• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

© iStock

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Лонгитюдное исследование факторов школьной неуспешности проводится в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» по программе «Приоритет-2030». Руководители проекта — Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ, и Александра Бочавер, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

По мнению авторов исследования, для российской системы образования характерно наличие обучающихся, не достигающих базового уровня функциональной грамотности, школ с низкими образовательными результатами. Образовательная неуспешность несет риски для обеспечения социальной устойчивости и экономического развития страны.

Отвечая на этот вызов, в 2023 году сотрудники Института образования НИУ ВШЭ разработали программу, направленную на восполнение дефицита доказательной базы практик, способствующих преодолению образовательной неуспешности. Программа ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода» была реализована в очно-заочной форме с использованием дистанционных технологий. Основные тематические модули программы отвечают запросам системы общего образования на формирование доказательной основы в управлении школами с низкими образовательными результатами и внедрение эффективных педагогических стратегий в практику работы учителей.

Модули программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода»

 Доказательная образовательная политика и практика в области профилактики и преодоления образовательной неуспешности

 Современные методы оценки образовательных достижений, мониторинга индивидуального прогресса. Работа с данными на уровне образовательных систем и организаций для выстраивания управленческих и педагогических процессов, направленных на профилактику и преодоление образовательной неуспешности

 Нейронауки об образовании

 Педагог-исследователь: позиция и компетенции современного учителя

 Эффективные стратегии преподавания

 Кейсы преодоления образовательной неуспешности

Условия реализации доказательного подхода для профилактики и преодоления образовательной неуспешности

Сергей Косарецкий

«В первую очередь курс ориентирован на проблему, которая долго находилась на периферии внимания и только недавно стала осознаваться как острая, которую необходимо решать общими усилиями (школы, органы управления, институты повышения квалификации). При этом мы отчетливо видим дефицит как понимания причин проблемы неуспешности, так и эффективных решений. Эту прореху пытаются заштопать тем, что есть под рукой, используя неэффективные и даже вредные решения», — говорит о задачах курса Сергей Косарецкий. Поэтому в курсе Вышки предлагается понимание проблем, основанное на самых современных научных данных, и решения, опирающиеся на опыт применения, с доказательствами эффективности. «Мы стремимся предложить язык и форматы коммуникации, позволяющие профессионалам системы образования понять, зачем, что и как делать, сформировать уверенность в том, что их действия приведут к успеху», — отмечает ученый.

В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России. По итогам проведения программы 37% слушателей выразили готовность рекомендовать курс коллегам даже при условии, что программа будет осуществляться на договорной основе, 60% слушателей готовы рекомендовать программу при условии сохранения возможности обучения на безвозмездной основе.

Юлия Жерлицына, методист ОГАОУ «БелИРО», г. Белгород

«Методическая работа в школе — это система, которая всем коллективом выстраивается годами. Ваши курсы дали новые идеи для совершенствования нашей работы, чтобы видеть прогресс и динамику развития каждого ученика».

Татьяна Агапова, заместитель директора школы, г. Тамбов

«Тема, освещенная в рамках этих курсов, для меня была нова. Появилось желание применить полученные знания на практике, представить их перед свои коллективом, а также дать толчок для развития коллег в этом направлении».

В настоящее время разработчики программы «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода» ведут дальнейшую работу по совершенствованию курса, есть планы по переводу обучения в асинхронный формат и представлению курса на открытом рынке с использованием платформы онлайн-обучения НИУ ВШЭ. Новый набор на курс запланирован на осень 2024 года.

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Женщины и предприниматели — самые инициативные и оптимистичные россияне

Россияне, которые проявляют инициативу в разных сферах своей жизни — как в семье и с друзьями, так и на рынке труда, — оптимистичнее в отношении как личного благополучия, так и будущего своей страны. Такой вывод делается в научно-исследовательской работе «Практики использования инструментов усовершенствования личности», выполненной в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» программы «Приоритет-2030». В рамках нее с 30 октября по 9 ноября 2023 года был проведен опрос населения России в возрасте от 18 лет.

Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека

Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который был придуман 10 лет назад и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Победителем конкурса стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. Команда проекта примет участие в совместном исследовании с Институтом образования.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Программный комплекс «АСОНИКА-К» обеспечит надежность российских электронных компонентов

В октябре 2023 года разработанный в Высшей школе экономики программный комплекс «АСОНИКА-К» заработал на одном из промышленных предприятий, выпускающих электронные компоненты.

«Перспективно, хотя и звучит фантастично»: Ольга Драгой — о реконструкции речи и будущем нейротехнологий

Весной 2023 года в Высшей школе экономики стартовал пятый стратегический проект в рамках программы «Приоритет-2030» — «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Он объединяет ученых из всех кампусов университета. Какие технологии уже сегодня создают нейроисследователи, что их вдохновляет, как строятся междисциплинарные прикладные работы, «Вышка.Главное» узнала у одного из руководителей стратпроекта, директора Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольги Драгой.

В НИУ ВШЭ научат анализировать и прогнозировать санкционную политику в отношении России

7 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ начнется обучение по программе повышения квалификации «Анализ и прогноз санкций ЕС в отношении РФ: возможности базы данных SanctionsRuBase+». Ее слушатели в течение трех недель будут изучать в онлайн-формате санкционную политику в отношении России. Что представляет собой эта база данных, в чем уникальность программы ДПО и для кого она предназначена, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала декан ФМЭиМП Анастасия Лихачева.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Заявки на участие в КИвО-2023 принимаются до 31 октября

Меньше недели осталось до завершения приема проектов на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который в этом году проводится десятый раз. К участию приглашаются авторы учебных тренажеров, приложений, платформ, мероприятий и медиа, методических и технологических разработок и т.д. На днях в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» была объявлена отдельная номинация конкурса — «Самостоятельное обучение», победитель в которой получит денежный приз.