• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ontology and Epistemology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание курса “Онтология и теория познания” определено общим пониманием со- временной философии как совокупности мировоззренческих проблем в их рационально- теоретическом осмыслении. Курс ориентирует студентов на проблемное мышление, противостоит догматическому пониманию философии. Этим объясняется то, что многие пункты про- граммы изложены в форме вопросов; студенты должны понимать, что многие из этих вопросов являются “вечными”, то есть их постановка и решения наполняются особым содержанием в каждую историческую эпоху. Автор программы не стремился к исчерпывающему перечню этих вопросов. Он попросту невозможен. Кроме того, многие вопросы специфичны для различных философских систем. Стремление к унификации проблемного поля философии было бы ошибочным и непродуктивным. Студенты-философы должны ориентироваться в различных подходах к проблемам, возникающим в рамках различных мировоззрений. Вместе с тем студенты должны научиться анализу этих проблем, предполагающему рациональный критицизм (который нельзя смешивать с идеологической критикой или методами "борьбы" различных мировоззренческих позиций). Главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу к анализу философских тем. Преобладает такой метод изложения, в котором философские понятия и проблемы рассматриваются в историко-культурном контексте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание рационально-теоретической базы для осмысления совокупности мировоззрен- ческих проблем.
  • Ориентация студентов на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомление студентов с тем особым содержанием, которым постановка и решением философских проблем наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомление студентов с различными подходами к анализу философских тем, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Ориентация студентов на рациональный критицизм при анализе философских проблем.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы природы философского знания.
  • Ориентируется на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решение проблемы природы философского знания наполняется в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу концепций природы философского знания, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Понимает предмет и основные функции философии в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы предмета и основных функций философии, в которой главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Ориентируется на проблемное мышление на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы предмета и основных функций философии.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы методологии философского познания.
  • Ознакомлен с различными подходами к проблеме методологии философского познания, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решение проблемы методологии философского познания наполняется в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблему соотношения метафизики и науки, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы соотношения метафизики и науки.
  • Ориентируется на на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы категорий философии.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы категорий философии, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы принципов развития в философии.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы детерминизма, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления совокупности мировоззренческих проблемы субъекта и объекта познании в философии.
  • Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решение философской проблема объективация знания наполняется в каждую историческую эпоху.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления совокупности проблемы истины в философии.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы истины, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы рациональности познания и действительности в философии.
  • Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решением проблема рациональности познания и действительности наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы познания и творчества в философии, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы познания и творчества в философии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа философского знания
    Возникновение философии как проблема истории философии и культуры: от мифа к логосу; роль мудреца – от Пифагора к Сократу; возникновение особого социального и ценностного статуса философии; рационализация бытия в античной философии; знание как особая действительность – “умное знание”; столкновение “знания ума” со “знанием чувств” (рационализм, эмпиризм); проблема оснований философского знания; возникновение научных программ в рамках философского мировоззрения; исторические формы взаимоотношений философии и науки. Проблема знания: действительность бытия и действительность знания; философия как “знание о бытии” (онтология) и как “знание о знании” (гносеология); взаимосвязь онтологии и гносеологии с учением о человеке и его месте в мире. Становление философской антропологии. И.Кант: вопросы “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?” и “На что я могу надеяться?” в совокупности составляют вопрос “Что такое человек?”. Социальные и гносеологические истоки философского знания. Зависимость представлений о философском знании от социально-исторических условий; исторический характер ценности философского знания. Философия в культурном контексте. Взаимосвязи философии с вненаучными формами и сферами духовной жизни: философия и религия, философия и искусство, философия и здравый смысл.
  • Предмет и основные функции философии
    Философия - рационально-теоретическая система мировоззренческих установок, возникающих и преобразующихся в процессе исторической рефлексии над предельными основания- ми исторической (материальной и духовной) практики человечества. Предмет философии: система наиболее общих взаимоотношений между Человеком и Миром; совокупность взаимосвязанных фундаментальных проблем, решением которых определяется характер и содержание важнейших фрагментов философской картины мира. “Вечный” характер философских проблем, зависимость их постановки и решений от меняющихся исторических и культурных условий жизни людей. Обладает ли мир смыслом или смысл привносится в мир человеком? Философия как основание человеческого смыслотворчества. Философия – разумное конструирование человеком осмысленного мира. Структура проблемного поля философии: проблема бытия, проблема познания, проблема "материя-дух", проблема человека, основные функции философии.
  • Методология философского познания
    Понятие метода. Проблема метода в ее историческом развитии. Методологические размышления как рефлексия над характером философского знания, смыслом его проблематики, задачами и целями, местом в системе знания. Принципы философской методологии в античной философии; средневековая схоластика как методология спекулятивного разыскания основоположений бытия (в теологии и философии); развитие научной методологии творцами науки XVII-XVIII веков (И.Ньютон, Р. Декарт, Г. Лейбниц); основные направления философской методологии: исследования методов науки и оснований научного знания и размышления о методе самой философии; конфликт между метафизическими притязаниями философии и ростом суверенитета науки; попытка преодоления разрыва между философской и научной методологией в классическом немецком идеализме; достижения и неудачи диалектического трансцендентализма; критика философской рационалистической методологии (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) как мировоззренческой позиции, как модельного образца организации мышления, практики, общественного устройства и принципов человеческой деятельности; “разделение труда” между философами-методологами, занимающимися методами научного исследования и методами философского анализа; новые импульсы развития рационалистической философской методологии, “диффузия” научных методов в философию; “критический рационализм” (К. Поппер) как философская концепция научного метода и методология социальной философии.
  • Метафизика и наука
    Эволюция понятия “метафизика” в истории философии: античная метафизика Космоса; средневековая метафизика; метафизика эпохи Возрождения, метафизика нового времени; взгляду на метафизику К. Маркса и Ф. Энгельса; споры вокруг метафизики в философии второй половины XIX – XX вв.; метафизика в функции онтологии.
  • Категории философии
    Категории – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Зависимость категориального аппарата от общей мировоззренческой позиции. Категории - концептуальный каркас философии. Аристотелевская система категорий, ее системообразующее значение для античного мировоззрения. И. Кант: категории – априорные рассудочные понятия, “чистые формы”, вмещающие конкретное содержание чувственных созерцаний. Философская система Гегеля как диалектика категорий. Неокантианская трактовка категорий как “функций рассудка”, сообщающих познавательному процессу бесконечную перспективу. “Философия жизни”, экзистенциализм: категории (“экзистенциалы”) – предельные выражения субъективного отношения к действительности, формы, в которых человеческое “существование” осознает себя и свое отличие от мира. Исторический и культурно-обусловленный характер философских категорий; категории как “ступени” познания.
  • Принципы развития. Детерминизм
    Философская категория развития. Развитие - универсальная характеристика существования природного мира, человека, общества, культуры. Направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Связь представлений о развитии с социальными и культурными ожиданиями и идеалами. Развитие и прогресс. Связь идеи развития с фундаментальными онтологическими и гносеологическими кате- гориями философии. Развитие и время. Развитие и цель. Античная культура; роль христианства в возникновении идеи развития; наука нового времени: опыт указывает путь естественной истории; Философское исследование процессов развития: диалектика от Лейбница и Спинозы до Гегеля и Маркса; Мир как система систем: развитие как локальный (внутрисистемный) процесс и развитие как взаимосвязанное закономерное изменение одних систем под воздействием других; историческая закономерность: “исторический материализм” К. Маркса. К. Поппер: “критический рационализм” несовместим с “историцизмом”, понятие саморазвития: особенности развития процессов познания, систем знания, идеальных и ценностных форм. А. Уайтхед о “приключениях идей”, Ч. Пирс: наука – “самокорректирующийся” процесс; критерии развития в науке; процессы развития в культуре. Структурно-функциональный подход к развивающимся культурным системам (К. Маркс, М. Вебер, А. Тойнби); детерминизм – учение об объективной закономерной взаимозависимости и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира; естественнонаучный “индетерминизм” как методологический вывод из “копенгагенской” (Н. Бор) интерпретации квантовой физики.
  • Субъект и объект познания. Проблема объективности знания
    Историческая эволюция понятий субъекта и объекта познания. Античность: источник знания заключен в объекте (вещи), субъект пассивно воспринимает воздействия объекта и судит об объекте по этим воздействиям; средние века: истина мира открыта вере, разумное познание - расшифровка символов, в которых выражено провидение и Божественный замысел; немецкий классический идеализм: трансцендентальный субъект как активный (конструирующий) участник познавательного отношения (Кант, Фихте, Гегель); Маркс: субъект – человек, овладевший миром культуры; критика трансцендентализма: разрыв между трансцендентальным субъектом (чистой структурой сознания, обеспечивающей всеобщность и необходимость знания) и эмпирическим субъектом, не обладающим этими характеристиками; социоцентристские модели субъекта познания; постмодернизм и «смерть субъекта»; деятельностная концепция субъекта: субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или группа), источник активности, направленной на объект; деятельность субъекта - условие, благодаря которому реальность выступает объектом познания; концепция онтологической относительности: мир как совокупность объектов всегда дан лишь через ту или иную языковую систему (У. Куайн).
  • Проблема истины
    Истина – категория философии и культуры, характеризующая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Истина как характеристика знания и как ценность культуры. Взаимосвязь категории «истина» с общей категориальной структурой философского мировоззрения. Связь проблемы истины с вопросом о познаваемости мира. Классическая концепция истины (Аристотель): истина - соответствие знания вещам; христианство: истина - свет и благодать; проблема истины в философии нового времени (Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель);диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) ; изменение культурной ценности и содержания понятия истины в связи с общим кризисом рационализма, специализацией и секуляризацией познавательных процессов (Хайдеггер, Хабермас); Попытки реставрации абсолютной духовной ценности истины:истина - одна из высших и вечных ценностей культуры, обладающая неизменным значением, регулятивный идеал и горизонт познания (неокантианство, Ф.Брентано, философы Львовско-Варшавской школы); методологическое значение различных концепций истины: «когерентная» концепция, прагматическая концепция; понятие истины в философских дискуссиях вокруг рациональной реконструкции истории науки; истина как норма, проблема социальных и культурных предпосылок легализации определенных типов оправдания и обоснования рассуждений; проблема применимости истинностной оценки к действиям и их результатам за пределами науки.
  • Рациональность познания и деятельности
    Проблема рациональности: что такое разумность, каковы ее существенные определения? К каким родам и видам бытия приложимы эти определения? «Логоцентрическая» парадигма европейской философии от античности до классического рационализма. Рациональность и логика; несовпадение «реальной» и «идеальной» рациональностей; рассудок и разум (Кант, Гегель); понятие научной рациональности; «формальная рациональность» (М. Вебер); «критико-рефлексивный» подход к определению рациональности.
  • Познание и творчество
    Проблема возникновения нового знания. Рациональный дискурс, его предпосылки и структура. Познание в культурном контексте. Традиция и творчество. Интуиция, воображение, фантазия в процессах познания. Проблема понимания. «Герменевтический круг». Понимание как усвоение смысла. Понимание как наделение смыслом. Понимание как совместное творение смысла в процессах творческой коммуникации. Система личностных смыслов и творчество. Сознание, подсознание, бессознательное в творчестве. Гуманизм и творчество. Эвристика как комплексная проблема теории познания. Единство логико- методологических, психологических, историко-культурных методов исследования эвристических процессов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Эссе (неблокирующий)
    Объем работы: 9000-11000 печатных знаков с пробелами. Работа сдается через LMS или по электронной почте не позднее, чем за 2 недели до конца модуля; обязательна проверка на плагиат.
  • Контрольная работа (неблокирующий)
    Письменная работа, 120 минут.
  • Экзамен (неблокирующий)
    Устный экзамен (по би-летам)
  • Аудиторная работа (неблокирующий)
    Преподаватель оценивает активность студентов в дискуссиях, правильность их ответов на вопросы преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антология мировой философии. Т.1, Ч.1: Философия древности и средневековья, Соколов В. В., 1969
  • Антология мировой философии. Т.1, Ч.2: Философия древности и средневековья, , 1969
  • Антология мировой философии. Т.2: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения, Соколов В. В., 1970
  • Антология мировой философии. Т.3: Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в., Нарский И. С., 1971
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев В. В., Кротов А. А., 2008
  • Перекрестки методов : (опыты междисциплинарности в философии культуры), Порус В. Н., 2013
  • Философия культуры, Доброхотов А. Л., 2016
  • Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бытие и время, Хайдеггер М., Бибихина В. В., 2011
  • Бытие и время, Хайдеггер М., Бибихина В. В., 2013
  • Бытие и ничто : опыт феноменол. онтологии, Сартр Ж.-П., Колядко В. И., 2009
  • Диалоги, Платон ., Карпова В. Н., 2008
  • Избранное : пер. с гол. и латин., Спиноза Б., Боровского Я. М., 1999
  • Избранные произведения, Спиноза Б., Соколова В. В., 1998
  • Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского, Августин Аврелий, 2003
  • Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер Х.-Г., Бессонова Б. Н., 1988
  • Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
  • Критика чистого разума, Кант И., Лосского Н., 2007
  • Логика и рост научного знания : избр. работы, Поппер К. Р., Блинникова Л. В., 1983
  • Логика научного исследования, Поппер К. Р., Садовского В. Н., 2005
  • Метафизика : переводы, комментарии, толкования, Аристотель ., Еремеев С. И., 2002
  • Мир как воля и представление, Шопенгауэр А., Айхенвальда Ю. И., 2005
  • Наука логики. Т.1: ., Гегель Г. В. Ф., 1970
  • Наука логики. Т.2: ., Гегель Г. В. Ф., 1971
  • Наука логики. Т.3: ., Гегель Г. В. Ф., 1972
  • Новый Органон, Бэкон Ф., Красильщикова С., 1935
  • Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов : пер. с нем., Кант И., Слинина Я. А., 2007
  • Рассуждение о методе, Декарт Р., Позднева, М., 2018
  • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках, Декарт Р., Пикова В. И., 2011
  • Система учения о нравах согласно принципам наукоучения; Наукоучение 1805 г.; Наукоучение 1813 г.;..., Фихте И. Г., Мурского В. В., 2006
  • Собрание сочинений. Т.3 (1): Логические исследования : Исследования по феноменологии и теории познания, Гуссерль Э., 2001
  • Сочинения на немецком и русском языках. Т.4: Критика способности суждения; Первое введение в "Критику способности суждения", Кант И., 2001
  • Сочинения. Т.1: ., Аристотель ., Асмус В. Ф., 1975
  • Сочинения. Т.1: ., Декарт Р., 1989
  • Сочинения. Т.1: ., Лейбниц Г. В., Соколов В. В., 1982
  • Сочинения. Т.2: ., Аристотель ., Микеладзе З. Н., 1978
  • Сочинения. Т.2: ., Ницше Ф., 1998
  • Сочинения. Т.3: ., Аристотель ., Брагинской Н. В., 1981
  • Сумма теологии. 1: Часть первая. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский ., 2006
  • Сумма теологии. 2: Часть первая. Вопросы 65 - 119, Фома Аквинский ., 2007
  • Сумма теологии. Ч.1: Вопросы 75-119, Фома Аквинский ., 2005
  • Так говорил Заратустра; К генеологии морали; Рождение трагедии; Воля к власти; Посмертные афоризмы, Ницше Ф., 2009
  • Физика, Аристотель ., Карпова В. П., 2007