• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

38.04.02 Менеджмент

Утверждение программы
Протокол Ученого Совета НИУ ВШЭ №15
Дата обновления паспорта
Протокол заседания Академического совета от 17.03.2022 № 3
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Производственные системы и операционная эффективность (2021):

Операционная эффективность и производственные системы (2024): С применением

Траектории

2024/2025 учебный год

Операционная эффективность и производственные системы

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

2023/2024 учебный год

Производственные системы и операционная эффективность

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:

КОР-1. Планирует и реализует проекты повышения операционной эффективности: описывает контекст проблемы, анализирует текущее состояние процессов, подбирает и анализирует лучшие практики в данной сфере, формирует целевое состояние; организует поиск корневых причин проблемы; формирует план-график реализации проекта, распределяет полномочия и ответственность; контролирует ход реализации и анализирует отклонения от плана; масштабирует успешный опыт.

КОР-2. Разрабатывает программы внедрения и развития производственной (бизнес) системы производственных и сервисных организаций с учетом уровня зрелости системы и стратегических целей компании; формирует операционную стратегию компании; формирует требования для подготовки к цифровой трансформации бизнеса.

КОР-3. Анализирует бизнес-процессы компании и предлагает решения в части реинжиниринга/оптимизации данных бизнес-процессов.

КОР-4. Разрабатывает систему стратегических метрик и ключевых показателей эффективности, оценивает эффективность отдельных проектов и инициатив.

КОР-5. Применяет основные принципы работы с бизнес-данными, современные инструменты аналитики данных на продвинутом уровне (построение архитектуры данных, аналитика данных, разработка решений по результатам анализа данных).

КОР-6. Применяет навыки и инструменты устных и письменных презентаций, командной работы, публичной коммуникации, результативного взаимодействия с внутренними и внешними стейкхолдерами.

КОР-7. Уверенно и корректно применяет в профессиональной деятельности знания ключевых управленческих предметных областей: операционная эффективность, стратегический менеджмент и стратегический анализ, финансовый менеджмент (финансовый анализ, инвестиции и новые бизнес-модели), анализ данных, организационное поведение и управление человеческими ресурсами.
Характеристика профессиональной деятельности:

Выпускники программы, получив системную подготовку в области операционной эффективности, обладают компетенциями для работы:

-       в подразделениях по развитию производственных/операционных/бизнес систем крупных и средних по размеру российских и международных компаний;

-       в консалтинговых компаниях по направлению операционная эффективность;

-       в органах государственного и муниципального управления, некоммерческих организациях, вузах, учреждениях здравоохранения;

-       в собственных компаниях и проектах.

         Профессиональные компетенции (ПК), приобретаемые выпускниками магистерской программы, сформированные на основе профессиональных стандартов:

ПК-1: Способен обладать лидерскими качествами и навыками: готов брать ответственность и инициативу; обладает навыками группового взаимодействия и командной работы; способен развиваться самостоятельно и проводить через изменения команду; обладает навыками критического и креативного мышления; умения аргументированно вести дискуссии и обосновывать свою позицию.

ПК-2: Способен применять инструментальные управленческие и организационные навыки: современные методы обработки и анализа данных; навыки гибкой проектной работы и продуктового подхода; методы решения проблем и выработки стратегических решений.

ПК-3: Способен повышать операционную эффективность процессов в организации: проводить анализ текущего состояния процессов, формировать и реализовывать проекты операционных улучшений, масштабировать успешный опыт.

ПК-4: Способен организовать внедрение и развитие производственной (бизнес) системы производственных и сервисных организаций; сформировать операционную стратегию компании; формировать требования для подготовки к цифровой трансформации бизнеса.

Примеры позиций в компаниях:

-       Специалист по операционной эффективности

-       Менеджер по бережливому производству

-       Специалист по развитию производственных систем

-       Аналитик бизнес-процессов

-       Бизнес-консультант

-       Специалист по оптимизации производства

-       Руководитель проектов по повышению операционной эффективности

-       Руководитель проектов (бережливое производство)

-       Руководитель направления lean

-       Менеджер по развитию бизнес-системы

-       Lean Six Sigma engineer/manager

-       Эксперт по развитию производственной системы

-       Специалист по оптимизации бизнес процессов

-       Специалист по системе менеджмента качества

-       Руководитель проектного офиса

-       Руководитель по эффективности бизнеса

-       Операционный директор

-       Директор по развитию

-       Директор по производству

Характеристика образовательных модулей:

Структура программы включает в себя следующие образовательные модули:

            Модуль «Ключевые семинары» (далее – Ключевые семинары) состоит из 8 семинаров и предназначен для проектирования персональных образовательных результатов, координации учебной деятельности по освоению ОП в соответствии с ИУП студентов, а также для получения студентом представления о передовом опыте и исследованиях в области операционной эффективности и развития производственных систем, соотнесенных с тематикой его траектории обучения. Модуль включает семинар наставника и 5 научно-исследовательских и 3 проектных семинара.

Практический модуль (далее – Практика) направлен на формирование компетенций студента, позволяющих решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности и включает 5 элементов практик: 2 консалтинговых проекта, учебная практика, курсовая работа, выпускная квалификационная работа. Элементы практики делятся на три типа: проектные, профессиональные и научно-исследовательские. К проектной практике относятся консалтинговые проекты на 1 и 2 году обучения, в рамках которых студенты принимают участие или реализуют проекты операционных улучшений или развития производственной системы, наставничества, управления изменениями, либо создают цифровую модель. К профессиональной практике относится учебная практика, которая проводится в течение июля после первого года обучения. Данная практика будет способствовать практической подготовке студентов через освоение реальных бизнес-процессов партнеров программы. К виду «научно-исследовательские практики» относятся следующие активности студентов, направленные на решение задач творческого характера, в ходе которых создается новый продукт или новые знания: курсовая работа на первом году обучения и подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации проектного вида) на втором году обучения. Студент программы по согласованию с академическим наставником может формировать собственные траектории практической подготовки. Например, пройти все 5 элементов практики в различных компаниях и отраслях, пройти все практики в рамках одной отрасли или компании, смешанный формат.

Профессиональный модуль (далее – Major) состоит из 9 обязательных дисциплин и 6 дисциплин по выбору, и предоставляет возможность студентам освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения их персональных образовательных результатов. Обязательные дисциплины модуля должны покрывать следующие предметные области: стратегический менеджмент, операционный менеджмент, статистика и анализ данных, финансовый менеджмент, цифровая трансформация бизнеса, бизнес-процессы, управление качеством, управление изменениями. В составе дисциплин по выбору должно также предусматриваться развитие гибких компетенций (soft skills) студентов.

Дополнительный модуль (далее – МагоЛего) состоит из дисциплин общеуниверситетского пула и даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.

Модуль государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП путем защиты выпускной квалификационной работы. Модуль состоит из защиты выпускной квалификационной работы.

Конкурентные преимущества программы

Программа «Производственные системы и операционная эффективность» реализуется с 2021 года в партнерстве с международными лидерами в области развития производственных систем – компаниями НЛМК, Siemens, Росатом, Технониколь, ГАЗ, Спортмастер. Топ-менеджеры компаний входят в состав академического совета и преподавателей программы, проводят лекции и мастер-классы, приглашают на практику и стажировки, приглашают на работу после окончания программы.

Программа базируется на системном подходе к повышению эффективности организации с учетом стратегии, бизнес-модели, уровня зрелости процессов, производственной системы компании. Обучение базируется не на одной концепции, а использует передовой опыт и практику научной организации производства и труда, бережливого производства, 6 сигм, управления качеством, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), теории ограничения систем и других подходов. Программа позволяет студентам получать знания и навыки, необходимые для успешного управления операционной деятельностью в промышленных и сервисных организациях, сферы услуг, государственных учреждений, а также при создании собственных компаний.

Обучение построено на базе решения практических задач и кейсов, проведении деловых игр, бизнес-визитах в ведущие компании, реализации проектов развития партнерских компаний, менторстве и встречах с экспертами из различных отраслей, стажировках в производственных и сервисных компаниях. В программе используется обучение методом осмысленного действия – Action Reflection Learning.

В процессе обучения каждый студент пройдет несколько практик в компаниях различных отраслей под руководством экспертов-практиков. Студенты реализуют самостоятельно или в командах проекты операционных улучшений, развития производственных систем, наставничества, управления изменениями. Полученного опыта достаточно для устройства на работу в компании различных секторов экономики.

Для успешной реализации проектов операционных улучшений выпускнику необходимы развитые навыков soft skills, поэтому практическая подготовка и выполнение домашних заданий проходит в групповой форме. Программа имеет блок курсов, посвященных развитию лидерских качеств и командообразованию, саморазвитию, управлению изменениями.

Преимущества программы:

  • Обучение в партнерстве с бизнесом;
  • Обучение системному подходу к повышению операционной эффективности;
  • Современный формат обучения;
  • Получение практического опыта;
  • Упор на командную работу и развитие soft skills.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускники программы, получив системную подготовку в области операционной эффективности, обладают компетенциями для работы:

  • в подразделениях по развитию производственных/операционных/бизнес систем крупных и средних по размеру российских и международных компаний;
  • в консалтинговых компаниях по направлению операционная эффективность;
  • в органах государственного и муниципального управления, некоммерческих организациях, вузах, учреждениях здравоохранения;
  • в собственных компаниях и проектах.

Профессиональные компетенции (ПК), приобретаемые выпускниками магистерской программы, сформированные на основе профессиональных стандартов:

ПК-1: Способен обладать лидерскими качествами и навыками: готов брать ответственность и инициативу; обладает навыками группового взаимодействия и командной работы; способен развиваться самостоятельно и проводить через изменения команду; обладает навыками критического и креативного мышления; умения аргументированно вести дискуссии и обосновывать свою позицию.

ПК-2: Способен применять инструментальные управленческие и организационные навыки:

ПК-3: Способен повышать операционную эффективность процессов в организации: проводить анализ текущего состояния процессов, формировать и реализовывать проекты операционных улучшений, масштабировать успешный опыт.

ПК-4: Способен организовать внедрение и развитие производственной (бизнес) системы производственных и сервисных организаций; сформировать операционную стратегию компании; формировать требования для подготовки к цифровой трансформации бизнеса.

Примеры позиций в компаниях:

  • Специалист по операционной эффективности
  • Менеджер по бережливому производству
  • Специалист по развитию производственных систем
  • Аналитик бизнес-процессов
  • Бизнес-консультант
  • Специалист по оптимизации производства
  • Руководитель проектов по повышению операционной эффективности
  • Руководитель проектов (бережливое производство)
  • Руководитель направления lean
  • Менеджер по развитию бизнес-системы
  • Lean Six Sigma engineer/manager
  • Эксперт по развитию производственной системы
  • Специалист по оптимизации бизнес процессов
  • Специалист по системе менеджмента качества
  • Руководитель проектного офиса
  • Руководитель по эффективности бизнеса
  • Операционный директор
  • Директор по развитию
  • Директор по производству
Характеристики образовательных модулей программы

Структура программы включает в себя следующие образовательные модули:

Модуль «Ключевые семинары» (далее – Ключевые семинары) состоит из 8 семинаров и предназначен для проектирования персональных образовательных результатов, координации учебной деятельности по освоению ОП в соответствии с ИУП студентов, а также для получения студентом представления о передовом опыте и исследованиях в области операционной эффективности и развития производственных систем, соотнесенных с тематикой его траектории обучения. Модуль включает семинар наставника и 5 научно-исследовательских и 3 проектных семинара.

Практический модуль (далее – Практика) направлен на формирование компетенций студента, позволяющих решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности и включает 5 элементов практик: 2 консалтинговых проекта, учебная практика, курсовая работа, выпускная квалификационная работа. Элементы практики делятся на три типа: проектные, профессиональные и научно-исследовательские. К проектной практике относятся консалтинговые проекты на 1 и 2 году обучения, в рамках которых студенты принимают участие или реализуют проекты операционных улучшений или развития производственной системы, наставничества, управления изменениями, либо создают цифровую модель. К профессиональной практике относится учебная практика, которая проводится в течение июля после первого года обучения. Данная практика будет способствовать практической подготовке студентов через освоение реальных бизнес-процессов партнеров программы. К виду «научно-исследовательские практики» относятся следующие активности студентов, направленные на решение задач творческого характера, в ходе которых создается новый продукт или новые знания: курсовая работа на первом году обучения и подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации проектного вида) на втором году обучения. Студент программы по согласованию с академическим наставником может формировать собственные траектории практической подготовки. Например, пройти все 5 элементов практики в различных компаниях и отраслях, пройти все практики в рамках одной отрасли или компании, смешанный формат.

Профессиональный модуль (далее – Major) состоит из 9 обязательных дисциплин и 6 дисциплин по выбору, и предоставляет возможность студентам освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения их персональных образовательных результатов. Обязательные дисциплины модуля должны покрывать следующие предметные области: стратегический менеджмент, операционный менеджмент, статистика и анализ данных, финансовый менеджмент, цифровая трансформация бизнеса, бизнес-процессы, управление качеством, управление изменениями. В составе дисциплин по выбору должно также предусматриваться развитие гибких компетенций (soft skills) студентов.

Дополнительный модуль (далее – МагоЛего) состоит из дисциплин общеуниверситетского пула и даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.

Модуль государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП путем защиты выпускной квалификационной работы. Модуль состоит из защиты выпускной квалификационной работы.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Операционная эффективность и производственные системы»

Перейти к содержанию программы