Аристова Валентина Николаевна
- Доцент:Школа иностранных языков
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Образование, учёные степени
- 2011Кандидат филологических наук: Воронежский государственный университет, специальность 10.02.05 «Романские языки»
- 2011
Аспирантура: Воронежский государственный педагогический университет, специальность «10.02.05 Романские языки»
- 2005
Специалитет: Воронежский государственный педагогический университет, специальность «Иностранный язык»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Дополнительное образование
"Русский язык как иностранный". Воронежский государственный университет. Сертификат преподавателя русского языка как иностранного (год окончания - 2008).
Повышение квалификации
- Курс повышения квалификации по программе «Организация учебного процесса в иноязычном образовании: планирование и контроль достижения образовательных результатов». 19.02.18-06.03.18 ФГАОУ ДПО АПК и ППРО. Свидетельство: 72 часа
- Assises universitaires du français "L'enseignement du français à des étudiants débutants". Организаторы: Посольство Франции в РФ, Французский Институт в России, РАНХиГС при президенте РФ. 9.10.17-11.10.17. Москва, РФ. Сертификат: 18 ак.часов.
- Assises universitaires du français "Les dimensions culturelles de l'enseignement - apprentissage du français en Russie". Организатор: Посольство Франции в РФ. 03.10.2016-05.10.2016. Москва, РФ. Сертификат: 28 ак.часов.
- Курс по подготовке преподавателей-экзаменаторов устных и письменных экзаменов DELF-DALF. Организатор: Посольство Франции в РФ. 7.09.2015-11.09.2015. Москва, РФ. Сертификат экзаменатора DELF DALF (уровни A1-C2).
- Курс повышения квалификации по программе "Новое в исследовании языка и методике его преподавания". Организатор: МГИМО (У) МИД РФ. 24.04.2015 – 25.04.2015. Москва, РФ. Сертификат: 30 ак. часов.
- Методический семинар издательского дома Hachette "Totem: la nouvelle méthode vidéo pour les grands adolescents et adultes". Организатор: издательский дом "Hachette". 19.05.2014. Москва, РФ. Сертификат.
- Курс повышения квалификации "Основы организации и проведения учбных курсов в системе LMS eFront". Организатор: ЦПК НИУ ВШЭ. 18.11.2013-6.12.2013. Москва, РФ. Сертификат: 24 ак.часа.
- Международный научно-методический семинар "Академическая мобильность (Assises universitaires du français)". Организаторы: Посольство франции в РФ, МГОУ. 6.11.2013-8.11.2013. Москва, РФ. Сертификат: 24 ак.часа.
- Методический семинар издательства "Дидье": "Новое в преподавании французского языка". Организоторы: Посольство Франции в РФ, Французский институт в России (Institut français de Russie). 3.06.2013. Москва, РФ. Сертификат.
- Séminaire de formation, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет. 13.03.2013 - 15.03.2013. Организатор: Посольство Франции в РФ. Свидетельство: 12 ак.час.
- Международный научно-методический семинар "Le français à visée professionnelle" ("Assises du français universitaire"), Москва, РУДН, 7.11.12-9.11.12. Организаторы: Посольство Франции в РФ, РУДН. Свидетельство 24 ак.час.
- Курс по подготовке преподавателей-экзаменаторов устных и письменных экзаменов DELF-DALF. Организатор: Посольство Франции в РФ. 27.01.2012-02.03.2012. Москва, РФ. Сертификат экзаменатора DELF DALF (уровни A1, A2, B1, B2, C1).
- ХХI Всероссийский Семинар преподавателей французского языка "Франция, Франкофония и Руссофония сегодня: преподавание иностранных языков в контексте плюрилингвизма и межкультурной коммуникации". Организаторы: Ассоциация преподавателей практиков французского языка, Посольство Франции в РФ. 29.01.2012-04.02.2012. Ивантеевка, РФ. Сертификат 72 ак.часа.
- Международный научно-методический семинар "Le système éducatif français" ("Journées pédagogiques à l’Ambassade de France"). Организатор - Посольство Франции в РФ. 18.11.2011. Москва, РФ. Сертификат.
Стажировки
- Научная лингвистическая стажировка в Еврейском университете в Иерусалиме (Иерусалим, Израиль). 22.06.2015 - 19.07.2015.
- Научно-методическая лингвистическая стажировка в университетах Франции и Германии. Гейдельбергский университет (Гейдельберг, Германия), Сорбонна (Париж, Франция). 23.06.2014-31.07.2014. Сертификат: 100 ак.часов.
- Языковая стажировка: Университет Ренн 2 (Франция, январь 2004 - июнь 2004).

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2014-2015)
Категория "Новые преподаватели" (2012-2013)
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Макеева Е. К. «Лингвистические средства популяризации здорового образа жизни во Франции в 21 веке (на материале публицистических текстов)». Школа иностранных языков, 2020
Леонтьева Д. С. «Адаптация юмористического текста при переводе с французского языка на русский (на материале французского кинематографического дискурса XXI века)». Школа иностранных языков, 2020
Терчанян М. К. «Стилистические и прагматические особенности заголовков научно-популярных текстов (на материале французской прессы)». Школа иностранных языков, 2019
Ву Т. -. «Лексико-семантические и прагматические особенности функционирования англо-американских заимствований в современной французской прессе». Школа иностранных языков, 2019
- Магистратура
Виноградова Л. Н. «Особенности ассимиляции французских заимствований в английском, испанском и русском языках (на материале современных художественных произведений)». Школа иностранных языков, 2017
Тимофеева И. Н. «Языковая репрезентация концепта "femme" в художественной картине мира Мари Ндьяй». Школа иностранных языков, 2017
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- История и культура стран второго иностранного языка (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- История и культура стран второго иностранного языка (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Практический курс второго иностранного языка (французский язык) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно - исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков)Рус
- Практический курс второго иностранного языка (французский язык) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Практический курс второго иностранного языка (французский язык) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Практический курс второго иностранного языка (французский язык) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Иностранный язык (2): лингвострановедение (французский) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Иностранный язык (2): Профессиональное общение (французский) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Французский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Конференции
- 2017XI Конвент РАМИ «Диалектика империи: революция vs преемственность» (Москва). Доклад: Юмор как способ манипуляции общественным сознанием в современной Франции (на материале сатирической прессы)
- III Международная научно-практическая конференция "Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика" (Москва). Доклад: «Французские сатирические издания “Charlie Hebdo” и “Le Canard Enchaîné” как инструмент воздействия на общественное сознание».
- 2016Ежегодный межвузовский научно-практический семинар «Французский язык: теория и практика обучения» (Москва). Доклад: Современные подходы к обучению французскому языку как иностранному в Германии и Израиле
- The Society for French Studies 57th Annual Conference University of Glasgow (Глазго). Доклад: Qui, comment et de quoi fait rire la presse française: moyens linguistiques de la représentation du comique dans le «Charlie Hebdo» et «le Canard Enchaîné»
- II Международная научно-практическая конференция «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика» (Москва). Доклад: Лингвистические средства выражения комического в современной французской литературе (на материале романов Ф. Ген, С. Беншетри, Г. Делакур)
- 2015Международная научно-практическая конференция "Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания" (Москва). Доклад: Языковые средства создания комического образа политиков в современной французской сатирической прессе
- 2014Перевод как средство взаимодействия культур (Краков). Доклад: Культурно-антропологический аспект обучения иностранному языку: опыт преподавания французского языка в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»
- Ежегодный межвузовский научно-практический семинар "Французский язык: теория и практика обучения". Условия и способы повышения мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. (Москва). Доклад: "iГаджеты на занятии по французскому языку в вузе: модно или необходимо?"
- 2013Ежегодная международная Конференция «Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе» (Москва). Доклад: Фильм как инструмент развития толерантности на занятиях по французскому языку
- Герценовские чтения. Иностранные языки (Санкт-Петербург). Доклад: Французское вербальное поведение в стандартных коммуникативных сферах
- Ежегодный межвузовский научно-практический семинар "Французский язык: теория и практика обучения. Французский язык в вузе: содержание, формы и методы обучения, адаптация к общеевропейским требованиям". (Москва). Доклад: Основное содержание и критерии оценивания международных экзаменов DELF-DALF
- Человек и его язык (Санкт-Петербург). Доклад: Инвективная лексика как средство формирования образа человека в произведении Л.Ф. Селина "Voyage au bout de la nuit"
- Магия ИННО: Новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников (Москва). Доклад: Интернет-планшет как средство обучения иностранному языку (на примере занятий по французскому языку на исторических факультетах)
- Ежегодный межвузовский научно-практический семинар "Французский язык: теория и практика обучения. Французский язык в вузе: новые стандарты и технологии" (Москва). Доклад: Стандартизированный контроль и альтернативные формы контроля уровня развития лингвистических компетенций в системе языкового образования.
Публикации25
- Статья Аристова В. Н. Французские еженедельники «Charlie Hebdo» и «le Canard Enchaîné»: лингвистические средства создания комического, тематическое поле и целевая аудитория // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2019. Т. 16. № 1. С. 4-19. doi
- Книга Аристова В. Н., Жукова Н. В. Roman français du XXe siècle: lire et s’exercer: учеб. пособие. М. : Издательский дом "Неолит", 2016.
- Статья Аристова В. Н. Вербализация комического во французской литературе начала XXI века (на примере романов F. Guène, S. Benchetrit, G. Délancourt) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3. С. 75-85.
- Статья Аристова В. Н. Лингвистические средства создания образов политиков в современной французской сатирической прессе // Филология и человек. 2016. № 4. С. 78-86.
- Статья Аристова В. Н. Французская инвективная лексика и проблема ее классификации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Т. 14. № 1. С. 86-94.
- Статья Aristova V. "Notre premier sujet c'est la politique": Charlie Hebdo and Contemporary French Politics // French Studies Bulletin. 2014. No. 35 (133). P. 85-88. doi
- Глава книги Аристова В. Н. iPad как средство обучения иностранному языку (на примере занятий по французскому языку на исторических факультетах) // В кн.: Филологические науки в МГИМО: Сборник научных трудов Вып. 53 (68). М. : МГИМО-Университет, 2014. С. 82-90.
- Статья Аристова В. Н. Вербальные расистские оскорбления в современном французском обществе // Филология и человек. 2014. № 1. С. 74-83.
- Глава книги Николаева И. В., Аристова В. Н. Культурно-антропологический аспект обучения иностранному языку: опыт преподавания французского языка в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» // В кн.: Перевод как средство взаимодействия культур: Материалы международной научной конференции. М. : Издательство Московского университета, 2014. С. 328-340.
- Книга Nikolayeva I. V., Aristova V. Panorama de la France actuelle: учебное пособие по лингвострановедению. M. : Tezaurus, 2013.
- Книга Aristova V. Précis d'histoire de France: учебное пособие по истории Франции. M. : Tezaurus, 2013.
- Глава книги Аристова В. Н. Инвективная лексика как средство формирования образа человека в произведении Л.-Ф. Селина "Voyage au bout de la nuit" // В кн.: Человек и его язык: материалы юбилейной XVI Международной конференции научной Школы-семинара имени профессора Л.М. Скрелиной. СПб. : Издательско-Торговый Дом "Скифия", 2013. С. 107-112.
- Глава книги Аристова В. Н. Обучение коммуникативному поведению на занятиях по французскому языку на неязыковых факультетах вузов // В кн.: Феномен человека. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования. Подольск : Ваш Домъ, 2013. С. 22-27.
- Глава книги Аристова В. Н. Фильм как инструмент развития толерантности на занятиях по французскому языку // В кн.: Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, Москва, РУДН, 19-20 апреля 2013 года. М. : Издательство РУДН, 2013. С. 19-24.
- Глава книги Аристова В. Н. Французское вербальное поведение в стандартных коммуникативных сферах // В кн.: Герценовские чтения. Иностранные языки. 2013. СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. С. 125-126.
- Глава книги Аристова В. Н. Инвективная лексика: проблема ее интерпретации во французской филологии // В кн.: Французский язык: теория и практика. Выпуск 2 / Сост.: И. В. Николаева, И. Ю. Бартенева; под общ. ред.: Т. А. Полякова. Вып. 2. М. : Спутник+, 2012. С. 5-11.
- Глава книги Аристова В. Н. Конфликтогенный потенциал инвективной лексики на примере французских рече-бытовых ситуаций // В кн.: Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, Москва, РУДН, 10-12 апреля 2012 года. М. : Российский университет дружбы народов, 2012. С. 31-35.
- Глава книги Аристова В. Н. Лексические способы создания инвективного эффекта в произведении Л.-Ф. Селина "Voyage au bout de la nuit" // В кн.: Актуальні проблеми філології, американські та британські студії / Ed. by А. Гудманян, О. Шостак. Kiev : -, 2012. С. 3-12.
- Глава книги Aristova V. Лексичні способи створення інвективного ефекту у творі Л.-Ф. Селіна «Voyage au bout de la nuit», in: Гуманітарна освіта в технічних вищих навчальних закладах / Отв. ред.: А. Гудманян. Issue 26. Kiev : Університет «Україна», 2012. P. 7-17.
- Книга Аристова В. Н., Бессалов А. Ю. Между логикой и экспрессией: каузальные отношения и инвективная лексика во французском языке. Калуга : АНО ВПО "МГИ", 2012.
- Статья Аристова В. Н. Французская инвективная лексика в речевой конфликтной коммуникации // Молодой ученый. 2012. Т. 1. № 8. С. 172-177.
- Книга Аристова В. Н. Инвективная лексика во французском художественном дискурсе. Подольск : АНО ВПО "МОГИ", 2011.
- Глава книги Аристова В. Н. Функции французской инвективной лексики: от катартической до манипулятивной // В кн.: Современные тенденции в науке: новый взгляд сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. заоч. науч.-практ. конф. 29 ноября 2011 г.: в 9 частях, ч.9 Ч. 9. Тамбов : ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 9-12.
- Статья Аристова В. Н. Инвективная лексика в произведении Раффи Шар «Ma femme s’appelle Maurice» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 77-80.
- Статья Аристова В. Н. Вербализация коммуникативного конфликта в пьесе Раффи Шар «Ma femme s’appelle Maurice» // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. 2006. № 3. С. 274-278.
Опыт работы
2014 г. – по наст. время - Старший преподаватель кафедры французского языка Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ
2011 г. – 2014 г. - Преподаватель кафедры французского языка НИУ ВШЭ
2008 г. – 2009 г. - Преподавание русского языка как иностранного в лицее Беаль (Ланс, Франция)
2007 г. – 2011 г. - Референт – переводчик Центра международного сотрудничества Воронежского государственного педагогического университета
2006 г. – 2007 г. - Преподавание русского языка как иностранного в лицее и коллеже Гамбетта (Аррас, Франция)
2005 г. – 2006 г. - Преподавание французского языка на кафедре французского языка Воронежского государственного педагогического университета
«Никакой университет, кроме ВШЭ, не дает таких возможностей»
Интервью с Ириной Махаловой, выпускницей исторического факультета 2014 года, ныне студенткой университета имени Гумбольдта в Берлине
Праздник французского языка в ВШЭ
20 марта, в Международный день франкофонии, в Высшей школе экономики прошел праздник французского языка, организованный кафедрой французского языка НИУ ВШЭ и студенческим театром «Le Défi».