• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "New Cultural History"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor


Morozov, Oleg

Программа дисциплины

Аннотация

НИС рассчитан на студентов 2018 года набора, базовый учебный план которых не предполагает изучение новой культурной истории как обязательной дисциплины или дисциплины по выбору. Цели данного НИСа — познакомить студентов с методологией и понятийным аппаратом новой культурной истории, а также научить их пользоваться инструментарием этой междисциплинарной области в своих исследованиях. В ходе освоения НИСа студенты изучат главные этапы развития новой культурной истории, а также специфику таких предметных полей современной исторической науки, как история тела, цвета, эмоций, запахов, ужаса, красоты и уродства. Каждое занятие будет посвящено знакомству с одним или несколькими представителями новой культурной истории, среди которых будут как уже известные многим имена (Питер Бёрк, Жак Ле Гофф, Клиффорд Гирц, Умберто Эко), так и сравнительно новые (Жорж Вигарелло, Ален Корбен, Жан Делюмо, Ян Плампер, Джек Хартнелл, Мишель Пастуро и др.). Студенты будут не только обсуждать сильные и слабые стороны методологии разных историков, но и учиться применять идеи и язык этих историков в своих курсовых и выпускных работах. Семинарские занятия предусматривают как подготовку письменных домашних заданий, так и устную работу в аудитории. В 4 модуле студенты должны будут сдать итоговое эссе, показав в нем, как они научились пользоваться методологией и понятийным аппаратом новой культурной истории. Экзамена на НИСе нет.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с исследовательскими практиками, терминологией и представителями новой культурной истории.
  • Показать им возможности и ограничения источниковых комплексов (документальных, нарративных, визуальных), применяемых современными специалистами при изучении материальных и нематериальных культурных явлений.
  • Научить их конструировать предмет исторического исследования, подвергая тело, цвет, запах и другие категории новой культурной истории "аналитической сборке".
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать (1) основные этапы развития культурной и новой культурной истории; (2) предметные поля и представителей новой культурной истории; (3) методологические возможности и ограничения культурной истории;
  • знать (1) возможности и ограничения социального воображения и конструктивизма в новой культурной истории; (2) основных представителей истории репрезентаций и исторического конструктивизма;
  • знать представителей разных предметных полей новой культурной истории (А. Корбена, М. Пастуро, Р. Дарнтона, Ж. Делюмо, У. Эко, Ж. Вигарелло, Я. Плампера, Дж. Хартнелла и др.) и их главные работы;
  • уметь (1) формулировать исследовательскую проблему в рамках пройденных на курсе предметных полей новой культурной истории; (2) выявлять необходимые типы и виды исторических источников при работе с конкретным предметным полем; (3) определять возможности и ограничения источниковых комплексов при изучении проблем материальной и нематериальной культур;
  • уметь адаптировать проанализированные на курсе идеи, термины и подходы к темам своих квалификационных работ и научных исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое новая культурная история?
    Понятие «культура». Изучение культуры в современных гуманитарных науках. Классики культурной истории: Я. Буркхард и Й. Хёйзинга. Культурная история и марксизм. Культурная история и антропологический поворот. Культурный поворот в гуманитарных науках. Н. Элиас, П. Бурдье, М. Фуко, К. Гирц. Источники, предметные поля и современные представители новой культурной истории.
  • Новая культурная история: социальное воображение и конструктивизм
    М. Фуко и споры о социальном воображении. Понятие «репрезентация» в новой культурной истории. История репрезентаций: Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, П. Браун, Т. Лакер, Л. Хант и др. Критика репрезентаций в конце ХХ в. Культурное конструирование реальности: М. Фуко, М. де Серто. Исторический конструктивизм и новая культурная история: Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, Т. Ренджер, Э. Томпсон и др. Возможности и ограничения конструктивизма в новой культурной истории.
  • История чтения
    Основные представители истории чтения: Р. Шартье, Р. Дарнтон, А. Мангель и др. Исследовательская оптика историков чтения. Возможности и ограничения методологии истории чтения. Возможные способы работы с чтением как культурной практикой на основе русскоязычных источников.
  • История еды
    Питание как культурная практика. Изучение гастрономического рациона и его влияния на культуру разных европейских стран. Еда как способ культурного конструирования реальности. Современные подходы в изучении истории еды.
  • История цвета
    Цвет как культурная и социальная категория. Эпистемологические и источниковедческие трудности при изучении истории цвета и способы их преодоления. История красного, синего, зеленого, черного и белого цветов в исследованиях М. Пастуро. Механизмы концептуализации цветового восприятия в разные эпохи.
  • История красоты и уродства
    Красота и уродство как категории новой культурной истории. История красоты и уродства и работах У. Эко, Ж. Вигарелло и др. Визуальные и текстовые источники в исследованиях уродства и красоты.
  • История тела
    Тело и его «аналитическая сборка» в исторических исследованиях. Представители истории тела: М. Фуко, А. Корбен, Ж. Вигарелло, Дж. Хартнелл и др. Сюжеты истории тела и их связь с другими (суб)дисциплинами и предметными полями исторической науки: медицина, гигиена, анатомия, сексуальность, увечья и инвалидность и т.п. Варианты построения исследовательского нарратива при изучении телесного.
  • История чувств и эмоций
    Изучение чувств и эмоций: история и нейронауки. Определение понятий «чувство» и «эмоция». Начало изучения эмоций в гуманитарных науках: Л. Февр и К. Гирц. Примеры истории эмоций: К. Стирнс, П. Стирнс, У. Редди, Б. Розенвейн, Я. Плампер, В. Дубина, А. Зорин. Тезаурус историков эмоций. Ужас и страх как чувства и эмоции: Ж. Делюмо. Источники по истории эмоций. Ограничения истории эмоций. Перспективы истории эмоций при взаимодействии историков и психологов.
  • История запахов
    Запахи, миазмы, их роль в культуре и культурном конструировании реальности. Трудности изучения истории запахов. Связь истории запахов с историей тела, историей чувств и другими предметными полями исторической науки. Примеры изучения запахов в научной литературе: терминология, подходы, представители.
  • Новая культурная история насилия
    Насилие как культурная практика. Формы насилия: военное, бытовое, революционное и др. Изучение насилия антропологами. Представители культурного подхода в исследованиях насилия: П. Генифэ, Д. Киган, Д. Уинтер, К. Бейкер, Н. Дэвис и др.
  • Новая культурная история и "лингвистический поворот"
    "Лингвистический поворот" и нарратология. "Метаистория" Х. Уайта. "Аналитическая философия истории" А. Данто. "Нарративная логика" Ф. Анкерсмита. Новая нарративная история.
  • Критика новой культурной истории
    Критика культурного поворота в гуманитарных науках. Социальная история как альтернатива истории культурной. Будущее новой культурной истории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменные домашние работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Письменные домашние работы + 0.4 * Семинары + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Burke, P. (2018). What Is Cultural History? (Vol. 3rd edition). Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204994
  • Darnton, R. (2009). The Great Cat Massacre : And Other Episodes in French Cultural History. New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=461193
  • Deák, I. (2005). Maureen Healy. Vienna and the Fall of the Habsburg Empire: Total War and Everyday Life in World War I. (Studies in the Social and Cultural History of Modern Warfare, number 17.) New York: Cambridge University Press. 2004. Pp. xv, 333. $75.00. https://doi.org/10.1086/ahr/110.2.578
  • Woodfield, R. (2001). Art History As Cultural History : Warburg’s Projects. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Smith, J. M. H. (2005). Europe After Rome : A New Cultural History 500-1000. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=179866
  • Winter, J. (2014). Sites of Memory, Sites of Mourning : The Great War in European Cultural History. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=761512