• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Terra Incognita современного детства

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Бочавер Александра Алексеевна, Павленко Ксения Викторовна, Поливанова Катерина Николаевна, Сивак Елизавета Викторовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Детство – культурное изобретение. Каждое общество заново изобретает или переоткрывает детство в своем конкретном социальном, культурном, историческом контексте – другими словами, по-разному отвечает на вопросы, кого считать ребенком? что можно, нельзя, должно делать детям? как детей “видят” разные социальные институты? Меняется и среда, в которой живут дети, их повседневность и культурные практики. Данный курс нацелен на то, чтобы дать представление об особенностях современного детства и детей. Для этого, с опорой на ключевые исследования, мы рассмотрим такие темы, как интересы, социальные связи, повседневность, информационное пространство детей и подростков и др. Отдельный акцент в курсе делается на использовании новых данных и методов исследований в исследованиях детей и детства, в т.ч. методов и подходов вычислительных социальных наук (computational social science). Курс будет полезен не только тем, кто интересуется детством как исследователь или практик, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся современными культурными практиками и вычислительными социальными науками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса
  • Сформировать у обучающихся представление о том, с помощью каких данных и методов можно изучать современное детство
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты называют возможные источники данных для изучения поведения детей и подростков в цифровой среде
  • студенты называют возможные источники данных для изучения интересов детей и подростков
  • студенты называют возможные источники данных для изучения социальных связей детей и подростков
  • студенты называют возможные источники данных и методы для изучения мобильности детей и подростков
  • студенты формулируют определение автономии детей
  • студенты называют возможные данные и подходы к измерению и предсказанию благополучия, в т.ч. психологического
  • студенты называют возможные источники данных и подходы для изучения современных родительских культур
  • студенты называют источники образовательного неравенства, связанные с организацией образовательного пространства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные представления о детстве и детях
    1. Современная социокультурная ситуация 2. Социализация vs социология детства 3. Детство и дети: развитие детей vs. развитие детства (онтогенез vs история) 4. Основные каналы социализации, креолизация, фреймы, скрипты 5. Социо-культурный образ детства
  • Культурные практики и интересы современных детей
    Блоги и влоги, музыка, язык и интересы. Использование данных социальных сетей для изучения интересов
  • Дети, подростки и цифровые медиа
    Исследования современного информационного пространства, влияние “цифровизации”
  • География детства
    Изучение повседневных перемещений. Геолокационные данные в исследованиях мобильности детей и подростков
  • Социальные связи и дружба
    Социальная организация детей и подростков: клики. Новые подходы к изучению социальных связей: данные социальных сетей и RFID-метки
  • Благополучие детей и подростков
    Здоровье, депрессии, суициды, (кибер)буллинг и др. Международная статистика. Новые данные и подходы к измерению и предсказанию психологического благополучия
  • Современное образовательное пространство
    Понятие образовательного пространства, роль семьи в организации образовательного пространства, новые источники социального и образовательного неравенства
  • Автономия в детском возрасте
    Развитие поведенческой и личностной автономии в детском и подростковом возрасте. Разные среды, разные практики
  • Родительские культуры
    Как меняются родительские практики и установки. Культура интенсивного родительства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий презентация первой версии проекта исследования
  • неблокирующий Презентация проекта исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * презентация первой версии проекта исследования + 0.6 * Презентация проекта исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kosinski, M., Stillwell, D., & Graepel, T. (2013). Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FABDAC62

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chains of Affection: The Structure of Adolescent Romantic and Sexual Networks. (2004). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.18C280A0
  • Fournet, J., & Barrat, A. (2014). Contact Patterns among High School Students. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6CF9DB42