• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Terra Incognita современного детства

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Детство - культурное изобретение. Каждое общество заново изобретает или переоткрывает детство в своем конкретном социальном, культурном, историческом контексте - другими словами, по-разному отвечает на вопросы, кого считать ребенком? что можно, нельзя, должно делать детям? как детей “видят” разные социальные институты? Меняется и среда, в которой живут дети, их повседневность и культурные практики. Данный курс нацелен на то, чтобы дать представление об особенностях современного детства и детей. Для этого, с опорой на ключевые исследования, мы рассмотрим современные социальные тренды, которые конфигурируют взросление. Курс будет полезен не только тем, кто интересуется детством как исследователь или практик, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся современными культурными практиками и вычислительными социальными науками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса.
  • Сформировать у обучающихся представление о современных тенденциях по темам детства, подросткового возраста и становящейся взрослости.
  • Формирование представлений об организации исследований по данной тематике и современных общественных, научных и педагогических тенденциях в понимании детства, подросткового возраста и становящейся взрослости
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса.
  • Сформировать у обучающихся представление о современных тенденциях по темам детства, подросткового возраста и становящейся взрослости.
  • Студенты называют основные глобальные тренды, влияющие на современное детство
  • Студенты называют возможные источники данных и подходы для изучения современных родительства, образования, детского благополучия
  • Студенты формулируют признаки современного детства по сравнению с другими социально-историческими контекстами
  • Студенты характеризуют основные особенности современной семьи
  • Студенты называют возможные источники данных для изучения интересов детей и подростков, в том числе в цифровой сред
  • Студенты связывают исследования детства с историей развития образования
  • Студенты знакомятся с теорией самодетерминации, понятием автономии и характеристиками взросления в современном обществе
  • Студенты применяют конструкт детского психологического благополучия для оценки различных образовательных сред
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Глобальные социальные тренды
  • Детство сегодня
  • Семья
  • Родительство
  • Образование
  • Взросление
  • Благополучие и новые уязвимости
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    Накопленная оценка *0,6 + Оценка за экзамен *0,4 Накопленная оценка: Активность на семинарах *0,3 + Домашнее задание 1 *0,3+Домашнее задание 2* 0,4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fincham, F. D., & Cui, M. (2010). Romantic Relationships in Emerging Adulthood. Cambridge University Press.
  • Jeffrey Jensen Arnett. (2015). Emerging Adulthood : The Winding Road From the Late Teens Through the Twenties: Vol. Second edition. Oxford University Press.
  • Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей : монография / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 384 с. — ISBN 978-5-7598-1986-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173413 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, - 2-е изд. - Москва : Изд. дом ВШЭ, 2021. - 385 с. - ISBN 978-5-7598-2068-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2029777
  • Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2068-0 - Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Сивак Е. В. - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372264 - 372264 - iBOOKS
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд. - 978-5-496-01621-6 - Осорина М. В. - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/342854 - 342854 - iBOOKS
  • Солдатова, Г. У. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете : учебно-методическое пособие / Г. У. Солдатова , Учебно-методическое пособие. — Москва : Когито-центр, 2019. — 176 с. — ISBN 978-5-89353-588-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249344 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Laura M. Padilla-Walker, & Larry J. Nelson. (2017). Flourishing in Emerging Adulthood : Positive Development During the Third Decade of Life. Oxford University Press.
  • Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология): учебник для вузов, Шаповаленко, И. В., 2007
  • Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
  • Психология развития, Крайг, Г., 2011

Авторы

  • Нисская Анастасия Константиновна
  • Бочавер Александра Алексеевна
  • Поливанова Катерина Николаевна