• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of historical knowledge

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков методологической рефлексии при обращении к историографическим произведениям и, соответственно, в ходе собственной исследовательской работы. Оригинальность курса обусловлена рассмотрением (1) истории исторического знания на основе понятия «историческая культура», (2) теории и истории исторического знания во взаимосвязи, (3) развития исторического знания и его методологических оснований в России / СССР и странах Европы (и США) в сравнении. В рамках курса, на основе источниковедения историографии, анализируются механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников, а также трансформация исторического знания и способы его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка понимания парадигмального характера истории исторического знания
  • Освоение теоретических основ исторического познания
  • Осмысление историографического процесса в контексте исторической культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выработать навык методологической рефлексии при обращении к историографическим произведениям и, соответственно, в ходе собственной исследовательской работы
  • знать и понимать трансформации исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей
  • освоить понятийный аппарат исторического исследования
  • понимать системный характер исторической культуры и определяющие ее социокультурные факторы
  • понимать трансформации исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки (классическая – неклассическая/неоклассическая – постнеклассическая) и ее словарей (описания и объяснения – интерпретации – репрезентации)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Историческая культура – базовое понятие курса
  • Источниковедение историографии как предметное поле интеллектуальной истории
  • Историческая культура XVIII века: рационализм и Просвещение
  • Историческая культура XIX в.: от романтизма к позитивизму. Становление национально-государственного нарратива
  • Историческая культура XIX в.: становление исторического метода
  • Теории исторического процесса в XVIII-XIX вв.: сравнительный анализ
  • Становление неклассической исторической науки на рубеже XIX-XX вв.
  • Историческое знание в первой трети XX века
  • Теории исторического процесса в XX веке: сравнительный анализ
  • Школа «Анналов»: становление и основные характеристики
  • Структурная/социальная история в 1950-1960-е гг.
  • Историческая антропология и история ментальностей
  • История повседневности. Микроистория.
  • Основные тенденции актуального исторического знания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене разрешается пользоваться справочными материалами. Возможно получение итоговой оценки без сдачи экзамена, по результатам работы в течение курса (согласно Положению об аттестации), если накопленная оценка 8-10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008