• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

46.04.01 History

Approved by
Протокол заседания ученого совета №7 от 23.06.2017 г. (переименование программы c "Медиевистика" на "Русь и средневековый мир" утверждено протоколом №003 от 16.01.2024 заседания учебно-методического совета НИУ ВШЭ)
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол №18 заседания академического совета от 15.07.2025
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 года

Full-time, 120 з.е.

Language of instruction

RUS

Instruction in Russian

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2025/2026 Academic year

Rus' and the Medieval World

Type: Research
Track Supervisor: Stefanovich, Petr
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Проводит целенаправленный поиск, сбор, систематизацию и анализ общеисторической информации и представляет их результаты, в том числе в публичном формате.
  • КОР-2 Формулирует самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных текстов и элементов их истории в региональном и общеисторическом контекстах.
  • КОР-3 Формирует на основе применения междисциплинарных методов гипотезы для выполнения исследовательских задач в рамках медиевистических исследований, представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов реализации исследования.
  • КОР-4 Формулирует самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных событий, явлений и концепций, связанных с регионом и временем специализации, в частном и глобальном исторических контекстах.
  • КОР-5 Осуществляет устную и письменную медийную коммуникацию, в том числе в рамках редакционной политики, с использованием комплексных знаний о средневековых цивилизациях.
Description of the professional field:
Магистерская программа «Русь и средневековый мир» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, действительно востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.
В экспертно-консультационной деятельности:
  • консультирование издательств, редакций журналов, юридических и физических лиц по вопросам, связанным с книгоизданием, популяризацией и сохранением памятников прошлого;
  • подготовка экспертных заключений по литературным, философским, искусствоведческим, историко-правовым проектам;
  • консультирование органов власти по вопросам современной межкультурной и межконфессиональной коммуникации, при организации международного сотрудничества на всех уровнях;
  • подготовка квалифицированных рецензий и экспертных заключений на научные, научно-популярные, дидактические тексты гуманитарного профиля.

В организационно-управленческой деятельности:

  • постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций;
  • консультирование органов власти при принятии решений об охране памятников прошлого, их актуализации и популяризации.

В научно-исследовательской, просветительской и преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация научно-исследовательских проектов по изучению культуры Древней Руси, Византии и средневековой Западной Европы;
  • участие в проведении научных исследований в тех же (и смежных) областях;
  • подготовка и редактирование научных публикаций; 
  • преподавание в средней и высшей школе, в том числе, предметов по культуре Средних веков (история, история искусства, литература, философия, право, религия);
  • описание, анализ, каталогизация памятников древности (текстов, артефактов, произведений искусства);
  • владение всеми современными методами исторической науки и основательное знакомство с современными методами смежных гуманитарных дисциплин;
  • владение искусством профессионального научного перевода древних текстов с древних (латынь, греческий, древнерусский) и новоевропейских языков.

Перечень профессиональных компетенций:

  • ПК-1 Ориентируется в основных этапах развития исторической науки в России и Европе, понимает специфику исторического исследования на разных его этапах, знает история российской и зарубежной медиевистики.
  • ПК-2 Понимает особенности исторических текстов, ориентируется в критике источников, умеет различать типы источников.
  • ПК-3 Знает модели интеллектуальной культуры Византии, ориентируется в рецепции этой культуры на Руси.
  • ПК-4 Знает историю и правовую культуры Золотой Орды, понимает их значение для русской истории.
  • ПК-5 Ориентируется в письменном наследии Древней Руси, понимает типы материальных носителей, знает формы письменности.
  • ПК-6 Понимает формы осуществления власти латинской Европы, умеет анализировать юридические источники, принимает формы исторического анализа поведения.
  • ПК-7 Знает периодизацию и основных представителей западной и русской средневековой литературы, ориентируется в жанровой и сюжетной проблематике, умеет анализировать средневековый художественный текст.
  • ПК-8 Знает основные этапы взаимодействия исламского и христианского миров на Ближнем Востоке, ориентируется в основных традициях христианского Востока.
  • ПК-9 Умеет анализировать юридические памятники, понимает специфику правового сознания средневековье, ориентируется в правовых понятиях.
  • ПК-10 Понимает специфику цифровых методов в исторических исследованиях, ориентируется в основных методиках изучения памятников Средневековья.
  • ПК-11 Понимает специфику церковного или религиозного развития Западной Европы, ориентируется в церковных традициях.
  • ПК-12 Знает и понимает специфику форм и жанров средневекового искусства, ориентируется в памятниках, умеет анализировать произведения средневекового искусства.
  • ПК-13 Ориентируется в событиях и процессах позднесредневековой Руси, умеет анализировать источники, возникшие в Московском государстве и в средне православной руси Великого княжества Литовского.
  • ПК-14 Ориентируется в основных проблемах изучения общественного сознания средневековой Руси, умеет анализировать источники по социальному развитию.
  • ПК-15 Знает основные тенденции архитектуры средневековья, ориентируется в основных археологических памятниках.
  • ПК-16 Представляет себе значение скандинавского мира для истории средневековья, ориентируется в памятниках Скандинавии, знает основные тенденции социального и политического развития Скандинавии.
Description of educational modules:

В Блоке Дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации по истории Средних веков.
Блок НИСов призван познакомить их с методами научной работы с различными источниками исторической информации.

Программа состоит из следующих образовательных модулей:

  • Дисциплины направления: два объемных курса (Историческая текстология, История исторической науки) представляют профессиональное ядро направления «История».
  • Дисциплины специализации: основные курсы специализации раскрывают актуальные проблемы и темы современных исторических исследований в области медиевистики.
  • Дисциплины по выбору: набор курсов, помогающий студентам сформировать индивидуальную профессиональную и исследовательскую траекторию. Курсы предлагаются как преподавателями Школы исторических наук, так и преподавателями других департаментов университета. Это позволяет сформировать компетенции не только собственно в истории, но и в смежных гуманитарных науках, знакомство с которыми необходимо сегодня профессиональному медиевисту: искусствознание, литературоведение, история философии, правоведение, лингвистика, археология.
  • Блок «Практики» предусматривает проведение научно-исследовательской и педагогической работы в подразделениях НИУ ВШЭ и научных учреждениях Москвы - в архивах, библиотеках, институтах РАН. Практика предусматривает написание исследовательских текстов, составление обзоров литературы и рецензий, выступление на научных семинарах, круглых столах и конференциях, описание и анализ памятников искусства, письменных документов Средневековья и раннего Нового времени, архивов медиевистов. 
  • Блок, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту ВКР по темам, актуальным для современной медиевистики.

2024/2025 Academic year

Rus' and the Medieval World

Type: Research
Track Supervisor: Stefanovich, Petr
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:
  • КОР-1 Проводит целенаправленный поиск, сбор, систематизацию и анализ общеисторической информации и представляет их результаты, в том числе в публичном формате.
  • КОР-2 Формулирует самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных текстов и элементов их истории в региональном и общеисторическом контекстах.
  • КОР-3 Формирует на основе применения междисциплинарных методов гипотезы для выполнения исследовательских задач в рамках медиевистических исследований, представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов реализации исследования.
  • КОР-4 Формулирует самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных событий, явлений и концепций, связанных с регионом и временем специализации, в частном и глобальном исторических контекстах.
  • КОР-5 Осуществляет устную и письменную медийную коммуникацию, в том числе в рамках редакционной политики, с использованием комплексных знаний о средневековых цивилизациях.
Description of the professional field:

Магистерская программа «Русь и средневековый мир» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, действительно востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.
В экспертно-консультационной деятельности:

  • консультирование издательств, редакций журналов, юридических и физических лиц по вопросам, связанным с книгоизданием, популяризацией и сохранением памятников прошлого;
  • подготовка экспертных заключений по литературным, философским, искусствоведческим, историко-правовым проектам;
  • консультирование органов власти по вопросам современной межкультурной и межконфессиональной коммуникации, при организации международного сотрудничества на всех уровнях;
  • подготовка квалифицированных рецензий и экспертных заключений на научные, научно-популярные, дидактические тексты гуманитарного профиля.

В организационно-управленческой деятельности:

  • постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций;
  • консультирование органов власти при принятии решений об охране памятников прошлого, их актуализации и популяризации.

В научно-исследовательской, просветительской и преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация научно-исследовательских проектов по изучению культуры Древней Руси, Византии и средневековой Западной Европы;
  • участие в проведении научных исследований в тех же (и смежных) областях;
  • подготовка и редактирование научных публикаций; 
  • преподавание в средней и высшей школе, в том числе, предметов по культуре Средних веков (история, история искусства, литература, философия, право, религия);
  • описание, анализ, каталогизация памятников древности (текстов, артефактов, произведений искусства);
  • владение всеми современными методами исторической науки и основательное знакомство с современными методами смежных гуманитарных дисциплин;
  • владение искусством профессионального научного перевода древних текстов с древних (латынь, греческий, древнерусский) и новоевропейских языков.

Перечень профессиональных компетенций:

  • ПК-1 Ориентируется в основных этапах развития исторической науки в России и Европе, понимает специфику исторического исследования на разных его этапах, знает история российской и зарубежной медиевистики.
  • ПК-2 Понимает особенности исторических текстов, ориентируется в критике источников, умеет различать типы источников.
  • ПК-3 Знает модели интеллектуальной культуры Византии, ориентируется в рецепции этой культуры на Руси.
  • ПК-4 Знает историю и правовую культуры Золотой Орды, понимает их значение для русской истории.
  • ПК-5 Ориентируется в письменном наследии Древней Руси, понимает типы материальных носителей, знает формы письменности.
  • ПК-6 Понимает формы осуществления власти латинской Европы, умеет анализировать юридические источники, принимает формы исторического анализа поведения.
  • ПК-7 Знает периодизацию и основных представителей западной и русской средневековой литературы, ориентируется в жанровой и сюжетной проблематике, умеет анализировать средневековый художественный текст.
  • ПК-8 Знает основные этапы взаимодействия исламского и христианского миров на Ближнем Востоке, ориентируется в основных традициях христианского Востока.
  • ПК-9 Умеет анализировать юридические памятники, понимает специфику правового сознания
  • средневековье, ориентируется в правовых понятиях.
  • ПК-10 Понимает специфику цифровых методов в исторических исследованиях, ориентируется в основных методиках изучения памятников Средневековья.
  • ПК-11 Понимает специфику церковного или религиозного развития Западной Европы, ориентируется в церковных традициях.
  • ПК-12 Знает и понимает специфику форм и жанров средневекового искусства, ориентируется в памятниках, умеет анализировать произведения средневекового искусства.
  • ПК-13 Ориентируется в событиях и процессах позднесредневековой Руси, умеет анализировать источники, возникшие в Московском государстве и в средне православной руси Великого княжества Литовского.
  • ПК-14 Ориентируется в основных проблемах изучения общественного сознания средневековой Руси, умеет анализировать источники по социальному развитию.
  • ПК-15 Знает основные тенденции архитектуры средневековья, ориентируется в основных археологических памятниках.
  • ПК-16 Представляет себе значение скандинавского мира для истории средневековья, ориентируется в памятниках Скандинавии, знает основные тенденции социального и политического развития Скандинавии.
Description of educational modules:

В Блоке Дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации по истории Средних веков.
Блок НИСов призван познакомить их с методами научной работы с различными источниками исторической информации.

Программа состоит из следующих образовательных модулей:

  • Дисциплины направления: два объемных курса (Историческая текстология, История исторической науки) представляют профессиональное ядро направления «История».
  • Дисциплины специализации: основные курсы специализации раскрывают актуальные проблемы и темы современных исторических исследований в области медиевистики.
  • Дисциплины по выбору: набор курсов, помогающий студентам сформировать индивидуальную профессиональную и исследовательскую траекторию. Курсы предлагаются как преподавателями Школы исторических наук, так и преподавателями других департаментов университета. Это позволяет сформировать компетенции не только собственно в истории, но и в смежных гуманитарных науках, знакомство с которыми необходимо сегодня профессиональному медиевисту: искусствознание, литературоведение, история философии, правоведение, лингвистика, археология.
  • Блок «Практики» предусматривает проведение научно-исследовательской и педагогической работы в подразделениях НИУ ВШЭ и научных учреждениях Москвы - в архивах, библиотеках, институтах РАН. Практика предусматривает написание исследовательских текстов, составление обзоров литературы и рецензий, выступление на научных семинарах, круглых столах и конференциях, описание и анализ памятников искусства, письменных документов Средневековья и раннего Нового времени, архивов медиевистов. 
  • Блок, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту ВКР по темам, актуальным для современной медиевистики.
Competitive Advantages

Программа не имеет аналогов в образовательном пространстве России и мира по следующим параметрам:

  1. Содержательное наполнение; уникальным является стремление понять и представить историю Руси в тесной связи и в сравнении с историей других мировых центров Средневековья.
  2. Методологическая составляющая, нацеленная на освоение современных аналитических и технических методик в русле digital humanities.

Конкурентные преимущества программы проистекают из фактического отсутствия специальных программ по истории средневековой Руси в российском и мировом образовательном пространстве. В последнем случае русская история обычно изучается как часть программ по «истории Восточной Европы» с явным акцентом на Новом и Новейшем времени.

В ВУЗах РФ история средневековой Руси традиционно рассматривается вне компаративной перспективы и в большинстве случаев без использования методов и приемов цифровой гуманитаристики. При этом явно выраженной является ориентированность на привлечение выпускников собственных бакалаврских программ и низкая степень заинтересованности в выпускниках «извне». В полной мере это относится к ближайшим конкурентам магистерской программы в МГУ, РАНХиГС и РГГУ. В этих ВУЗах содержательное выделение магистерских программ носит, в целом, случайный характер. Исторические программы либо слишком узкоспециальные, либо, наоборот, крайне широки по охвату. На Историческом факультете МГУ изучение методов в русле digital humanities предлагается в отдельной программе «Наука о данных и методы искусственного интеллекта в исторических исследованиях», которая, однако, не включает достаточного количества курсов по развитию исследовательских компетенций применительно к средневековой Руси.

Междисциплинарный характер магистратуры «Русь и средневековый мир» и ее ориентированность на цифровые методы исследования отличают ее от всех существующих программ в России и за рубежом. Эти особенности программы сделают ее интересной для выпускников разных бакалаврских программ НИУ ВШЭ и других университетов – не только по истории, но и по другим дисциплинам социо-гуманитарного цикла. Включение истории средневековой Руси в широкий мировой контекст может привлечь студентов из СНГ и из-за рубежа.

ВШЭ обладает уникальным не только по российским меркам преподавательским потенциалом: на разных программах здесь работает более двух десятков штатных преподавателей, так или иначе занимающихся различными аспектами истории Средневековья. Ряд сотрудников Школы исторических наук зарекомендовали себя как яркие преподаватели и интересные исследователи, занимающие, в том числе, информационными технологиями: Д.А. Добровольский (разработавший авторский курс по «Математическим методам в исторических исследованиях»), А.Ю. Виноградов, Е.С. Марей, М.В. Земляков, А.В. Шарова и др.

Историков поддерживают преподаватели истории искусства (А.В. Пожидаева), сотрудники Школ филологии (М.А. Волконская, А.Л. Лифшиц), философии (А.В. Марей), востоковедения (А.А. Рогожина), ИКВИА, Центра истории России Нового времени, Институт региональных исторических исследований и Института цифровых гуманитарных исследований. Безусловно, статус программы повышается благодаря курсам, в которых участвуют академик РАН А.А. Гиппиус (НИС «Письменная культура Древней Руси: языки, тексты, информационные технологии»), член-корреспондент РАН Ф.Б. Успенский (НИС «Скандинавский мир») и профессор РАН П.С. Стефанович (НИС «Общество и идентичности средневековой Руси»).

Для отдельных курсов привлекаются специалисты из других научно-образовательных учреждений (МГУ, РАН, РГАДА). Некоторые из этих специалистов представляют организации, которые занимаются информационными технологиями, коммерчески ориентированы и выступают в качестве возможных работодателей для выпускников программы.

Благодаря сбалансированному участию опытных и молодых коллег, налаженным связям и общей системе ценностей участников создана уникальная для России программа, междисциплинарная в подлинном смысле слова, служащая преподавательской и научной интеграции на ФГН ВШЭ.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Rus' and the Medieval World'

Go to Programme Contents and Structure