• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьный буллинг как социально-психологический феноменSchool bullying as a socio-psychological phenomenon

Члены комитета:
Татарко Александр Николаевич (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", доктор психологических наук, председатель комитета), Галяпина Виктория Николаевна (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", доктор психологических наук, член комитета), Махнач Александр Валентинович (ФГБУН Институт психологии Российской академии наук, доктор психологических наук, член комитета), Реан Артур Александрович (ФГБУН ВО Московский педагогический государственный университет, доктор психологических наук, член комитета), Солдатова Галина Уртанбековна (ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», доктор психологических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
4/29/2025
Диссертация принята к защите:
5/27/2025
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
9/26/2025
Исследование посвящено идентификации предпосылок школьного буллинга, изучению его проявлений и процессов, способствующих его эскалации / снижению, анализу последствий для участников и выделению адаптивных функций для участников школьного сообщества как социальной группы. В поддержание буллинга вносит вклад множество разноуровневых факторов; он деструктивен, поскольку влечет за собой ряд тяжелых негативных последствий для участников; осознанность вовлечения в буллинг-ситуации может быть разной и включать в себя активную агрессию, пассивное пособничество, избегание и игнорирование этих ситуаций, а также неосознанную поддержку; большой вклад в распространенность буллинга вносит широкий социально-культурный контекст, в котором поддерживаются ценность иерархических отношений и разные формы неравенства. Предлагается новый теоретический взгляд на школьный буллинг как на совместную копинг-стратегию, направленную на совладание со стрессом и защиту групповой целостности. На основе нового подхода разработана структурно-динамическая модель сокращения / эскалации школьного буллинга и восстановления школьного сообщества, которая включает в себя индивидуальные, внутришкольные и внешкольные меры.
Диссертация [*.pdf, 4.51 Мб] (дата размещения 6/17/2025)
Резюме [*.pdf, 968.13 Кб] (дата размещения 6/17/2025)
Summary [*.pdf, 814.73 Кб] (дата размещения 6/17/2025)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

Опросник риска буллинга ОРБ (смотреть на сайте журнала)
School echoes at university Past bullying experience and current well-being among university students (смотреть на сайте журнала)


Отзывы
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень доктора психологических наук (протокол № 2 от 26 сентября 2025 г.).Решением диссертационного совета (протокол №6 от 30.09.2025 г.) присуждена ученая степень доктора психологических наук.