• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Даже несуществующий медицинский термин значительно влияет на оценку поведения человека

Даже несуществующий медицинский термин значительно влияет на оценку поведения человека

© iStock

Ученые Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ Алексей Котов, Иван Асланов и Юлия Судоргина экспериментально доказали, что категориальные названия, в том числе выдуманные медицинские термины, значительно влияют на суждения людей, активизируя семантические знания в памяти. Исследование опубликовано в Frontiers in Psychology.

Ученые изучили эффект влияния категориального названия на суждения. Категориальное название (или вербальный ярлык) — слово, относящееся к группе предметов или ситуаций, имеющих общее содержание.

В ходе онлайн-эксперимента 314 участникам случайным образом досталась одна из четырех историй, где выдуманные персонажи совершали странные поступки из-за психических расстройств. В некоторых случаях для описания использовалось специальное название расстройства — «депатафия», несуществующее слово, придуманное для эксперимента. Затем участники оценивали 13 утверждений по семибалльной шкале: например, насколько виновен персонаж в происходящем, устойчиво ли его поведение, можно ли его вылечить с помощью медикаментов и т.п.

Выяснилось, что люди, которые сталкивались с «научным термином», были менее склонны обвинять персонажей, считали их поведение более стабильным во времени и имеющим биологическую природу. Как предположили ученые, такое влияния категориальных названий на суждения связано с тем, что они активируют семантические знания в памяти. То есть обращается к сетям знаний — хранилищу информации об общих вещах, которые для человека не связаны с конкретными событиями в жизни. 

В исследовании 2017 года американские психологи (Карли Гиффин и коллеги) выдвинули гипотезу, что категориальное название указывает на существование причины нестандартного поведения, поэтому участники оправдывают персонажей. 

Однако ученые НИУ ВШЭ дают другое объяснение: вспоминая странное поведение, участники эксперимента склонны называть его болезнью или используют названия других известных им болезней вместо придуманного термина. Это говорит о том, что они берут информацию из семантической памяти — большого блока знаний о медицине, а не просто видят какую-то причину происходящего.

В эксперименте ученые разделили во времени чтение историй и ответы на вопросы. Оказалось, что даже через неделю после чтения эффект влияния названия на суждения сохранился, хотя участники уже не помнили этого придуманного термина. 

Алексей Котов

«Мы обнаружили еще один важный результат: участники, читавшие историю, в которой упоминалось специальное название, запоминали в ней гораздо больше информации. Это подтверждает, что язык может активировать в памяти большие объемы семантических знаний, используемых для понимания», — подчеркнул Алексей Котов.

Сотрудники Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ планируют изучить, с какого возраста язык начинает влиять на суждения, память, научение. Ученые выдвигают гипотезу о том, что это влияние будет ощущаться только после 8–9 лет, поскольку именно в этом возрасте дети начинают активно использовать вербальные средства для осознания и управления своими когнитивными функциями. Исследователей также интересует то, как вербальные формы (метафоры и аналогии) связаны с тем, как дети и взрослые понимают объяснения во время обучения.

Вам также может быть интересно:

Российские ученые предложили новый способ изучения распознавания эмоций

Исследователи из Высшей школы экономики и Южного федерального университета (ЮФУ) разработали новый метод исследования восприятия эмоций по выражению лица. Для изучения способности человека распознавать разные эмоции они предложили использовать анимационные видеозаписи вместо фотографий. Это позволит повысить эффективность проводимых исследований. Результаты опубликованы в журнале  Applied Sciences.

Молодые исследователи из НИУ ВШЭ примут участие в научной школе по нейробиологии

С 17 по 24 июля в Ингушетии, на всесезонном курорте Армхи, состоится Научная школа по экспериментальной и теоретической нейробиологии «Сложные нейронные сети и когнитивно специализированные нейроны». Для участия в мероприятии необходимо было пройти сложный и беспристрастный отбор. По итогам конкурса молодые исследователи из Высшей школы экономики заняли 20% всех выделенных мест.

Мозг в космосе: как меняется нервная система человека в невесомости

Роскосмос обсуждает полеты на Марс, NASA планирует организацию туров на МКС, SpaceX тестирует прототип марсианского корабля Starship. Ученые же всерьез обеспокоены безопасностью долгого пребывания в космосе. Влияние невесомости на кости, мышцы и вестибулярный аппарат известно, но как меняется мозг космонавтов? IQ.HSE собрал самые свежие исследования по теме.

О чем расскажут пальцы рук

Соотношение длины пальцев укажет на уровень образования мужчины.

Никотин может помочь в лечении шизофрении

Ученые раскрыли механизм действия никотина на нервные клетки, функции которых нарушаются при психических расстройствах.

Как формируется алкогольная зависимость

Одна из причин алкоголизма — дисбаланс в работе дофамина, воздействующего на "центр удовлетворения" в головном мозге.

Забота о других помогает заботиться о себе

Способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других. Нейробиологи тесно увязывают эти две способности. Восхищение и сострадание к другим людям вызывает в мозге человека активность в тех нейронных структурах, которые участвуют в формировании самосознания. Тем самым, сопереживание заставляет человека осмыслять собственное «Я», влияет на его этический выбор и вызывает желание участвовать в социально значимых нравственных действиях, рассказали ученые НИУ ВШЭ, доцент кафедры общей социологии Мария Козлова и научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Наталья Кошелева.

Как прикоснуться к науке, которая станет интригой ближайших десятилетий

17 октября в рамках фестиваля «Наука 0+» пройдет Welcome Lab Day департамента психологии НИУ ВШЭ. О том, что покажут на этом дне открытых дверей, какие направления сегодня наиболее популярны в психологии и можно ли заставить человека подчиняться мнению большинства с помощью стимуляции мозга, рассказывает руководитель департамента психологии Василий Ключарев.

В Высшей школе экономики обсудят нейробиологические механизмы социального влияния

30-31 августа 2015 года в Высшей школе экономики пройдет первый международный семинар по нейробиологическим механизмам социального влияния (Neurobiology of Social Influence). Организатор — Центр нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

Наука о мозге часто подменяется мифами

Образовательное сообщество хотело бы использовать новые достижения нейробиологии — науки, изучающей мозг. Однако попытки транслировать достижения ученых нередко приводят к тому, что учебные методики создаются на основе заблуждений и мифов, отметил руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев в докладе «Нейробиология и образование: мифы и взаимосвязи».