• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Terra Incognita of Modern Childhood

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Educational Programmes
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Детство - культурное изобретение. Каждое общество заново изобретает или переоткрывает детство в своем конкретном социальном, культурном, историческом контексте - другими словами, по-разному отвечает на вопросы, кого считать ребенком? что можно, нельзя, должно делать детям? как детей “видят” разные социальные институты? Меняется и среда, в которой живут дети, их повседневность и культурные практики. Данный курс нацелен на то, чтобы дать представление об особенностях современного детства и детей. Для этого, с опорой на ключевые исследования, мы рассмотрим современные социальные тренды, которые конфигурируют взросление. Курс будет полезен не только тем, кто интересуется детством как исследователь или практик, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся современными культурными практиками и вычислительными социальными науками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса.
  • Сформировать у обучающихся представление о современных тенденциях по темам детства, подросткового возраста и становящейся взрослости.
  • Формирование представлений об организации исследований по данной тематике и современных общественных, научных и педагогических тенденциях в понимании детства, подросткового возраста и становящейся взрослости
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса.
  • Сформировать у обучающихся представление о современных тенденциях по темам детства, подросткового возраста и становящейся взрослости.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Современные представления о детстве и детях
  • Тема 2. Современная семья
  • Тема 3. Родители и дошкольное образование
  • Тема 4. Образовательные переходы
  • Тема 5. Автономия и самостоятельность
  • Тема 6. Дети, подростки и цифровые медиа
  • Тема 7. "Становящаяся взрослость": переход из подросткового возраста во взрослость
  • Тема 8. Детско-родительские отношения при переходе от подросткового возраста к становящейся взрослости
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Вам нужно будет в мини-группах (4-5 человек) подготовить разбор фильма или сериала с опорой на темы курса по одному из следующих направлений: 1). Современные дети и семьи 2). Образовательные переходы 3). Цифровые медиа 4). Взросление При подготовке презентации придерживайтесь следующего плана: 1). Какой материал курса соответствует тому, что происходит в фильме/сериале? 2). Какой материал курса не соответствует тому, что происходит в фильме/сериале? 3). Соотнесите рассматриваемый кейс со своим личным опытом, выделите общие и различные черты (обобщение от всех участников команды) 4). Продумайте дизайн исследования с опорой на рассматриваемый кейс: • какой исследовательский вопрос вы хотели бы поставить на примере этого кейса • какие методы вы будете использовать • кто станет респондентами/информантами/участниками • какие результаты ожидаете получить • как полученные результаты можно будет использовать на практике • какие ограничения есть у вашего исследования
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Придумать наборы практик (программу или конкретные приемы), работающих на школьную и/или домашнюю вовлеченность разных групп родителей. Обосновать. Представить в виде презентации. Ответить на вопросы группы "родителей" (в их роли выступают представители другой группы). Варианты групп родителей: 1-ая группа – вовлеченные, образованные родители, которые готовы участвовать, но могут и оказывать давление, ставить под угрозу учительскую автономию. 2-ая группа моделирует реакцию родителей. Что вызовет отклик, а что – нет. 2-ая группа – не вовлечённые родители, с малым количеством ресурсов, низким уровнем образования, несформулированным запросом к школе, стремящиеся самоустраниться, избегающие контакта со школой. 1-ая группа моделирует реакцию родителей. Что вызовет отклик, а что – нет. ТТайминг: 20 минут на обсуждение, 5-10 минут на презентацию, 10 минут на реакцию и дискуссию
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    Накопленная оценка * 0.6 + Оценка за экзамен * 0.4 Накопленная оценка: Активность на семинарах * 0.4 + Домашнее задание 1 * 0.3 + Домашнее задание 2 * 0.3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fincham, F. D., & Cui, M. (2010). Romantic Relationships in Emerging Adulthood. Cambridge University Press.
  • Jeffrey Jensen Arnett. (2015). Emerging Adulthood : The Winding Road From the Late Teens Through the Twenties: Vol. Second edition. Oxford University Press.
  • Осорина М. В. - Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд. - 978-5-496-01621-6 - Санкт-Петербург: Питер - 2018 - 342854 - https://ibooks.ru/bookshelf/342854/reading - iBOOKS
  • Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Сивак Е. В. - Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2068-0 - Москва: ВШЭ - 2021 - 372264 - https://ibooks.ru/bookshelf/372264/reading - iBOOKS
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
  • Солдатова, Г. У. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете : учебно-методическое пособие / Г. У. Солдатова , Учебно-методическое пособие. — Москва : Когито-центр, 2019. — 176 с. — ISBN 978-5-89353-588-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249344 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Laura M. Padilla-Walker, & Larry J. Nelson. (2017). Flourishing in Emerging Adulthood : Positive Development During the Third Decade of Life. Oxford University Press.
  • Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология): учебник для вузов, Шаповаленко, И. В., 2007
  • Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., & Шакарова М. А. (2013). Что Могут Рассказать О Современных Детях Их Чтение И Игры. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 283. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2013i4p283.299
  • Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
  • Психология развития, Крайг, Г., 2011