• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Bachelor 2022/2023

Comparative Semitic Studies

Category 'Best Course for Career Development'
Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Category 'Best Course for New Knowledge and Skills'
Type: Compulsory course (Assyriology)
Area of studies: Asian and African Studies
When: 4 year, 1-4 module
Mode of studies: offline
Open to: students of all HSE University campuses
Language: English
ECTS credits: 7
Contact hours: 136

Course Syllabus

Abstract

Сравнительная семитология – одна из немногих в строгом смысле лингвистических дисциплин в рамках ассириологической программы. Ее введение в ассириологическое образование объясняется необходимостью обобщения и координации накопленных слушателями знаний по различным семитским языкам, которые они изучали и продолжают изучать к IV курсу – аккадскому, арабскому, угаритскому, древнееврейскому. Кроме того, курс используется для того, чтобы продемонстрировать слушателям сравнительно-лингвистический и сравнительно-филологический потенциал ряда других семитских языков, которые в основную программу не входят (этой цели служат практические занятия семинарского типа). По своей структуре курс сравнительной семитологии состоит из двух типов занятий: теоретических (лекционных) и практических (семинарских). Лекционные занятия охватывают две важнейших отрасли сравнительной грамматики семитских языков: историческую фонологию и историческую морфологию. Практические занятия происходят в форме комментированного чтения текстов на семитских языках, не входящих в основную программу (как правило, классический эфиопский язык и язык сокотри). В рамках лекционных занятий студенты приобретают актуальные знания в области сравнительной грамматики семитских языков, знакомятся с новейшей литературой по семитскому языкознанию, приобретают навыки сравнительно-исторического осмысления языковых фактов аккадского языка. На практических занятиях внимание студентов сосредотачивается не только на грамматических фактах, но и на исторической перспективе тех или иных конкретных лексических единиц. Таким образом, в рамках курса студенты приобретают довольно серьезную методологическую базу для этимологических исследований на семитском материале, а также определенный опыт практической деятельности в этой важной для филолога-древневосточника сфере. Являясь по своей природе лингвистическим курсом, сравнительная семитология вносит существенный вклад в развитие у слушателей представлений о языкознании в целом: хотя предмет и методология исторической и синхронной лингвистики существенно различаются, многие основополагающие аспекты науки о языке отражены в обеих ее отраслях. Наконец, практические занятия в рамках курса служат целям расширения культурно-исторического кругозора у слушателей, позволяет им познакомиться с природными и хозяйственными реалиями различных семитоязычных народов и ареалов, научиться реконструировать картину мира носителей прасемитского языка и прослеживать основные пути ее развития в важнейших языках-потомках.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Обучить студентов современной методологии исследований в области сравнительной грамматики семитских языков
  • Привить слушателям практические навыки в области семитской этимологии и исторической лексикографии семитских языков
  • Познакомить студентов с новейшей научной литературой по специальности
  • Донести до слушателей базовые знания в области семитских языков, имеющих большое значение для компаративистики, но не входящих в основную ассириологическую программу
  • Сформировать у студентов цельную картину лингвистического своеобразия семитской языковой семьи на материале изучаемых ими семитских языков (аккадский, древнееврейский, угаритский, арабский)
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Владеет практическими навыками этимологизации аккадской лексики
  • Владеет современной литературой по сравнительной грамматике семитских языков и семитской этимологии
  • Знает инвентарь прасемитских местоимений различных разрядов и умеет возводить к ним соответствующие формы изучаемых семитских языков
  • Знает историю сравнительной семитологии в России и за рубежом
  • Знакомство с прасемитской консонантной и вокалической реконструкцией
  • Осмысление рефлексов прасемитских сибилянтов и гуттуральных в важнейших семитских языках
  • Студент владеет методологией прасемитской лексической реконструкции
  • Студент знает географическое распределение и генеалогическое членение семитских и афразийских языков
  • Студент знает основные постулаты прасемитской глагольной реконструкции
  • Студент знает прасемитские именные категории
  • Студент имеет базовые представления о грамматике и лексике классического эфиопского языка
  • Студент имеет базовые представления о грамматике и лексике сокотрийского языка
  • Студент имеет базовые представления о грамматике и лексике языка тигринья
  • Умеет анализировать современные научные публикации по актуальным вопросам прасемитской именной реконструкции (показатели женского рода; терминатив; апофоническое множественное число)
  • Умеет описывать глагольную систему аккадского языка ранних периодов в сравнительно-исторической перспективе, сопоставлять ее с празападносемитской и працентральносемитской системами
  • Умеет описывать прасемитскую систему базового словаря и пути ее развития в важнейших языках-потомках
  • Умеет описывать прасемитскую систему глагольных пород и возводить к ней засвидетельствованные системы пород отдельных семитских языков
  • Умеет применять эти знания на практике
  • Умение реконструировать прототипы употребительных аккадских лексем средствами сравнительно-исторического метода
Course Contents

Course Contents

  • Общие сведения о семитских языках и сравнительной семитологии
  • Историческая фонология семитских языков
  • Историческая морфология семитских языков: имя, местоимения
  • Историческая морфология семитских языков: глагол
  • Семитская этимология и историческая лексикография
  • Сравнительно-семитологический анализ текстов на классическом эфиопском языке (геэз)
  • Сравнительно-семитологический анализ текстов на языке тигринья
  • Сравнительно-семитологический анализ текстов на сокотрийском языке
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking контрольные работы
  • non-blocking работа на семинарах
  • non-blocking устный ответ на экзамене
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2022/2023 2nd module
    0.5 * работа на семинарах + 0.5 * контрольные работы
  • 2022/2023 4th module
    0.25 * контрольные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене + 0.25 * работа на семинарах
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Bennett, P. R. (1998). Comparative Semitic Linguistics : A Manual. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444743
  • Weninger, S., Watson, J. C. E., Streck, M. P., & Khan, G. (2011). The Semitic Languages : An International Handbook. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430020

Recommended Additional Bibliography

  • Kogan, L. E. (2015). Genealogical Classification of Semitic : The Lexical Isoglosses. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999680