• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Осваивать инновации помогают дети

18 июля в Сиднее состоялась презентация The Global Innovation Index 2014. Соавторами работы, анализирующей уровень инновационного развития различных стран мира, стали исследователи из Вышки — первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг и научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Валентина Полякова.

Сегодня инновации рассматриваются в качестве главной составляющей экономического развития. В связи с этим особую важность приобретают мониторинг инновационной активности организаций и населения и оценка показателей, характеризующих качество человеческого капитала. Такого рода исследования легли в основу The Global Innovation Index (GII) — крупного международного проекта, реализуемого под руководством  Корнельского университета, французской бизнес-школы INSEAD и Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). Сравнение показателей GII в межстрановой перспективе позволяет выявлять сильные и слабые места экономик, которые могут быть неочевидны на национальном уровне. Анализ результатов GII является ценным источником информации при разработке инновационной политики.

GII публикуется ежегодно. Эксперты ВШЭ уже становились его соавторами в 2012 году. Нынешнее издание GII стало седьмым по счету. Одну из глав доклада, посвященную пониманию и восприятию инноваций населением и навыкам инновационной деятельности, подготовили исследователи из Вышки — Леонид Гохберг и Валентина Полякова.

В России по сравнению с рядом европейских стран-лидеров по инновационной активности предприятий (например, Германией, Люксембургом, Бельгией, Швецией), большинство населения воспринимает инновации как нечто абстрактное, оторванное от повседневной жизни. Представление о том, что инновации могут быть не только технологическими (пресловутые «гаджеты»), но и институциональными и социальными, то есть такими, которые меняют систему деловых, производственных и общественных отношений, не сформировано. Кстати, большой разрыв в восприятии инноваций наблюдается не только между Россией и Европой, но и внутри Евросоюза — между уже упомянутыми инновационными лидерами и аутсайдерами (к числу последних можно отнести Литву, Болгарию, Латвию, Румынию).

Рост интереса к инновациями в обществе обеспечивает прежде всего подрастающее поколение. Доля тех, кто начал пользоваться технологическими новинками под влиянием своих детей, выросла за восемь лет в четыре раза — с 3% до 12%

«Даже те люди, которые более или менее активно пользуются технологическими новинками, не говорят о положительных социальных эффектах инновационной деятельности, — отмечает Валентина Полякова. — Я полагаю, что этому пониманию еще предстоит сформироваться. Ведь процесс глубинных культурных изменений, на уровне ценностей, быстро не проходит. Спрос на гаджеты — только первый шаг».

Этот первый шаг российские потребители, похоже, сделали, во всяком случае данные опросов, которые приводят эксперты ВШЭ, показывают, что спрос российского населения на инновации постепенно растет. Доля тех, кто в повседневной жизни не встречается с современными техническими устройствами, с 2003 по 2011 год сократилась почти вдвое — с 21% до 12%. Рост интереса к инновациями в обществе обеспечивает прежде всего подрастающее поколение. Доля тех, кто начал пользоваться технологическими новинками под влиянием своих детей, выросла за восемь лет в четыре раза — с 3% до 12%.

«Дети влияют либо на покупательское поведение домохозяйства (например, просят что-то купить), либо на непосредственное применение имеющейся в семье техники, показывая родителям, как использовать те или иные ее возможности, — поясняет Валентина Полякова. — Кроме того, родители, осознавая необходимость формирования тех или иных навыков у детей, сами начинают осваивать различные технические устройства, чтобы им помочь. Например, в школах в начальных классах детей просят подготовить презентацию в PowerPoint. Родителям приходится вместе с ними готовить домашнее задание и разбираться в программе, если они ее не знают».

А что же «продвинутые пользователи» — те, кто знает и умеет использовать инновации не только в быту, но и в своей профессиональной деятельности, в том числе для создания новых товаров и услуг? Исследования показывают, что работники с более высоким уровнем компетенций более успешны как на этапе обоснования идеи в трудовом коллективе, так и на этапе реализации инноваций. Успешных инноваторов отличает высокий уровень так называемых электронных навыков (e-skills). Речь идет не только о способности к анализу больших массивов данных, но и о таких, казалось бы, банальных вещах, как пользование «поисковиками» и специализированным программным обеспечением или сопровождение электронных писем вложенными файлами. По каждой из этих характеристик доля успешных инноваторов превышает среднее значение по выборке на 15-20 процентных пунктов.

Меры, предпринимаемые для повышения квалификации работников, могут не только увеличить производительность их труда, но и способны привести к качественным изменениям в деятельности всей компании, отмечают авторы доклада.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ представил новый выпуск рейтинга инновационного развития субъектов РФ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет восьмой выпуск рейтинга инновационного развития регионов России. В текущем выпуске наиболее инновационными признаны Москва, Республика Татарстан и Нижегородская область. Эксперты также выявили, что Томская область стала вновь ведущим регионом в сфере научных исследований и разработок, а в Татарстане более 25% предприятий региона занимаются инновационной деятельностью.

Где в России инноваторам жить хорошо

Ученые НИУ ВШЭ впервые измерили готовность российских регионов к будущему.

Инновации в России часто остаются на бумаге

Крупные государственные научные организации в России довольно активно заявляют о себе на страницах научных журналов, но заметно отстают от зарубежных компаний по количеству созданных результатов интеллектуальной деятельности: новых технологий, оформленных в виде патентов, полезных моделей, конструкторской документации. Об этом рассказал доцент департамента образовательных программ Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Константин Фурсов в докладе «Оценка результативности деятельности государственных научных организаций в России».

Госкомпании развивают инновации без принуждения

ВШЭ совместно с Минэкономразвития России и РВК подготовили аналитический доклад, в котором обобщили итоги выполнения госкомпаниями программ инновационного развития за 2011–2013 годы и приоритеты их дальнейшей реализации, представили применяемые ими и ведущими зарубежными аналогами механизмы управления инновациями. Источниками данных послужили программы инновационного развития (ПИР) госкомпаний, отчеты и ежегодные мониторинги их реализации, а также опрос представителей госкомпаний, проведенный в 2014 году ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. По мнению большинства респондентов, предпринятые государством меры уже оказали позитивное влияние на функционирование их компаний, а к 2020 году это станет еще заметнее.

Кадровый и финансовый голод мешает внедрению инноваций

В последнее время связь между наукой и бизнесом слабеет. Предприятия не имеют свободных средств для финансирования рискованных инновационных проектов. Спрос на новые технологии приходится поддерживать государству. Барьеры для участия научных организаций в инновационном процессе проанализировали сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Татьяна Кузнецова и Станислав Заиченко в Мониторинге инновационной активности субъектов инновационного процесса.

49-ое

место заняла Россия в рейтинге The Global Innovation Index 2014, поднявшись на 13 пунктов по сравнению с 2013 годом.

Пообщаться с лидерами мирового бизнеса

20-22 июня прошел Петербургский международный экономический форум, в котором приняли участие студентки ВШЭ Алиса Прохорова и Яна Нурсубина, слушательницы общеуниверситетского факультатива «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти». Публикуем их впечатления от форума.

Развитие технологий: грамотный прогноз

21 мая в Высшей школе экономики состоялось рабочее совещание, посвященное прогнозу научно-технологического развития России до 2030 года.

Инновациями движет открытость

Успешный зарубежный опыт создания инновационных кластеров может оказаться малополезным при сохранении российской специфики ведения бизнеса. Секция «Наука и инновации» XIV Апрельской научной конференции ВШЭ.

«Наладить достойный поток инновационных проектов»

Генеральный директор Инновационного центра Высшей школы экономики Анастасия Тюрина — об основных направлениях развития университета в сфере инноваций.