• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy of Science and Technology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части блока профессиональных дисциплин образовательной̆ программы «Философия» и является обязательной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История западной философия до середины ХХ века, Логика, Философия культуры, Философия истории. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: способностью понимать и реферировать специальную литературу, способностью грамотно выстраивать коммуникацию, знаниями истории философии, представлением и ходе исторического развития в XVI-XXI вв. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Философия религии, Методология научного исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение основных понятий и концепций философии науки и философии техники, понимание общей проблематики дисциплины, а также ознакомление с основными доктринами, разработанными как отечественными, так и западными мыслителями
  • Введение в проблематику обращения философии к проблеме техники от классиков Нового времени (Гоббс, Декарт) до современности, изучение основных типов рефлексии о науке от Античности до философии науки XX века
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют навыками работы с первоисточниками по заданной тематике
  • Студенты умеют синтезировать исторические, предметные и персональные аспекты материала, а также давать собственную оценку происходящих технических новаций и дискуссий о границах и применении научного знания
  • Студенты знают типологические характеристики междисциплинарных исследовательских областей (универсальный эволюционизм, Большая история, синергетика, биосемиотика, эволюционная эпистемология, энактивизм, eco-evo-devo перспектива), роль междисциплинарности в стимулировании динамики развития и роста современного научного знания, продуцирования научных, технических и культурных инноваций.
  • Студенты знают классические концепции в области философии науки и философии техники и их взаимосвязь с более общими философскими программами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет и проблематика философии техники. Начала философии техники в классической философии.
    ««Техника»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Техника как предмет философских рассуждений. Г. Рополь: философия и технике. Определение техники. Широкая и узкая трактовка техники. Методология и антропология техники. Природа технического знания. Техника и наука. Техника и искусство. Эволюция понятия «техника» в Античной традиции. Вопрос о технике в работах Т. Гоббса, Р. Декарта и др. Метафора машины власти в «Левиафане» Т. Гоббса. Развитие идей Декарта Ж. Ламетри. Научная метафора Ж. Ламетри – «Человек-машина».
  • Тема 2. Развитие философии техники в работах немецких мыслителей ХХ в.
    «Основания философии техники» (1877) Эрнста Каппа как первая современная работа по философии техники. Вопрос о технике и критика современности в Германии между Первой и Второй мировыми войнами. Философия техники Освальда Шпенглера: «Закат Европы», «Человек и техника», «Первовопросы». Философия техники Эрнста Юнгера: «Рабочий», «Стена времени», «Ножницы», «Прогнозы на 21-й век». Философия техники Фридриха Георга Юнгера: «Совершенство техники». Обоснования философской нагруженности проблем философии техники в статье Г. Рополя «Является ли техника философской проблемой?».
  • Тема 3. Возникновение концепции технократии и ее критика в западно-европейской философии
    Техника: от механизма к технологии. Генезис «технократической концепции» и ее влияние на кризисное сознание ХХ в. Технократия как власть инженеров. Т. Веблен «Инженеры и система ценностей» (1921). Дж. Бернхейм и работа «Революция менеджеров» (1941). Идея «власти специалистов». Движение технократии. У. Ростоу, Д. Белл и концепция «общества всеобщего благоденствия». Критика «технократической концепции» в западной философии. Технофобия. Технократическая концепция и продолжение традиций социальной утопии в ХХ веке. Человек как объект конструирования. «1984» (1949) Дж. Оруэлла.
  • Тема 4. Гуманитарная составляющая современной философии техники. Критика последствий технической экспансии в западной философской и социальной мысли.
    Гуманитарная составляющая современной философии техники и ее представители: Льюис Мамфорд, Хосе Ортега-и-Гассет, Мартин Хайдеггер. Льюис Мамфорд: техника и развитие человечества. «Миф машины» («The Myth of the Machine», в 2-х томах, 1969 и 1970). Концепция мегамашины. Хосе Ортега-и-Гассет: миро- восприятие человека и техническая реальность. «Рассуждение о технике» (1935). Техника как социальный феномен. Мартин Хайдеггер и «Вопрос о технике» (1954). Социальные последствия технологической экспансии и их оценка в философской и социологической литературе (Г. Маркузе, А. Тоффлер).
  • Тема 5. Вопросы философии техники в отечественной философии первой половины ХХ в.
    Русские мыслители о социальных последствиях технического развития. Технический Апокалипсис. Николай Бердяев: техническая контрреволюция. Борис Вышеславцев: техника власти и власть техники. Отец Павел Флоренский о роли техники. Будущее России: от утопии к антиутопии. Техника и утопический роман: А. Богданов, А. Чаянов, Е. Замятин, Я Окунев.
  • Тема 6. Техницизм и антитехницизм
    Понятие техницизма. Теория трех волн Элвина Тоффлера. Концепции постиндустриального общества Уолта Уитмена Ростоу и Дэниела Белла. Концепция государства всеобщего благосостояния. Понятие антитехницизма. Бунт Герберта Маркузе. «Одномерный человек» (1964). Французские философы «за» и «против» антитехницизма. Жак Эллюль «Другая революция», «Техника» (1954). Эмманюэль Мунье. «Маленький страх ХХ в.» (1948). Эрнст Юнгер: рабочий – герой общества техники. «Рабочий. Господство и гештальт» (1932). Homo faber.
  • Тема 7. Современные тенденции технологического развития и их оценка
    Современные тенденции технологического развития. Тренды, которые определяют наше будущее. Конвергентные технологии. Будущее искусственного интеллекта. Проблема постчеловека. Трансгуманизм: «за» и «против». Идея технологической сингулярности. Идеология кибернетического мира. С. Лем «Сума технологии».
  • Тема 8. Техническая обусловленность труда
    Эволюция отношения к труду в истории общества и философии: Античность, Средние века, Новое время. Классическая трактовка труда. Феномен «конца труда в его классическом понимании». Техника и труд в ХХ-XXI столетиях. Труд и техника в информационную эпоху. Перспективы человеческой деятельности. Труд в условиях глобализации и постиндустриальной экономики. Антропологическая альтернатива? З. Бауман «Текучая современность». Ф. Юнгер «Совершенство техники». Э. Юнгер «Рабочий».
  • Философия естествознания. Тема 1. Теория, наблюдение и эксперимент. Научный метод.
    Функции и структура научной теории. Онтология научной теории. Наблюдения, измерение и эксперимент. Эмпирические объекты и явления. Теоретические понятия и идеализированные объекты. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты. Теоретическая нагруженность наблюдений. Проблема индукции и ее решение К. Поппером. Верификация и фальсификация. Проблема демаркации научного знания. Способы обоснования гипотез и теорий. Гипотетико-дедуктивная модель. Недоопределенность теории опытом. Тезис Дюгема-Куйана. Критерии выбора конкурирующих теорий. «Решающие эксперименты». Ad hoc гипотезы. Несоизмеримость теорий. Критерии научности. Научный метод и его ограничения в реальной науке.
  • Философия естествознания. Тема 2. Научное познание и реальность.
    Проблема реальности ненаблюдаемых объектов и референциальности теоретических терминов. Наивный реализм, инструментализм, конвенционализм. Три тезиса научного реализма и их критика. Аргумент «нет чудес». Пессимистическая мета-индукция. Конструктивный эмпиризм Б. ван Фраассена. Экспериментальный реализм Я. Хакинга и Н. Картрайт. Эпистемический и онтический структурный реализм. Моделезависимый реализм. Натурализм и его критика.
  • Философия естествознания. Тема 3. Философские проблемы физики и космологии.
    Теория научных революций Т. Куна. Парадигма или дисциплинарная матрица. Несоизмеримость парадигм. Эволюция философских оснований физических парадигм: механистической, классического поля, релятивисткой и квантовой. Отличия представлений о реальности объектов, пространстве, времени, причинности и локальности. Проблема бесконечной делимости пространства, времени и объектов. Философские категории потенциального и актуального в физике. Как квантовая механика меняет наше отношение к реальности. Философские проблемы возникновения и эволюции Вселенной. Антропные принципы.
  • Философия естествознания. Тема 4. Философия биологии
    Проблемы сущности жизни и происхождения жизни. Методологические принципы неклассической биологии. Концепция геннокультурной коэволюции. Биология как мост к социальным наукам: проблемы социобиологии (биополитики) и биосемиотики.
  • Философия естествознания. Тема 5. Философия здоровья и биоэтика
    Современные биомедицинские технологии и проблемы конструирования человека.
  • Философия естествознания. Тема 6. Теория систем как перспективная междисциплинарная научная программа
    История становления и развития, фундаментальные понятия и представления, методологическая и интегративная роль в научных исследованиях.
  • Философия естествознания. Тема 7. Междисциплинарность как характеристика современного научного знания
    Современные междисциплинарные исследовательские программы (универсальный эволюционизм, eco-evo-devo-перспектива, Big History, расширенный экологический подход).
  • Философия гуманитарных наук. Тема 1. Проблема границ языка (Лингвистика)
    Теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 2. Проблема возможности перевода (Переводоведение)
    Теория перевода Вальтера Беньямина.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 3. Проблема чтения (Литературоведение)
    Экзистенциальный анализ чтения Ж.-П. Сартра.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 4. Проблема письма (Литературоведение)
    Экзистенциальный анализ письма Ж.-П. Сартра
  • Философия гуманитарных наук. Тема 5. Проблема понимания (Герменевтика)
    Философские проблемы герменевтики.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 6. Проблема устной истории (История)
    Философские аспекты истории как науки.
  • Философия гуманитарных наук. Тема 7. Проблема историографии (История)
    Философские проблемы источниковедения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Раздел 1. Философия техники. (1) Оценка посещения и работы на семинарах
  • неблокирующий Раздел 1. Философия техники. (2) Эссе
  • неблокирующий Раздел 1. Философия техники. (4) Письменный экзамен
  • неблокирующий Раздел 2. Философия науки (1). Философия естествознания. Оценка посещения и активности (2 модуль).
  • неблокирующий Раздел 2. Философия науки (2). Философия естествознания. Эссе (2 модуль).
  • неблокирующий Раздел 2. Философия науки (4). Устный экзамен в дистанционном формате (3 модуль)
    Особенности проведения экзамена в дистанционном формате: 1. Дата и время проведения экзамена определяется расписанием. Экзамен проходит на платформе Zoom. 2. Во время сдачи экзамена в Zoom-конференции включение видео и аудио связи является обязательным. Производится аудио и видео запись. Перед началом экзамена преподаватель может попросить студента показать на камеру свой паспорт. Все время сдачи экзамена студент обязан находиться в поле видимости камеры, ни с кем не разговаривает, лицо студента хорошо освещено. 3. О невозможности присутствовать на экзамене по причине болезни студент должен предупредить преподавателя до конца экзамена и в течение 3 учебных дней предоставить в учебный офис подтверждающие документы. Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату. 4. Студент имеет право отлучиться на 5 минут от камеры, если заранее предупредит преподавателя в чате конференции. Если во время любого этапа экзамена студент без предупреждения отключил видео или аудио связь, вышел из поля видимости камеры, разговаривает или другим способом общается с посторонними или другим способом нарушает правила проведения экзамена, то это являетсяоснованием для прекращения проведения экзамена для студента и проставления оценки за экзамен «0». 5. Если во время любого этапа экзамена у студента произошло нарушение связи, студент обязан сообщить об этом преподавателю по корпоративной почте с указанием периода и причин отключения, а в случае восстановления подключения — в чате Zoom-конференции. 6. В случае кратковременного (не более 10 минут) нарушения связи преподаватель может предоставить возможность продолжить выполнение задания. В случае долговременного (более 10 минут) нарушения связи преподаватель может предоставить возможность сдать экзамен позже в этот же день. Если связь не была восстановлена во время экзамена, студент должен сообщить об этом преподавателю и в учебный офис с указанием периода и причин отключения, а также предоставить в учебный офис подтверждающие документы (ответ от провайдера, скриншот проблемы, объяснительная студента и т.д.). Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату.
  • неблокирующий Раздел 1. Философия техники. (3) Автоматическое тестирование по результатм прослушанных лекций
  • неблокирующий Раздел 2. Философия науки (3). Философия гуманитарных наук. Накопленная оценка (3 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Раздел 1. Философия техники. (1) Оценка посещения и работы на семинарах + 0.3 * Раздел 1. Философия техники. (2) Эссе + 0.1 * Раздел 1. Философия техники. (3) Автоматическое тестирование по результатм прослушанных лекций + 0.2 * Раздел 1. Философия техники. (4) Письменный экзамен
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.333 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.1 * Раздел 2. Философия науки (1). Философия естествознания. Оценка посещения и активности (2 модуль). + 0.1 * Раздел 2. Философия науки (2). Философия естествознания. Эссе (2 модуль). + 0.2 * Раздел 2. Философия науки (3). Философия гуманитарных наук. Накопленная оценка (3 модуль) + 0.267 * Раздел 2. Философия науки (4). Устный экзамен в дистанционном формате (3 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Zimmermann, E. W. (1934). MAN AND TECHNICS. A CONTRIBUTION TO A PHILOSOPHY OF LIFE/TECHNICS AND CIVILIZATION (Book). Social Forces, 13(1), 145–149. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=13570003
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 1. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-06074-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-1-leviafan-v-2-t-tom-1-441701
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 2. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-06076-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-2-leviafan-v-2-t-tom-2-441782
  • Избранные произведения по философии и методологии науки, Лакатос, И., Веселовского, И. Н., 2008
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2011
  • Лебедев С. А. - МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-00588-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-434162
  • Логика и рост научного знания : избр. работы, Поппер, К. Р., Блинникова, Л. В., 1983
  • Перспективы реализма в современной философии, Агацци, Э., 2017
  • Розин В. М. - ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-534-05511-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-tehniki-441386
  • Социология техники: учебное пособие / А.Л. Андреев, П.А. Бутырин, В.Г. Горохов. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 288 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-192-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/177777
  • Структура научных революций, Кун, Т., Кузнецов, В. Ю., 2003
  • Физика и философия . Часть и целое : пер. с нем., Гейзенберг, В., 1990
  • Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., Сидорина, Т. Ю., 2012
  • Философские основания физики : введение в философию науки, Карнап, Р., Рузавина, Г. И., 2003
  • Хайдеггер Мартин. (n.d.). Отрешенность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fotreshennost
  • Характер физических законов, Фейнман, Р., Наппельбаума, Э., 2017
  • Черняк В.З - История и философия техники. Учебное пособие - КноРус - 2015 - 572с. - ISBN: 978-5-406-03974-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929481
  • Шпенглер О. ; Пер. Франковский А. А. - ЗАКАТ ЕВРОПЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-534-08643-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zakat-evropy-441443
  • Эволюция физики : развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов, Эйнштейн, А., Инфельд, Л., 1968
  • Энгельмейер П.К. - Философия техники  - Издательство "Лань" - 2013 - 93с. - ISBN: 978-5-507-37199-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/43893

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chalmers, A. (2013). What Is This Thing Called Science? University of Queensland Press.
  • Psillos, S., & Curd, M. (2014). The Routledge Companion to Philosophy of Science: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Rufo, K. (2004). Spectral mediations rhetoric, philosophy, and the thinking of originary technics /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.62136230
  • Spengler, O. (2017). Routledge Revivals: Man and Technics (1932) : A Contribution to a Philosophy of Life. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417452
  • The scientific image, Van Fraassen, B. C., 1980
  • Tim Maudlin. (2007). The Metaphysics Within Physics. OUP Oxford.
  • Вечность : в поисках окончательной теории времени, Кэрролл, Ш., Шикаревой, Е., 2017
  • Время. Длительность. Вечность : проблема времени в европейской философии и науке, Гайденко, П. П., Блауберг, И. И., 2007
  • Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
  • История греческой философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2012
  • Математические начала натуральной философии, Ньютон, И., Крылова, А. Н., 2014
  • Наука в свободном обществе, Фейерабенд, П., Никифорова, А. Л., 2010
  • Научная рациональность и философский разум, Гайденко, П. П., 2003
  • Объясняя мир : истоки современной науки, Вайнберг, С., Краснянской, В., 2016
  • Оруэлл, Д. 1984 : книга для чтения на английском языке : худож. литература / Д. Оруэлл. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. - 384 с. - (Modern Prose). - ISBN 978-5-9925-1234-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046163
  • Структура реальности : наука параллельных вселенных: пер. с англ., Дойч, Д., 2018
  • Физика и реальность : сб. статей, Эйнштейн, А., 1965
  • Философия : учебник, Губин, В. Д., 2017
  • Философия техники: история и современность. – М., 1997. – 284 с. ISBN 5-201-01931-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347215