наш партнер (женщина, мужчина). Мы выбираем безопасный и понятный путь, на котором есть запасы еды и воды, и нет обрывов и опасностей. Но что происходит с нами, если мы вдруг понимаем, что живем «не своей жизнью»? Что делать, если то, что делало успешным и счастливым тебя еще вчера сегодня уже не радует?
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"