• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

46.04.01 История

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета №7 от 23.06.2017 г.
Дата обновления паспорта
30.08.2019, протокол №1
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Магистерских программ подготовки по медиевистике в РФ относительно немного: эта дисциплина, безусловно, сложна для освоения, а область ее применения — формально, на первый взгляд — довольно узка. Более или менее достойные программы можно видеть сегодня лишь в МГУ и СПбГУ, на соответствующих кафедрах исторических факультетов, и они пользуются там заслуженным успехом. Однако они в действительности не являются полноценными  магистерскими программами, но лишь итерацией традиционной пятилетней специализации по кафедре, со всеми вытекающими отсюда минусами. Другие гуманитарные факультеты страны, включая МГУ и СПбГУ, вовсе игнорируют медиевистику как самостоятельную область знаний: именно поэтому в нашей стране нет философской медиевистики, нет средневекового литературоведения и нет средневековой истории искусства. До недавнего времени довольно приличная группа медиевистов преподавала в РГГУ, но от нее почти ничего не осталось. 
За рубежом медиевистическая специализация магистерского уровня существует во всех уважающих себя крупных университетах и высших школах с середины XIX в. Наиболее престижные из них исчисляются десятками — они сконцентрированы в старейших университетах Западной Европы и университетах Лиги Плюща. Лучшие традиции этих программ, со многими из которых наши преподаватели знакомы не понаслышке, мы постарались учесть: медиевистика зиждется на целом ряде традиционных вспомогательных дисциплин (дипломатика, палеография, текстология, средневековая латынь, иконография и т.д.), все они будут представлены внутри наших курсов.
Наше главное отличие от существующих программ по медиевистике в России и за рубежом — сочетание в программе дисциплин, интересных и важных не только для исто-риков, но и для историков искусства, историков философии, литературоведов, религиоведов, культурологов и отчасти востоковедов гуманитарного профиля. Такое решение вы-звано несколькими факторами:
– это привлечет к нам выпускников соответствующих бакалаврских программ НИУ ВШЭ и других университетов;
– за несколько лет активной работы медиевистов ВШЭ ее библиотека, как элек-тронная, так и бумажная, удовлетворительно укомплектована основными необхо-димыми ресурсами;
– ВШЭ обладает уникальным не только по российским меркам преподавательским потенциалом: на разных программах здесь работает 30 (!!!) штатных медиевиста. Это не только историки в строгом смысле слова, но и преподаватели истории ис-кусства (А. Пожидаева, О. Русинова), сотрудники школ филологии (А. Гиппиус, С. Иванов, Ю. Иванова, Н. Долгорукова), философии (А. Марей, О. Алиева, П. Соколов), востоковедения (А. Муравьев), факультета права (Д. Полдников). Среди них три члена-корреспондента РАН, три ординарных профессора, несколько профессоров и докторов наук. Все они обладают российскими или западными учеными степенями, их профессиональный уровень — как ученых и как преподавателей — вне подозрений. Для работы в программе «Медиевистика» мы приглашаем самых опытных коллег: такому «цветнику» позавидует даже МГУ и любой крупный университет мира. Благодаря налаженным связям и общей системе ценностей этих ученых у нас есть уникальный не только для России шанс создать программу, междисциплинарную не на словах, а на деле. Это резко отличит ее от программ наших коллег в МГУ и СПбГУ: программа «Медиевистика» НИУ ВШЭ будет обладать ярко выраженной историко-культурной направленностью, что послужит интеграции ФГН.
– Хорошо известна закрепленная советской образовательной системой разобщенность изучения зарубежной и отечественной истории. Медиевистика — не исключение, а, напротив, прискорбное правило: медиевист-западник до обидного мало знает о Руси, русист, за редчайшими исключениями, ограничивается собственно Русью, в крайнем случае, ее ближайшими соседями и Византией. Мы предлагаем программу, призванную взломать это досадную, устаревшую традицию, не исправ-ленную даже в лучших университетах обеих столиц. В этом мы следуем как прак-тике бакалаврской программы ШИН, так и опыту академической и просветитель-ской работы Лаборатории медиевистических исследований, ядра создаваемой про-граммы. Присутствие в программе полноценных курсов по Византии, Руси, славянскому миру и христианскому Востоку может привлечь к нам студентов из СНГ и из зарубежа.
– Благодаря наличию программы двойных дипломов с Сорбонной, при участии Французского университетского колледжа, франкоговорящие студенты получат шанс продолжить образование в лучших центрах медиевистики Парижа (вполне вероятно присоединение к этой программе EHESS и EPHE). За 25 лет существо-вания Колледжа 41 медиевист прошел французскую магистратуру, шесть защи-тили PhD. Немецко-говорящие студенты могут рассчитывать на продолжение об-разования в Германии (у ВШЭ имеются договоры с университетами Кёльна и Мюнхена, ведутся переговоры с Университетом имени братьев Гумбольдтов в Берлине), итало-говорящие — в Болонье, Милане, Венеции и, возможно, Риме.

 

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Магистерская программа «Медиевистика» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, действи-тельно востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции:

В  экспертно-консультационной деятельности:

  • консультирование издательств, редакций журналов, юридических и физических лиц по вопросам, связанным с книгоизданием, популяризацией и сохранением памятни-ков прошлого; 
  • подготовка экспертных заключений по литературным, философским, искусствовед-ческим, историко-правовым проектам; 
  • консультирование органов власти по вопросам современной межкультурной и меж-конфессиональной коммуникации, при организации международного сотрудничества на всех уровнях;
  • подготовка квалифицированных рецензий и экспертных заключений на научные, научно-популярные, дидактические тексты гуманитарного профиля.

В организационно-управленческой деятельности:

  • постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций;
  • консультирование органов власти при принятии решений об охране памятников прошлого, их актуализации и популяризации.

В научно-исследовательской, просветительской и преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация научно-исследовательских проектов по изучению культуры Древней Руси, Византии и средневековой Западной Европы;
  • участие в проведении научных исследований в тех же (и смежных) областях;
  • подготовка и редактирование научных публикаций; 
  • преподавание в средней и высшей школе, в том числе, предметов по культуре Сред-них веков (история, история искусства, литература, философия, право, религия);
  • описание, анализ, каталогизация памятников древности (текстов, артефактов, произ-ведений искусства);
  • владение всеми современными методами исторической науки и основательное зна-комство с современными методами смежных гуманитарных дисциплин;
  • владение искусством профессионального научного перевода древних текстов с древ-них (латынь, греческий, древнерусский) и новоевропейских языков.
Характеристики образовательных модулей программы

В Блоке Дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации по истории Средних веков. Блок НИСов призван познакомить их с методами научной работы с различными источниками исторической информации.

Программа состоит из следующих образовательных модулей.
– Дисциплины направления: два объемных курса (Историческая текстология, История исторической науки) представляют профессиональное ядро направления «История».

– Дисциплины специализации: основные курсы специализации раскрывают актуальные проблемы и темы современных исторических исследований в области медиевистики.

– Дисциплины по выбору: набор курсов, помогающий студентам сформировать индивидуальную профессиональную и исследовательскую траекторию. Курсы предлагаются как преподавателями Школы исторических наук, так и преподавателями других департаментов университета. Это позволяет сформировать компетенции не только собственно в истории, но и в смежных гуманитарных науках, знакомство с которыми необходимо сегодня профессиональному медиевисту: искусствознание, литературоведение, история философии, правоведение, лингвистика, археология.

– Блок "Практики" предусматривает проведение научно-исследовательской и педагогической работы в подразделениях НИУ ВШЭ и научных учреждениях Москвы - в архивах, библиотеках, институтах РАН. Практика предусматривает написание исследовательских текстов, составление обзоров литературы и рецензий, выступление на научных семинарах, круглых столах и конференциях, описание и анализ памятников искусства, письменных документов Средневековья и раннего Нового времени, архивов медиевистов. Педагогическая практика предполагает подготовку и проведение уроков истории в лицее НИУ ВШЭ и других школах Москвы.

– Блок, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичная защита ВКР по темам, актуальным для современной медиевистики.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Медиевистика»

Перейти к содержанию программы