• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная летняя школа ЛССИ

В конце августа Лаборатория сравнительных социальных исследований (ЛССИ) Высшей школы экономики провела первую международную летнюю школу в России, посвященную статистическим методам анализа в социологии — а именно, многоуровневому анализу. О том, как проходила эта школа, каковы ее особенности и перспективы, рассказывает организатор школы Эдуард Понарин, заведующий ЛССИ и профессор Санкт-Петербургского филиала ВШЭ.

— Эдуард Дмитриевич, как было построено обучение на вашей школе?

— Сразу отмечу, что преподавание на нашей школе велось на английском языке, в целом международная летняя школа для России — это довольно необычно. Основной задачей школы было познакомить слушателей с многоуровневым анализом данных. Этой теме было посвящено три авторских курса, сочетающих в себе теорию и практику и позволяющих вникнуть в суть дела самым подробным образом даже новичкам. Занятия проходили в первой половине дня, по вечерам же участники имели возможность посетить лекции специальных гостей.

— Каково, на ваш взгляд, значение прошедшей школы для ее участников и организаторов?

— Для меня как организатора важность, в первую очередь, состояла в том, что это наш первый серьезный результат: лаборатория существует почти год, и летняя школа — ключевое событие первой половины этого года. Что же касается участников, то сейчас российская социология отстает от мировой науки именно в области методологической подготовки, в использовании новых программных пакетов и современных статистических методов. Только привлечение ведущих мировых ученых позволяет наверстывать это упущение.

В нашей школе приняли участие около 40 человек. Это были студенты магистратуры, аспиранты и исследователи, в первую очередь из России, но были слушатели из Украины, Белоруссии, Израиля, Германии и даже США. Думаю, именно контакты с социологами из разных регионов России и стран СНГ и привлекли к нам внимание иностранных студентов. Сейчас мы пытаемся создать настоящую исследовательскую сеть, наладить научное сотрудничество с международными центрами Средней Азией и Кавказа. И полагаю, все вместе (в том числе вместе с западными учеными) сможем добиться хороших результатов, изучая действительно огромную территорию.

— Значит, к вам приехали учиться уже опытные исследователи?

— Не совсем так. Да, нас интересует партнерство с мировыми учеными, но мы привлекаем и активных студентов, заинтересованных в исследованиях по темам нашей лаборатории, среди которых различные аспекты социального благополучия и здоровья, а также культурное разнообразие (национальные и религиозные проблемы, а также проблемы миграции). Почти у каждого из слушателей летней школы есть проект по тематике сравнительных исследований (многие из них уже являются ассоциированными сотрудниками нашей лаборатории), и в ближайшее время они собираются применить на практике знания, полученные на школе. Многие привозили с собой свои проекты и в ходе занятий работали на своих данных, а не на примерах преподавателя.

— Кто преподавател на школе?

— Двухнедельный курс «Многоуровневый анализ с HML» прочел немецкий профессор Германн Дюльмер из Университета Кельна; Германн — настоящая находка нашей школы, его объяснения для «начинающих пользователей» с интересом послушал даже я. В социальных исследованиях данные часто имеют иерархическую структуру, то есть отдельные объекты изучения могут быть классифицированы и объединены в группы, оказывающие независимые эффекты, которые нельзя не учитывать при анализе и интерпретации результатов. Именно с такими эффектами позволяет работать программа HLM.

Еще один лектор, тоже из Германии, Кристиан Вельцель из Университета Люнебурга познакомил слушателей с принципами работы с базами данных «Всемирного обзора ценностей» (Worl Values Survey), что было чрезвычайно полезно, ведь во многих исследованиях нашей лаборатории используются именно эти данные. Но, конечно, данные эти интересны не только нашим сотрудникам. WVS публикует данные своих опросов с 30-летней историей, описывающих ценностные установки почти 90 процентов населения планеты. Этот информационный ресурс интересен всем, кто занимается изучением общества.

В качестве преподавателя на этой школе работал и я, проведя серию занятий по работе с R — программой, которая представляет собой мощный аналитический инструмент. По своей сути, R — это язык программирования, он предлагает знающему человеку безграничные возможности для статистической обработки данных и последующей их графической презентации.

Кроме того, с отдельными лекциями выступили Рональд Инглхарт, научный руководитель ЛССИ, Яап Дронкерс (университет Маастрихта, Нидерланды) и Михаил Черныш из Института социологии Российской академии наук; их выступления были посвящены методологическим аспектам межстрановых исследований, в том числе с использованием многоуровневых моделей.

— Оправдались ли ваши ожидания от школы?

— Безусловно. Летняя школа — очень продуктивная форма обучения, которая доказала это и в России. Занятия начинались в 9 утра, но даже поздним вечером можно было увидеть слушателей школы, которые обсуждали между собой или с профессорами свои учебные модели или результаты расчетов. Было проведено множество консультаций, причем многие из них (и это правильно, так и должно быть) были скорее стихийными, нежели запланированными. Свободный обмен опытом, живая академическая среда — вот чем на самом деле являются такие школы для начинающих и не только исследователей. Открытая дискуссия, даже простое обсуждение с единомышленниками своего исследования или зарождающихся гипотез — хорошее средство для развития науки. И на нашей школе, как мне кажется, была создана та атмосфера комфорта, когда ученики и учителя общаются на равных, обмениваются контактами на будущее.

Впечатления участников школы

Кристиан Вельцель, лектор: На мой взгляд, это была очень интенсивная школа с плотно составленной программой. Однако именно по этой причине она была чрезвычайно полезным опытом для всех ее участников, в том числе и лекторов. Меня весьма тронула та увлеченность студентов, которую я встретил на школе. Они действительно хотят учиться и стремятся к общению с целью перенять опыт. Как на занятиях, так и в свободное время я был постоянно занят, отвечая на вопросы, комментируя и обсуждая студенческие проекты — все это очень стимулирует новые идеи и размышления, научный прогресс. Для меня как лектора было очень приятно общаться с такими мотивированными, любопытными и открытыми молодыми людьми.

Шербан Тэнасэ, гость: Я стал свидетелем настоящего информационного ливня передовых методов статистического анализа, падающего на участников. Лекции профессоров Дюльмера, Вельцеля и Понарина заключали в себе множество полезных практических советов для молодых социологов. Общение за обедом и ужином, вечерние дискуссии и неформальные встречи — все это было очень приятно. И я уверен, что в эти дни, в Пушкине, где проходила школа, возникло не одно будущее академическое партнерство. Я с большим нетерпением жду следующей летней школы от ЛССИ.

Евгения Быстрова, участница: Летняя школа в Пушкине была для меня замечательным событием. Дружественная и непринужденная атмосфера дала уникальную возможность познакомиться со многими талантливыми людьми, сотрудничество с которыми меня очень радует.

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми

Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.