• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Быть человеком — это быть рассказанным, иметь личный сюжет»

«Быть человеком — это быть рассказанным, иметь личный сюжет»

© Pixabay

На Национальной платформе «Открытое образование» стартовал новый онлайн-курс Вышки — «Расскажи мне что-нибудь. Сторителлинг для изучающих русский язык». Его автор — Ксения Деменева, доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, — объясняет, как привлечь внимание слушателя к своей истории и сделать ее незабываемой.

— Когда возник сторителлинг?

— Можно сказать, он появился вместе с речью. Рассказывание историй было крайне важно во времена, предшествовавшие письменности. Тогда люди не умели фиксировать информацию на бумаге и все держали в голове. Если что-то забывалось, восстановить это было невозможно: в одно ухо влетело — в другое вылетело. Чтобы не забыть важные вещи, люди начали облекать обычное скучное повествование в форму историй с интересными подробностями. Постепенно такие истории эволюционировали в сказки, былины, легенды и другие жанры народного творчества. И сегодня, чтобы наши истории запоминались, мы используем разные методики, в том числе сторителлинг. Он позволяет превратить нудную научную лекцию в запоминающийся рассказ или сделать банальную на первый взгляд презентацию услуги незабываемой.

Ксения Деменева
Фото из личного архива

— Когда к нам пришел сторителлинг и почему стал столь популярным?

— Часто так бывает, что мы недооцениваем себя и перенимаем из других культур то, что у нас уже есть. Термин «сторителлинг» пришел к нам из англоязычной среды, но саму технологию мы знали и раньше, просто никак ее не называли, считая рассказывание историй частью повседневности.

Сторителлинг так хорошо лег на русскую почву, потому что он всегда у нас был — и как метод, и как интегратор группы речевых жанров

Но, если говорить глобально, интерес к личным историям появляется тогда, когда осознается ценность индивидуальности (конец XIX — начало ХХ века). Важно сохранить не только коллективный опыт, но и опыт каждого человека, поскольку из суммы частных опытов складывается полотно общей истории. Даже одна порванная нить может создать прореху в ткани. Рассказывая истории, мы сохраняем себя и других. Это и есть то самое «гуманное место» в культуре. Быть человеком — это быть рассказанным, иметь личный сюжет.

— Если сторителлинг — значимый коммуникативный феномен, то как он изменил общение? Стали ли люди внимательнее относиться к манере и форме коммуникации?

— Разумеется! Пессимисты любят говорить, что мы все дружно деградируем. Это не так. Большинство людей стремится раскрыть свой творческий потенциал, в том числе с помощью речи. Одни фанфики чего стоят! Люди пишут гигабайты текстов в день. Сюда можно включить переписку в мессенджерах, создание разнообразных речевых продуктов, устных и письменных, в нескольких функциональных стилях. Давайте отмотаем ситуацию на век назад. Неужели это было возможно в 1923 году?

Подробнее об онлайн-курсах, специализациях и очных онлайн-программах НИУ ВШЭ можно узнать на сайте и в наших социальных сетях: телеграм-канале «Онлайн-программы НИУ ВШЭ», группе во «ВКонтакте» «Вышка Онлайн», YouTube-канале «Вышка Онлайн».

Необходимость выстраивания особенной языковой личности сейчас хорошо осознается. Мы стремимся не только к эффективному, но и к эффектному говорению. Иногда, конечно, случаются неудачи. Но важно одно: в русской культуре бессмертие связано со словом. Сказать свое слово важнее, чем прожить жизнь в сытости.

— Есть ли в России комьюнити рассказчиков? Если да, то что оно собой представляет?

— Мой любимый ресурс — паблик «Подслушано». Это сообщество сторителлеров, причем максимально не вовлеченных в анализ стратегий сторителлинга. Такие истории лучше всего: они наивны, просты и отражают наиболее важные моменты современной культуры. Есть и другие ресурсы, где люди могут высказаться («Килл Ми Плз!», «Задолбали» и тому подобное). Но все чаще люди не в комьюнити идут, а начинают развивать свой канал. Одно дело — хоровое пение, другое дело — сольное. Хочется и того и другого. Благодаря интернету каждый может встать на табуретку и сбивчиво прочитать стишок. И ему даже похлопают. Меня всегда покоряет то, что люди отзывчивы к слову. Иногда агрессивны, иногда милосердны, но никогда не равнодушны.

— Ваши слушатели смогут освоить методики сторителлинга?

— Наш курс поможет иностранным слушателям научиться рассказывать захватывающие истории на русском языке. Они узнают, из каких частей могут состоять рассказы, каким образом слушатели и читатели прогнозируют развитие сюжета, что волнует пользователей русского интернета, какие истории становятся вирусными и превращаются в мемы.

Цель курса — обучение русскому языку на среднем этапе с помощью методики сторителлинга. Конечно, в фокусе внимания при создании курса был не сторителлинг, а русский язык как иностранный на уровне В1+. Сторителлинг облегчает обучение, превращает учебную деятельность в реальную. Известно, что человек лучше учится тогда, когда включается в практику. Поэтому для освоения языка необходимо рассказывать истории, причем желательно на такие темы, которые вызывают максимальный эмоциональный отклик. Эмоции — это еще один ключ к памяти.

С 1 апреля Вышка открывает набор на все очные онлайн-программы магистратуры, с 15 июня — на очные онлайн-программы бакалавриата. Узнать подробнее и записаться на консультацию можно здесь.

— Какие коммуникативные ситуации рассматривает ваш курс?

— Он посвящен шести самым популярным темам для общения: «Любимцы и питомцы», «Утраты», «Робинзонада», «Психология и магия», «Литература» и «Сильные люди». Слушатели узнают, каких животных чаще упоминают в русских текстах и почему, как использовать суффиксы для образования новых слов (названия самок, детенышей), что побуждает пользователей социальных сетей бесконечно делиться роликами с животными в главной роли. Мы поговорим об утратах, о горе и горевании. Этой темы нет ни в одном учебнике РКИ. Считается, что при освоении иностранного языка не стоит говорить о печальном. Но истории не только помогают запомнить факты, но и делают нашу жизнь легче, помогают обрести психологическую стабильность. Когда мы рассказываем о проблемах, мы делимся ими, а слушатель берет часть эмоциональной нагрузки на себя, то есть сочувствует. Мы будем учиться рассказывать об утратах, потерях, неудачах и познакомимся с жанром эпитафии.

Тема «Робинзоны», наоборот, очень веселая. Мы научимся рассказывать о путешествиях и освоим жанр травелога. О городских легендах, быличках — деревенских рассказах о мистических существах, — байках, свадебных и студенческих обрядах слушатели узнают в части «Психология и магия». Пятая часть курса посвящена частой теме для общения россиян — классической русской литературе и ее сюжетам. Русская литература в определенном смысле программирует жизнь россиян: мы неосознанно воплощаем в жизнь фрагменты текстов, превращаем мотивы произведений в мотивы судьбы. В последней части курса мы узнаем о сильных людях, чертах, которые помогают человеку стать особенным. Здесь не будет панегирика талантливым россиянам — этого материала везде достаточно. Нам хотелось бы рассказать о простых людях, о семейных ролях, о каждодневном труде и каждодневном подвиге обычного россиянина. Кроме того, мы посмотрим на схему составления родовой, семейной истории.

В результате слушатели смогут усвоить новую лексику уровня В2, познакомиться с малоизвестными для иностранцев сторонами русской культуры (фольклор, постфольклор), изучить новые словообразовательные модели. В конце слушателя ждет экзамен (тест из 100 вопросов).

Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ