• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Современная система образования – это испорченный телефон»

Почему учебные заведения монополизировали право на производство знания, чем школы и вузы похожи на Макдоналдс и какую роль должен играть учитель, на лекции в Институте образования ВШЭ рассказал профессор Чарльз Бингем из университета Симона Фрезера в Ванкувере. Он также провел мастер класс по методике преподавания.

Платон как прародитель современного образования

В своей лекции профессор Бингем представил философское и социологическое видение проблемы современного образования, не только школьного, но и вузовского. По мнению лектора, в основе современной образовательной модели по-прежнему лежит платоновское представление о превосходстве устного слова над письменным. Преподавание в школах и вузах исходит из идеи, что ученик не может взаимодействовать с текстом или источником знания напрямую и нуждается в посреднике — учителе, который трактует для учеников письменный источник. Другими словами, ученики — это своего рода сейфы, куда учителя помещают знания в надежде на долгосрочное хранение. Однако такой подход изначально ошибочен, так как превращает учеников из активных субъектов процесса обучения в пассивные объекты. В действительности ученику не нужен посредник в процессе познания. Профессор сравнил то, как устроено обучение в школах и вузах с масштабной игрой в испорченный телефон — когда исходное знание сначала обобщается и пересказывается в учебнике, затем этот учебник трактует преподаватель, чьи объяснения дополнительно комментирует учебный ассистент.

Между Макдоналдсом и заводом Форда

С точки зрения социологии образовательная система в настоящее время предполагает, что учебные заведения — это и есть образование. Во всех странах повсеместное распространение образования — одна из приоритетных целей развития. Такое распространение невозможно без внедрения различных процедур, политик, правил и регламентов. Стандартизация всего и вся ставится во главу угла. Получается, что современная школа — это Макдоналдс от образования, пичкающий учеников усредненным, упакованным знанием-полуфабрикатом. Всем очевидно, что будет, если питаться исключительно фастфудом. Общественный вред от образования «в стиле фастфуд» ничуть не меньше, просто менее заметен на первый взгляд.

В действительности все утверждения о том, что преподаватели помогают ученикам быстрее и эффективнее осваивать программу, в корне ошибочны

По мнению профессора Бингема, «школа функционирует как фордовский конвейер по штамповке ‘обученных’ людей». Это неудивительно, учитывая, что современная модель образования зародилась одновременно со становлением индустриальной экономики с ее фабриками, разделением труда и упором на экономическую эффективность. Профессор Бингем убежден, что учебные заведения без всяких на то оснований монополизировали производство знания и общество позволяет им удерживать эту монополию исключительно из опасений, что в противном случае огромные временные и денежные вложения окажутся выброшенными на ветер. В действительности все утверждения о том, что преподаватели помогают ученикам быстрее и эффективнее осваивать программу, в корне ошибочны.

Многочисленные исследования показывают, что традиционная система образования тормозит изучение не только иностранных языков, но и всех других предметов. Более того, применение стандартов в образовании часто контрпродуктивно и может даже использоваться для усиления сегрегации в обществе. Примером тому может служить применение образовательных стандартов в Южной Африке времен апартеида, когда белым и черным детям предлагалась разная программа, а на уроках местного языка белым ученикам предлагалась исключительно грубая лексика, как более подходящая для общения с местным населением.

Школа будущего?

Как же можно поправить плачевное состояние дел в образовании? Необходимо избавить преподавателей от функции посредника между учеником и знанием. Это не означает, что в школе будущего не будет учителей, а все обучение будет строиться вокруг компьютера и разнообразного образовательного софта. Напротив, по мнению профессора Бингема, преподаватель должен играть очень важную роль. Хороший преподаватель вдохновляет своих учеников на познание точно так же, как грамотный тренер настраивает спортсмена на выступление на соревнованиях. Настоящий учитель не вещает о знании ученикам, а совместно с ними ищет ответы на волнующие его вопросы, увлекая учеников своим личным интересом к предмету.

Основной совет – делать занятия запоминающимися для участников. Достичь этого можно, прежде всего активно вовлекая аудиторию в процесс создания знания на занятии

Кроме того, не стоит стремиться к унификации образования — чем больше будет уникальных учебных заведений, тем лучше для общества в целом. Не все школы должны ставить перед собой цель максимизации объема знаний, вложенных в головы учеников. Научить детей толерантности и навыкам общения с разными людьми не менее важно, чем помочь им освоить математику с историей. Еще одна рекомендация профессора — в основном касающихся вузовского образования — устранение конкуренции за знания и стремления отдельных вузов «застолбить» за собой определенную область знания (в том числе, путем утверждений типа «мы — лучшая школа права /бизнеса / математики и тд.). Продуктивное познание может происходить везде, а не только в стенах отдельно взятого учебного заведения.

Практика: задаем себе вопросы

На своем мастер-классе профессор Бингем продемонстрировал, как можно на практике применять теорию «правильного» преподавания. Основной совет – делать занятия запоминающимися для участников. Достичь этого можно, прежде всего активно вовлекая аудиторию в процесс создания знания на занятии. Так, профессор попросил участников мастер класса поразмышлять об их собственном опыте преподавания и поделиться своими соображениями. Он затем предложил обсудить такие важные для любого преподавателя вопросы как «как соотносится мой курс /класс с общей картиной мира» и «что могут мои студенты вынести с моего занятия». Профессор посоветовал начинать с этих вопросов подготовку к любому уроку, чтобы правильно настроиться на занятие и быть уверенным, что занятие будет действительно полезно для студентов и они запомнят его. Также крайне важно не жалеть времени на придумывание различных идей и типов заданий для каждого класса. Чем больше будет таких идей, тем спокойней преподаватель будет себя чувствовать на занятии.

Развлекаем в меру

Что касается собственно проведения занятий, то тут профессор посоветовал не забывать, что взрослые — в душе те же дети и точно так же хотят чувствовать себя комфортно и получать удовольствие от процесса обучения. Конечно, это не означает, что образование должно превратиться в сплошное развлечение. Профессор предостерег участников от чрезмерного стремления развеселить аудиторию. По его мнению, современная мода на образовательные развлечения (edutainment) имеет и обратную сторону — когда многие ученики априори считают, что обучение это обязательно сплошное веселье. Во всем необходим баланс — грамотное сочетание юмора и серьезной работы дает наилучший образовательный эффект. Однако необходимо различать «негативный» юмор, когда преподаватель шутит с позиции власти, унижая своих студентов, и «позитивный» юмор, когда все смеются вместе. Такой «правильный» юмор помогает выстроить комфортную атмосферу в классе и помогает студентам справиться со стрессом, неизбежным в процессе обучения.

Очень важно в начале любого курса, будь то линейная алгебра или основы философии, уделить время для знакомства студентов друг с другом. Студенты должны обязательно установить личный контакт — это позволит им в дальнейшем чувствовать себя на занятиях гораздо комфортнее. Профессор Бингем подчеркнул, что вина за любые случаи так называемого «горизонтального насилия», то есть запугивания или унижения одного студента другим(и), всегда лежит на преподавателе, который не смог выстроить в группе позитивные отношения между студентами.

Управляем аудиторией

Еще один совет — перед тем как просить кого-то ответить на вопрос, обязательно нужно дать аудитории время для обсуждения в мини-группах (вдвоем-втроем). Это даст студентам возможность «переварить» информацию и подготовиться к ответу. Причем чем более сложным в техническом отношении является предмет, тем больше времени на обсуждение с согрупниками нужно давать. Зато после такого обсуждения преподаватель имеет полное право спросить любого — студенты будут чувствовать себя уверенней и не будут бояться отвечать перед большой аудиторией. Причем вызвать студента можно не только обратившись к нему с вопросом, но и взглядом — поддерживать зрительный контакт необходимо вне зависимости от размера аудитории.

Кроме того, очень важно научиться выдерживать паузу после заданного аудитории вопроса. Паузы не должны вызывать у преподавателя дискомфортав аудитории всегда найдется кто-то, кто начнет отвечатьили потому, что действительно знает ответ, или чтобы выручить профессора из неудобной ситуации. В любом случае, мыслительный процесс будет запущен, а именно это должно являться целью любого занятия. Что касается самих вопросов, то тут необходимо различать обычные вопросыте, на которые преподаватель уже знает ответи «настоящие» вопросына которые пока не существует ответа. Обсуждение обычных вопросовэто всего лишь механическое «воспроизводство уже обработанного знания». Только обсуждение со студентами «настоящих» вопросов ведет к совместному производству знаниячто, по мнению профессора, и является подлинным смыслом образования.

Подготовила Мария Бесова

Вам также может быть интересно:

Студенты формируют свои взгляды

Заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков рассказывает о своей методике преподавания европейской политической философии от древних греков до наших дней.

Как преподавать нормографию?

14-17 февраля в Суздале состоялась Всероссийская научно-методическая конференция «Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов», в которой приняли участие представители ВШЭ. В частности, Юрий Арзамасов выступил с докладом о преподавании нормографии.

«Студенты должны понимать, что бывают разные точки зрения»

Профессор Колледжа Роллинс (Флорида) Чарльз Рок в течение семестра читал в Высшей школе экономики курс Monetary Economics. Перед возвращением в США профессор Рок рассказал о том, как ему работалось в Вышке и какую специфику имеет университетское обучение в России.

«И гости переходят на серьезный разговор»

На факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ в качестве интерактивного метода обучения проводится новаторский мастер-класс «Реформа государственной службы: искусство реформирования». Комментирует профессор кафедры государственной и муниципальной службы Валерий Январев.