• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

38.04.02 Management

Approved by
Протокол Ученого Совета НИУ ВШЭ №15
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол заседания Академического совета от 17.03.2022 № 3
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 years

Full-time, 120

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Производственные системы и операционная эффективность (2021):

Операционная эффективность и производственные системы (2024): With online tools

Tracks

2024/2025 Academic year

Operational Excellence and Production Systems

Type: Applied
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр

2023/2024 Academic year

Production Systems and Operational Excellence

Type: Applied
Track Supervisor: Baev, Gregory
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:

КОР-1. Планирует и реализует проекты повышения операционной эффективности: описывает контекст проблемы, анализирует текущее состояние процессов, подбирает и анализирует лучшие практики в данной сфере, формирует целевое состояние; организует поиск корневых причин проблемы; формирует план-график реализации проекта, распределяет полномочия и ответственность; контролирует ход реализации и анализирует отклонения от плана; масштабирует успешный опыт.

КОР-2. Разрабатывает программы внедрения и развития производственной (бизнес) системы производственных и сервисных организаций с учетом уровня зрелости системы и стратегических целей компании; формирует операционную стратегию компании; формирует требования для подготовки к цифровой трансформации бизнеса.

КОР-3. Анализирует бизнес-процессы компании и предлагает решения в части реинжиниринга/оптимизации данных бизнес-процессов.

КОР-4. Разрабатывает систему стратегических метрик и ключевых показателей эффективности, оценивает эффективность отдельных проектов и инициатив.

КОР-5. Применяет основные принципы работы с бизнес-данными, современные инструменты аналитики данных на продвинутом уровне (построение архитектуры данных, аналитика данных, разработка решений по результатам анализа данных).

КОР-6. Применяет навыки и инструменты устных и письменных презентаций, командной работы, публичной коммуникации, результативного взаимодействия с внутренними и внешними стейкхолдерами.

КОР-7. Уверенно и корректно применяет в профессиональной деятельности знания ключевых управленческих предметных областей: операционная эффективность, стратегический менеджмент и стратегический анализ, финансовый менеджмент (финансовый анализ, инвестиции и новые бизнес-модели), анализ данных, организационное поведение и управление человеческими ресурсами.
Description of the professional field:

Выпускники программы, получив системную подготовку в области операционной эффективности, обладают компетенциями для работы:

-       в подразделениях по развитию производственных/операционных/бизнес систем крупных и средних по размеру российских и международных компаний;

-       в консалтинговых компаниях по направлению операционная эффективность;

-       в органах государственного и муниципального управления, некоммерческих организациях, вузах, учреждениях здравоохранения;

-       в собственных компаниях и проектах.

         Профессиональные компетенции (ПК), приобретаемые выпускниками магистерской программы, сформированные на основе профессиональных стандартов:

ПК-1: Способен обладать лидерскими качествами и навыками: готов брать ответственность и инициативу; обладает навыками группового взаимодействия и командной работы; способен развиваться самостоятельно и проводить через изменения команду; обладает навыками критического и креативного мышления; умения аргументированно вести дискуссии и обосновывать свою позицию.

ПК-2: Способен применять инструментальные управленческие и организационные навыки: современные методы обработки и анализа данных; навыки гибкой проектной работы и продуктового подхода; методы решения проблем и выработки стратегических решений.

ПК-3: Способен повышать операционную эффективность процессов в организации: проводить анализ текущего состояния процессов, формировать и реализовывать проекты операционных улучшений, масштабировать успешный опыт.

ПК-4: Способен организовать внедрение и развитие производственной (бизнес) системы производственных и сервисных организаций; сформировать операционную стратегию компании; формировать требования для подготовки к цифровой трансформации бизнеса.

Примеры позиций в компаниях:

-       Специалист по операционной эффективности

-       Менеджер по бережливому производству

-       Специалист по развитию производственных систем

-       Аналитик бизнес-процессов

-       Бизнес-консультант

-       Специалист по оптимизации производства

-       Руководитель проектов по повышению операционной эффективности

-       Руководитель проектов (бережливое производство)

-       Руководитель направления lean

-       Менеджер по развитию бизнес-системы

-       Lean Six Sigma engineer/manager

-       Эксперт по развитию производственной системы

-       Специалист по оптимизации бизнес процессов

-       Специалист по системе менеджмента качества

-       Руководитель проектного офиса

-       Руководитель по эффективности бизнеса

-       Операционный директор

-       Директор по развитию

-       Директор по производству

Description of educational modules:

Структура программы включает в себя следующие образовательные модули:

            Модуль «Ключевые семинары» (далее – Ключевые семинары) состоит из 8 семинаров и предназначен для проектирования персональных образовательных результатов, координации учебной деятельности по освоению ОП в соответствии с ИУП студентов, а также для получения студентом представления о передовом опыте и исследованиях в области операционной эффективности и развития производственных систем, соотнесенных с тематикой его траектории обучения. Модуль включает семинар наставника и 5 научно-исследовательских и 3 проектных семинара.

Практический модуль (далее – Практика) направлен на формирование компетенций студента, позволяющих решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности и включает 5 элементов практик: 2 консалтинговых проекта, учебная практика, курсовая работа, выпускная квалификационная работа. Элементы практики делятся на три типа: проектные, профессиональные и научно-исследовательские. К проектной практике относятся консалтинговые проекты на 1 и 2 году обучения, в рамках которых студенты принимают участие или реализуют проекты операционных улучшений или развития производственной системы, наставничества, управления изменениями, либо создают цифровую модель. К профессиональной практике относится учебная практика, которая проводится в течение июля после первого года обучения. Данная практика будет способствовать практической подготовке студентов через освоение реальных бизнес-процессов партнеров программы. К виду «научно-исследовательские практики» относятся следующие активности студентов, направленные на решение задач творческого характера, в ходе которых создается новый продукт или новые знания: курсовая работа на первом году обучения и подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации проектного вида) на втором году обучения. Студент программы по согласованию с академическим наставником может формировать собственные траектории практической подготовки. Например, пройти все 5 элементов практики в различных компаниях и отраслях, пройти все практики в рамках одной отрасли или компании, смешанный формат.

Профессиональный модуль (далее – Major) состоит из 9 обязательных дисциплин и 6 дисциплин по выбору, и предоставляет возможность студентам освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения их персональных образовательных результатов. Обязательные дисциплины модуля должны покрывать следующие предметные области: стратегический менеджмент, операционный менеджмент, статистика и анализ данных, финансовый менеджмент, цифровая трансформация бизнеса, бизнес-процессы, управление качеством, управление изменениями. В составе дисциплин по выбору должно также предусматриваться развитие гибких компетенций (soft skills) студентов.

Дополнительный модуль (далее – МагоЛего) состоит из дисциплин общеуниверситетского пула и даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.

Модуль государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП путем защиты выпускной квалификационной работы. Модуль состоит из защиты выпускной квалификационной работы.

Competitive Advantages

Программа «Производственные системы и операционная эффективность» реализуется с 2021 года в партнерстве с международными лидерами в области развития производственных систем – компаниями НЛМК, Siemens, Росатом, Технониколь, ГАЗ, Спортмастер. Топ-менеджеры компаний входят в состав академического совета и преподавателей программы, проводят лекции и мастер-классы, приглашают на практику и стажировки, приглашают на работу после окончания программы.

Программа базируется на системном подходе к повышению эффективности организации с учетом стратегии, бизнес-модели, уровня зрелости процессов, производственной системы компании. Обучение базируется не на одной концепции, а использует передовой опыт и практику научной организации производства и труда, бережливого производства, 6 сигм, управления качеством, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), теории ограничения систем и других подходов. Программа позволяет студентам получать знания и навыки, необходимые для успешного управления операционной деятельностью в промышленных и сервисных организациях, сферы услуг, государственных учреждений, а также при создании собственных компаний.

Обучение построено на базе решения практических задач и кейсов, проведении деловых игр, бизнес-визитах в ведущие компании, реализации проектов развития партнерских компаний, менторстве и встречах с экспертами из различных отраслей, стажировках в производственных и сервисных компаниях. В программе используется обучение методом осмысленного действия – Action Reflection Learning.

В процессе обучения каждый студент пройдет несколько практик в компаниях различных отраслей под руководством экспертов-практиков. Студенты реализуют самостоятельно или в командах проекты операционных улучшений, развития производственных систем, наставничества, управления изменениями. Полученного опыта достаточно для устройства на работу в компании различных секторов экономики.

Для успешной реализации проектов операционных улучшений выпускнику необходимы развитые навыков soft skills, поэтому практическая подготовка и выполнение домашних заданий проходит в групповой форме. Программа имеет блок курсов, посвященных развитию лидерских качеств и командообразованию, саморазвитию, управлению изменениями.

Преимущества программы:

  • Обучение в партнерстве с бизнесом;
  • Обучение системному подходу к повышению операционной эффективности;
  • Современный формат обучения;
  • Получение практического опыта;
  • Упор на командную работу и развитие soft skills.
Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Выпускники программы, получив системную подготовку в области операционной эффективности, обладают компетенциями для работы:

  • в подразделениях по развитию производственных/операционных/бизнес систем крупных и средних по размеру российских и международных компаний;
  • в консалтинговых компаниях по направлению операционная эффективность;
  • в органах государственного и муниципального управления, некоммерческих организациях, вузах, учреждениях здравоохранения;
  • в собственных компаниях и проектах.

Профессиональные компетенции (ПК), приобретаемые выпускниками магистерской программы, сформированные на основе профессиональных стандартов:

ПК-1: Способен обладать лидерскими качествами и навыками: готов брать ответственность и инициативу; обладает навыками группового взаимодействия и командной работы; способен развиваться самостоятельно и проводить через изменения команду; обладает навыками критического и креативного мышления; умения аргументированно вести дискуссии и обосновывать свою позицию.

ПК-2: Способен применять инструментальные управленческие и организационные навыки:

ПК-3: Способен повышать операционную эффективность процессов в организации: проводить анализ текущего состояния процессов, формировать и реализовывать проекты операционных улучшений, масштабировать успешный опыт.

ПК-4: Способен организовать внедрение и развитие производственной (бизнес) системы производственных и сервисных организаций; сформировать операционную стратегию компании; формировать требования для подготовки к цифровой трансформации бизнеса.

Примеры позиций в компаниях:

  • Специалист по операционной эффективности
  • Менеджер по бережливому производству
  • Специалист по развитию производственных систем
  • Аналитик бизнес-процессов
  • Бизнес-консультант
  • Специалист по оптимизации производства
  • Руководитель проектов по повышению операционной эффективности
  • Руководитель проектов (бережливое производство)
  • Руководитель направления lean
  • Менеджер по развитию бизнес-системы
  • Lean Six Sigma engineer/manager
  • Эксперт по развитию производственной системы
  • Специалист по оптимизации бизнес процессов
  • Специалист по системе менеджмента качества
  • Руководитель проектного офиса
  • Руководитель по эффективности бизнеса
  • Операционный директор
  • Директор по развитию
  • Директор по производству
Programme Modules

Структура программы включает в себя следующие образовательные модули:

Модуль «Ключевые семинары» (далее – Ключевые семинары) состоит из 8 семинаров и предназначен для проектирования персональных образовательных результатов, координации учебной деятельности по освоению ОП в соответствии с ИУП студентов, а также для получения студентом представления о передовом опыте и исследованиях в области операционной эффективности и развития производственных систем, соотнесенных с тематикой его траектории обучения. Модуль включает семинар наставника и 5 научно-исследовательских и 3 проектных семинара.

Практический модуль (далее – Практика) направлен на формирование компетенций студента, позволяющих решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности и включает 5 элементов практик: 2 консалтинговых проекта, учебная практика, курсовая работа, выпускная квалификационная работа. Элементы практики делятся на три типа: проектные, профессиональные и научно-исследовательские. К проектной практике относятся консалтинговые проекты на 1 и 2 году обучения, в рамках которых студенты принимают участие или реализуют проекты операционных улучшений или развития производственной системы, наставничества, управления изменениями, либо создают цифровую модель. К профессиональной практике относится учебная практика, которая проводится в течение июля после первого года обучения. Данная практика будет способствовать практической подготовке студентов через освоение реальных бизнес-процессов партнеров программы. К виду «научно-исследовательские практики» относятся следующие активности студентов, направленные на решение задач творческого характера, в ходе которых создается новый продукт или новые знания: курсовая работа на первом году обучения и подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации проектного вида) на втором году обучения. Студент программы по согласованию с академическим наставником может формировать собственные траектории практической подготовки. Например, пройти все 5 элементов практики в различных компаниях и отраслях, пройти все практики в рамках одной отрасли или компании, смешанный формат.

Профессиональный модуль (далее – Major) состоит из 9 обязательных дисциплин и 6 дисциплин по выбору, и предоставляет возможность студентам освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения их персональных образовательных результатов. Обязательные дисциплины модуля должны покрывать следующие предметные области: стратегический менеджмент, операционный менеджмент, статистика и анализ данных, финансовый менеджмент, цифровая трансформация бизнеса, бизнес-процессы, управление качеством, управление изменениями. В составе дисциплин по выбору должно также предусматриваться развитие гибких компетенций (soft skills) студентов.

Дополнительный модуль (далее – МагоЛего) состоит из дисциплин общеуниверситетского пула и даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.

Модуль государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП путем защиты выпускной квалификационной работы. Модуль состоит из защиты выпускной квалификационной работы.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Operational Excellence and Production Systems '

Go to Programme Contents and Structure