Нисская Анастасия Константиновна
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный сотрудник:Институт образования / Центр исследований современного детства
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 19 лет.
Образование, учёные степени
- 2014Кандидат психологических наук
- 2009
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Прошла обучение в Институте групповой и семейной психологии и психотерапии по курсам «Основы тренерского мастерства» (Сертификат №0208-170, 90 часов, выдан 17.02.2008г) и «Прикладная Арт-терапия» (Сертификат №0611-94, 200часов, выдан 05.06.2011г) и др.
В 2014г. поступила в магистратуру МВШСЭН на факультет прикладной психологии
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (январь 2018)
Надбавка за академическую работу (2019-2020)
Полномочия / обязанности
Выполнение и координация текущих проектов, проведение исследований, подготовка отчетной документации. Образовательная деятельность Центра: создание, курирование и проведение курсов повышения квалификации, подготовка майнора. Руководство магистрантами в написании курсовых и ВКР. Преподавание курса "Тренинг коммуникативных компетенций". Участие в заседаниях Сети ОЭСР по обучению и воспитанию детей младшего возраста.
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Terra Incognita современного детства (Общеуниверситетский факультатив; 3, 4 модуль)Рус
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Возрастная психология образования (Магистратура; где читается: Факультет математики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Развитие навыков" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Рынок Edtech" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Проекты
Разработка программ взаимодействия образовательных учреждений и культурно-образовательных возможностей прилегающих территорий в трех районах г. Москвы (Красносельский, Мещанский, Можайский)
Современное детство: социализация внутри и вне системы образования, ЦФИ НИУ ВШЭ
Анализ изменений в доступе к образовательным сервисам второй половины дня обучающихся в связи с организацией ТОК
Мониторинг экономики образования
Экспертная панель дошкольных образовательных организаций
Анализ результатов и эффектов создания территориальных образовательных комплексов в Москве. Раздел «Организация преемственности дошкольной и школьной ступеней образования»
Гранты
Разработка программ взаимодействия образовательных учреждений и культурно-образовательных возможностей прилегающих территорий в трех районах г. Москвы (Красносельский, Мещанский, Можайский)
Современное детство: социализация внутри и вне системы образования, ЦФИ НИУ ВШЭ
Анализ изменений в доступе к образовательным сервисам второй половины дня обучающихся в связи с организацией ТОК
Мониторинг экономики образования
Экспертная панель дошкольных образовательных организаций
Анализ результатов и эффектов создания территориальных образовательных комплексов в Москве. Раздел «Организация преемственности дошкольной и школьной ступеней образования»
Конференции
20221
20201
20192
- Книга Абанкина И. В., Бочавер А. А., Вавилова А. А., Кравченко И. А., Михайлова (Козьмина) Я. Я., Нисская А. К., Поливанова К. Н., Родина Н. В., Филатова Л. М., Шабанова Е. Ю. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / Под общ. ред.: И. В. Абанкина, К. Н. Поливанова, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Статья Нисская А. К. Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2019. № 1. С. 18-33. doi
20186
- Статья Nisskaya A. School readiness outcomes of different preschool educational approaches // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No. 1. P. 43-60. doi
- Статья Nisskaya A. What Modern Parents Think About Preschool Education. What Makes a Kindergarten Attractive? / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2018. Vol. 60. No. 7. P. 601-622. doi
- Глава книги Любицкая К. А., Нисская А. К. Взаимодействие семьи и школы: каналы коммуникации педагогов и родителей // В кн.: Семья и дети в современном мире. Коллективная монография Т. IV. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 218-225.
- Статья Антипкина И. В., Любицкая К. А., Нисская А. К. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 230-260.
- Книга Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С., Дудырев Ф. Ф., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Платонова Д. П., Сорокин П. С., Таловская Б. М., Фрумин И. Д., Нисская А. К. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 3. Вып. 20. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Нисская А. К., Савина Е. В. Общение педагогов и родителей. Анализ взглядов и предпочтений для позитивной коммуникации // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018. № 3. С. 4-11. doi
20174
- Статья Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960‑е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185-205. doi
- Глава книги Нисская А. К. Механизмы воспроизводства неравенства на этапе перехода к обучению в школе // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 20-43.
- Глава книги Любицкая К. А., Нисская А. К. Роль семьи в формировании социальной ситуации развития: что такое «хорошая» школа для родителей? // В кн.: Психология семьи в современном мире [Электронный ресурс] : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 233-238.
- Книга Нисская А. К. Социальная психология в образовательном пространстве Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2017. М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
20164
- Препринт Polivanova K. N., Vopilova I., Nisskaya A. Parenting education history and modern trends: Self-efficacy as a methodological base for the development of educational programs for parents / NRU HSE. Series WP IE "Научные доклады Института образования". 2016. No. 04.
- Статья Nisskaya A., Denisenkova N. S. The role of teacher-child interaction in promoting peer communication // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9. No. 3. P. 173-187. doi
- Статья Нисская А. К. Дошкольная образовательная среда как условие эффективного перехода к обучению в школе // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 4. С. 50-57.
- Статья Нисская А. К. Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. Т. 10. № 9. С. 24-32.
20153
- Статья Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Нисская А. К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. 2015. № 7. С. 95-101.
- Статья Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Михайлова (Козьмина) Я. Я., Нисская А. К., Сивак Е. В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 184-200.
- Статья Иванова А. Е., Нисская А. К. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения // Школьные технологии. 2015. № 2. С. 161-168.
20143
- Статья Денисенкова Н. С., Нисская А. К. Давайте почитаем! // Мы молодые родители. 2014. № 1. С. 72-75.
- Статья Нисская А. К. Работа над ошибками. Развивающий ресурс современных родителей // Мы молодые родители. 2014. № 2. С. 83-87.
- Статья Нисская А. К. Современное дошкольное детство – территория игры // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 3. С. 52-57.
20131
20125
- Статья Нисская А. К., Денисенкова Н. С. Большой шаг маленького человека. Проблемы адаптации к школе // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 4. С. 72-75.
- Глава книги Денисенкова Н. С., Нисская А. К. Влияние образовательной среды, как составной части социальной ситуации развития, на становление общих способностей детей // В кн.: Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского / Под общ. ред.: В. Кудрявцев. М. : РГГУ, 2012.
- Статья Нисская А. К. Дошкольная образовательная среда как фактор психологической адаптации ребенка к школе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 15. С. 273-278.
- Статья Нисская А. К. Особенности адаптации к школе современных первоклассников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 3. С. 55-62.
- Статья Нисская А. К. Социальная ситуация развития в дошкольном учреждении как фактор адаптации первоклассников к школе // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23. С. 8.
20112
- Статья Нисская А. К., Варенцова Н. С. Проектная деятельность как элемент образовательной среды. Влияние на становление самооценки // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 4
- Глава книги Нисская А. К. Специфика адаптации к обучению в школе в условиях вариативного дошкольного образования // В кн.: Материалы XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2011». Секция «Психология». М. : МАКС Пресс, 2011.
20102
- Статья Нисская А. К., Денисенкова Н. С. Развиваем произвольность и внимание – важнейшие новообразования дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2010. № 3. С. 74-78.
- Глава книги Старикова А. В., Старостина Ю. А., Крехнова М. Б., Шелякина Е. К., Нисская А. К. Современное детство и подростничество: проблемы и перспективы // В кн.: Материалы XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2010». Секция «Психология». М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010.
Информация*
- Общий стаж: 19 лет
- Научно-педагогический стаж: 19 лет
- Преподавательский стаж: 12 лет
Как эффективно подготовиться к учебе: специалисты ВШЭ провели онлайн-фестиваль для родителей школьников
Необычный формат работы опробовали исследователи Высшей школы экономики — онлайн-фестиваль «Детство и среда обучения», предназначенный для широкой публики. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в своих докладах подняли темы, которые волнуют многих родителей.
Не надо торопиться со школой: родители форсируют обучение детей, а потом сталкиваются с их безынициативностью
Вряд ли многие слушатели вторничного семинара Инобра раньше задумывались о самом понятии «дошкольник» — до того, как услышали реплику профессора Александра Савенкова: «Что это вообще за слово? Как будто ребенок живет для того, чтобы в эту школу поступить!». Темой семинара стало состояние перехода — так исследователи называют период, когда ребенок впервые идет в садик или школу. Последнее перетекло в дискуссию о том, надо ли форсировать этот процесс — сегодня многие дети начинают знакомство со школьной программой задолго до первого класса.
Гифки лучше, чем нотации: психологи о том, как подготовить класс к ЕГЭ
Считанные недели до экзамена: что делать учителю после месяцев вынужденного онлайна? Советы дают Кристина Любицкая и Анастасия Нисская — научные сотрудники Центра исследований современного детства ВШЭ. Опыт дистанта многих запутал — когда учеба, а когда личное время. Готовятся день и ночь, переутомляются, вредят своему здоровью и снижают шансы на успех. Задача учителя — мягко, без нравоучения, напомнить про режим дня. Кроме «биологического» есть и психологическое основание: предсказуемость помогает притушить тревогу.
"Горячая линия" по коммуникации с родителями
Начались каникулы – но жизнь в дистанте не остановилась. И уж точно не стало меньше забот у тех учителей, классы которых сдают ЕГЭ. Как сейчас общаться с выпускниками и их родителями, в чем поддержать, от чего уберечь и как успокоить – рассказывают Кристина Любицкая и Анастасия Нисская из Центра исследований современного детства.
Педагогическая конференция в городском округе Электросталь
24 августа в городском округе Электросталь прошла традиционная Педагогическая конференция. Ее организатором выступило Управление образования городского округа Электросталь Московской области.
Эксперты обеспокоены «нестыковками» в коммуникации семьи и школы
Обсуждение роли семьи в благополучии современного ребенка стало центральной темой Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире», которая состоялась в РГПУ имени Герцена при поддержке ряда профильных объединений, ведомств и организаций, в том числе Института образования НИУ ВШЭ.
Как инновации меняют образование?
В Центральном выставочном зале «Манеж» прошла пятая экспозиция «Россия, устремленная в будущее», где была организована студия-лекторий «360 разговоров о будущем». Институт образования представили руководители и сотрудники научных центров: Павел Сергоманов, Катерина Поливанова, Анастасия Нисская, Диана Королева.
Важность и возможности развития родительского просвещения обсудили в Москве
14 мая в Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». Совет создан в рамках взаимодействия федерального проекта «Крепкая семья» и Российской академии образования.
Образовательные программы для родителей представлены в РАО
14 июня состоялось заседание научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». В заседании приняла участие Президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая, провел заседание председатель совета А.А. Реан.
Как повысить родительскую самоэффективность?
Чем руководствуются современные родители в воспитании детей? В каких психолого-педагогических знаниях они нуждаются? Каким образом можно обучать родителей различным воспитательным концепциям? О проекте Центра исследований современного детства, связанном с разработкой образовательных программ для родителей, рассказывает портал Милосердие.ru.
Какой детский сад лучше готовит к школе
Первоклассник быстрее привыкает к школе, если в детском саду его научили правильно общаться с людьми и быть самостоятельным.
Родителям без пяти минут первоклашек
По итогам встречи, которая на днях состоялась в парке искусств МУЗЕОН, Катерина Поливанова и Анастасия Нисская подготовили для родителей будущих первоклашек ряд советов, которые помогут понять и пережить непростой переходный этап из детского сада в школу и взрослым, и их детям.
Готовность №1: как дошкольник становится школьником?
В рамках проекта «Школа будущего» в парке искусств МУЗЕОН Катерина Поливанова и Анастасия Нисская провели встречу с родителями и представителями системы образования. Обсуждались готовность детей к школе, школы – к детям, и все-все "горячие" вопросы, которые окружают сегодня эту тему.
В Люксембурге состоялся 19 Съезд сети ОЭСР по дошкольному образованию
Участником съезда стала научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Анастасия Нисская.
В Люксембурге прошло очередное заседание Сети ОЭСР по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ECEC)
8-10 июня в Люксембурге состоялось 19-е заседание Сети ОЭСР по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ECEC). От Российской Федерации в заседании приняла участие Нисская Анастасия Константиновна, научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
Дети как гибкая сущность
В программе на Радио Свобода сотрудники Центра по исследованиям современного детства рассказали о новом проекте по наблюдению за школьниками, аналогичном проекту Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, который проводился в 1967 году.
Выступление Александры Бочавер и Анастасии Нисской в ПИ РАО
Научные сотрудники Центра исследования приняли участие в научно-просветительского проекта Praxis, созданного инициативной группой выпускников психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Наши новые публикации
В журнале «Современное дошкольное образование. Теория и практика» опубликована статья научного сотрудника группы «Исследования современного детства» Института образования Анастасии Нисской, демонстрирующая связь дошкольной образовательной среды и эффективности перехода в первый класс.
В Институте образования прошла очередная встреча из серии «Современное детство: теория и практика»
В этот раз семинар был посвящен открытию в Институте аудитории имени Л.С. Выготского, и тема его была обозначена так: «100 лет после детства: возраст как судьба VS возраста как выбор».
Российский гуманитарный научный фонд поддержал проекты центра!
В основном конкурсе 2016 года поддержаны 2 проекта: "Межпоколенческое сравнение обыденных теорий воспитания детей" и "Портрет современного подростка через его самопрезентацию в социальной сети"
От младшего школьного возраста к подростковому: тогда и сейчас
На очередном семинаре цикла «Современное детство: теория и практика», организуемом Инобром и Московским городским психолого-педагогическим университетом, специалисты группы «Исследования современного детства» поделились опытом включенного наблюдения за пятиклассниками – репликой исследования, проведенного в 1960-х годах исследовательской группой Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой.
Вышла новая публикация в серии «Научные доклады Института образования»
Доклад сотрудников группы «Исследования современного детства» К. Поливановой, И. Вопиловой и А. Нисской описывает современные подходы к разработке образовательных программ для родителей. На основании опыта Европы, США и России анализируются изменения, произошедшие в содержании программ со времени их возникновения и до наших дней. Особое внимание уделяется актуальному вопросу родительской самоэффективности.
Школа с шести или с семи?
Электронный портал «Я – родитель» продолжил серию передач «Как воспитать счастливого ребенка». В 22 выпуске передачи «Школа с шести или с семи» приняла участие научный сотрудник группы «Исследования современного детства» Инобра Анастасия Нисская.
Группа "Исследования современного детства" принимает участие в программе повышения квалификации для педагогов дошкольного образования
В ходе занятий специалисты группы расскажут про самоэффективность родителей и воспитателей, развитие инициативы, самостоятельности и ответственности у дошкольников, а также про когнитивные и социальные навыки.
Курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования
В рамках образовательной программы, осуществляемой Университетско-школьным Кластером, специалисты Центра исследований современного детства расскажут про самоэффективность родителей и воспитателей, развитие инициативы, самостоятельности и ответственности у дошкольников, а также про когнитивные и социальные навыки.
В рамках семейного образовательного пикника состоялся мастер-класс, посвященный готовности детей к школе
В ходе мастер-класса "Готовность к школе" научный сотрудник ИнОбра Анастасия Нисская обсудила с участниками не только когнитивные умения, необходимые для обучения, но и личностную и эмоциональную готовность к школе. Участники попробовали на себе ряд методик, которыми пользуются психологи для диагностики дошкольников и младших школьников.
В Парке Горького прошел семейный образовательный пикник, проведенный сотрудниками центра. Трудности современного родительства
Группа «Исследования современного детства» представила Институт образования на «Дне Вышки», по традиции проходившем в Парке Горького. Группой был проведен первый «Семейный образовательный пикник», который посетили родители детей всех возрастов, а также специалисты в области образования, социологии и психологии.