2020/2021
Terra Incognita современного детства
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт образования
Когда читается:
4 модуль
Преподаватели:
Бочавер Александра Алексеевна,
Павленко Ксения Викторовна,
Поливанова Катерина Николаевна,
Сивак Елизавета Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Детство – культурное изобретение. Каждое общество заново изобретает или переоткрывает детство в своем конкретном социальном, культурном, историческом контексте – другими словами, по-разному отвечает на вопросы, кого считать ребенком? что можно, нельзя, должно делать детям? как детей “видят” разные социальные институты? Меняется и среда, в которой живут дети, их повседневность и культурные практики. Данный курс нацелен на то, чтобы дать представление об особенностях современного детства и детей. Для этого, с опорой на ключевые исследования, мы рассмотрим такие темы, как интересы, социальные связи, повседневность, информационное пространство детей и подростков и др. Отдельный акцент в курсе делается на использовании новых данных и методов исследований в исследованиях детей и детства, в т.ч. методов и подходов вычислительных социальных наук (computational social science). Курс будет полезен не только тем, кто интересуется детством как исследователь или практик, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся современными культурными практиками и вычислительными социальными науками.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса
- Сформировать у обучающихся представление о том, с помощью каких данных и методов можно изучать современное детство
Планируемые результаты обучения
- студенты называют возможные источники данных для изучения поведения детей и подростков в цифровой среде
- студенты называют возможные источники данных для изучения интересов детей и подростков
- студенты называют возможные источники данных для изучения социальных связей детей и подростков
- студенты называют возможные источники данных и методы для изучения мобильности детей и подростков
- студенты формулируют определение автономии детей
- студенты называют возможные данные и подходы к измерению и предсказанию благополучия, в т.ч. психологического
- студенты называют возможные источники данных и подходы для изучения современных родительских культур
- студенты называют источники образовательного неравенства, связанные с организацией образовательного пространства
Содержание учебной дисциплины
- Современные представления о детстве и детях1. Современная социокультурная ситуация 2. Социализация vs социология детства 3. Детство и дети: развитие детей vs. развитие детства (онтогенез vs история) 4. Основные каналы социализации, креолизация, фреймы, скрипты 5. Социо-культурный образ детства
- Культурные практики и интересы современных детейБлоги и влоги, музыка, язык и интересы. Использование данных социальных сетей для изучения интересов
- Дети, подростки и цифровые медиаИсследования современного информационного пространства, влияние “цифровизации”
- География детстваИзучение повседневных перемещений. Геолокационные данные в исследованиях мобильности детей и подростков
- Социальные связи и дружбаСоциальная организация детей и подростков: клики. Новые подходы к изучению социальных связей: данные социальных сетей и RFID-метки
- Благополучие детей и подростковЗдоровье, депрессии, суициды, (кибер)буллинг и др. Международная статистика. Новые данные и подходы к измерению и предсказанию психологического благополучия
- Современное образовательное пространствоПонятие образовательного пространства, роль семьи в организации образовательного пространства, новые источники социального и образовательного неравенства
- Автономия в детском возрастеРазвитие поведенческой и личностной автономии в детском и подростковом возрасте. Разные среды, разные практики
- Родительские культурыКак меняются родительские практики и установки. Культура интенсивного родительства
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * презентация первой версии проекта исследования + 0.6 * Презентация проекта исследования
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kosinski, M., Stillwell, D., & Graepel, T. (2013). Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FABDAC62
Рекомендуемая дополнительная литература
- Chains of Affection: The Structure of Adolescent Romantic and Sexual Networks. (2004). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.18C280A0
- Fournet, J., & Barrat, A. (2014). Contact Patterns among High School Students. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6CF9DB42