Карлов Иван Александрович
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Заведующий лабораторией:Институт образования / Лаборатория цифровой трансформации образования
- Руководитель проектной группы:Аналитический центр
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Образование, учёные степени
- 2004Кандидат технических наук
- 2001
Специалитет: Красноярский государственный университет, специальность «Прикладная математика», квалификация «Математик»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Сертификация "Проектный менеджмент Стандарт - Базовый уровень" - АНО Центр оценки и развития проектного управления (2017 год)
Онлайн-курс "Управление университетами" - МШУ Сколково (14 сентября - 9 ноября 2017 года)
Онлайн-курс "Образование будущего" - МШУ Сколково (23 апреля - 21 мая 2018 года)
Онлайн-курс "Основы машинного обучения" - Moscow Coding School (2018 год)
Достижения и поощрения
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Семинар наставника "Рынок Edtech" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Семинар наставника "Рынок Edtech" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Цифровая трансформация образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Управление организацией на основе данных (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Управление цифровой трансформацией образовательной организации (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Цифровая трансформация образовательной организации (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Цифровая трансформация образовательной организации (Маго-лего; 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Управление организацией на основе данных (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Управление цифровой трансформацией образовательной организации (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Теория и механизмы современного государственного управления (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Управление цифровой трансформацией образовательной организации (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Информационная культура управления образовательным учреждением (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Управление, экономика и политика в социальной сфере (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Публикации11
- Книга Дворецкая И. В., Карлов И. А., Кочак Э., Савицкий К. Л. Измерение перехода школы к цифровой трансформации образования: опыт, трудности, результаты и возможности / Рук.: И. А. Карлов; науч. ред.: И. В. Дворецкая. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Абдрахманова Г. И., Алешин Д. А., Артамонов Р. Е., Блинкин М. Я., Борисов А. А., Брызгалова С. М., Вишневский К. О., Глазатова М. К., Горина Е. А., Данильцев А. В., Евдокименко А. С., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Зинина Т. С., Иванова Н. В., Караськова А. В., Карлов И. А., Кваша Е. А., Кнутов А. В., Ковалева Г. Г., Козлов А. В., Кондрашов Н. В., Корчагина И. И., Косарецкий С. Г., Красильникова М. Д., Кузык М. Г., Кулаков А. В., Кулакова Т. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Мерсиянова И. В., Михновец Д. А., Моисеева М. А., Павлов А. В., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Полякова В. В., Приворотская С. Г., Рудник П. Б., Савельев О. В., Салтыкова А. А., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллина Л. Х., Степанов И. М., Стрижова Е. А., Стырин Е. М., Суслов А. Б., Терехова Е. С., Фаризова С. А., Федюнина А. А., Фрумин И. Д., Фурсов К. С., Харькова Т. Л., Чаплинский А. В., Шулика Ю. Е., Щиголев Б. А. "Черный лебедь" в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / Под общ. ред.: С. М. Плаксин, А. Б. Жулин, С. А. Фаризова. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. doi
- Книга Фрумин И.Д., Карлов И.А., Патаракин Е.Д., Кожевников Н.А., Швиндт А.Н., Шонов Д.О., Киясов Н., Ковалев В. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ Вып. 10 (40). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В., Асмолов А. Г., Баринова В. А., Блинов В. И., Борзых К. А., Брызгалова С. М., Буклемишев О. В., Бысик Н. В., Ворон О. В., Гохберг Л. М., Гришин В., Громов В. В., Грязнова Ю. Б., Дерюгин А., Дмитриева Н. Е., Дранев Ю. Я., Дудырев Ф. Ф., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Земцов С. П., Зинина Т. С., Зубов С. А., Карлов И. А., Кашанин А. В., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Кнутов А. В., Комарницкая А. Н., Кондрашов Н. В., Константинова Л. В., Корженевский Н. И., Косарецкий С. Г., Крайчинская С. Б., Красавина Е. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Ляшок В. Ю., Малева Т. М., Матовников М. Ю., Мерцалова Т. А., Милоголов Н. С., Минашкин В. Г., Мисихина С. Г., Назаров В. С., Нестик Т. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Рогозин Д. М., Романова О. А., Рудник П. Б., Салихов М. Р., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллин Р. Х., Солдатова Г. У., Сорокина С. С., Стырин Е. М., Тарасова Н. В., Тищенко Т. В., Устюжанина Е. В., Фрумин И. Д., Чаплинский А. В., Шабалин А. И., Штыхно Д. А., Юдаева К. В., Якушев Е. Л. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Отв. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов, А. Д. Радыгин, В. А. Садовничий, С. Г. Синельников-Мурылев. М. : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020.
- Книга Абрамова М. О., Акоев М. А., Анисимов Н. Ю., Баранников К. А., Бызов А. А., Волков А. Е., Галажинский Э. В., Ганган Л. А., Груздев И. А., Жданов С. С., Земцов Д. И., Другова Е. А., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Карлов И. А., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Княгинина Н. В., Кокшаров В. А., Коровко А. В., Назайкинская О. Л., Реморенко И. М., Суханова Е. А. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2020.
- Книга Баранников К. А., Волков А. Е., Галажинский Э. В., Другова Е. А., Фрумин И. Д., Карлов И. А., Лешуков О. В., Назайкинская О. Л., Реморенко И. М., Суханова Е. А. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2020.
- Книга Авдеева Д. А., Акиндинова Н. В., Блинкин М. Я., Брызгалова С. М., Витков Г. В., Гершман М. А., Головин А., Гохберг Л. М., Денисенко М. Б., Дудырев Ф. Ф., Зинина Т. С., Карлов И. А., Клягин А. В., Кондрашов Н. В., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Кузык М. Г., Лешуков О. В., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Рудник П. Б., Симачев Ю. В., Смирнов С., Степанов И. М., Федюнина А. А., Фрумин И. Д., Халина Н. В., Шейман И. М., Шишкин С. В. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития / Рук.: Я. И. Кузьминов; отв. ред.: П. В. Орехин, П. Н. Нетреба. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Клягин А. В., Абалмасова Е. С., Гарев К. В., Груздев И. А., Егоров А. А., Захарова У. С., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Карлов И. А., Корнеева И. Е., Макарьева А. Ю., Минаева Е. А., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Скокова Ю. А., Терентьев Е. А., Фрумин И. Д., Швиндт А. Н., Шибанова Е. Ю. Современная аналитика образования (Выпуск №6(36) Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии) / Рук.: А. В. Клягин. Вып. 6(36): Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Карлов И.А., Ковалев В., Кожевников Н.А., Патаракин Е.Д., Фрумин И.Д., Швиндт А.Н., Шонов Д.О. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме Вып. 4 (34). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Рук.: А. Ю. Уваров; под общ. ред.: А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М. : Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019.
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
Опыт работы
2006 - 2010 годы - заместитель руководителя управления кадровой политики и организационной работы администрации города Красноярска
2010 - 2013 годы - заместитель руководителя информационно-телекоммуникационного комплекса Сибирского федерального университета
2013 - 2018 годы - руководитель департамента информационных технологий Сибирского федерального университета
с 2018 года - ведущий эксперт института образования НИУ ВШЭ
Информация*
- Общий стаж: 18 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.
Вырваться из камеры: эксперты поспорили, как должна поменяться школа вслед за обществом
«Подростки не понимают, почему их по 6-8 часов держат в школе, и вылетают оттуда, как пробка из бутылки теплого шампанского. Дети недоумевают, почему их заставляют учить даты и цифры, которые легко гуглятся, а учительница звереет от этого… Но при этом дети в школу все равно идут, значит, зачем-то она им нужна?» — с этих слов Анатолия Каспржака началось второе заседание экспертного клуба «Новая российская школа». Теоретики (исследователи образования) и практики (директора московских школ) встретились в Инобре, чтобы обсудить, какую роль может играть школа в обществе, которое полностью изменилось за несколько десятилетий, и как ей самой нужно поменяться, чтобы отвечать новому запросу.
Seven Days Until eSTARS 2021 International Academic Conference
On December 1st and 2nd, 2021, the eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), an international online conference organized by HSE University in partnership with Coursera, will take place. eSTARS will discuss pressing issues facing universities today in the context of the growing interdependence of digital technology, the economy and education.
До старта международной научной конференции eSTARS 2021 осталось семь дней
1–2 декабря 2021 года состоится международная онлайн-конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. На площадке eSTARS будут затронуты актуальные вопросы, которые сегодня стоят перед университетами в связи с ростом взаимного влияния цифровых технологий, экономики и образования.
Образовательный хай-тек: угроза вузам или новая возможность?
В годы пандемии быстро и бурно расцвел рынок онлайн-образования. Соответственно, период стремительного роста начался и для EdTech-компаний. Способны ли они вытеснить с рынка традиционные университеты или, напротив, помогут обеспечить повышение качества обучения, обсуждалось на семинаре Института образования ВШЭ.
IOE Ramps up R&D Partnership with Kazakhstan
The HSE Institute of Education and Abai Kazakh National Pedagogical University have recently entered into a cooperation to advance research and development across an array of domains in education.
Казахстанскому образованию добавят российского опыта
Навыки чтения детей на казахском языке можно будет измерить с помощью нового инструмента, а авторы новаторских идей в образовании получат поддержку по российской модели. Это – лишь часть новых возможностей, которые появятся у системы образования Казахстана благодаря договору, который заключили Вышка и Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Научные сотрудники Инобра возглавят пять проектов в соседней стране: это и исследования, и передача опыта, обкатанного в российских условиях.
Стресс, мотивация, эффективность обучения: как оценивать цифровую образовательную среду
11 марта Институт образования НИУ ВШЭ совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и РАНХиГС провел первое мероприятие в рамках нового научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании». Вебинар «Оценка цифровой образовательной среды университета» привлек внимание более 120 участников из Казани, Петербурга, Краснодара, Владивостока, Орла, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Кирова, Беларуси и Израиля.
Школы не готовы платить
Весной посещаемость образовательных платформ в России выросла на тысячи процентов. Ресурсы, которые вчера были интересны только самым продвинутым, на удаленке оказались нужны всем. Рынок попытался этим воспользоваться: большинство крупных EdTech-игроков сделали свои ресурсы бесплатными, чтобы привлечь как можно больше пользователей. Удастся ли их удержать – эксперты спорили еще весной. Теперь можно подводить итоги. Научные сотрудники Лаборатории цифровой трансформации образования Инобра Никита Кожевников и Иван Карлов изучили, как росла и падала популярность основных платформ на протяжении 2020 года.
Свет мой, зеркальце, скажи
Инобр и Казахский национальный педуниверситет имени Абая подвели итоги второго года работы «зеркальных лабораторий». Своего рода эксперимент на постсоветском пространстве: российские эксперты помогают казахским коллегам обследовать образовательную систему. Готовят исследования в соавторстве, но основной акцент – на решения для практики. Большая часть проектов 2020-го была связана с высшим образованием.
Россия ждет лучшей «цифры»
Российской школе нужны более продвинутые цифровые решения, чем те, которые ей доступны. Об этом заявили исследователи Инобра на Международном форуме по искусственному интеллекту и будущему образования, который прошел под эгидой ЮНЕСКО. Исак Фрумин и Иван Карлов представили на нем результаты исследований, которые проводила Лаборатория цифровой трансформации образования.
Оценить «масштаб бедствия»
Как начинать новый учебный год в младшей школе — обсудят эксперты образовательной сферы, учителя и родители. 13 и 14 августа пройдет всероссийское совещание «Августовка Учи.ру», на котором выступят специалисты Инобра ВШЭ и других профильных организаций, победители педагогических конкурсов. Обсудят последствия пандемии для школы, рекомендации Роспотребнадзора, перспективы дистанта в новом учебном году. Одной из главных тем станет адаптация школьников после каникул и ликвидация пробелов в их знаниях. Все желающие могут присоединиться к участию в совещании — оно пройдет онлайн.
Особенности национальной «цифры»
Российские учителя могут использовать массу цифровых ресурсов, многие даже не догадываются о таком богатстве выбора. Эксперты Инобра собрали навигатор для педагога, в котором дают советы, как использовать ту или иную платформу.
Вузы сдали «стресс-тест»
Высшее образование справилось с крупнейшим вызовом за последние десятилетия. Подавляющему большинству вузов удалось перестроить свою работу так, чтобы студенты могли учиться во время пандемии. Но нужно учесть ряд уроков и развивать комбинированную модель обучения: опыт форс-мажора показал, что она может быть более эффективной. К такому выводу пришли экспертные группы из 13 университетов – на Общественном совете Минобрнауки был представлен их доклад «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». Важную роль в его подготовке сыграли сотрудники Инобра – Олег Лешуков, Иван Карлов, Александр Клягин, Иван Груздев, Евгений Терентьев.
«Цифре» в школе поставят оценку
Исследователи Института образования ВШЭ предложили список критериев – как оценивать цифровизацию школы. Он был представлен на конференции экспертов, которую провели ученые Вышки вместе с Комиссией по развитию образования и науки Общественной Палаты РФ, модератор – заместитель председателя Комиссии Александр Русаков. Пока в списке семь пунктов, но возможно, к ним удастся добавить еще три. По заданию государства Инобр разрабатывает «профильный» мониторинг: первые школы в десяти регионах России (их список сейчас составляет Минпрос) пройдут его уже в ближайшие месяцы.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
В Институте образования ВШЭ обсудили цифровизацию образования
15 ноября в Институте образования Национального исследовательскогоуниверситета «Высшая школа экономики» прошел экспертный семинар «Цифровизация образования: будущие вызовы для политики и права». Семинар был организован Центром образовательного права Института образования.