• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ontology and Epistemology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание курса “Онтология и теория познания” определено общим пониманием со- временной философии как совокупности мировоззренческих проблем в их рационально- теоретическом осмыслении. Курс ориентирует студентов на проблемное мышление, противостоит догматическому пониманию философии. Этим объясняется то, что многие пункты про- граммы изложены в форме вопросов; студенты должны понимать, что многие из этих вопросов являются “вечными”, то есть их постановка и решения наполняются особым содержанием в каждую историческую эпоху. Автор программы не стремился к исчерпывающему перечню этих вопросов. Он попросту невозможен. Кроме того, многие вопросы специфичны для различных философских систем. Стремление к унификации проблемного поля философии было бы ошибочным и непродуктивным. Студенты-философы должны ориентироваться в различных подходах к проблемам, возникающим в рамках различных мировоззрений. Вместе с тем студенты должны научиться анализу этих проблем, предполагающему рациональный критицизм (который нельзя смешивать с идеологической критикой или методами "борьбы" различных мировоззренческих позиций). Главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу к анализу философских тем. Преобладает такой метод изложения, в котором философские понятия и проблемы рассматриваются в историко-культурном контексте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание рационально-теоретической базы для осмысления совокупности мировоззрен- ческих проблем.
  • Ориентация студентов на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомление студентов с тем особым содержанием, которым постановка и решением философских проблем наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомление студентов с различными подходами к анализу философских тем, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Ориентация студентов на рациональный критицизм при анализе философских проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы природы философского знания.
  • Ориентируется на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решение проблемы природы философского знания наполняется в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу концепций природы философского знания, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Понимает предмет и основные функции философии в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы предмета и основных функций философии, в которой главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Ориентируется на проблемное мышление на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы предмета и основных функций философии.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы методологии философского познания.
  • Ознакомлен с различными подходами к проблеме методологии философского познания, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решение проблемы методологии философского познания наполняется в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблему соотношения метафизики и науки, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы соотношения метафизики и науки.
  • Ориентируется на на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы категорий философии.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы категорий философии, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы принципов развития в философии.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы детерминизма, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления совокупности мировоззренческих проблемы субъекта и объекта познании в философии.
  • Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решение философской проблема объективация знания наполняется в каждую историческую эпоху.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления совокупности проблемы истины в философии.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы истины, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы рациональности познания и действительности в философии.
  • Ознакомлен с тем особым содержанием, которым постановка и решением проблема рациональности познания и действительности наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомлен с различными подходами к анализу проблемы познания и творчества в философии, в котором главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу.
  • Имеет рационально-теоретическую базу для осмысления проблемы познания и творчества в философии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа философского знания
    Возникновение философии как проблема истории философии и культуры: от мифа к логосу; роль мудреца – от Пифагора к Сократу; возникновение особого социального и ценностного статуса философии; рационализация бытия в античной философии; знание как особая действительность – “умное знание”; столкновение “знания ума” со “знанием чувств” (рационализм, эмпиризм); проблема оснований философского знания; возникновение научных программ в рамках философского мировоззрения; исторические формы взаимоотношений философии и науки. Проблема знания: действительность бытия и действительность знания; философия как “знание о бытии” (онтология) и как “знание о знании” (гносеология); взаимосвязь онтологии и гносеологии с учением о человеке и его месте в мире. Становление философской антропологии. И.Кант: вопросы “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?” и “На что я могу надеяться?” в совокупности составляют вопрос “Что такое человек?”. Социальные и гносеологические истоки философского знания. Зависимость представлений о философском знании от социально-исторических условий; исторический характер ценности философского знания. Философия в культурном контексте. Взаимосвязи философии с вненаучными формами и сферами духовной жизни: философия и религия, философия и искусство, философия и здравый смысл.
  • Предмет и основные функции философии
    Философия - рационально-теоретическая система мировоззренческих установок, возникающих и преобразующихся в процессе исторической рефлексии над предельными основания- ми исторической (материальной и духовной) практики человечества. Предмет философии: система наиболее общих взаимоотношений между Человеком и Миром; совокупность взаимосвязанных фундаментальных проблем, решением которых определяется характер и содержание важнейших фрагментов философской картины мира. “Вечный” характер философских проблем, зависимость их постановки и решений от меняющихся исторических и культурных условий жизни людей. Обладает ли мир смыслом или смысл привносится в мир человеком? Философия как основание человеческого смыслотворчества. Философия – разумное конструирование человеком осмысленного мира. Структура проблемного поля философии: проблема бытия, проблема познания, проблема "материя-дух", проблема человека, основные функции философии.
  • Методология философского познания
    Понятие метода. Проблема метода в ее историческом развитии. Методологические размышления как рефлексия над характером философского знания, смыслом его проблематики, задачами и целями, местом в системе знания. Принципы философской методологии в античной философии; средневековая схоластика как методология спекулятивного разыскания основоположений бытия (в теологии и философии); развитие научной методологии творцами науки XVII-XVIII веков (И.Ньютон, Р. Декарт, Г. Лейбниц); основные направления философской методологии: исследования методов науки и оснований научного знания и размышления о методе самой философии; конфликт между метафизическими притязаниями философии и ростом суверенитета науки; попытка преодоления разрыва между философской и научной методологией в классическом немецком идеализме; достижения и неудачи диалектического трансцендентализма; критика философской рационалистической методологии (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) как мировоззренческой позиции, как модельного образца организации мышления, практики, общественного устройства и принципов человеческой деятельности; “разделение труда” между философами-методологами, занимающимися методами научного исследования и методами философского анализа; новые импульсы развития рационалистической философской методологии, “диффузия” научных методов в философию; “критический рационализм” (К. Поппер) как философская концепция научного метода и методология социальной философии.
  • Метафизика и наука
    Эволюция понятия “метафизика” в истории философии: античная метафизика Космоса; средневековая метафизика; метафизика эпохи Возрождения, метафизика нового времени; взгляду на метафизику К. Маркса и Ф. Энгельса; споры вокруг метафизики в философии второй половины XIX – XX вв.; метафизика в функции онтологии.
  • Категории философии
    Категории – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Зависимость категориального аппарата от общей мировоззренческой позиции. Категории - концептуальный каркас философии. Аристотелевская система категорий, ее системообразующее значение для античного мировоззрения. И. Кант: категории – априорные рассудочные понятия, “чистые формы”, вмещающие конкретное содержание чувственных созерцаний. Философская система Гегеля как диалектика категорий. Неокантианская трактовка категорий как “функций рассудка”, сообщающих познавательному процессу бесконечную перспективу. “Философия жизни”, экзистенциализм: категории (“экзистенциалы”) – предельные выражения субъективного отношения к действительности, формы, в которых человеческое “существование” осознает себя и свое отличие от мира. Исторический и культурно-обусловленный характер философских категорий; категории как “ступени” познания.
  • Принципы развития. Детерминизм
    Философская категория развития. Развитие - универсальная характеристика существования природного мира, человека, общества, культуры. Направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Связь представлений о развитии с социальными и культурными ожиданиями и идеалами. Развитие и прогресс. Связь идеи развития с фундаментальными онтологическими и гносеологическими кате- гориями философии. Развитие и время. Развитие и цель. Античная культура; роль христианства в возникновении идеи развития; наука нового времени: опыт указывает путь естественной истории; Философское исследование процессов развития: диалектика от Лейбница и Спинозы до Гегеля и Маркса; Мир как система систем: развитие как локальный (внутрисистемный) процесс и развитие как взаимосвязанное закономерное изменение одних систем под воздействием других; историческая закономерность: “исторический материализм” К. Маркса. К. Поппер: “критический рационализм” несовместим с “историцизмом”, понятие саморазвития: особенности развития процессов познания, систем знания, идеальных и ценностных форм. А. Уайтхед о “приключениях идей”, Ч. Пирс: наука – “самокорректирующийся” процесс; критерии развития в науке; процессы развития в культуре. Структурно-функциональный подход к развивающимся культурным системам (К. Маркс, М. Вебер, А. Тойнби); детерминизм – учение об объективной закономерной взаимозависимости и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира; естественнонаучный “индетерминизм” как методологический вывод из “копенгагенской” (Н. Бор) интерпретации квантовой физики.
  • Субъект и объект познания. Проблема объективности знания
    Историческая эволюция понятий субъекта и объекта познания. Античность: источник знания заключен в объекте (вещи), субъект пассивно воспринимает воздействия объекта и судит об объекте по этим воздействиям; средние века: истина мира открыта вере, разумное познание - расшифровка символов, в которых выражено провидение и Божественный замысел; немецкий классический идеализм: трансцендентальный субъект как активный (конструирующий) участник познавательного отношения (Кант, Фихте, Гегель); Маркс: субъект – человек, овладевший миром культуры; критика трансцендентализма: разрыв между трансцендентальным субъектом (чистой структурой сознания, обеспечивающей всеобщность и необходимость знания) и эмпирическим субъектом, не обладающим этими характеристиками; социоцентристские модели субъекта познания; постмодернизм и «смерть субъекта»; деятельностная концепция субъекта: субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или группа), источник активности, направленной на объект; деятельность субъекта - условие, благодаря которому реальность выступает объектом познания; концепция онтологической относительности: мир как совокупность объектов всегда дан лишь через ту или иную языковую систему (У. Куайн).
  • Проблема истины
    Истина – категория философии и культуры, характеризующая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Истина как характеристика знания и как ценность культуры. Взаимосвязь категории «истина» с общей категориальной структурой философского мировоззрения. Связь проблемы истины с вопросом о познаваемости мира. Классическая концепция истины (Аристотель): истина - соответствие знания вещам; христианство: истина - свет и благодать; проблема истины в философии нового времени (Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель);диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) ; изменение культурной ценности и содержания понятия истины в связи с общим кризисом рационализма, специализацией и секуляризацией познавательных процессов (Хайдеггер, Хабермас); Попытки реставрации абсолютной духовной ценности истины:истина - одна из высших и вечных ценностей культуры, обладающая неизменным значением, регулятивный идеал и горизонт познания (неокантианство, Ф.Брентано, философы Львовско-Варшавской школы); методологическое значение различных концепций истины: «когерентная» концепция, прагматическая концепция; понятие истины в философских дискуссиях вокруг рациональной реконструкции истории науки; истина как норма, проблема социальных и культурных предпосылок легализации определенных типов оправдания и обоснования рассуждений; проблема применимости истинностной оценки к действиям и их результатам за пределами науки.
  • Рациональность познания и деятельности
    Проблема рациональности: что такое разумность, каковы ее существенные определения? К каким родам и видам бытия приложимы эти определения? «Логоцентрическая» парадигма европейской философии от античности до классического рационализма. Рациональность и логика; несовпадение «реальной» и «идеальной» рациональностей; рассудок и разум (Кант, Гегель); понятие научной рациональности; «формальная рациональность» (М. Вебер); «критико-рефлексивный» подход к определению рациональности.
  • Познание и творчество
    Проблема возникновения нового знания. Рациональный дискурс, его предпосылки и структура. Познание в культурном контексте. Традиция и творчество. Интуиция, воображение, фантазия в процессах познания. Проблема понимания. «Герменевтический круг». Понимание как усвоение смысла. Понимание как наделение смыслом. Понимание как совместное творение смысла в процессах творческой коммуникации. Система личностных смыслов и творчество. Сознание, подсознание, бессознательное в творчестве. Гуманизм и творчество. Эвристика как комплексная проблема теории познания. Единство логико- методологических, психологических, историко-культурных методов исследования эвристических процессов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Объем работы: 9000-11000 печатных знаков с пробелами. Работа сдается через LMS или по электронной почте не позднее, чем за 2 недели до конца модуля; обязательна проверка на плагиат.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа, 120 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в (устной) форме. Экзамен проводится на платформе (Zoom, ссылка: https://zoom.us/j/6773131713?pwd=V2d0eXdnVzdkYWdmOEVUb2VTQndMUT09). К экзамену необходимо подключиться за (10) минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: (поддерживать программу Zoom, работающую камеру, микрофон, наушники) Для участия в экзамене студент обязан: (поставить на аватар реальную фотографию, использовать реальное ИФ, включить камеру и микрофон). Во время экзамена студентам запрещено: (отключать камеру). Во время экзамена студентам разрешено: (пользоваться конспектами). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается (5 минут). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается (больше 5 минут). При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.1 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристотель. Категории. - Репринтное воспроизведение издания 1939 г. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 124 с.- ISBN 978-5-16-012030-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348890
  • Владиславлев М.И. - Кант. Критика чистого разума - Издательство "Лань" - 2013 - 647с. - ISBN: 978-5-507-12990-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/30539
  • Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев В. В., Кротов А. А., 2008
  • Кант И. - Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука (Пер. Вл. С. Соловьева) - Издательство "Лань" - 2013 - 86с. - ISBN: 978-5-507-11696-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5925

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аристотель -. ; Пер. Кубицкий А. В. - МЕТАФИЗИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-07009-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metafizika-442222
  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-06738-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-1-uchenie-o-bytii-412328
  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-06740-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-2-uchenie-o-suschnosti-412329
  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-06741-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-3-uchenie-o-ponyatii-412330
  • Кант И. - Критика чистого разума (Пер. М. И. Владиславлева (1867); Н. М. Соколова) - Издательство "Лань" - 2013 - 452с. - ISBN: 978-5-507-11693-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5922