• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Calculus (Advanced Course)

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Category 'Best Course for Career Development'
Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Category 'Best Course for New Knowledge and Skills'
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Математический анализ 1 - это фундаментальный курс, формирующих освоение студентами аппарата дифференциального и интегрального исчисления. Курс состоит из следующих основных тем: предел, непрерывность, дифференцируемость и интегрируемость функций одной действительной переменной и дифференцируемость функций нескольких действительных переменных. Студенты узнают методы вычисления пределов последовательностей и функций, овладевают техникой дифференцирования и интегрирования, применяют эту технику к изучению формулы Тейлора и методов аппроксимации элементарных функций. На основе указанных методов приобретаются навыки исследования функций на экстремум, их асимптотического анализа и построения графиков. В рамках указанного курса приобретаются как практические навыки применения методов математического анализа, так и осваиваются теоретические понятия и методы доказательства теорем, играющие важную роль в общей математической культуре студентов. Рассматриваемые понятия и методы составляют основу большинства разделов высшей математики. На базе этого курса происходит дальнейшее изучение таких дисциплин как дифференциальные уравнения, вычислительные методы, теория вероятностей, машинное обучение, компьютерное зрение и других.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Владеть техникой вычисления пределов последовательностей и функций.
  • Владеть техникой дифференцирования.
  • Владеть техникой интегрирования.
  • Уметь применять понятие определённого интеграла к задачам геометрии.
  • Уметь работать с многомерными дифференцируемыми отображениями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть техникой качественного анализа функции и построения ее графика
  • знать определения основных понятий дифференциального и интегрального исчисления
  • знать формулировки и доказательства основных теорем и лемм курса. Владеть техникой дифференцирования функций нескольких переменных
  • уметь исследовать функцию нескольких переменных на экстремум и решать задачи, связанные с нахождением наибольших и наименьших значений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Рациональные и действительные числа. Принцип полноты. Способы задания действительных чисел.
  • Построение вещественной прямой и некоторые множества на ней. Лемма о вложенных отрезках. Предел последовательности.
  • Свойства пределов последовательностей. Точная верхняя и точная нижняя грань.
  • Монотонные последовательности. Теорема Вейерштрасса. Число е. Построение числа е с помощью ряда.
  • Критерий Коши существования предела последовательности. Понятие подпоследовательности. Частичные пределы.
  • Лемма Больцано – Вейерштрасса. Начальные сведения о числовых рядах. Критерий Коши для ряда. Необходимый признак сходимости.
  • Признак Даламбера и Коши. Абсолютная и условная сходимость рядов. Ряд Лейбница.
  • Определения предела функции по Коши и по Гейне и эквивалентность этих определений. Свойства пределов.
  • Замечательные пределы. Вычисление пределов с помощью замечательных пределов. Критерий Коши существования предела функции.
  • Теорема Вейерштрасса для функций. Сравнение бесконечно малых. О-символика.
  • Непрерывные функции. Локальные свойства непрерывных функций. Разрывы функций. Классификация точек разрыва.
  • Свойства функций, непрерывных на отрезке. Равномерная непрерывность функций. Теорема Гейне – Кантора. Непрерывность обратной функции.
  • Построение элементарных функций. Производная и дифференциал. Касательная к графику функции. Пример недифференцируемой функции.
  • Правила дифференцирования и таблица производных. Свойства дифференцируемых функций.
  • Основные теоремы дифференциального исчисления. Раскрытие неопределённостей.
  • Производные высших порядков. Формула Лейбница. Локальная формула Тейлора.
  • Формула Тейлора с остаточным членом в форме Коши, Лагранжа и Шлёмильха – Роша. Ряд Тейлора. Аналитические функции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Простые задачи для тренировки, на неделю выдается обычно 4 –6 задач. Готовится лектором и семинаристами. Выдаётся на неделю, после семинара. Студенты проставляют в таблички плюсы, если решили соответствующие задачи. На семинаре задачи могут быть разобраны, причём разбирают их те, кто отметил с помощью плюса, что решил. Каждая такая домашняя работа оценивается в первичные 10 баллов. Итоговая оценка за домашнее задание –это среднее арифметическое оценок за все такие маленькие домашние. При этом преподаватели и ассистенты в любой момент могут проверить домашние работы. В случае, если хотя бы один из плюсов поставлен, а задача не решена, аннулируются все плюсы, проставленные студентом до этого. Если у студента стоит плюс, но на семинаре он не смог у доски разобрать задачу, то плюсы также аннулируются.
  • неблокирующий Большое домашнее задание
    Три раза за семестр будет выдано домашнее задание из 7 –10 задач (на последовательности, на непрерывность и на дифференцируемость).Задачи составляются лектором и семинаристами, каждый студент формирует свой вариант по указанной формуле, выбирая из списков задач выпавшие ему номера. Если вариант сгенерирован неверно, то домашнее задание оценивается в ноль баллов. Оценка за каждое домашнее задание составляет максимум 10 баллов, а оценка за этот элемент контроля –это среднее арифметическое всех оценок за большие домашние работы.
  • неблокирующий Коллоквиум
    4 вопроса на формулировки, два вопроса на доказательства. Возможны дополнительные вопросы по курсу, если в ответах студента имеются недочёты. Принимается ассистентами, семинаристами и лектором. Возможны также дополнительные принимающие, каждый из которых предварительно осведомляется обо всех правилах приёма. Правильная формулировка даёт 1 балл, правильное доказательство позволяет получить 3 балла. Таким образом, можно получить максимум 10 баллов. Оценка за коллоквиум в итоговой формуле –это среднее арифметическое оценок за каждый коллоквиум. Коллоквиум может проводиться в аудитории или на платформе zoom.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная состоит из шести или семи задач. Задачи соответствуют темам семинарских занятий и похожи по типу на те, что обсуждались на семинарах. При этом, конечно, необходимо иногда применить комбинацию из нескольких подходов, обсуждавшихся на семинарах, где-то требуется нестандартный подход, однако никаких дополнительных знаний, кроме тех, что получены в ходе изучения соответствующих тем, не требуется. Готовится лектором и семинаристами. Пользоваться можно только чистыми листками и ручкой, ничем больше пользоваться нельзя. Проводится в аудитории или на платформе zoom.
  • неблокирующий Задачи со звездочками
    Выдаётся список задач повышенной сложности. Список выдаётся частями, задачи в каждой части соответствуют темам, которые проходятся (конечно, полной синхронизации с графиком прохождения тем не предполагается). Готовится лектором и семинаристами. Устанавливаются сроки сдачи и минимальное количество задач из выданной части списка. Полные решения необходимо отправить в указанные сроки (отправлять можно постепенно). Ассистент проверяет решения и указывает семинаристу группы, какие решения необходимо защитить. После этого необходимо защитить решения у семинариста. Работа оценивается в 10 баллов максимум. Баллы снимаются, если ассистент находит ошибки при проверке, если при защите выясняется, что решение студент не понимает или в процессе защиты, обнаруживаются ошибки. Защищать можно очно или в zoom.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно, состоит из 6 по темам, которые пройдены на лекциях и семинарах. Всё, что касается сложности задач, аналогично тому, что написано о контрольной работе. Экзамен проводит лектор и семинаристы. Пользоваться можно только ручкой и листками, никакое списывание или использование дополнительных материалов не допускается. Проводится в аудитории или на платформе zoom.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    O1 сем = min{8; 0,01* ОДЗ + 0,2*ОБДЗ + 0,15*(Околл1 + Околл2 )+ 0,24*Окр + 0,25*Оэкз} + 0,2*Озвездочки • Одз -- средняя оценка за домашние работы, округление арифметическое; • ОБДЗ – средняя оценка за БДЗ, округление арифметическое; • Озвездочки -- средняя оценка оценка за "звездочки", округление арифметическое; • Околл1 и Околл2 – средняя оценка за коллоквиумы, округление обсуждается отдельно; • Окр -- оценка за контрольную, округление обсуждается отдельно; • Оэкз -- оценка за экзамен, округление обсуждается отдельно. Обратите внимание, что, не решая звёздочки, вы можете получить за курс максимум 8 баллов. При этом есть дополнительные требования. Балл, который даёт часть формулы 0,01* ОДЗ + 0,2*ОБДЗ + 0,15*(Околл1 + Околл2 )+ 0,24*Окр + 0,25*Оэкз назовём НАКОП. Если НАКОП больше или равен 6, то звёздочки в итоговую формулу войдут с весом 0, 2. Если НАКОП больше или равен 5, но строго меньше 6, то звёздочки войдут в итоговую формулу с весом 0, 1, то есть тогда последнее слагаемое в формуле оценки за семестр равно будет равно 0,1*Oзвездочки. Если НАКОП строго меньше 5, то оценки за звёздочки аннулируются и в итоговую оценку вклада не дают.
  • 2024/2025 4th module
    O1 сем = min{8; 0,01*Одз + 0,2*ОБДЗ + 0,15*(Околл1 + *Околл2) + 0,24*Окр + 0,25*Оэкз} + 0,2*Oзвездочки. Одз - средняя оценка за домашние работы, округление арифметическое; ОБДЗ - средняя оценка за большие домашние задания, округление арифметическое; Околл1 и *Околл2 - оценки за коллоквиум1 и коллоквиум2, округление обсуждается отдельно; Окр - оценка за контрольную1, округление обсуждается отдельно; Оэкз - оценка за экзамен, округление обсуждается отдельно. Обратите внимание, что, не решая звёздочки, вы можете получить за курс максимум 8 баллов. При этом есть дополнительные требования. Балл, который даёт часть формулы 0,01*Одз + 0,2*ОБДЗ + 0,15*(Околл1 + *Околл2) + 0,24*Окр + 0,25*Оэкз назовём НАКОП. Если НАКОП больше или равен 6, то звёздочки в итоговую формулу войдут с весом 0, 2. Если НАКОП больше или равен 5, но строго меньше 6, то звёздочки войдут в итоговую формулу с весом 0, 1, то есть тогда последнее слагаемое в формуле оценки за семестр равно будет равно 0,1*Oзвездочки. Если НАКОП строго меньше 5, то оценки за звёздочки аннулируются и в итоговую оценку вклада не дают.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Фихтенгольц, Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления : учебник : в 3 т. Том 2 / Г. М. Фихтенгольц ; под. ред. А. А. Флоринского. - 10-е изд. - Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2018. - 864 с. - ISBN 978-5-9221-1803. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1223545
  • Фихтенгольц, Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления В 3-х тт. Том 3 / Г. М. Фихтенгольц. — 14-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 656 с. — ISBN 978-5-507-47239-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/351872 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Фихтенгольц, Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. В 3-х тт. Том 1 : учебник для вузов / Г. М. Фихтенгольц. — 16-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 608 с. — ISBN 978-5-8114-9332-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189501 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демидович, Б. П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу / Б. П. Демидович. — 25-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 624 с. — ISBN 978-5-507-47148-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/332675 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Зорич, В. А. Язык естествознания. Математическая азбука : учебник / В. А. Зорич. — Москва : МЦНМО, 2021. — 40 с. — ISBN 978-5-4439-2184-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/267503 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кудрявцев, Л. Д.  Курс математического анализа в 3 т. Том 1 : учебник для бакалавров / Л. Д. Кудрявцев. — 6-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 703 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1807-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509733 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Култышева, Л. М. Математический анализ в задачах и упражнениях : учебно-методическое пособие / Л. М. Култышева, В. П. Первадчук, М. А. Севодин. — Пермь : ПНИПУ, 2013. — 172 с. — ISBN 978-5-398-00986-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160842 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Сысоева Алевтина Александровна
  • Кононова Елизавета Дмитриевна