• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Студенты факультета физики НИУ ВШЭ получают образование мирового уровня»

Михаил Трунин

Михаил Трунин
© Высшая школа экономики

10 октября 2016 года в НИУ ВШЭ был создан факультет физики, ставший первым естественно-научным факультетом в университете. Первых магистров он выпустил в 2019 году, первых бакалавров — в 2021-м, а в 2023-м предстоит первый выпуск аспирантов, начавших обучение в бакалавриате в 2017 году. Что представляет собой образовательная система Капицы, внедренная на факультете, каких результатов удалось добиться за семь лет работы и чего пока не хватает для счастья, рассказывает декан факультета физики НИУ ВШЭ Михаил Трунин.

— Михаил Рюрикович, как в Вышке появилась физика?

— К середине 2010-х годов стало ясно, что Вышка должна быть  классическим университетом международного уровня. А любой престижный мировой университет обладает мощным естественно-научным блоком, ядром которого является физический факультет.

По-видимому, руководство НИУ ВШЭ продумывало идею такого факультета, были разные претенденты на его создание, но в результате ректор Ярослав Иванович Кузьминов отдал предпочтение нашей команде. Мы пришли с факультета общей и прикладной физики МФТИ, где до 2016 года я почти восемь лет работал деканом.

Ректор Вышки поставил нам задачу сделать лучший физический факультет в стране. Первый набор состоялся в 2017 году — порядка двадцати человек было принято в бакалавриат и столько же в магистратуру.

— Какие принципы легли в основу концепции факультета?

— Таких принципов два, и они крепко связаны, — обучение студентов по системе Петра Леонидовича Капицы и развитие физических исследований в современных экспериментальных лабораториях.

Предложенная Капицей система обучения при создании МФТИ обеспечила этому вузу грандиозный успех и в прошлом веке распространилась на ряд вузов физико-технического профиля. Но сегодня, на мой взгляд, только в Вышке она реализована в полной мере. В основе системы Капицы — три кита.

Во-первых, будущих ученых должны учить ученые. C первого курса бакалавриата у нас почти все дисциплины преподают действующие ученые — специалисты в том разделе физики или математики, которому посвящен их курс. От общего числа преподавателей факультета они составляют около 90%, и набрать их непросто: не каждый ученый способен преподавать.

© Высшая школа экономики

Во-вторых, студентов нужно как можно раньше вовлекать в реальные научные исследования. После того как на первых двух курсах они изучили основные разделы физики и математики, мы направляем их на базовые кафедры в семь ведущих институтов Отделения физических наук РАН. Там они не только слушают лекции по направлениям науки, актуальным для конкретного института, но и проводят исследования под руководством научных сотрудников этих институтов.

В-третьих, необходим индивидуальный подход. У нас 160 преподавателей, работающих по внешнему совместительству, на всех курсах бакалавриата и магистратуры учатся порядка 250 студентов, и по правилам факультета преподаватель может быть научным руководителем у одного студента на курсе.

Что же касается развития физической науки в экспериментальных лабораториях с участием студентов, то сегодня для этого мы в полной мере используем потенциал исследовательских лабораторий наших базовых институтов.

— Что дает система Капицы вашим студентам и выпускникам?

— Обучаясь у ведущих ученых и находясь на переднем крае современной науки, студенты факультета физики НИУ ВШЭ получают образование мирового уровня. Есть большая разница между лектором, который читает что-то выученное, и лектором, имеющим научные работы в той области, которую он излагает. Ученый, представляющий современное состояние науки, всегда имеет возможность правильно расставить акценты и включить в свои лекции последние достижения науки.

© Высшая школа экономики

У наших выпускников нет проблем с трудоустройством уже потому, что с самого начала обучения они имеют выход на работодателя — институты РАН. Начиная с первого выпуска 2019 года, приблизительно половина наших магистров идет в аспирантуру и продолжает академическую карьеру в институтах, а остальные — в IT, R&D, кто-то уезжает за рубеж.

— Чем объяснить заинтересованность академических институтов в сотрудничестве с факультетом?

— В первую очередь тем, что мы готовим кадры для работы в этих институтах. Каждый шеф, который руководит научно-исследовательской работой студента в лаборатории и возится с ним, втягивает его в свои проекты и гранты, видит в нем будущего научного сотрудника института, свою смену.

— Получается, что непосредственно в Вышке студенты-физики изучают только теорию, а практика — прерогатива базовых кафедр за пределами университета?

— Нет. Конечно, у нас на факультете имеется учебный лабораторный практикум, который мы постарались оснастить современным оборудованием, чтобы студенты могли с ним ознакомиться еще на этапе обучения.

Лабораторки проводятся в любом вузе, где готовят физиков, но, как правило, эти занятия очень формализованы. Студенты работают по строгому алгоритму, изложенному в методичке.

© Высшая школа экономики

У нас же любая лабораторная работа представляет собой небольшое индивидуальное исследование, в ходе которого возникает множество возможностей и задач. На практикум приходят не более 9 человек. Каждый студент автоматизирует измерения и готовит свой отчет в редакторе для оформления научных статей. Преподаватель выбирает лучший отчет, и его автор рассказывает о своей работе всей группе, то есть практикум завершается небольшим научным обсуждением. Так студенты привыкают к настоящим исследованиям. Другие вузы пытаются перенимать наш опыт и заводить такие практикумы у себя.

Но как бы ни был хорош наш учебный практикум, его возможностей недостаточно для проведения серьезных научных исследований, поэтому реальная научная работа студентов осуществляется на базовых кафедрах в институтах РАН, где есть и специализированное дорогостоящее оборудование, и квалифицированные научные сотрудники.

— Приведите примеры сотрудничества вашего факультета с другими подразделениями Вышки.

— Мы взаимодействуем с факультетом математики — часть математических дисциплин у нас читают его профессора. Математика нам необходима как инструмент решения любых, теоретических и экспериментальных, задач. У нас есть шикарный практикум по химии, лекции по химии для физиков читает коллега с химфака. А мы, в свою очередь, читаем физику биологам.

С момента возникновения факультета мы ведем майнор, сейчас делаем это совместно с МИЭМ. В перспективе планируем запустить майнор по естественным наукам, состоящий из физики, химии, биологии и т.д., понятный гуманитариям. С факультетом гуманитарных наук мы, кстати, находимся в одном здании: факультет физики занимает два верхних этажа в корпусе Б на Старой Басманной. У них много красивых девушек, а у нас 60% — симпатичные парни.

Сотрудничаем с Лицеем НИУ ВШЭ — проводим для школьников факультетский день, а наши студенты и выпускники успешно ведут занятия в самом лицее. Нам важно, чтобы школьники изучали физику на высоком уровне и как можно раньше, поэтому в лицее мы инициировали открытие 9-х, а теперь еще и 8-х классов с физическим уклоном.

У нас в бакалавриате есть специализация «Преподавание современной физики», которую мы реализуем совместно с Институтом образования и Управлением ДПО ВШЭ. Ее выбирают те, кто хочет стать учителем физики и астрономии в школе, в этом году состоялся первый выпуск четверых классных учителей.

— О каких результатах работы факультета физики можно говорить на сегодняшний день? Чем вы гордитесь?

— Тем, что наш факультет, маленький, камерный, возникший из ничего, с каждым годом набирает популярность и успешно конкурирует с ведущими инженерно-физическими вузами с многолетней историей. К нам поступают толковые и усидчивые абитуриенты, которые действительно интересуются физикой и умеют учиться.

На факультете две образовательные программы — бакалаврская и магистерская, обе называются «Физика». Дисциплины в этих программах оптимально выстроены, обеспечивается логичная последовательность курсов и взаимодействие преподавателей смежных дисциплин.

© Высшая школа экономики

Наши преподаватели — действующие ученые мирового уровня. В целом по факультету доля преподавателей с ученой степенью составляет 80%, большая часть из них — молодые ученые, в том числе доктора наук, которые ведут потоковые занятия в кампусе факультета.

За семь лет сотрудники факультета опубликовали около 900 статей по физике с аффилиацией НИУ ВШЭ, из них больше 60% — в журналах списка А, причем соавторами порядка 100 статей являются наши студенты и аспиранты, которые столь же активно участвуют в конференциях: за время работы факультета они сделали 700–800 научных докладов.

— Охарактеризуйте вклад факультета физики в обеспечение технологического суверенитета и обороноспособности страны.

— На факультете представлены многие тренды развития современных технологий: мы занимаемся не только фундаментальными исследованиями, но и прикладными разработками. Это касается практически всех областей, где специалисты с физическим образованием играют ключевую роль.

Например, на базовой кафедре квантовых технологий при Институте общей физики РАН занимаются криптографией, квантовыми вычислениями, уникальной реализацией квантовых симуляторов — эти технологии используются в современных чипах, а значит, практически везде.

В магистратуре открыта первая в стране специализация «Водородная энергетика», основанная на использовании водорода в качестве носителя для аккумулирования, транспортировки и последующей выработки электроэнергии. Мы подключим эту специализацию к базовой кафедре физики конденсированных сред при Институте физики твердого тела РАН в Черноголовке, где разрабатываются новые функциональные материалы для различных применений.

— Чего не хватает факультету для счастья? В чем вы видите сверхзадачу его дальнейшего развития?

— Нам не хватает настоящих научно-исследовательских лабораторий в кампусе факультета. Да, они есть в базовых институтах РАН, и студенты там работают, но современные экспериментальные лаборатории должны быть и на факультете. И тогда у нас были бы штатные сотрудники, работающие в Вышке на полную ставку и публикующие статьи с аффилиацией только нашего университета.

В XXI веке система Капицы требует адаптации к современным условиям, когда образование и наука объединяются под одной крышей университета, что предполагает расширение научно-исследовательской площадки за пределы РАН, непосредственно в университет. В свое время я начал делать междисциплинарные лаборатории в Физтехе, и сегодня они играют решающую роль в его продвижении в международных рейтингах.

Создавая современные физические лаборатории в Вышке, мы бы смогли и зарабатывать, и усиливать позиции нашего факультета в мире, укреплять его международный статус. Это магистральный путь развития факультета физики НИУ ВШЭ. Нужны результаты актуальных исследований, которые проводятся не только на базах, но и в стенах университета.