• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22910
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 307
Время присутствия: по предварительной договоренности
Расписание
SPIN РИНЦ: 2959-5166
ORCID: 0000-0001-6131-5602
ResearcherID: C-3023-2016
Scopus AuthorID: 25622959300
Google Scholar
Руководитель
Поливанова К. Н.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Бочавер Александра Алексеевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
  • Научно-педагогический стаж: 10 лет.

Образование, учёные степени

  • 2010
    Кандидат психологических наук: Психологический институт Российской академии образования
  • 2004

    Специалитет: Московский государственный психолого-педагогический университет, специальность «Психологические науки», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2023 г.: член редколлегии (ассоциированный редактор) журнала «Вопросы образования».

Тематический редактор

Журнал "Психологическая наука и образование", 2022, №3, специальный выпуск "Развитие детской самостоятельности", совместно с К.Н. Поливановой https://psyjournals.ru/psyedu/2022/n3/index.shtml 

Журнал "Психологические исследования", 2021, №4, специальный выпуск "Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление", совместно с К.Д. Хломовым http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n80.html

Журнал "Городские исследования и практики", 2020 №3, специальный выпуск "Подросток в мегаполисе" https://usp.hse.ru/issue/view/975

Гранты

РНФ, 2022-2024 "Развитие самостоятельности детей и подростков в образовании" (исполнитель)

РФФИ, 2019-2021 "Школьный буллинг: предикторы и последствия" (руководитель)

РНФ, 2019-2021 "Использование цифровых следов для изучения факторов, связанных с психологическим благополучием учащихся" (исполнитель)

РФФИ, 2019, Экспансия "Развитие поведенческой автономии подростков и родительский контроль на примере независимых перемещений по городу" (исполнитель)

РГНФ, 2015-2017 «Траектории жизненного пути в подростковом возрасте: модели оптимального выбора» (руководитель)

РНФ, 2014-2017, 2018-2019 "Психология дома как жизненной среды человека" (исполнитель)

Департамент образования г. Москвы, 2012 «Оценка риска возникновения ситуаций буллинга в среде школьников» (руководитель)

Полномочия / обязанности

Руководство Центром исследований современного детства

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

2024: Анализ данных психологических исследований и их подготовка к публикации, 32 часа, МГППУ

2022: Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ: базовый курс, 48 часов

2021: Цифровая трансформация. Быстрый старт, 20 часов, ВШГУ РАНХиГС, онлайн-платформа Stepic

2021: Fundamentals of academic writing: from sentence to paragraph, 18 часов, Центр Академического письма НИУ ВШЭ

2018: Spot the difference between academic writing and writing for general purposes, 24 часа, Центр Академического письма НИУ ВШЭ

 

Достижения и поощрения

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Тренинги коммуникативной компетентности (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус

Публикации65

Конференции

  • 2023
    Форум имени А.А. Высоковского (Москва). Доклад: Развитие подростковой самостоятельности через призму городских перемещений
  • XIV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) "Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника" (Москва). Доклад: Практики поддержки молодёжи при совершении образовательных выборов
  • Re-discovering Youths Today: Identity, Subculture, Psychosocial Functioning, and Service Needs (Гонконг). Доклад: The role of autonomy in emerging adults’ successful and unsuccessful life choices: balancing between profession and relationships
  • 2018

    Conference of Society for Research in Adult Development (Лондон). Доклад: How home environment and dormitory help first-year students in adapting to university

  • 19th Conference on Personality (ZADAR). Доклад: Home Environment and Inhabitants’ Forgiveness

  • European Association for Research on Adolescence Congress (Гент). Доклад: Home friendliness and positive functioning in adolescence
  • European Association for Research on Adolescence Congress (Гент). Доклад: Street activities among Russian adolescents in different generations
  • European Association for Research on Adolescence Congress (Гент). Доклад: Cyberbullying among Russian adolescents
  • European Association for Research on Adolescence Congress (Гент). Доклад: Education, ways of coping, and life trajectories among Russian adolescents
  • Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность (Санкт-Петербург). Доклад: ДЕТСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСВОЕНИЕ УЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

  • Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность (Санкт-Петербург). Доклад: ЧТО ПОБУЖДАЕТ МОЛОДЕЖЬ ВЫХОДИТЬ ИЗ ДОМА?

  • Подросток в мегаполисе: среда возможностей (Москва). Доклад: Круглый стол о школьном буллинге
  • 2017

    Всероссийская юбилейная научная конференция «Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития», посвященная 45-летию ИП РАН и 90-летию со дня рождения его создателя и первого директора Б.Ф. Ломова (Москва). Доклад: Образ дома и моральные мотивы обитателей: взаимное влияние

  • Ананьевские чтения — 2017 преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов (Санкт-Петербург). Доклад: Домашняя среда и отношение к справедливости

  • Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности (Омск). Доклад: Связь релевантности домашней среды и выбора копинг-стратегий
  • Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности (Омск). Доклад: Связь релевантности домашней среды и выбора копинг-стратегий

  • 14th European conference on Psychological Assessment (Lisbon). Доклад: Home Attachment as a Psychosocial Phenomenon: How to Measure?

  • 14th European conference on Psychological Assessment (Lisbon). Доклад: Development of the Relevance of the Home Environment Questionnaire

  • 18th European Conference on Developmental Psychology (Утрехт). Доклад: Home Environment Impacts on the Students’ Well-being During Their Transition to University

  • ГОД ЭКОЛОГИИ В РОССИИ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (Москва). Доклад: Взаимовлияние дома и его обитателей (на примере моральных мотивов)

  • 2016

    Inpact 2016 International Psychological Conference and Trends. Доклад: The contribution of home attachment to mental health

  • Inpact 2016 International Psychological Conference and Trends. Доклад: Impact of the dwelling functionality on the home attachment

  • EUROPEAN SOCIETY FOR RESEARCH IN ADULT DEVELOPMENT (ESRAD) SYMPOSIUM 2016 (Гаага). Доклад: Home representation among Russian youth and adults

  • EUROPEAN SOCIETY FOR RESEARCH IN ADULT DEVELOPMENT (ESRAD) SYMPOSIUM 2016 (Гаага). Доклад: How the home attachment contributes to the mental well-being in youth and adults

  • Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности (Сочи). Доклад: ОБРАЗ ДОМА И УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

  • Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности (Сочи). Доклад: ПРИВЯЗАННОСТЬ К ДОМУ И ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ДОМАШНЕГО ПРОСТРАНСТВА

  • IY Международная научная конференция Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие (Кострома). Доклад: ДОМАШНЯЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

  • Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности (Сочи). Доклад: БУДУЩЕЕ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ ТРАЕКТОРИИ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

  • 31st International Congress of Psychology (Yokohama). Доклад: Life course trajectory: an attempt of empirical modelling of life designing through the adolescence

  • 31st International Congress of Psychology (Yokohama). Доклад: The "Risk of bullying" questionnaire: a new tool for risk of school bullying evaluation
  • 2015
    17th European Conference on Developmental Psychology (Брага). Доклад: WHAT DO RUSSIAN ADOLESCENTS EXPECT AND RECEIVE FROM THEIR HOME ENVIRONMENTS ?
  • 17th European Conference on Developmental Psychology (Брага). Доклад: HOME IN EARLY AND LATE ADULTHOOD: PERCEPTION AND FUNCTIONS
  • Inpact 2015 International Psychological Conference and Trends (Любляна). Доклад: How do home environments contribute to the mental health: case of Russian adolescents

  • Inpact 2015 International Psychological Conference and Trends (Любляна). Доклад: Home as a personal space and a source of well-being: horizons and description

Опыт работы

01.09.201515.01.2016Доцент
02.07.201217.02.2015Педагог-психолог
12.04.201030.06.2012Старший научный сотрудник
18.01.201009.04.2010педагог-психолог
02.07.200830.09.2009Педагог-психолог
01.11.200401.02.2007Аспирант
09.09.200401.11.2004Педагог-психолог

Информация*

  • Общий стаж: 15 лет
  • Научно-педагогический стаж: 10 лет
  • Преподавательский стаж: 6 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Презентация монографии «Материнство: новые дискурсы, проблемы и практики»

Не так давно в издательском доме НИУ ВШЭ вышла монография, посвященная материнству. Авторы книги ставят вопрос трансформации семьи, родительства, отношения к практикам воспитания, принятых в старшем поколении. 12 марта в 16:00 в рамках «Открытых семинаров по образованию» пройдет презентация этой монографии. В преддверии этого события мы поговорили с Катериной Николаевной Поливановой о том, как строилась работа над монографией и чему будет посвящен ближайший семинар.

Успеху школьников поставят оценку: Инобр проводит первое отечественное лонгитюдное исследование школьной неуспешности

В Нижегородской области запущена вторая волна лонгитюдного исследования, охватывающего 55 школ и более 3000 учеников вторых и пятых классов, а также их родителей и учителей. Ученые выяснят, как методы преподавания, учебная инфраструктура, атмосфера в классе и домашняя обстановка влияют на успеваемость школьников. Об этом подробно рассказали Сергей Косарецкий, Александра Бочавер и Елена Овакимян в журнале «EdExpert».

Мама в шоке: шкалу для измерения родительского стресса адаптировали для России

Все родители время от времени переживают моменты, когда чувствуют себя беспомощными, раздраженными или усталыми. Причины стресса могут быть самыми разными, от здоровья и поведения ребенка до сомнений в собственных силах. Однако если эпизодические негативные эмоции родителей переходят в состояние регулярной или постоянной напряженности, это становится серьезной проблемой, в решении которой нужна профессиональная помощь.

Не время быть взрослым, или как понимает свою самостоятельность современная молодежь

В подростковом возрасте человек начинает стремиться к независимости и формировать свою автономию. Однако в современных условиях переход ко взрослой жизни часто затягивается из-за продолжительной учебы и других обстоятельств. Появилось понятие «становящейся взрослости» в диапазоне 18-29 лет, когда человек находится в активном поисках своей идентичности.

Союз науки и практики: исследование ВШЭ пошло на пользу школам целого региона

Результаты первого года реализации проекта лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность, были представлены на областном педагогическом форуме «Август 2023. Образование для экономики», прошедшем в Нижегородской области.

Истощение, цинизм, чувство несоответствия: теперь школьное выгорание можно измерять и предлагать ученикам адресную психологическую поддержку

Еще недавно считалось, что выгорание — проблема только взрослых, да и то не всех, а только тех, кто работает в социальной сфере и много общается с людьми: врачей, учителей... Только лет 15 назад ученые заговорили о том, что выгоранию подвержены и школьники, а теперь можно измерять его степень для российских детей и подростков. Александра Бочавер и Оксана Михайлова из Центра исследований современного детства адаптировали для России финский опросник, проверили его на выборке из более чем 3 тысяч школьников и убедились, что степень выгорания зависит от пола, но не от возраста.

Становящаяся взрослость и ее выборы: самым важным решением молодежь считает учебу

Ребенок проходит подростковый период и становится взрослым — так мы привыкли описывать жизненный путь человека. Однако в последнее время возраст взросления сдвинулся. Многие на третьем десятке, перестав быть детьми, все еще не чувствуют себя «выросшими». Поэтому психологи вслед за Джеффри Арнеттом заговорили о появлении новой фазы жизни, которую назвали становящейся (или появляющейся, или начинающейся) взрослостью. Именно в этот период человек делает ряд определяющих выборов. Ученые ВШЭ взялись исследовать, как протекает этот важный процесс в разных сферах жизни.

Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания

Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.

Школа в ярости от общей тревоги: возможно, буллинг — коллективный способ «успокоить себя» для всего класса

Сильные прессуют слабых, в классе находят «не такого, как все», чтобы сделать его изгоем. История почти вечная, и разные программы против буллинга (школьной травли) пока не очень помогают. Может, потому, что рассматривают буллинг как что-то индивидуальное, а на самом деле в этом так или иначе участвуют весь класс или вся школа? Такой подход предложила Александра Бочавер — она рассматривает буллинг как коллективную реакцию на стресс.

Открыт сбор заявок в специальный номер журнала «Мониторинг общественного мнения». Тема номера —  жизненные выборы человека

Журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» объявил сбор заявок в специальный тематический номер «Жизненные выборы: содержание, факторы, концепции». В фокусе номера — исследование процесса принятия решений в сфере образовательного, трудового, семейно-демографического и экономического поведения людей. Заявки принимаются по электронной почте до 28 июля текущего года.

Буллинг на дом: во время локдауна школьники в России чаще жаловались на родителей, в Мексике — на братьев и сестер

Сильные обижают слабых: обычно об этом говорят в контексте школьного буллинга (травли, преследования, издевательств). А что происходит, если школы закрыты и во двор нельзя — неужели проблема исчезает? Нет. Ученые провели анонимные опросы среди подростков России и Мексики, очная учеба которых была прервана пандемией в 2020 году. Выяснилось, что активно обсуждаемый «кибербуллинг» (например, преследование в соцсетях) не был такой уж массовой проблемой. В основном подростки сталкивались с травлей и другими формами издевательств офлайн — дома.

Как эффективно подготовиться к учебе: специалисты ВШЭ провели онлайн-фестиваль для родителей школьников

Необычный формат работы опробовали исследователи Высшей школы экономики — онлайн-фестиваль «Детство и среда обучения», предназначенный для широкой публики. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в своих докладах подняли темы, которые волнуют многих родителей.

«Появляющийся взрослый» — кто это такой и как им стать?

Исследователи Вышки изучили «появляющуюся взрослость» и особенности её формирования в России.

Дети под цифровым колпаком: почему смарт-часы опасны для доверия между родителем и ребенком

Реальная жизнь сегодняшних младших школьников похожа на плохое кино про шпионов. Их прослушивают с помощью их же мобильных телефонов, за каждым шагом следят смарт-часы и другие гаджеты... До каких масштабов разрослась эта новая реальность, чем хороша, а чем опасна цифровая слежка — обсуждали на семинаре Центра исследований современного детства.

Вышел специальный выпуск журнала "Городские исследования и практики" со статьями участников конференции «Подросток в мегаполисе»

Дорогие друзья! Вышел специальный выпуск журнала "Городские исследования и практики".

Подавляют и направляют: ученые выяснили роли, которые мамы играют в успехах детей-первоклашек

Беспокойство родителей об успехах детей связано не столько с успеваемостью ребенка, сколько с личностью взрослого, его возрастом и уровнем образования. Екатерина Ланина, Александра Бочавер и Инна Антипкина исследовали особенности родительского контроля младших школьников и выяснили, что наиболее жесткими контролерами чаще всего оказываются молодые матери без высшего образования с одним ребенком. Статья вышла  в новом номере журнала  «Вопросы образования» (Q1).

Подростки возвращаются в реальность

Иногда подростку трудно провести с родителями даже день – неизбежны скандалы. А когда пандемия заперла всех в одной квартире на несколько месяцев... И это только одна из сторон травмирующего опыта. Чтобы понять, как он изменил жизнь старшеклассников, психологи и педагоги из нескольких научных центров проводят конференцию «Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление». Приглашаем участвовать всех, чьи интересы связаны с подростковым возрастом – исследователей, практиков, тех, кто работает в образовании, здравоохранении, соцзащите.

Кто здесь власть?

Ребёнок вырос. Учится в школе, хочет сам принимать какие-то решения. «Вы даете ему свободу?» – на этот вопрос многие родители ответят «да!». Очень просто ответить, не задумываясь, потому что свобода, самостоятельность – понятия абстрактные. Но есть и конкретные маркеры. Позволяете ли гулять одному, самому перемещаться по городу? Здесь уже не отделаешься общими словами. Во многих семьях даже старшим подросткам не так-то просто выйти из дома, это предмет постоянных скандалов. Как вести себя, когда и почему родители отпускают (или не отпускают) детей гулять одних, что на это влияет – изучили Катерина Поливанова, Александра Бочавер и Ксения Павленко из Центра исследований современного детства Инобра.

К чему приводит цифровая слежка?

Самостоятельность – вроде бы, такое простое, понятное слово. Но изучить и измерить ее, оказывается, очень сложно. Когда ребенку пора самому гулять и ходить в школу, собирать портфель, принимать важные решения? Определяют ли это родители, что и как влияет на этот выбор и можно ли найти какие-то «рецепты» для всех? Эксперты центра исследований современного детства Инобра начинают исследовать эту малоизученную тему. Создана и площадка для дискуссий и практических советов – паблик «Autonomy PROject» в фейсбуке. К нему могут присоединиться педагоги, психологи и просто активные родители, которых волнует, «всё ли я делаю правильно».

«Неравенство образовательных возможностей не обусловлено только бедностью»

На Вторничном семинаре состоялась презентация монографии «Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей», подготовленная авторским коллективом Центра исследований современного детства.

The Rise of Cyberbullying: How It Has Come about and What Can Be Done to Rectify the Curve

As mobile computing and digital networking have witnessed a spectacular upswing in recent years, cyberbullying has become a pervasive occurrence that afflicts adolescents across dimensions of the modern digital realm. While continual exposures to various forms of harsh treatment online can inflict serious harm to the socio-emotional wellbeing of young people, adults around are mostly unaware of what is happening to the youngsters and often fail to come up with a timely and appropriate remedy. Eventually, as teens grow older, many of them seem to gradually come to terms with cyberbullying. A group of psychologists including IOE expert Alexandra Bochaver have studied what has underpinned the spread of harassment in the digital space and how students themselves perceive it.

An Everyday Evil

The Spread of Adolescent Cyberbullying

Привычное зло

Как распространяется школьный кибербуллинг

Встреча Сети ОЭСР по воспитанию и обучению детей раннего возраста (ECEC)

21-22 февраля в Париже, Франция, состоялась 24-я рабочая встреча Сети ОЭСР по воспитанию и обучению детей раннего возраста (ECEC).

IOE Expert Speaks at International Conference by European Association for Research in Adolescence

This September, IOE research fellow Alexandra Bochaver traveled to the city of Ghent, Belgium to present at the 2018 Conference by the European Association for Research in Adolescence. In her talk, Alexandra gave a recap for a comprehensive cross-generational study of street activities among Russian adolescents.

В городе Гент, Бельгия, прошла XVI конференции Европейской ассоциации исследования подросткового возраста

Научный сотрудник Центра исследований современного детства Александра Бочавер рассказывает об основных событиях конференции.

Уличный досуг современных подростков

Научный сотрудник Центра Александра Бочавер приняла участие в обсуждении темы "Молодежь на улице" в программе Тамары Ляленковой на Радио Свобода вместе с Оксаной Мороз и Александром Стрепетовым. Получился очень интересный разговор про подростков в городе

Катерина Николаевна и Александра Бочавер на радио "Комсомольская правда"

Как дом укрепляет психологическое благополучие

Cотрудники НИУ ВШЭ написали книгу о психологических аспектах «отношений» человека с его жизненным пространством.

Дети как гибкая сущность

В программе на Радио Свобода сотрудники Центра по исследованиям современного детства рассказали о новом проекте по наблюдению за школьниками, аналогичном проекту Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, который проводился в 1967 году.

Выступление Александры Бочавер и Анастасии Нисской в ПИ РАО

Научные сотрудники Центра исследования приняли участие в научно-просветительского проекта Praxis, созданного инициативной группой выпускников психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

От младшего школьного возраста к подростковому: тогда и сейчас

На очередном семинаре цикла «Современное детство: теория и практика», организуемом Инобром и Московским городским психолого-педагогическим университетом, специалисты группы «Исследования современного детства» поделились опытом включенного наблюдения за пятиклассниками – репликой исследования, проведенного в 1960-х годах исследовательской группой Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой.