Бочавер Александра Алексеевна
- Старший научный сотрудник, Директор центра:Институт образования / Центр исследований современного детства
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
- Научно-педагогический стаж: 9 лет.
Образование, учёные степени
- 2010Кандидат психологических наук: Психологический институт Российской академии образования
- 2004
Специалитет: Московский государственный психолого-педагогический университет, специальность «Психологические науки», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»
Тематический редактор
Журнал "Психологическая наука и образование", 2022, №3, специальный выпуск "Развитие детской самостоятельности", совместно с К.Н. Поливановой https://psyjournals.ru/psyedu/2022/n3/index.shtml
Журнал "Психологические исследования", 2021, №4, специальный выпуск "Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление", совместно с К.Д. Хломовым http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n80.html
Журнал "Городские исследования и практики", 2020 №3, специальный выпуск "Подросток в мегаполисе" https://usp.hse.ru/issue/view/975
Гранты
РНФ, 2022-2024 "Развитие самостоятельности детей и подростков в образовании" (исполнитель)
РФФИ, 2019-2021 "Школьный буллинг: предикторы и последствия" (руководитель)
РНФ, 2019-2021 "Использование цифровых следов для изучения факторов, связанных с психологическим благополучием учащихся" (исполнитель)
РФФИ, 2019, Экспансия "Развитие поведенческой автономии подростков и родительский контроль на примере независимых перемещений по городу" (исполнитель)
РГНФ, 2015-2017 «Траектории жизненного пути в подростковом возрасте: модели оптимального выбора» (руководитель)
РНФ, 2014-2017, 2018-2019 "Психология дома как жизненной среды человека" (исполнитель)
Департамент образования г. Москвы, 2012 «Оценка риска возникновения ситуаций буллинга в среде школьников» (руководитель)
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2022: Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ: базовый курс, 48 часов
2021: Цифровая трансформация. Быстрый старт
2021: Fundamentals of academic writing: from sentence to paragraph, 18 часов, Центр Академического письма НИУ ВШЭ
2018: Онлайн-курс повышения квалификации "Spot the Difference Between Academic Writing and Writing for General Purposes", 24 часа, Центр Академического письма НИУ ВШЭ
2018: Социальное проектирование в НКО, онлайн-курс, Центр развития некоммерческих организаций, Санкт-Петербург
2013-2014: Социально-психологическая профилактика дезадаптации подростков, МГППУ, 72 часа
2012: Обучающая программа по развитию аналитических навыков (INTRAC); Как оценить проектную заявку. В рамках международной конференции "Использование результатов мониторинга и оценки при принятии управленческих решений" (Астана, Казахстан, 26-28 сентября 2012).
2011: Теория и практика сохранения и укрепления здоровья в современных условиях, ФГОУ «Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования», 36 часов
2010-2011: Профилактика социально-психологической дезадаптации, МГППУ, 72 часа
2006-2008: Гештальттерапия с детьми и семьями (программа не окончена), Московский Гештальт Институт
2005: Сказкотерапия с дошкольниками и школьниками, МГППУ
2004-2005: Супервизия трудных случаев, МГППУ
Достижения и поощрения
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
Надбавка за академическую работу (2020-2021)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022-2023, 2021-2022)
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Королева Я. П. Родительское поведение в контексте развития навыков самоорганизации у подростков (aспирантура: 3-й год обучения)
- 2Богданова Э. И. Характеристики образовательной среды как фактор развития самостоятельности подростков (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Terra Incognita современного детства (Общеуниверситетский факультатив; 3, 4 модуль)Рус
- Вверх по лестнице, ведущей вниз: школа в современном обществе (Маго-лего; 4 модуль)Рус
Городское здоровье (Магистратура; где читается: Факультет городского и регионального развития; направление "07.04.04. Градостроительство", направление "07.04.04. Градостроительство"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Terra Incognita современного детства (Маго-лего; 4 модуль)Рус
- Возрастная психология образования (Магистратура; где читается: Факультет математики; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Terra Incognita современного детства (Маго-лего; 4 модуль)Рус
- Psychology (Магистратура; где читается: Факультет математики; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Terra Incognita современного детства (Маго-лего; 4 модуль)Рус
- Психология (Магистратура; где читается: Факультет математики; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Тренинги коммуникативной компетентности (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Публикации57
- Статья Bochaver A. A., Navarro-Rodríguez C. D., Korneev A., Lagarda Á., Khlomov K. D., Vera Á., Bauman S. A comparative study of youth victimization during COVID-19 lockdowns in Mexico and Russia // Psychology, Society and Education. 2022. Vol. 14. No. 3. P. 38-47. doi
- Статья Mikhaylova O., Bochaver A. Family environment hostility as the missing element between school bullying victimization and anorexia // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. Article 880994. doi
- Статья Bochaver A. A. School Bullying as Destructive Communal Coping of the School Community // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 1021765. doi
- Статья Alexandra A. Bochaver, Korneev A. A., Khlomov K. D. School Climate Questionnaire: A New Tool for Assessing the School Environment // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 871466. doi
- Статья Хломов К., Бочавер А.А., Фоменко М., Селиванова Е., Шемшурин А. Агрессия и автономия в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 3. С. 117-128. doi
- Статья Поливанова К.Н, Бочавер А.А. Возможна ли детская самостоятельность в современной школе? // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 3. С. 6-15. doi
- Статья Озорнина Н. Ю., Любицкая К. А., Бочавер А. А. К проблемам понятийного аппарата в исследованиях родительства в образовании // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 42-65. doi
- Книга Подросток в мегаполисе: новая реальность. Сборник трудов XV международной научно-практической конференции / Отв. ред.: А. А. Бочавер; под общ. ред.: А. А. Бочавер; науч. ред.: А. А. Бочавер, М. Я. Кац. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022.
- Статья Озорнина Н. Ю., Ефимова П., Тимошенко Н., Бочавер А. А. Школа в период самоизоляции: что мешает и что помогает подросткам учиться? // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 4. С. 150-164. doi
- Статья Хломов К. Д., Bochaver A. A., Корнеев А. А. Well-being and Coping with Stress Among Russian Adolescents in Different Educational Environments // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14. No. 3. P. 68-80. doi
- Статья Ланина Е. В., Бочавер А. А., Антипкина И. В. Измерение родительского контроля и его связь с когнитивными результатами учащихся младших классов // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 152-171. doi
- Книга ПОДРОСТОК В МЕГАПОЛИСЕ: ДИСТАНЦИОННОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ / Сост.: А. А. Бочавер, М. Я. Кац; отв. ред.: А. А. Бочавер. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Бочавер А. А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 2. С. 393-409. doi
- Статья Бочавер А. А., Горлова Н. В., Хломов К. Д. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2021. Т. 14. № 76. С. 3.
- Статья Бочавер А. А., Горлова Н. В., Хломов К. Д. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2021. Т. 14. № 76
- Статья Хломов К. Д., Бочавер А. А. Рискованное сексуальное поведение в подростковом возрасте: обзор исследований // Психология и право. 2021. Т. 11. № 3. С. 15-32. doi
- Статья Бочавер А. А. Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 2. С. 17-27. doi
- Статья Safronov P., Bochaver A. A., Koroleva D., Nisskaya A. Together apart: field notes as artefacts of collaborative ethnography // Ethnography and Education. 2020. Vol. 15. No. 1. P. 109-121. doi
- Статья Бочавер А. А., Поливанова К. Н., Павленко К. В. Гулять или не гулять? Как современные родители организуют независимую мобильность детей // Городские исследования и практики. 2020. Т. 5. № 3. С. 38-53. doi
- Статья Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. С. 180-199. doi
- Книга Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Сивак Е. В. Образование за стенами школы. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi
- Книга Бочавер А. А., Королева Я. П., Молчанова Д. В., Чумакова Т. В. Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности: сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции (14–16 апреля 2020 года, Москва) / Сост.: А. А. Бочавер, М. Я. Кац; отв. ред.: А. А. Бочавер. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В. Развитие поведенческой автономии подростков и родительский контроль на примере независимых перемещений по городу // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 45-55. doi
- Статья Павленко К. В., Бочавер А. А. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 51-62. doi
- Глава книги Бочавер А. А., Докука С. В., Новикова М. А., Сивак Е. В., Смирнов И. Б. Благополучие детей в цифровую эпоху // В кн.: XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 9–12. апреля 2019. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. Гл. 5. С. 1-34.
- Статья Павленко К. В., Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Сивак Е. В. Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 241-261. doi
- Статья Бочавер А. А., Докука С. В., Сивак Е. В., Смирнов И. Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 1-18. doi
- Статья Бочавер А. А., Хломов К. Д., Корнеев А. А., Жилинская А. В. Как подростки слышат советы родителей о будущем? // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 2. С. 157-174. doi
- Статья Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 276-295. doi
- Книга Абанкина И. В., Бочавер А. А., Вавилова А. А., Кравченко И. А., Михайлова (Козьмина) Я. Я., Нисская А. К., Поливанова К. Н., Родина Н. В., Филатова Л. М., Шабанова Е. Ю. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / Под общ. ред.: И. В. Абанкина, К. Н. Поливанова, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Статья Бочавер А. А., Резниченко С. И. ВНЕДОМАШНЕЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ИСТОЧНИК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ БАЗОВЫХ И ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 6. С. 27-36. doi
- Статья Бочавер А. А., Вербилович О. Е., Павленко К. В., Поливанова К. Н., Сивак Е. В. Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 32-40. doi
- Книга Нартова-Бочавер С. К., Бочавер А. А., Резниченко С. И., Хачатурова М. Р. Дом и его обитатели: психологическое исследование / Рук.: С. К. Нартова-Бочавер; отв. ред.: С. К. Нартова-Бочавер. М. : Памятники исторической мысли, 2018.
- Статья Жилинская А. В., Бочавер А. А. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОСТРОЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ТРАЕКТОРИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 36-45. doi
- Книга Бочавер А. А., Хломов К. Д., Бочавер К. А., Жилинская А. В., Довжик Л. М. Подросток и его жизненный путь: время поиска / Рук.: А. А. Бочавер; под общ. ред.: А. А. Бочавер. М. : Памятники исторической мысли, 2018.
- Статья Bochaver A. A., Жилинская А. В., Khlomov K. The Future Prospects of Modern Adolescents in the Life Course Perspective / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2017. Vol. 59. No. 5-6. P. 217-230. doi
- Статья Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960‑е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185-205. doi
- Глава книги Бочавер А. А., Нартова-Бочавер С. К., Хачатурова М. Р., Резниченко С. И. Образ дома и моральные мотивы обитателей: взаимное влияние // В кн.: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Результаты и перспективы развития. М. : Институт психологии РАН, 2017. С. 666-674.
- Статья Бочавер А. А., Поливанова К. Н., Корзун А. Н. Уличный досуг детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 3. С. 470-490.
- Глава книги Nartova-Bochaver Sofya K., Reznichenko S., Dmitrieva N., Braginets E., Bochaver A. A. Impact of the dwelling functionality on the home attachment, in: Inpact 2016 International Psychological Conference and Trends. Lisbon, Portugal. 30 April – 2 May. Proceedings. Lisbon : World Institute for Advanced Research and Science, 2016. P. 276-278.
- Препринт Bochaver A. A., Корзун А. Н., Polivanova K. N. Kids, Streets, and Activities / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 71/PSY/2016.
- Препринт Bochaver Alexandra, Корзун А. Н., Polivanova K. N. Kids, streets, and activities / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2016. No. 71.
- Глава книги Reznichenko S., Nartova-Bochaver S. K., Dmitrieva N., Braginets E., Bochaver A. A. The contribution of home attachment to the mental health, in: Inpact 2016 International Psychological Conference and Trends. Lisbon, Portugal. 30 April – 2 May. Proceedings. Lisbon : World Institute for Advanced Research and Science, 2016. P. 333-335.
- Книга Нартова-Бочавер С. К., Бочавер А. А., Дмитриева Н. С., Резниченко С. И. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование / Отв. ред.: С. К. Нартова-Бочавер. М. : Памятники исторической мысли, 2016.
- Статья Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 31-38. doi
- Глава книги Nartova-Bochaver S. K., Dmitrieva N., Reznichenko S., Bochaver A. A. Home as a personal space and a source of well-being: horizons and description, in: Inpact 2015 International Psychological Conference and Trends. Proceedings.. Ljubljana : World Institute for Advanced Research and Science, 2015.
- Глава книги Nartova-Bochaver S. K., Резниченко С. И., Дмитриева Н. С., Bochaver A. A. How do home environments contribute to the mental health: Case of Russian adolescents, in: Inpact 2015 International Psychological Conference and Trends. Proceedings.. Ljubljana : World Institute for Advanced Research and Science, 2015. P. 374-379.
- Статья Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Интернет как новая среда для девиантного поведения подростка // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 49-58.
- Статья Бочавер А. А., Кузнецова В. Б., Бианки Е. М., Дмитриевский П. В., Завалишина М. А., Капорская Н. А., Хломов К. Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146-157.
- Статья Бочавер А. А. Представления о доме как элемент персонального опыта // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 5-15.
- Статья Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 1. С. 103-116. doi
- Статья Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 178-191.
- Статья Бочавер А. А., Третьякова Т. В. Принципы построения профилактических программ для подростков // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 108-116. doi
- Статья Stupak R., Бочавер А. А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНОРЕКСИИ // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 83-90.
- Статья Stupak R., Бочавер А. А. Социально-психологические механизмы и культурно-исторические предпосылки возникновения анорексии // Психологический журнал. 2014. № 2. С. 83-90.
- Статья Бочавер А. А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 47-55. doi
- Статья Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 149-159.
Конференции
- 2023Форум имени А.А. Высоковского (Москва). Доклад: Развитие подростковой самостоятельности через призму городских перемещений
- 2018
Conference of Society for Research in Adult Development (Лондон). Доклад: How home environment and dormitory help first-year students in adapting to university
19th Conference on Personality (ZADAR). Доклад: Home Environment and Inhabitants’ Forgiveness
- European Association for Research on Adolescence Congress (Гент). Доклад: Home friendliness and positive functioning in adolescence
- European Association for Research on Adolescence Congress (Гент). Доклад: Street activities among Russian adolescents in different generations
- European Association for Research on Adolescence Congress (Гент). Доклад: Cyberbullying among Russian adolescents
- European Association for Research on Adolescence Congress (Гент). Доклад: Education, ways of coping, and life trajectories among Russian adolescents
Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность (Санкт-Петербург). Доклад: ДЕТСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСВОЕНИЕ УЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА
Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность (Санкт-Петербург). Доклад: ЧТО ПОБУЖДАЕТ МОЛОДЕЖЬ ВЫХОДИТЬ ИЗ ДОМА?
- Подросток в мегаполисе: среда возможностей (Москва). Доклад: Круглый стол о школьном буллинге
- 2017
Всероссийская юбилейная научная конференция «Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития», посвященная 45-летию ИП РАН и 90-летию со дня рождения его создателя и первого директора Б.Ф. Ломова (Москва). Доклад: Образ дома и моральные мотивы обитателей: взаимное влияние
Ананьевские чтения — 2017 преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов (Санкт-Петербург). Доклад: Домашняя среда и отношение к справедливости
- Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности (Омск). Доклад: Связь релевантности домашней среды и выбора копинг-стратегий
Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности (Омск). Доклад: Связь релевантности домашней среды и выбора копинг-стратегий
14th European conference on Psychological Assessment (Lisbon). Доклад: Home Attachment as a Psychosocial Phenomenon: How to Measure?
14th European conference on Psychological Assessment (Lisbon). Доклад: Development of the Relevance of the Home Environment Questionnaire
18th European Conference on Developmental Psychology (Утрехт). Доклад: Home Environment Impacts on the Students’ Well-being During Their Transition to University
ГОД ЭКОЛОГИИ В РОССИИ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (Москва). Доклад: Взаимовлияние дома и его обитателей (на примере моральных мотивов)
- 2016
Inpact 2016 International Psychological Conference and Trends. Доклад: The contribution of home attachment to mental health
Inpact 2016 International Psychological Conference and Trends. Доклад: Impact of the dwelling functionality on the home attachment
EUROPEAN SOCIETY FOR RESEARCH IN ADULT DEVELOPMENT (ESRAD) SYMPOSIUM 2016 (Гаага). Доклад: Home representation among Russian youth and adults
EUROPEAN SOCIETY FOR RESEARCH IN ADULT DEVELOPMENT (ESRAD) SYMPOSIUM 2016 (Гаага). Доклад: How the home attachment contributes to the mental well-being in youth and adults
Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности (Сочи). Доклад: ОБРАЗ ДОМА И УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности (Сочи). Доклад: ПРИВЯЗАННОСТЬ К ДОМУ И ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ДОМАШНЕГО ПРОСТРАНСТВА
IY Международная научная конференция Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие (Кострома). Доклад: ДОМАШНЯЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности (Сочи). Доклад: БУДУЩЕЕ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ ТРАЕКТОРИИ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
31st International Congress of Psychology (Yokohama). Доклад: Life course trajectory: an attempt of empirical modelling of life designing through the adolescence
- 31st International Congress of Psychology (Yokohama). Доклад: The "Risk of bullying" questionnaire: a new tool for risk of school bullying evaluation
- 201517th European Conference on Developmental Psychology (Брага). Доклад: WHAT DO RUSSIAN ADOLESCENTS EXPECT AND RECEIVE FROM THEIR HOME ENVIRONMENTS ?
- 17th European Conference on Developmental Psychology (Брага). Доклад: HOME IN EARLY AND LATE ADULTHOOD: PERCEPTION AND FUNCTIONS
Inpact 2015 International Psychological Conference and Trends (Любляна). Доклад: How do home environments contribute to the mental health: case of Russian adolescents
Inpact 2015 International Psychological Conference and Trends (Любляна). Доклад: Home as a personal space and a source of well-being: horizons and description
Опыт работы
01.09.2015 | 15.01.2016 | Доцент |
02.07.2012 | 17.02.2015 | Педагог-психолог |
12.04.2010 | 30.06.2012 | Старший научный сотрудник |
18.01.2010 | 09.04.2010 | педагог-психолог |
02.07.2008 | 30.09.2009 | Педагог-психолог |
01.11.2004 | 01.02.2007 | Аспирант |
09.09.2004 | 01.11.2004 | Педагог-психолог |
Информация*
- Общий стаж: 14 лет
- Научно-педагогический стаж: 9 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
Открыт сбор заявок в специальный номер журнала «Мониторинг общественного мнения». Тема номера — жизненные выборы человека
Журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» объявил сбор заявок в специальный тематический номер «Жизненные выборы: содержание, факторы, концепции». В фокусе номера — исследование процесса принятия решений в сфере образовательного, трудового, семейно-демографического и экономического поведения людей. Заявки принимаются по электронной почте до 28 июля текущего года.
Буллинг на дом: во время локдауна школьники в России чаще жаловались на родителей, в Мексике — на братьев и сестер
Сильные обижают слабых: обычно об этом говорят в контексте школьного буллинга (травли, преследования, издевательств). А что происходит, если школы закрыты и во двор нельзя — неужели проблема исчезает? Нет. Ученые провели анонимные опросы среди подростков России и Мексики, очная учеба которых была прервана пандемией в 2020 году. Выяснилось, что активно обсуждаемый «кибербуллинг» (например, преследование в соцсетях) не был такой уж массовой проблемой. В основном подростки сталкивались с травлей и другими формами издевательств офлайн — дома.
Как эффективно подготовиться к учебе: специалисты ВШЭ провели онлайн-фестиваль для родителей школьников
Необычный формат работы опробовали исследователи Высшей школы экономики — онлайн-фестиваль «Детство и среда обучения», предназначенный для широкой публики. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в своих докладах подняли темы, которые волнуют многих родителей.
«Появляющийся взрослый» — кто это такой и как им стать?
Исследователи Вышки изучили «появляющуюся взрослость» и особенности её формирования в России.
Дети под цифровым колпаком: почему смарт-часы опасны для доверия между родителем и ребенком
Реальная жизнь сегодняшних младших школьников похожа на плохое кино про шпионов. Их прослушивают с помощью их же мобильных телефонов, за каждым шагом следят смарт-часы и другие гаджеты... До каких масштабов разрослась эта новая реальность, чем хороша, а чем опасна цифровая слежка — обсуждали на семинаре Центра исследований современного детства.
Вышел специальный выпуск журнала "Городские исследования и практики" со статьями участников конференции «Подросток в мегаполисе»
Дорогие друзья! Вышел специальный выпуск журнала "Городские исследования и практики".
Подавляют и направляют: ученые выяснили роли, которые мамы играют в успехах детей-первоклашек
Беспокойство родителей об успехах детей связано не столько с успеваемостью ребенка, сколько с личностью взрослого, его возрастом и уровнем образования. Екатерина Ланина, Александра Бочавер и Инна Антипкина исследовали особенности родительского контроля младших школьников и выяснили, что наиболее жесткими контролерами чаще всего оказываются молодые матери без высшего образования с одним ребенком. Статья вышла в новом номере журнала «Вопросы образования» (Q1).
Подростки возвращаются в реальность
Иногда подростку трудно провести с родителями даже день – неизбежны скандалы. А когда пандемия заперла всех в одной квартире на несколько месяцев... И это только одна из сторон травмирующего опыта. Чтобы понять, как он изменил жизнь старшеклассников, психологи и педагоги из нескольких научных центров проводят конференцию «Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление». Приглашаем участвовать всех, чьи интересы связаны с подростковым возрастом – исследователей, практиков, тех, кто работает в образовании, здравоохранении, соцзащите.
Кто здесь власть?
Ребёнок вырос. Учится в школе, хочет сам принимать какие-то решения. «Вы даете ему свободу?» – на этот вопрос многие родители ответят «да!». Очень просто ответить, не задумываясь, потому что свобода, самостоятельность – понятия абстрактные. Но есть и конкретные маркеры. Позволяете ли гулять одному, самому перемещаться по городу? Здесь уже не отделаешься общими словами. Во многих семьях даже старшим подросткам не так-то просто выйти из дома, это предмет постоянных скандалов. Как вести себя, когда и почему родители отпускают (или не отпускают) детей гулять одних, что на это влияет – изучили Катерина Поливанова, Александра Бочавер и Ксения Павленко из Центра исследований современного детства Инобра.
К чему приводит цифровая слежка?
Самостоятельность – вроде бы, такое простое, понятное слово. Но изучить и измерить ее, оказывается, очень сложно. Когда ребенку пора самому гулять и ходить в школу, собирать портфель, принимать важные решения? Определяют ли это родители, что и как влияет на этот выбор и можно ли найти какие-то «рецепты» для всех? Эксперты центра исследований современного детства Инобра начинают исследовать эту малоизученную тему. Создана и площадка для дискуссий и практических советов – паблик «Autonomy PROject» в фейсбуке. К нему могут присоединиться педагоги, психологи и просто активные родители, которых волнует, «всё ли я делаю правильно».
«Неравенство образовательных возможностей не обусловлено только бедностью»
На Вторничном семинаре состоялась презентация монографии «Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей», подготовленная авторским коллективом Центра исследований современного детства.
The Rise of Cyberbullying: How It Has Come about and What Can Be Done to Rectify the Curve
As mobile computing and digital networking have witnessed a spectacular upswing in recent years, cyberbullying has become a pervasive occurrence that afflicts adolescents across dimensions of the modern digital realm. While continual exposures to various forms of harsh treatment online can inflict serious harm to the socio-emotional wellbeing of young people, adults around are mostly unaware of what is happening to the youngsters and often fail to come up with a timely and appropriate remedy. Eventually, as teens grow older, many of them seem to gradually come to terms with cyberbullying. A group of psychologists including IOE expert Alexandra Bochaver have studied what has underpinned the spread of harassment in the digital space and how students themselves perceive it.
An Everyday Evil
The Spread of Adolescent Cyberbullying
Привычное зло
Как распространяется школьный кибербуллинг
Встреча Сети ОЭСР по воспитанию и обучению детей раннего возраста (ECEC)
21-22 февраля в Париже, Франция, состоялась 24-я рабочая встреча Сети ОЭСР по воспитанию и обучению детей раннего возраста (ECEC).
IOE Expert Speaks at International Conference by European Association for Research in Adolescence
This September, IOE research fellow Alexandra Bochaver traveled to the city of Ghent, Belgium to present at the 2018 Conference by the European Association for Research in Adolescence. In her talk, Alexandra gave a recap for a comprehensive cross-generational study of street activities among Russian adolescents.
В городе Гент, Бельгия, прошла XVI конференции Европейской ассоциации исследования подросткового возраста
Научный сотрудник Центра исследований современного детства Александра Бочавер рассказывает об основных событиях конференции.
Уличный досуг современных подростков
Научный сотрудник Центра Александра Бочавер приняла участие в обсуждении темы "Молодежь на улице" в программе Тамары Ляленковой на Радио Свобода вместе с Оксаной Мороз и Александром Стрепетовым. Получился очень интересный разговор про подростков в городе
Как дом укрепляет психологическое благополучие
Cотрудники НИУ ВШЭ написали книгу о психологических аспектах «отношений» человека с его жизненным пространством.
Дети как гибкая сущность
В программе на Радио Свобода сотрудники Центра по исследованиям современного детства рассказали о новом проекте по наблюдению за школьниками, аналогичном проекту Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, который проводился в 1967 году.
Выступление Александры Бочавер и Анастасии Нисской в ПИ РАО
Научные сотрудники Центра исследования приняли участие в научно-просветительского проекта Praxis, созданного инициативной группой выпускников психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
От младшего школьного возраста к подростковому: тогда и сейчас
На очередном семинаре цикла «Современное детство: теория и практика», организуемом Инобром и Московским городским психолого-педагогическим университетом, специалисты группы «Исследования современного детства» поделились опытом включенного наблюдения за пятиклассниками – репликой исследования, проведенного в 1960-х годах исследовательской группой Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой.