• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Конкурс дал возможность начинающим исследователям проявить инициативу»

«Конкурс дал возможность начинающим исследователям проявить инициативу»

© iStock

В сентябре были подведены итоги конкурса цифровых проектов молодых ученых НИУ ВШЭ, организованного в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность». Из 22 заявок были отобраны восемь. Команды исследователей уже приступили к их реализации, результаты будут представлены в конце ноября. Рассказываем о трех проектах из числа набравших наиболее высокие баллы по итогам конкурса. Их авторы — сотрудники Центра языка и мозга, МИЭМ и ФКН.

«Тест Рея: разработка мультиязычного цифрового приложения для диагностики нарушений памяти у детей»

Руководитель проекта — младший научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Буйволова. Основная тематика ее исследований — нарушения речи у взрослых: кандидатская диссертация, которую она защитила в прошлом году, посвящена лингвистическим тестам для диагностики таких нарушений. Кроме того, в сферу ее научных интересов входят нарушения памяти. Вместе с коллегами из Центра языка и мозга она участвовала в разработке русскоязычной версии теста швейцарского психолога Андре Рея для выявления нарушений памяти у взрослых.

Ольга Буйволова

Теперь же группа сотрудников Центра языка и мозга (в их числе стажеры-исследователи, студенты, аспиранты) под руководством Ольги Буйволовой взялась за создание аналогичного теста для выявления нарушений памяти у детей. Важная особенность этого проекта в том, что тест будет предложен не только на русском, но и еще на четырех языках, распространенных на территории России. Уже готовы версии на адыгейском и украинском языках, а также разрабатываются татарская и якутская версии. Осуществлять перевод исследователям помогают волонтеры — носители этих языков.

Для работы с тестом разработано цифровое приложение, которое выдает пользователю пошаговые инструкции. В ходе тестирования ребенку задаются различные вопросы, и на основании его ответов делаются выводы, насколько хорошо он запоминает информацию, насколько быстро ее забывает, каков максимальный объем его памяти и проч. Каждый параметр расшифровывается, и в итоге получается таблица с указанием результатов. В приложение планируется интегрировать данные о возрастных нормах для того или иного показателя, что позволит соотносить с ними каждое полученное значение.

Чтобы определить диапазон нормального выполнения каждого задания, исследователи собирают эмпирические данные: уже стартовал опрос детей от 6 до 15 лет в школах Нижнего Новгорода и Москвы, за два месяца предстоит опросить порядка 100 человек.

«Собранные данные позволят сделать разработанный инструмент стандартизированным и достоверным. Благодаря простоте использования его смогут применять не только специалисты в рамках клинической практики, но и педагоги и даже родители. Ученые с помощью приложения будут наблюдать, как развивается память у детей. Оно станет достоверным, валидным и надежным инструментом в их работе, и на полученные результаты можно будет опираться в исследованиях различных когнитивных процессов», — отмечает Ольга Буйволова.

«Цифровая технология получения и последующей верификации экспериментальных данных по электризуемости полимерных диэлектриков космической техники»

Проект представили на конкурс молодые ученые аспирантской школы по техническим наукам НИУ ВШЭ, обучающиеся при департаменте электронной инженерии МИЭМ, — Ильшат Муллахметов (руководитель проекта) и Семён Толстиков. Они являются выпускниками магистерской программы «Компьютерные системы и сети» и изначально специализировались в сфере IT. В ходе обучения, в том числе на базе Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ, заинтересовались космической тематикой. Посвятили ей магистерские диссертации, которые успешно защитили, а теперь работают над кандидатскими.

Ильшат Муллахметов

В рамках проекта они продолжают исследования в области космического материаловедения. Исходная задача заключается в следующем. При проектировании той или иной техники для работы в космосе необходимо определить, что будет происходить с материалами, из которых она состоит: какие эффекты возникнут, будут ли среди этих эффектов нежелательные, а если будут, что нужно сделать для их предотвращения. Чтобы сделать все эти выводы, нужно проделать сложную и трудоемкую работу в лабораторных условиях: выбрать материалы, подобрать условия для экспериментов, провести измерения на лабораторном оборудовании и т.д., но даже так в полной мере не получается воссоздать то, что происходит в космосе.

Цифровая технология, которую разрабатывают Ильшат Муллахметов и Семен Толстиков, поможет получить необходимые данные о полимерных материалах (диэлектриках) и верифицировать выводы без проведения дополнительных трудоемких экспериментов. Технологией можно будет воспользоваться на стадии проектирования и тестирования космической техники. На сегодняшний день конкретных договоренностей с производителями тех или иных аппаратов у авторов проекта нет, это вопрос будущего. За время работы Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем было немало примеров, когда ее разработки использовались отечественными предприятиями космической отрасли.

Результатом проекта станет компьютерная программа, которая в дальнейшем поможет исследователям космоса. Она будет способствовать сокращению расходов на экспериментальную работу (не придется всякий раз проводить эксперименты и подбирать материал) и обеспечению безопасности будущих космических аппаратов. По итогам проекта Ильшат Муллахметов и Семен Толстиков планируют подготовить научную статью для индексируемого журнала и зарегистрировать созданное ими программное обеспечение.

Семен Толстиков

По мнению Семена Толстикова, конкурс проектов молодых ученых НИУ ВШЭ в области цифровой трансформации интересен тем, что «дал возможность начинающим исследователям проявить инициативу на стыке своей основной научной работы и того, что востребовано сейчас в области цифровых технологий для нашего университета и для государства в целом».

«Репараметризационный трюк для дифференцируемого рендеринга»

Руководитель проекта — Кирилл Струминский, научный сотрудник Центра глубинного обучения и байесовских методов ФКН. По образованию он математик, специализация в аспирантуре — машинное обучение. Как исследователя его больше всего интересуют задачи на стыке математики и компьютерных наук. С детства увлекается компьютерной графикой. «Кажется удивительным, насколько достоверно можно перенести окружающую тебя реальность на экран компьютера», — отмечает он.

Кирилл Струминский

Дифференцируемый рендеринг — новое направление на стыке компьютерной графики, компьютерного зрения и машинного обучения, требующее знания математики. Так что проект Кирилла Струминского в полной мере соответствует его профессиональным интересам. Вместе с ним работает группа коллег, в том числе аспиранты и магистранты, которые писали у него дипломные работы.

Проект посвящен многовидовой реконструкции, когда на основе набора плоских проекций (например, фотографий) той или иной сцены строится трехмерная модель. Эта задача традиционно решалась с помощью геометрических средств и классических методов компьютерного зрения, но в силу объективных ограничений не удавалось добиться высокой точности воспроизведения и реалистичности. Пару лет назад выяснилось, что для более успешного решения нужно описать не только геометрию объекта, но и особенности распространения света, и здесь на помощь приходит машинное обучение.

«С помощью машинного обучения можно не только достаточно точно определить геометрию, но и по нескольким имеющимся ракурсам предсказать, как устроен свет с новых ракурсов, то есть полностью описать динамику света во всей сцене. В рамках проекта предложен современный алгоритм расчета физической модели, который ориентируется на то, какие ее части можно посчитать быстрее, а какие медленнее», — поясняет Кирилл Струминский.

По мнению исследователя, благодаря такому подходу вырастет качество трехмерного представления окружающего мира на компьютере, новую технологию можно будет использовать при реконструкции объектов, при создании интерьеров, в медицине и т.д. Наработки у него уже были, но времени на детальное исследование не хватало. Победа в конкурсе дала возможность не только самому сосредоточиться на этой теме, но и профинансировать работу своих подопечных.

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Женщины и предприниматели — самые инициативные и оптимистичные россияне

Россияне, которые проявляют инициативу в разных сферах своей жизни — как в семье и с друзьями, так и на рынке труда, — оптимистичнее в отношении как личного благополучия, так и будущего своей страны. Такой вывод делается в научно-исследовательской работе «Практики использования инструментов усовершенствования личности», выполненной в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» программы «Приоритет-2030». В рамках нее с 30 октября по 9 ноября 2023 года был проведен опрос населения России в возрасте от 18 лет.

Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека

Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который был придуман 10 лет назад и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Победителем конкурса стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. Команда проекта примет участие в совместном исследовании с Институтом образования.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Программный комплекс «АСОНИКА-К» обеспечит надежность российских электронных компонентов

В октябре 2023 года разработанный в Высшей школе экономики программный комплекс «АСОНИКА-К» заработал на одном из промышленных предприятий, выпускающих электронные компоненты.

«Перспективно, хотя и звучит фантастично»: Ольга Драгой — о реконструкции речи и будущем нейротехнологий

Весной 2023 года в Высшей школе экономики стартовал пятый стратегический проект в рамках программы «Приоритет-2030» — «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Он объединяет ученых из всех кампусов университета. Какие технологии уже сегодня создают нейроисследователи, что их вдохновляет, как строятся междисциплинарные прикладные работы, «Вышка.Главное» узнала у одного из руководителей стратпроекта, директора Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольги Драгой.

В НИУ ВШЭ научат анализировать и прогнозировать санкционную политику в отношении России

7 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ начнется обучение по программе повышения квалификации «Анализ и прогноз санкций ЕС в отношении РФ: возможности базы данных SanctionsRuBase+». Ее слушатели в течение трех недель будут изучать в онлайн-формате санкционную политику в отношении России. Что представляет собой эта база данных, в чем уникальность программы ДПО и для кого она предназначена, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала декан ФМЭиМП Анастасия Лихачева.

Заявки на участие в КИвО-2023 принимаются до 31 октября

Меньше недели осталось до завершения приема проектов на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который в этом году проводится десятый раз. К участию приглашаются авторы учебных тренажеров, приложений, платформ, мероприятий и медиа, методических и технологических разработок и т.д. На днях в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» была объявлена отдельная номинация конкурса — «Самостоятельное обучение», победитель в которой получит денежный приз.