• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

46.04.01 История

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета №7 от 23.06.2017 г. (переименование программы c "Медиевистика" на "Русь и средневековый мир" утверждено протоколом №003 от 16.01.2024 заседания учебно-методического совета НИУ ВШЭ)
Образовательный стандарт НИУ ВШЭ
Дата обновления паспорта
Протокол №18 заседания академического совета от 15.07.2025
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2025/2026 учебный год

Русь и средневековый мир

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Проводит целенаправленный поиск, сбор, систематизацию и анализ общеисторической информации и представляет их результаты, в том числе в публичном формате.
  • КОР-2 Формулирует самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных текстов и элементов их истории в региональном и общеисторическом контекстах.
  • КОР-3 Формирует на основе применения междисциплинарных методов гипотезы для выполнения исследовательских задач в рамках медиевистических исследований, представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов реализации исследования.
  • КОР-4 Формулирует самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных событий, явлений и концепций, связанных с регионом и временем специализации, в частном и глобальном исторических контекстах.
  • КОР-5 Осуществляет устную и письменную медийную коммуникацию, в том числе в рамках редакционной политики, с использованием комплексных знаний о средневековых цивилизациях.
Характеристика профессиональной деятельности:
Магистерская программа «Русь и средневековый мир» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, действительно востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.
В экспертно-консультационной деятельности:
  • консультирование издательств, редакций журналов, юридических и физических лиц по вопросам, связанным с книгоизданием, популяризацией и сохранением памятников прошлого;
  • подготовка экспертных заключений по литературным, философским, искусствоведческим, историко-правовым проектам;
  • консультирование органов власти по вопросам современной межкультурной и межконфессиональной коммуникации, при организации международного сотрудничества на всех уровнях;
  • подготовка квалифицированных рецензий и экспертных заключений на научные, научно-популярные, дидактические тексты гуманитарного профиля.

В организационно-управленческой деятельности:

  • постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций;
  • консультирование органов власти при принятии решений об охране памятников прошлого, их актуализации и популяризации.

В научно-исследовательской, просветительской и преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация научно-исследовательских проектов по изучению культуры Древней Руси, Византии и средневековой Западной Европы;
  • участие в проведении научных исследований в тех же (и смежных) областях;
  • подготовка и редактирование научных публикаций; 
  • преподавание в средней и высшей школе, в том числе, предметов по культуре Средних веков (история, история искусства, литература, философия, право, религия);
  • описание, анализ, каталогизация памятников древности (текстов, артефактов, произведений искусства);
  • владение всеми современными методами исторической науки и основательное знакомство с современными методами смежных гуманитарных дисциплин;
  • владение искусством профессионального научного перевода древних текстов с древних (латынь, греческий, древнерусский) и новоевропейских языков.

Перечень профессиональных компетенций:

  • ПК-1 Ориентируется в основных этапах развития исторической науки в России и Европе, понимает специфику исторического исследования на разных его этапах, знает история российской и зарубежной медиевистики.
  • ПК-2 Понимает особенности исторических текстов, ориентируется в критике источников, умеет различать типы источников.
  • ПК-3 Знает модели интеллектуальной культуры Византии, ориентируется в рецепции этой культуры на Руси.
  • ПК-4 Знает историю и правовую культуры Золотой Орды, понимает их значение для русской истории.
  • ПК-5 Ориентируется в письменном наследии Древней Руси, понимает типы материальных носителей, знает формы письменности.
  • ПК-6 Понимает формы осуществления власти латинской Европы, умеет анализировать юридические источники, принимает формы исторического анализа поведения.
  • ПК-7 Знает периодизацию и основных представителей западной и русской средневековой литературы, ориентируется в жанровой и сюжетной проблематике, умеет анализировать средневековый художественный текст.
  • ПК-8 Знает основные этапы взаимодействия исламского и христианского миров на Ближнем Востоке, ориентируется в основных традициях христианского Востока.
  • ПК-9 Умеет анализировать юридические памятники, понимает специфику правового сознания средневековье, ориентируется в правовых понятиях.
  • ПК-10 Понимает специфику цифровых методов в исторических исследованиях, ориентируется в основных методиках изучения памятников Средневековья.
  • ПК-11 Понимает специфику церковного или религиозного развития Западной Европы, ориентируется в церковных традициях.
  • ПК-12 Знает и понимает специфику форм и жанров средневекового искусства, ориентируется в памятниках, умеет анализировать произведения средневекового искусства.
  • ПК-13 Ориентируется в событиях и процессах позднесредневековой Руси, умеет анализировать источники, возникшие в Московском государстве и в средне православной руси Великого княжества Литовского.
  • ПК-14 Ориентируется в основных проблемах изучения общественного сознания средневековой Руси, умеет анализировать источники по социальному развитию.
  • ПК-15 Знает основные тенденции архитектуры средневековья, ориентируется в основных археологических памятниках.
  • ПК-16 Представляет себе значение скандинавского мира для истории средневековья, ориентируется в памятниках Скандинавии, знает основные тенденции социального и политического развития Скандинавии.
Характеристика образовательных модулей:

В Блоке Дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации по истории Средних веков.
Блок НИСов призван познакомить их с методами научной работы с различными источниками исторической информации.

Программа состоит из следующих образовательных модулей:

  • Дисциплины направления: два объемных курса (Историческая текстология, История исторической науки) представляют профессиональное ядро направления «История».
  • Дисциплины специализации: основные курсы специализации раскрывают актуальные проблемы и темы современных исторических исследований в области медиевистики.
  • Дисциплины по выбору: набор курсов, помогающий студентам сформировать индивидуальную профессиональную и исследовательскую траекторию. Курсы предлагаются как преподавателями Школы исторических наук, так и преподавателями других департаментов университета. Это позволяет сформировать компетенции не только собственно в истории, но и в смежных гуманитарных науках, знакомство с которыми необходимо сегодня профессиональному медиевисту: искусствознание, литературоведение, история философии, правоведение, лингвистика, археология.
  • Блок «Практики» предусматривает проведение научно-исследовательской и педагогической работы в подразделениях НИУ ВШЭ и научных учреждениях Москвы - в архивах, библиотеках, институтах РАН. Практика предусматривает написание исследовательских текстов, составление обзоров литературы и рецензий, выступление на научных семинарах, круглых столах и конференциях, описание и анализ памятников искусства, письменных документов Средневековья и раннего Нового времени, архивов медиевистов. 
  • Блок, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту ВКР по темам, актуальным для современной медиевистики.

2024/2025 учебный год

Русь и средневековый мир

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Проводит целенаправленный поиск, сбор, систематизацию и анализ общеисторической информации и представляет их результаты, в том числе в публичном формате.
  • КОР-2 Формулирует самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных текстов и элементов их истории в региональном и общеисторическом контекстах.
  • КОР-3 Формирует на основе применения междисциплинарных методов гипотезы для выполнения исследовательских задач в рамках медиевистических исследований, представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов реализации исследования.
  • КОР-4 Формулирует самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных событий, явлений и концепций, связанных с регионом и временем специализации, в частном и глобальном исторических контекстах.
  • КОР-5 Осуществляет устную и письменную медийную коммуникацию, в том числе в рамках редакционной политики, с использованием комплексных знаний о средневековых цивилизациях.
Характеристика профессиональной деятельности:

Магистерская программа «Русь и средневековый мир» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, действительно востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.
В экспертно-консультационной деятельности:

  • консультирование издательств, редакций журналов, юридических и физических лиц по вопросам, связанным с книгоизданием, популяризацией и сохранением памятников прошлого;
  • подготовка экспертных заключений по литературным, философским, искусствоведческим, историко-правовым проектам;
  • консультирование органов власти по вопросам современной межкультурной и межконфессиональной коммуникации, при организации международного сотрудничества на всех уровнях;
  • подготовка квалифицированных рецензий и экспертных заключений на научные, научно-популярные, дидактические тексты гуманитарного профиля.

В организационно-управленческой деятельности:

  • постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций;
  • консультирование органов власти при принятии решений об охране памятников прошлого, их актуализации и популяризации.

В научно-исследовательской, просветительской и преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация научно-исследовательских проектов по изучению культуры Древней Руси, Византии и средневековой Западной Европы;
  • участие в проведении научных исследований в тех же (и смежных) областях;
  • подготовка и редактирование научных публикаций; 
  • преподавание в средней и высшей школе, в том числе, предметов по культуре Средних веков (история, история искусства, литература, философия, право, религия);
  • описание, анализ, каталогизация памятников древности (текстов, артефактов, произведений искусства);
  • владение всеми современными методами исторической науки и основательное знакомство с современными методами смежных гуманитарных дисциплин;
  • владение искусством профессионального научного перевода древних текстов с древних (латынь, греческий, древнерусский) и новоевропейских языков.

Перечень профессиональных компетенций:

  • ПК-1 Ориентируется в основных этапах развития исторической науки в России и Европе, понимает специфику исторического исследования на разных его этапах, знает история российской и зарубежной медиевистики.
  • ПК-2 Понимает особенности исторических текстов, ориентируется в критике источников, умеет различать типы источников.
  • ПК-3 Знает модели интеллектуальной культуры Византии, ориентируется в рецепции этой культуры на Руси.
  • ПК-4 Знает историю и правовую культуры Золотой Орды, понимает их значение для русской истории.
  • ПК-5 Ориентируется в письменном наследии Древней Руси, понимает типы материальных носителей, знает формы письменности.
  • ПК-6 Понимает формы осуществления власти латинской Европы, умеет анализировать юридические источники, принимает формы исторического анализа поведения.
  • ПК-7 Знает периодизацию и основных представителей западной и русской средневековой литературы, ориентируется в жанровой и сюжетной проблематике, умеет анализировать средневековый художественный текст.
  • ПК-8 Знает основные этапы взаимодействия исламского и христианского миров на Ближнем Востоке, ориентируется в основных традициях христианского Востока.
  • ПК-9 Умеет анализировать юридические памятники, понимает специфику правового сознания
  • средневековье, ориентируется в правовых понятиях.
  • ПК-10 Понимает специфику цифровых методов в исторических исследованиях, ориентируется в основных методиках изучения памятников Средневековья.
  • ПК-11 Понимает специфику церковного или религиозного развития Западной Европы, ориентируется в церковных традициях.
  • ПК-12 Знает и понимает специфику форм и жанров средневекового искусства, ориентируется в памятниках, умеет анализировать произведения средневекового искусства.
  • ПК-13 Ориентируется в событиях и процессах позднесредневековой Руси, умеет анализировать источники, возникшие в Московском государстве и в средне православной руси Великого княжества Литовского.
  • ПК-14 Ориентируется в основных проблемах изучения общественного сознания средневековой Руси, умеет анализировать источники по социальному развитию.
  • ПК-15 Знает основные тенденции архитектуры средневековья, ориентируется в основных археологических памятниках.
  • ПК-16 Представляет себе значение скандинавского мира для истории средневековья, ориентируется в памятниках Скандинавии, знает основные тенденции социального и политического развития Скандинавии.
Характеристика образовательных модулей:

В Блоке Дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации по истории Средних веков.
Блок НИСов призван познакомить их с методами научной работы с различными источниками исторической информации.

Программа состоит из следующих образовательных модулей:

  • Дисциплины направления: два объемных курса (Историческая текстология, История исторической науки) представляют профессиональное ядро направления «История».
  • Дисциплины специализации: основные курсы специализации раскрывают актуальные проблемы и темы современных исторических исследований в области медиевистики.
  • Дисциплины по выбору: набор курсов, помогающий студентам сформировать индивидуальную профессиональную и исследовательскую траекторию. Курсы предлагаются как преподавателями Школы исторических наук, так и преподавателями других департаментов университета. Это позволяет сформировать компетенции не только собственно в истории, но и в смежных гуманитарных науках, знакомство с которыми необходимо сегодня профессиональному медиевисту: искусствознание, литературоведение, история философии, правоведение, лингвистика, археология.
  • Блок «Практики» предусматривает проведение научно-исследовательской и педагогической работы в подразделениях НИУ ВШЭ и научных учреждениях Москвы - в архивах, библиотеках, институтах РАН. Практика предусматривает написание исследовательских текстов, составление обзоров литературы и рецензий, выступление на научных семинарах, круглых столах и конференциях, описание и анализ памятников искусства, письменных документов Средневековья и раннего Нового времени, архивов медиевистов. 
  • Блок, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту ВКР по темам, актуальным для современной медиевистики.
Конкурентные преимущества программы

Программа не имеет аналогов в образовательном пространстве России и мира по следующим параметрам:

  1. Содержательное наполнение; уникальным является стремление понять и представить историю Руси в тесной связи и в сравнении с историей других мировых центров Средневековья.
  2. Методологическая составляющая, нацеленная на освоение современных аналитических и технических методик в русле digital humanities.

Конкурентные преимущества программы проистекают из фактического отсутствия специальных программ по истории средневековой Руси в российском и мировом образовательном пространстве. В последнем случае русская история обычно изучается как часть программ по «истории Восточной Европы» с явным акцентом на Новом и Новейшем времени.

В ВУЗах РФ история средневековой Руси традиционно рассматривается вне компаративной перспективы и в большинстве случаев без использования методов и приемов цифровой гуманитаристики. При этом явно выраженной является ориентированность на привлечение выпускников собственных бакалаврских программ и низкая степень заинтересованности в выпускниках «извне». В полной мере это относится к ближайшим конкурентам магистерской программы в МГУ, РАНХиГС и РГГУ. В этих ВУЗах содержательное выделение магистерских программ носит, в целом, случайный характер. Исторические программы либо слишком узкоспециальные, либо, наоборот, крайне широки по охвату. На Историческом факультете МГУ изучение методов в русле digital humanities предлагается в отдельной программе «Наука о данных и методы искусственного интеллекта в исторических исследованиях», которая, однако, не включает достаточного количества курсов по развитию исследовательских компетенций применительно к средневековой Руси.

Междисциплинарный характер магистратуры «Русь и средневековый мир» и ее ориентированность на цифровые методы исследования отличают ее от всех существующих программ в России и за рубежом. Эти особенности программы сделают ее интересной для выпускников разных бакалаврских программ НИУ ВШЭ и других университетов – не только по истории, но и по другим дисциплинам социо-гуманитарного цикла. Включение истории средневековой Руси в широкий мировой контекст может привлечь студентов из СНГ и из-за рубежа.

ВШЭ обладает уникальным не только по российским меркам преподавательским потенциалом: на разных программах здесь работает более двух десятков штатных преподавателей, так или иначе занимающихся различными аспектами истории Средневековья. Ряд сотрудников Школы исторических наук зарекомендовали себя как яркие преподаватели и интересные исследователи, занимающие, в том числе, информационными технологиями: Д.А. Добровольский (разработавший авторский курс по «Математическим методам в исторических исследованиях»), А.Ю. Виноградов, Е.С. Марей, М.В. Земляков, А.В. Шарова и др.

Историков поддерживают преподаватели истории искусства (А.В. Пожидаева), сотрудники Школ филологии (М.А. Волконская, А.Л. Лифшиц), философии (А.В. Марей), востоковедения (А.А. Рогожина), ИКВИА, Центра истории России Нового времени, Институт региональных исторических исследований и Института цифровых гуманитарных исследований. Безусловно, статус программы повышается благодаря курсам, в которых участвуют академик РАН А.А. Гиппиус (НИС «Письменная культура Древней Руси: языки, тексты, информационные технологии»), член-корреспондент РАН Ф.Б. Успенский (НИС «Скандинавский мир») и профессор РАН П.С. Стефанович (НИС «Общество и идентичности средневековой Руси»).

Для отдельных курсов привлекаются специалисты из других научно-образовательных учреждений (МГУ, РАН, РГАДА). Некоторые из этих специалистов представляют организации, которые занимаются информационными технологиями, коммерчески ориентированы и выступают в качестве возможных работодателей для выпускников программы.

Благодаря сбалансированному участию опытных и молодых коллег, налаженным связям и общей системе ценностей участников создана уникальная для России программа, междисциплинарная в подлинном смысле слова, служащая преподавательской и научной интеграции на ФГН ВШЭ.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Русь и средневековый мир»

Перейти к содержанию программы