• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

© iStock / portishead1

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В Вышке прошел семинар стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»), посвященный внедрению технологий искусственного интеллекта в образовательные процессы. На нем ученые продемонстрировали коллегам трех ИИ-помощников, разработанных в кампусах Нижнего Новгорода, Перми и Санкт-Петербурга.

Наталья Асеева

Декан факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Наталья Асеева представила проект «ИИ-сотрудник учебного офиса». Его цель — разгрузить сотрудников учебных офисов от рутинных задач и предоставить быструю консультацию студентам, преподавателям, аспирантам, научным сотрудникам по вопросам, связанным с учебным процессом в НИУ ВШЭ. Ученые рассчитали, что за четыре сессии прошлого учебного года сотрудники учебных офисов 3874 раза ответили на вопрос «Можно ли что-то сделать, если у меня есть/будет две задолженности, или меня отчислят?». Это заняло 7748 минут, или 5,38 рабочего дня.

«Это далеко не единственный вопрос, с которым студенты приходят в учебной офис. Сотрудники достаточно много времени уделяют тому, чтобы размещать на портале информацию, которая будет полезна и важна студентам, но это не работает. Студенты не любят искать ответы на портале, читать длинные тексты, вдумываться в содержание локальных нормативных актов и так далее», — рассказала Наталья Асеева.

Анна Коровко

В целом в горячие моменты сессии сотрудники тратят на такие ответы до 60% своего рабочего времени. Поэтому ученые создали ИИ-помощника и обучили его отвечать вместо них. Созданная база данных с вопросами и эталонными ответами включает 480 позиций, разбитых по темам. «Даже при такой подготовке не всегда удается сформировать полноценные и корректные ответы. Эталонные ответы, собранные в ходе глубинных интервью с сотрудниками учебных офисов, не могут полностью учесть все нюансы, которые возникают в процессе консультаций. Для успешного развития инструмента потребуется постоянное обновление базы знаний и, возможно, выделение отдельного специалиста, который будет поддерживать ее актуальность», — отметила Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ.

Борис Улитин

Доцент кафедры информационных систем и технологий факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Борис Улитин рассказал о технических особенностях бота. На сегодняшний день построены две версии ИИ-модели — на базе GigaChat u LLama2. Уже проведена апробация полученного решения с помощью сотрудников учебных офисов и студентов всех кампусов Вышки. Сейчас модель проходит дообучение на основе обратной связи. В 2025 году планируется интегрировать ИИ-помощника в виртуальную учебную среду университета (HSE App, ЛК).

Старший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ — Пермь Марина Завертяева совместно со старшим научным сотрудником лаборатории исследований рынка труда Павлом Травкиным познакомила коллег с проектом «Сервис предиктивной аналитики трудоустройства выпускников». Ученые разрабатывают информационно-аналитический сервис, который позволит информировать абитуриентов и студентов об их зарплатных перспективах в зависимости от персональных характеристик, интересов, учебного заведения и потенциальных работодателей. Сервис реализован в виде веб-приложения. Помимо аналитического модуля, сервис включает в себя рекомендательную систему, которая предоставляет варианты направлений подготовки в университете в зависимости от интересов пользователя.

«Абитуриенты часто затрудняются в выборе направления подготовки в вузе. Идея заключается в том, чтобы использовать текстовое описание интересов пользователя для подбора направлений подготовки», — пояснила Марина Завертяева.

Для прогнозирования размера заработной платы после выпуска из университета использовались различные методы машинного обучения, такие как линейная регрессия, дерево решений, случайный лес и градиентный бустинг, которые далее сравнивались на основании метрик качества прогноза.

© iStock / FotografieLink

ИИ-помощник выбора образовательной траектории позволит абитуриентам выбрать наиболее релевантные карьерные и образовательные пути, пояснила докладчица. Для этого он предоставляет пользователям веб-приложения информацию об отраслях, в которых чаще всего работают выпускники, основных регионах, в которых они находят работу, перечень специальностей, соответствующих их интересам, и список доступных учебных заведений, предлагающих эти специальности (с учетом проходного балла). Кроме того, он выдает средние и максимальные значения заработной платы выпускников на основе прогнозных моделей.

В настоящее время запущен MVP ИИ-помощника и идет процесс его апробации на абитуриентах бакалавриата и магистратуры, а также демонстрации потенциальным заказчикам. Получено свидетельство о регистрации РИД на часть, связанную с построением прогноза заработных плат выпускников. В следующем году планируется развивать ИИ-помощника для применения внутри образовательных программ ВШЭ.

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург разработали ИИ-ассистента, который использует большие языковые модели для подбора курсов и рекомендаций по учебным программам, а также для оптимизации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Сергей Кольцов

«Актуальность разработки данной системы обусловлена насущной проблемой профориентации студентов — чтобы пройденные образовательные предметы и полученные навыки соответствовали вакансиям на рынке труда. B современном мире в связи с цифровизацией навыки множества профессий переплетаются между собой», — пояснил профессор департамента информатики Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук Сергей Кольцов.

Модель анализирует вакансии и извлекает из их описания ключевые навыки, которыми должен обладать претендент. На основе семантического сходства между ними и запросом пользователя модель определит наиболее подходящие учебные дисциплины, которые могут помочь пользователям развивать необходимые для рынка труда навыки.

Кроме того, чат-бот дополнительно расскажет пользователю о возможных условиях работы — месте, графике, зарплате и других аспектах, которые могут быть важны для кандидата.

Весьма полезна поставленная перед ИИ-ассистентом обратная задача, отметила старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко, — подбор возможных вакансий под конкретные академические программы. Проанализировав навыки, которые студенты приобретают в рамках той или иной программы, можно представить себе перспективы выпускников и проблемы, с которыми они могут столкнуться на рынке труда, и, соответственно, оперативно перестроить обучение.

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем

Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности

Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.