Скворцов Анатолий Анатольевич
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
- Научно-педагогический стаж: 15 лет.
Образование, учёные степени
- 2009Кандидат психологических наук
- 2004
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Клиническая психология», квалификация «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии»
Достижения и поощрения
- Медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
Лучший преподаватель – 2022, 2021, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012
- Персональная надбавка ректора (2017-2018)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021-2022, 2020-2021, 2019-2020, 2018-2019)
Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом журнале (2015-2017, 2013-2015)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2011-2012)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- История психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Клиническая психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Нейропсихологическая диагностика и коррекция (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)Рус
- Практикум: Патопсихологическая диагностика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- История психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Клиническая психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Нейропсихологическая диагностика и коррекция (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)Рус
- Практикум: Патопсихологическая диагностика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- История психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Клиническая психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Нейропсихологическая диагностика и коррекция (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)Рус
- Психологический практикум: Патопсихологическая диагностика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- История психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Клиническая психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Патопсихологический практикум (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- История психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Клиническая психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Клиническая психология и патопсихология (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Патопсихологический практикум (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- История психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Клиническая психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Клиническая психология. Методы нейропсихологического и патопсихологического исследования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 4 модуль)Рус
Участие в исследовательских проектах, гранты
2009 – 2012 - Российский фонд фундаментальных исследований;“Пространственные отношения в языке и сознании: междисциплинарный подход”, исполнитель.
2011 - 2013 - Российский гуманитарный научный фонд; "Влияние структуры и содержания деятельности на характер дефекта при дисграфии у пациентов с локальными поражениями головного мозга", исполнитель.
2011 - Проект лаборатории нейропсихологии ЦФИ НИУ-ВШЭ "Системные нарушения психических функций при локальных поражениях головного мозга", руководитель
2012 - Проект лаборатории нейропсихологии ЦФИ НИУ-ВШЭ "Системные нарушения психических функций при локальных поражениях головного мозга", руководитель
Участие в конференциях
Международная научно-практическая конференция по нейрореабилитации в нейрохирургии 13–15 сентября, Казань, 2012
X Всероссийский съезд неврологов с международным участием. Нижний Новгород, 2012
V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2012 года
IV Международный конгресс "Нейрореабилитация - 2012", материалы конференции, 27 - 29 февраля, 2012, Москва
3rd Scientific Meeting of the Federation of the European Societies of Neuropsychology 7-9 September 2011, Basel, Switzerland.
III Международный конгресс “Нейрореабилитация - 2011”.
Международная научно-практическая конференциия «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», Москва, 2011.
Конференция "Когнитивная наука в Москве", 2011
11th International Science of Aphasia Conference. Potsdam: University of Potsdam, 2010;
XV Съезд Психиатров России, 8-13 ноября, 2010, Москва;
Internatonal Neuropsychological Society Mid-Year Meeting Krakow 2010;
Hirnverletzungen und die Folgen, 26-28 Januar, 2009, Tutzing;
Международные конференции по когнитивной науке, психолингвистике, физиологиии: Четвертая международная конференция по когнитивной науке. Томск, 22-26 июня 2010 г.;
Международная научная конференция «Физиология развития человека». 22 - 24 июня 2009 года;
Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 15-17 июня 2009 г.;
Междунарожные научные семинары: Joint Russian-Chinese Scientific Seminar. Methodology of psychophysiological research in Russia and China: theoretical and applied aspects. 7-th-11th December 2009. Faculty of Psychology, Lomonosow Moscow State University, Moscow, Russia.
Публикации41
- Препринт Маркашова Е. И., Скворцов А. А. Анализ теоретических идей Д.Х. Джексона и их значение для современного подхода к афазиям / PsyArXiv. Серия 01 "01". 2022. doi
- Статья Иванова Е. Г., Скворцов А. А., Микадзе Ю. В. Ошибки при эфферентной моторной и сенсорной аграфиях как проявление функциональных стратегий письменной деятельности // Вестник восстановительной медицины. 2021. Т. 20. № 1. С. 51-59. doi
- Статья Иванова Е. Г., Скворцов А. А., Микадзе Ю. В. Функциональная детерминация письменной коммуникации пациентов с эфферентной моторной афазией // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 3. С. 84-105. doi
- Статья Иванова Е. Г., Скворцов А. А., Микадзе Ю. В. Вариативность клинической картины эфферентной моторной аграфии при реализации различных культурных функций письменной речи // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 121-141. doi
- Статья Ivanova E., Skvortsov A. Elementaristic vs. holistic approaches to dissociation of agraphia symptoms following acquired brain damage // Aphasiology. 2019. Vol. 33. No. 19. P. 1114-1136. doi
- Статья Kuzmina E., Humphreys G. W., Riddoch M. J., Skvortsov A., Weekes B. S. Preliminary validation study of the Russian Birmingham Cognitive Screen // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology . 2018. Vol. 40. No. 1. P. 1-16. doi
- Статья Dragoy O., Bergelson M., Iskra E., Laurinavichyute A., Mannova E., Skvortsov A., Statnikov A. Comprehension of Reversible Constructions in Semantic Aphasia // Aphasiology. 2016. Vol. 30. No. 1. P. 1-22. doi
- Статья Kozintseva E., Skvortsov A. Variability of writing disorders in Wernicke’s aphasia underperforming different writing tasks: A single-case study // PsyCh Journal. 2016. No. 5. P. 18-30. doi
- Статья Skvortsov A., Romashchuk A. Single case studies as a means for developing psychological theories // PsyCh Journal. 2015. No. 4. P. 231-242. doi
- Глава книги Драгой О. В., Бергельсон М. Б., Искра Е. В., Лауринавичюте А. К., Маннова Е. М., Скворцов А. А., Статников А. И. Сенсомоторные стереотипы в языке: данные патологии речи // В кн.: Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика / Сост.: А. А. Кибрик, А. Д. Кошелов; под общ. ред.: А. А. Кибрик, А. Д. Кошелов, А. Кравченко, Ю. В. Мазурова, О. В. Фёдорова. М. : Языки славянских культур, 2015. С. 697-720.
- Глава книги Ромащук А. Н., Скворцов А. А. Уроки анализа Э.В. Ильенковым и М.А. Лифшицем «отсталых социальных форм» // В кн.: Э.В. Ильенков и проблемы образования. Материалы XVII Международной научной конференции «Ильенковские чтения». Москва, 27-28 марта 2015 года. М. : Издательство Современного гуманитарного университета, 2015. С. 357-364.
- Книга Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. Диагностика нарушений праксиса и реабилитация больных с апраксией при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации / (под ред.: Т. Ахутина, Ю. В. Микадзе). М. : [б.и.], 2014.
- Глава книги Емельянова М. А., Скворцов А. А., Власова А. В., Сенющенков С. П. Изучение произвольных движений в современной зарубежной нейропсихологии: нейрокогнитивный подход // В кн.: Когнитивная психология: феномены и проблемы / Сост.: В. Ф. Спиридонов. М. : ЛЕНАНД, 2014.
- Книга Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация нарушений управляющих (регуляторных) функций и критичности при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации / (под ред.: Т. Ахутина, Ю. В. Микадзе). М. : [б.и.], 2014.
- Книга Ахутина Т. В., Варако Н. А., Григорьева В., Зинченко Ю. П., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация пациентов, находящихся в сниженных состояниях сознания после повреждения головного мозга. Клинические рекомендации / (под ред.: Т. Ахутина, Ю. В. Микадзе). М. : [б.и.], 2014.
- Статья Микадзе Ю. В., Скворцов А. А. Содержание понятий «нейропсихологический фактор» и «синдром» в контексте метода синдромного анализа А.Р. Лурии // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 60-71.
- Статья Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А., Власова А. В., Иванова М. В. Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. С. 9.
- Статья Emelyanova M. A., Skvortsov A., Vlasova A. V., Koryagin K. Apraxia Reserch: Russian and Modern Neurocognitive Tradition // Acta Neuropsychologica. 2013. Vol. 11. No. 3. P. 299-313.
- Глава книги Kuzmina E., Chekmaev D., Skvortsov A., Weekes B. Bilingual Aphasia in a Mordovian-Russian speaker, in: Procedia - Social and Behavioral Sciences Vol. 94. Elsevier, 2013.
- Статья Kozintseva E., Skvortsov A., Vlasova A. V., Ivanova M., Mikadze Y. V. Effect of task on writing in Wernicke’s agraphia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 94. P. 183-184.
- Статья Kozintseva E., Skvortsov A., Ulicheva A., Vlasova A. V. Cognitive structure of writing disorders in Russian: what would Luria say? // Behavioral neurology. 2012. Vol. 25. No. 3. P. 223-232.
- Глава книги Bergelson M., Dragoy O., Iskra E., Mannova E., Skvortsov A., Statnikov A. What is normal when we are impaired: cognitive effects in processing space, in: Proceedings of the Fifth International Conference on Cognitive Science Vol. 1. Kaliningrad : , 2012. P. 26-27.
- Глава книги Емельянова М. А., Скворцов А. А., Зайкова А. В. Восстановление произвольных движений при апраксии: основные подходы, методы и существующие проблемы // В кн.: Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурии / Сост.: Н. Корсакова, Ю. Микадзе. М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. С. 230-249.
- Глава книги Емельянова М. А., Скворцов А. А., Зайкова А. В. Восстановление произвольных движений у больных с апраксиями: существующие проблемы и пути их преодоления // В кн.: Международная научно–практическая конференция по нейрореабилитации в нейрохирургии: материалы конференции / Под общ. ред.: В. Данилов, Н. Иванова. Каз. : ООО “Семинары, Конференции и Форумы”, 2012. С. 88-89.
- Глава книги Емельянова М. А., Скворцов А. А., Зайкова А. В., Сенющенков С. П. Изучение апраксий в рамках когнитивной модели двойного маршрута // В кн.: X Всероссийский съезд неврологов с международным участием. Материалы съезда / Под общ. ред.: Е. И. Гусев. Н. Новгород : Всероссийское общество неврологов, 2012. С. 476-476.
- Глава книги Емельянова М. А., Скворцов А. А., Зайкова А. В., Сенющенков С. П., Корягин К. В., Юдин Е. С. Перспективы развития отечественной диагностики апраксий // В кн.: Московский международный конгресс, посвященный 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщений. М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. С. 50-50.
- Глава книги Скворцов А. А. Подходы к исследованию апраксии: сравнительный анализ физиологии активности и нейрокогнитивных моделей праксиса // В кн.: V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда / Отв. ред.: Ю. Зинченко, А. Журавлев. Т. 3. М. : Российское психологическое общество, 2012. С. 62-63.
- Глава книги Емельянова М. А., Скворцов А. А., Зайкова А. В. Прагматический подход в реабилитации пациентов с нарушениями произвольных движений // В кн.: IV Международный конгресс "Нейрореабилитация-2012". Материалы конгресса. М. : [б.и.], 2012. С. 40-41.
- Статья Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А., Зайкова А. В., Иванова М. В. Психологический анализ строения письма: история изучения аграфий в зарубежной нейропсихологии (часть 2) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 1. С. 12.
- Статья Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Козинцева Е. Г., Зайкова А. В., Иванова М. В. Психологическое строение письменной речи в современной зарубежной нейропсихологии // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2012. № 2. С. 21-29.
- Глава книги Статников А., Драгой О. В., Бергельсон М. Б., Искра Е. В., Маннова Е., Скворцов А. А. Особенности понимания логико-грамматических конструкций при различных формах афазии // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Тезисы конференции (16 июня 2011 г.) / Отв. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2011. С. 238-242.
- Статья Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А., Зайкова А. В., Иванова М. В. Психологический анализ строения письма: история изучения аграфий в зарубежной нейропсихологии (часть 1) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 5
- Статья Козинцева Е. Г., Скворцов А. А. Нейропсихологический анализ структуры нарушений письма при предъявлении задач разного типа // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2010. № 2. С. 139-139.
- Глава книги Dragoy O., Bergelson M., Statnikov A., Skvortsov A., Mannova E., Iskra E. Understanding logical-grammatical constructions: enhanced diagnostic test, in: Joint Russian-Chinese Scientific Seminar. Methodology of psychophysiological research in Russia and China: theoretical and applied aspects. Book of abstracts. 7-11 December 2009. MSU Pub, 2009. P. 37-39.
- Глава книги Бергельсон М. Б., Драгой О. В., Маннова Е., Скворцов А. А., Статников А., Искра Е. В. Когнитивная доступность как критерий правильности предложения // В кн.: Психолингвистика в ХХI веке: результаты, проблемы, перспективы. М. : Эйдос, 2009. С. 268-269.
- Глава книги Драгой О. В., Бергельсон М. Б., Скворцов А. А., Статников А., Маннова Е., Искра Е. В. Кто работает, если бабушка садовника спит: тест для диагностики понимания логико-грамматических конструкций // В кн.: Материалы международной конференции «Физиология развития человека», Москва, 22-24 июня 2009 г. М. : Вердана, 2009. С. 36-37.
- Статья Скворцов А. А. Нарушение программирования, регуляции и контроля мышления: о возможном методе их исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 1. С. 59-68.
- Статья Микадзе Ю. В., Скворцов А. А. Понятие фактор в работах А.Р. Лурия // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 2
- Статья Микадзе Ю. В., Скворцов А. А. Понятие фактор в теории системно-динамической локализации высших психических функций // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 80-91.
- Статья Зайкова А. В., Ромащук А. Н., Сиднева А., Скворцов А. А. Проблема предметной деятельности в теории деятельности А.Н. Леонтьева // Психология в ВУЗе. 2003. № 4
- Статья Ромащук А. Н., Сиднева А., Скворцов А. А. Проблема специфики человеческой активности в теории деятельности А.Н. Леонтьева // Психология в ВУЗе. 2003. № 4
Научный руководитель диссертационных исследований
Опыт работы
2010-н.в.: Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики кафедра общей и экспериментальной психологии, департамент психологии, доцент
2010-н.в.: Российский национальный исследовательский медицинский университет, доцент кафедры клинической психологии
2010-н.в.: Московский научно-исследовательский институт психиатрии, отделение патологии речи и нейрореабилитации, старший научный сотрудник
2008-н.в.: Центр патологии речи и нейрореабилитации, медицинский психолог
2011-2013: Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики, заведующий лабораторией нейропсихологии (январь 2011 года по настоящее время)
2008-2010: Московский научно-исследовательский институт психиатрии, отделение патологии речи и нейрореабилитации, младший научный сотрудник
2007-2010: Российский государственный медицинский университет, ассистент кафедры клинической психологии.
2004-2007: Центр патологии речи и нейрореабилитации, медицинский психолог
Информация*
- Общий стаж: 17 лет
- Научно-педагогический стаж: 15 лет
- Преподавательский стаж: 15 лет
Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей — 2022. Поздравляем победителей от департамента психологии!
Лучшими от департамента психологии факультета социальных наук по итогам студенческого голосования за 2021-2022 учебный год были названы более 20 преподавателей. Поздравления коллегам!
Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей — 2022. Поздравляем победителей от факультета!
Лучшими от факультета социальных наук по итогам студенческого голосования за 2021-2022 учебный год были названы более 70 преподавателей. Поздравления коллегам!
Летняя школа «Прикладная когнитивная наука» 2022: как это было?
После двух лет ковидных ограничений в этом году мы наконец-то смогли провести нашу любимую летнюю школу в очном формате! Местом проведения стала сама Вышка, в том числе новые помещения нашей лаборатории, по которым мы даже провели нашим участникам небольшую экскурсию. Но обо всем по порядку!
Нейролингвистика позволяет «увидеть» язык
Что происходит в нашей голове, когда мы слышим речь или сами что-то говорим? Как на речевые способности влияют травмы и болезни и можно ли помочь людям с патологиями? Жизнь языка в человеческом мозге изучают в лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ.
Нейропсихология как путь к повышению качества жизни
Ежегодно в России случается около 600 тысяч инсультов, примерно такое же количество человек получают черепно-мозговые травмы. Современная медицина научилась спасать жизни таких людей, но большая их часть не может вернуться к нормальной жизни. Свой вклад в реабилитацию подобных больных вносит нейропсихология. На факультете психологии ВШЭ создана Научно-учебная группа когнитивной нейропсихологии.