• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Современная культура стран второго иностранного языка

Направление: 45.04.02. Лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Иностранные языки и межкультурная коммуникация
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина представляет собой страноведческое продолжение основных курсов по вторым языкам (итальянскому, испанскому, немецкому). Владение предполагаемыми программой компетенциями позволит выпускнику - осуществлять неподготовленное общение с носителями языка по темам из области истории и культуры Германии/ Италии/ Испании; - делать сообщения по широкому кругу тем, касающихся как исторических событий, так и разных сфер культуры (театр, музыка, киноискусство, изобразительное искусство), а также традиций, обычаев, реалий. - понимать содержание текстов, затрагивающих проблемы общественно-исторического и культурного развития Германии/ Италии/ Испании. Одновременно с основным курсом изучается онлайн курс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью Программы «Культура стран романо-германского ореола» является формирование как общекультурных компетенций (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)), так и коммуникативной компетенцией и ее составляющей - социокультурной компетенцией, в основе которой лежит совокупность знаний о реалиях страны изучаемого языка и национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - владеет информацией об основных исторических личностях XIX-XX вв.
  • - владеет общей информацией о германских племенах в начале нашего летоисчисления - умеет рассказать о противостоянии германских племен римлянам, битве в Тевтобургском лесу, о влиянии римлян на германцев - знает об образовании Франкской империи и начале становления немецкой нации - знает о роли франкского короля Карла Великого. основных - умеет назвать причины распада Франкской империи в эпоху правления потомков Карла Великого
  • - владеет общей информацией о ранних поселениях Иберийского полуострова
  • - знает о борьбе центральной власти (короля) с местничеством (князья, духовенство) - умеет рассказать о зарождении рыцарства, знает его позитивную и негативную роль в немецкой истории - знает о крестовых походах 11-13 вв., умеет назвать их причины и следствия - владеет информацией о городских ремесленных цехах и торговых гильдиях - Handwerkerzünfte und Kaufleutegilden. Die Hanse
  • - знает о внутриполитических проблемах объединенной Германии
  • - знает об особенностях отношений между ГДР и ФРГ в период с 1949 по 1989
  • - знает основные события 50-летней истории ФРГ
  • - знает основные события истории ГДР с момента основания до 1989 г.
  • - знает основные этапы развития немецкого театра - современная театральная сцена - современные фестивали - современная музыкальная культура
  • - знает особенности периода индустриализации Германии - умеет рассказать о начале рабочего движения в Германии - умеет проанализировать позицию К. Маркса в отношении рабочего вопроса - рассказывает о рабочих союзах и профсоюзах как основы рабочих партий в Германии - знает принципы основания первых рабочих партий Лассаля и Бебеля. - владеет информацией о основании и развитии партии СДПГ
  • - знает особенности предреволюционной ситуации в Германии во второй половине 19 в. - умеет рассказать о Берлине - как центре революционного движения в 1848 г. - знает особенности международной ситуации в середине 50 гг.19 века. - знает основные моменты образования империи в период правления Отто фон Бисмарка в 1871 г. - умеет описать внутреннюю и внешнюю политику Бисмарка
  • - знает особенности развития Европы в начале 20 в - умеет рассказать о борьбе держав за раздел мира - владеет информацией о кризисе на Балканах - умеет описать повод, начало, протекание войны - умеет рассказать о Версальском мирном договоре 28.07.1919
  • - знает понятие и суть абсолютизма как государственного строя - умеет рассказать об эпохе раздробленности Германии - владеет информацией о Бранденбург-Пруссии - зарождение и рассвет немецкого княжества (1640-1688) - знает понятие и основные черты эпохи Просвещения в Германии - знает особенности становления Пруссии как великой империи в период правления Фридриха Великого
  • - знает суть национал-социализма, его основных идей - умеет рассказать о приходе Гитлера к власти - знает подробности фашистской агрессии периода до 1939 (интервенция в Испании, присоединение Австрии, Мюнхенское соглашение, захват Чехословакии) - умеет описать основные моменты нападения фашистской Германии на Советский Союз - знает об основных сражениях Второй мировой войны и о падении третьего рейха
  • - повторение материала по теме
  • - умеет изложить суть понятия «Федерализм в области культуры» - умеет рассказать об особенностях политической координации деятельности федерации в области культурной политики (госминистр по делам культуры) - знает о федеральном фонде культуры и его функциях
  • - умеет описать значение объединения Германии в аспекте международных отношений
  • - умеет описать ситуацию в Германии осенью 1918 г. - знает основные факты о матросском бунте в Германии - умеет назвать причины падения немецкой империи и его последствия
  • - умеет описать события, предшествующие объединению Германии
  • - умеет охарактеризовать периоды гуманизма и Ренессанса в Германии - знает понятие Реформации - умеет рассказать о деятельности Мартина Лютера - знает причины крестьянской войны 1525, ее основные моменты и последствия - владеет информацией о причинах 30-летней войны, ее основных моментах и последствиях
  • - умеет рассказать о завоевании полуострова римлянами и распаде Западной Римской империи
  • - умеет рассказать о наиболее значимых праздниках Германии  Рождество  Пасха  Карнавал  Октоберфест
  • - умеет рассказать о новых тенденциях в литературе после 1945 до настоящего времени - знает особенности - Zwischen Sozialkritik und Konkreter Poesie. - Die 68-er Jahre. - Die Literatur in der BRD. - Neue Tendenzen. - Literaturpreise. - Buchmesse.
  • - умеет рассказать о новых тенденциях в области изобразительного искусства после 1945 до настоящего времени (новое германское чудо) - современные деятели культуры
  • - умеет рассказать о решении антигитлеровской коалиции - умеет сообщить о Потсдамской конференции, ее постановлениях в отношении оккупационных зон и путях их исполнения - описывает возникновение ГДР и ФРГ.
  • - умеет рассказать о федеральных землях  географическое положение, площадь, население  история  герб  современная ситуация  столица, крупные города и их достопримечательности
  • - умеет рассказать об основании национального собрания в 1919. - знает о принятии конституции Веймарской республики - может назвать причины путча и его последствия - знает о причинах экономического кризиса 1929. - умеет описать причины падения Веймарской республики
  • - умеет рассказывать о географическом положении Германии и ее ландшафтных зонах - знает особенности климата
  • -владеет информацией об основных исторических деятелях периода гражданской войны в Испании
  • -владеет информацией об основных исторических деятелях периода Испанской империи
  • -владеет информацией об основных исторических личностях XVIII-XIX вв.
  • -владеет информацией об основных исторических личностях данного периода
  • -владеет информацией об основных исторических личностях середины XX - начала XXI вв.
  • -владеет информацией об основных этапах исламского влияния на территории Испании
  • -знает о принятии христианства в Испании
  • -знает основные государственные праздники Испании -умеет описать актуальную демографическую ситуацию в Испании -владеет информацией о системе образования Испании
  • -знает основные отрасли производства Испании -умеет описать современное состояние экономики Испании -владеет информацией о новейших отраслях экономики и стратегиях устойчивого развития
  • -знает основные периоды развития изобразительного искусства Испании -умеет описать характерные черты каждого периода -владеет информацией про важнейших представителей каждой эпохи
  • -знает основные периоды развития литературы Испании -умеет описать характерные черты каждого периода -владеет информацией про важнейших представителей каждой эпохи
  • -знает основные периоды развития музыки и театра Испании -умеет описать характерные черты каждого периода -владеет информацией про важнейших представителей каждой эпохи
  • -знает основные причины распада колониальной империи
  • -знает основные тенденции в современном немецком киноискусстве - умеет рассказать о киноискусстве в ГДР - умеет описать современные тенденции в немецком кино - умеет рассказать о современных кинофестивалях
  • -знает основные факторы и этапы формирования Испанской империи
  • -знает основные факторы, способствующие развитию городов и формированию регионов Испании в XII-XV веках
  • -знает основных представителей исламских династий
  • -знает причины и итоги гражданской войны в Испании
  • -знает причины падения режима Франко
  • -знает причины экономического роста и демографических изменений
  • -умеет объяснить разделение властей в Испании -знает основные политические партии Испании -владеет информацией о выборной системе
  • -умеет объяснить суть главных реформ середины XX - начала XXI вв.
  • -умеет объяснить цель и результат реформ XVIII-XIX вв.
  • -умеет описать основные этапы гражданской войны
  • -умеет описать основные этапы индустриализации
  • -умеет описать политическое и социальное устройство королевство Кастилия
  • -умеет описать территориальные границы Испанской империи
  • владеет информацией о городских ремесленных цехах и торговых гильдиях
  • владеет общей информацией о германских племенах в начале нашего летоисчисления
  • знает о борьбе центральной власти (короля) с местничеством (князья, духовенство)
  • знает о роли франкского короля Карла Великого. основных
  • знает об образовании Франкской империи и начале становления немецкой нации
  • знает основные события 50-летней истории ФРГ
  • знает особенности климата
  • знает особенности периода индустриализации Германии и умеет рассказать о начале рабочего движения в Германии
  • знает особенности предреволюционной ситуации в Германии во второй половине 19 в.
  • знает особенности развития Европы в начале 20 в и умеет рассказать о борьбе держав за раздел мира
  • знает понятие и суть абсолютизма как государственного строя и умеет рассказать об эпохе раздробленности Германии
  • знает суть национал-социализма, его основных идей и умеет рассказать о приходе Гитлера к власти
  • умеет назвать причины распада Франкской империи в эпоху правления потомков Карла Великого
  • умеет описать ситуацию в Германии осенью 1918 г. и знает основные факты о матросском бунте в Германии
  • умеет описать события, предшествующие объединению Германии
  • умеет охарактеризовать периоды гуманизма и Ренессанса в Германии
  • умеет рассказать о Берлине - как центре революционного движения в 1848 г.
  • умеет рассказать о зарождении рыцарства, знает его позитивную и негативную роль в немецкой истории
  • умеет рассказать о противостоянии германских племен римлянам, битве в Тевтобургском лесу, о влиянии римлян на германцев
  • умеет рассказать о решении антигитлеровской коалиции и умеет сообщить о Потсдамской конференции, ее постановлениях в отношении оккупационных зон и путях их исполнения
  • умеет рассказать о федеральных землях  географическое положение, площадь, население  история  герб  современная ситуация  столица, крупные города и их достопримечательности
  • умеет рассказать об основании национального собрания в 1919 и знает о принятии конституции Веймарской республики
  • умеет рассказывать о географическом положении Германии и ее ландшафтных зонах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Испания в древности
  • Тема 3 Рождение Кастилии
  • 20-21 centuries. The UK as part of the world
  • Тема 2 Исламские завоеватели
  • Тема 4 Испанская империя
  • Тема 5 Конец колониальной империи
  • Тема 6 Испания в конце XIX – начале XX века.
  • Тема 7 Гражданская война и ее последствия
  • Тема 8 Современная Испания
  • Тема 9 Политика
  • Тема 10 Экономика
  • Тема 11 Общество
  • Тема 12 Литература
  • Тема 13 Изобразительное искусство
  • Тема 14 Музыка и театр
  • Тема 15 Повторение
  • История Германии
  • Einleitung
  • Раздел 1 История Германии
  • Раздел 2 Культура Германии
  • 1) Человек и современное общество.
  • Человек в культурно-историческом контексте
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Оценка за экзамен в ходе промежуточной и итоговой аттестации рассчитывается по формуле О экз = 0,4*О текст+ 0,4*Отема + 0,2*Одиалог где О текст – оценка за работу с письменным текстом: пересказ, реферирование и пр. в зависимости от этапа обучения; Отема – оценка за монологическое высказывание на предложенную тему (в соответствии с программой обучения); Одиалог – оценка за владение навыками монологической и диалогической неподготовленной речи (беседа с экзаменатором/ами); Студентам, изучающим дисциплину по индивидуальному учебному плану (ИУП), оценка за промежуточную/итоговую аттестацию выставляется по общему правилу.
  • неблокирующий Контроль понимания устной речи (аудирование)
    Элементы контроля в форме тестов оцениваются в соответствии с объёмом правильно выполненных заданий. 10 - 96-100% 9 - 91-95% 8 - 86-90% 7 - 78-85% 6 - 71-77% 5 - 61-70% 4 - 51-60% 3 - 36-50% 2 - 21-35% 1 - 1-20% 0 - 0% Все элементы контроля оцениваются в 10 баллов.
  • неблокирующий Контроль понимания письменной речи (чтение)
  • неблокирующий Контрольная работа
    Лексико-грамматические работы курса, а также итоговая контрольная работа, которая проводится в устной форме и включает следующие задания:1) Чтение на французском языке с последующим частичным переводом аутентичного публицистического текста (объем до 1500 п.з.): проверяется общее/детальное понимание аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале 2) Постановка 3-х вопросов по проблематике текста: • Извлечение информации и её классификация в соответствии с вопросами «кто? что? где? когда? как?» + «почему? с какой целью?». • Запрос информации с использованием соответствующих грамматических конструкций; 3) Изложение содержания текста с последующим выражением своего отношения к событиям, предметам, людям: • Структурированное высказывание – рассказ/описание, отвечающее на вопросы «кто? что? где? когда? как?» + «почему? с какой целью?» без концентрации внимания на деталях; • Высказывание своего отношения к событиям, предметам, людям, используя минимум деталей; 4) Сообщение с элементами рассуждения на одну из тем, входящих в программу обучения: • Монологическое высказывание с элементами рассуждения с целью информирования, описания. 5) Беседа с преподавателем: диалогическое общение в рамках знакомой темы, предполагающее умение рассказывать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи, отвечая на вопросы «кто? что? где? когда? как?» + «почему? с какой целью?». Возможно использование Smart LMS
  • неблокирующий Контроль устной речи
    Устный контроль по теме представлен в следующих формах: монологи и диалоги по теме, пересказ текста, дискуссия. Результирующая оценка рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок за каждую тему), поделённая на их количество.
  • неблокирующий Контроль письменной речи
    Проверочные работы могут проводиться в следующих формах: словарный диктант, письмо личного характера, сочинение на предложенную тему и др. Результирующая оценка рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок за каждую тему), поделённая на их количество.Возможно использование Smart LMS
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.1 * Контроль устной речи + 0.1 * Контроль понимания письменной речи (чтение) + 0.1 * Контроль понимания устной речи (аудирование) + 0.1 * Контроль письменной речи + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Britain in Close-Up : an in-depth study of contemporary Britain, NEW EDITION, now with website addresses, 208 p., McDowall, D., 2006
  • Das Parteiensystem der Bundesrepublik Deutschland, Alemann von, U., 2001
  • Das politische System der Bundesrepublik Deutschland, Rudzio, W., 1996
  • Deutschland : Kurz und bunding: учеб. пособие, Епихина, Н. М., 2000
  • Deutschland-TrendBuch : Fakten und Orientierungen, , 2001
  • Die Industrialisierung in Deutschland 1800 bis 1914, Henning, F.- W., 1995
  • Familienleben in Deutschland : neue Bilder aus der deutschen Vergangenheit, Beuys, B., 1980
  • Tatsachen uber Deutschland, , 1998
  • Tatsachen uber Deutschland, , 2000
  • The Oxford illustrated history of Britain, , 2009
  • Акопян, В. З.  История стран Западной Европы в 2 ч. Часть 2. Франция. Испания : учебник для академического бакалавриата / В. З. Акопян, В. В. Зюзин, Г. Ю. Лебедев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10019-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429138 (дата обращения: 28.08.2023).
  • История Испании. Т.1: С древнейших времен до конца XVII века, Астахов, М. А., 2012
  • История Испании. Т.2: От войны за испанское наследство до начала XXI века, , 2014
  • Исхакова, О. Д.  История Франции : учебник для вузов / О. Д. Исхакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07599-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471832 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Французский язык. А2 - В1 : учеб. пособие для академического бакалавриата, Бартенева, И. Ю., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Atlas cronologico de la historia de Espana, , 2008
  • Historia de Espana, , 2003
  • Historia de Espana. Vol.1: Hispania antigua, , 2009
  • Historia de la literatura espanola. T.1: ., , 1963
  • Historia de la literatura espanola. T.2: ., , 1963
  • Historia de la literatura espanola. T.3: ., , 1963
  • Historia del arte de Espana e Hispanoamerica, Quesada Marco, S., 2005
  • José Carlos Mainer. (2016). Historia mínima de la literatura española. Madrid: Turner. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2217421
  • Literatura espanola contemporanea, Ocasar Ariza, J. L., 1997
  • Испания. Анфас и профиль / под ред. В.Л. Верникова. - М.: Весь Мир, 2007. - 480 с.: ISBN 978-5-7777-0384-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013151
  • История и культура Испании в занимательных сюжетах : учеб. пособие по испанскому языку, Эйдус, Б. Х., 2001
  • История Испании и Португалии, , 2002
  • Пискорский, В. К. История Испании и Португалии / В. К. Пискорский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-507-10203-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10356 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Политика Испании и ЕС в Средиземноморье в конце XX - начале XXI вв. : учебное пособие, Аникеева, Н. Е., 2014

Авторы

  • Лапшина Алена Андреевна
  • Аристова Валентина Николаевна
  • Бакулев Алексей Валентинович
  • Огородова Диана Олеговна
  • Сапожникова Анастасия Сергеевна
  • Еранова Наталья Анатольевна
  • Кошкина Елена Геннадьевна