Магистратура
2022/2023
Современная культура стран второго иностранного языка
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.04.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Акопова Анна Леонидовна,
Аристова Валентина Николаевна,
Еранова Наталья Анатольевна,
Лапшина Алена Андреевна
Прогр. обучения:
Иностранные языки и межкультурная коммуникация
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина представляет собой страноведческое продолжение основных курсов по вторым языкам (итальянскому, испанскому, немецкому). Владение предполагаемыми программой компетенциями позволит выпускнику - осуществлять неподготовленное общение с носителями языка по темам из области истории и культуры Германии/ Италии/ Испании; - делать сообщения по широкому кругу тем, касающихся как исторических событий, так и разных сфер культуры (театр, музыка, киноискусство, изобразительное искусство), а также традиций, обычаев, реалий. - понимать содержание текстов, затрагивающих проблемы общественно-исторического и культурного развития Германии/ Италии/ Испании. Одновременно с основным курсом изучается онлайн курс.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью Программы «Культура стран романо-германского ореола» является формирование как общекультурных компетенций (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)), так и коммуникативной компетенцией и ее составляющей - социокультурной компетенцией, в основе которой лежит совокупность знаний о реалиях страны изучаемого языка и национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка.
Планируемые результаты обучения
- - владеет информацией об основных исторических личностях XIX-XX вв.
- - владеет общей информацией о германских племенах в начале нашего летоисчисления - умеет рассказать о противостоянии германских племен римлянам, битве в Тевтобургском лесу, о влиянии римлян на германцев - знает об образовании Франкской империи и начале становления немецкой нации - знает о роли франкского короля Карла Великого. основных - умеет назвать причины распада Франкской империи в эпоху правления потомков Карла Великого
- - владеет общей информацией о ранних поселениях Иберийского полуострова
- - знает о борьбе центральной власти (короля) с местничеством (князья, духовенство) - умеет рассказать о зарождении рыцарства, знает его позитивную и негативную роль в немецкой истории - знает о крестовых походах 11-13 вв., умеет назвать их причины и следствия - владеет информацией о городских ремесленных цехах и торговых гильдиях - Handwerkerzünfte und Kaufleutegilden. Die Hanse
- - знает о внутриполитических проблемах объединенной Германии
- - знает об особенностях отношений между ГДР и ФРГ в период с 1949 по 1989
- - знает основные события 50-летней истории ФРГ
- - знает основные события истории ГДР с момента основания до 1989 г.
- - знает основные этапы развития немецкого театра - современная театральная сцена - современные фестивали - современная музыкальная культура
- - знает особенности периода индустриализации Германии - умеет рассказать о начале рабочего движения в Германии - умеет проанализировать позицию К. Маркса в отношении рабочего вопроса - рассказывает о рабочих союзах и профсоюзах как основы рабочих партий в Германии - знает принципы основания первых рабочих партий Лассаля и Бебеля. - владеет информацией о основании и развитии партии СДПГ
- - знает особенности предреволюционной ситуации в Германии во второй половине 19 в. - умеет рассказать о Берлине - как центре революционного движения в 1848 г. - знает особенности международной ситуации в середине 50 гг.19 века. - знает основные моменты образования империи в период правления Отто фон Бисмарка в 1871 г. - умеет описать внутреннюю и внешнюю политику Бисмарка
- - знает особенности развития Европы в начале 20 в - умеет рассказать о борьбе держав за раздел мира - владеет информацией о кризисе на Балканах - умеет описать повод, начало, протекание войны - умеет рассказать о Версальском мирном договоре 28.07.1919
- - знает понятие и суть абсолютизма как государственного строя - умеет рассказать об эпохе раздробленности Германии - владеет информацией о Бранденбург-Пруссии - зарождение и рассвет немецкого княжества (1640-1688) - знает понятие и основные черты эпохи Просвещения в Германии - знает особенности становления Пруссии как великой империи в период правления Фридриха Великого
- - знает суть национал-социализма, его основных идей - умеет рассказать о приходе Гитлера к власти - знает подробности фашистской агрессии периода до 1939 (интервенция в Испании, присоединение Австрии, Мюнхенское соглашение, захват Чехословакии) - умеет описать основные моменты нападения фашистской Германии на Советский Союз - знает об основных сражениях Второй мировой войны и о падении третьего рейха
- - повторение материала по теме
- - умеет изложить суть понятия «Федерализм в области культуры» - умеет рассказать об особенностях политической координации деятельности федерации в области культурной политики (госминистр по делам культуры) - знает о федеральном фонде культуры и его функциях
- - умеет описать значение объединения Германии в аспекте международных отношений
- - умеет описать ситуацию в Германии осенью 1918 г. - знает основные факты о матросском бунте в Германии - умеет назвать причины падения немецкой империи и его последствия
- - умеет описать события, предшествующие объединению Германии
- - умеет охарактеризовать периоды гуманизма и Ренессанса в Германии - знает понятие Реформации - умеет рассказать о деятельности Мартина Лютера - знает причины крестьянской войны 1525, ее основные моменты и последствия - владеет информацией о причинах 30-летней войны, ее основных моментах и последствиях
- - умеет рассказать о завоевании полуострова римлянами и распаде Западной Римской империи
- - умеет рассказать о наиболее значимых праздниках Германии Рождество Пасха Карнавал Октоберфест
- - умеет рассказать о новых тенденциях в литературе после 1945 до настоящего времени - знает особенности - Zwischen Sozialkritik und Konkreter Poesie. - Die 68-er Jahre. - Die Literatur in der BRD. - Neue Tendenzen. - Literaturpreise. - Buchmesse.
- - умеет рассказать о новых тенденциях в области изобразительного искусства после 1945 до настоящего времени (новое германское чудо) - современные деятели культуры
- - умеет рассказать о решении антигитлеровской коалиции - умеет сообщить о Потсдамской конференции, ее постановлениях в отношении оккупационных зон и путях их исполнения - описывает возникновение ГДР и ФРГ.
- - умеет рассказать о федеральных землях географическое положение, площадь, население история герб современная ситуация столица, крупные города и их достопримечательности
- - умеет рассказать об основании национального собрания в 1919. - знает о принятии конституции Веймарской республики - может назвать причины путча и его последствия - знает о причинах экономического кризиса 1929. - умеет описать причины падения Веймарской республики
- - умеет рассказывать о географическом положении Германии и ее ландшафтных зонах - знает особенности климата
- -владеет информацией об основных исторических деятелях периода гражданской войны в Испании
- -владеет информацией об основных исторических деятелях периода Испанской империи
- -владеет информацией об основных исторических личностях XVIII-XIX вв.
- -владеет информацией об основных исторических личностях данного периода
- -владеет информацией об основных исторических личностях середины XX - начала XXI вв.
- -владеет информацией об основных этапах исламского влияния на территории Испании
- -знает о принятии христианства в Испании
- -знает основные государственные праздники Испании -умеет описать актуальную демографическую ситуацию в Испании -владеет информацией о системе образования Испании
- -знает основные отрасли производства Испании -умеет описать современное состояние экономики Испании -владеет информацией о новейших отраслях экономики и стратегиях устойчивого развития
- -знает основные периоды развития изобразительного искусства Испании -умеет описать характерные черты каждого периода -владеет информацией про важнейших представителей каждой эпохи
- -знает основные периоды развития литературы Испании -умеет описать характерные черты каждого периода -владеет информацией про важнейших представителей каждой эпохи
- -знает основные периоды развития музыки и театра Испании -умеет описать характерные черты каждого периода -владеет информацией про важнейших представителей каждой эпохи
- -знает основные причины распада колониальной империи
- -знает основные тенденции в современном немецком киноискусстве - умеет рассказать о киноискусстве в ГДР - умеет описать современные тенденции в немецком кино - умеет рассказать о современных кинофестивалях
- -знает основные факторы и этапы формирования Испанской империи
- -знает основные факторы, способствующие развитию городов и формированию регионов Испании в XII-XV веках
- -знает основных представителей исламских династий
- -знает причины и итоги гражданской войны в Испании
- -знает причины падения режима Франко
- -знает причины экономического роста и демографических изменений
- -умеет объяснить разделение властей в Испании -знает основные политические партии Испании -владеет информацией о выборной системе
- -умеет объяснить суть главных реформ середины XX - начала XXI вв.
- -умеет объяснить цель и результат реформ XVIII-XIX вв.
- -умеет описать основные этапы гражданской войны
- -умеет описать основные этапы индустриализации
- -умеет описать политическое и социальное устройство королевство Кастилия
- -умеет описать территориальные границы Испанской империи
- владеет информацией о городских ремесленных цехах и торговых гильдиях
- владеет общей информацией о германских племенах в начале нашего летоисчисления
- знает о борьбе центральной власти (короля) с местничеством (князья, духовенство)
- знает о роли франкского короля Карла Великого. основных
- знает об образовании Франкской империи и начале становления немецкой нации
- знает основные события 50-летней истории ФРГ
- знает особенности климата
- знает особенности периода индустриализации Германии и умеет рассказать о начале рабочего движения в Германии
- знает особенности предреволюционной ситуации в Германии во второй половине 19 в.
- знает особенности развития Европы в начале 20 в и умеет рассказать о борьбе держав за раздел мира
- знает понятие и суть абсолютизма как государственного строя и умеет рассказать об эпохе раздробленности Германии
- знает суть национал-социализма, его основных идей и умеет рассказать о приходе Гитлера к власти
- умеет назвать причины распада Франкской империи в эпоху правления потомков Карла Великого
- умеет описать ситуацию в Германии осенью 1918 г. и знает основные факты о матросском бунте в Германии
- умеет описать события, предшествующие объединению Германии
- умеет охарактеризовать периоды гуманизма и Ренессанса в Германии
- умеет рассказать о Берлине - как центре революционного движения в 1848 г.
- умеет рассказать о зарождении рыцарства, знает его позитивную и негативную роль в немецкой истории
- умеет рассказать о противостоянии германских племен римлянам, битве в Тевтобургском лесу, о влиянии римлян на германцев
- умеет рассказать о решении антигитлеровской коалиции и умеет сообщить о Потсдамской конференции, ее постановлениях в отношении оккупационных зон и путях их исполнения
- умеет рассказать о федеральных землях географическое положение, площадь, население история герб современная ситуация столица, крупные города и их достопримечательности
- умеет рассказать об основании национального собрания в 1919 и знает о принятии конституции Веймарской республики
- умеет рассказывать о географическом положении Германии и ее ландшафтных зонах
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1 Испания в древности
- Тема 3 Рождение Кастилии
- 20-21 centuries. The UK as part of the world
- Тема 2 Исламские завоеватели
- Тема 4 Испанская империя
- Тема 5 Конец колониальной империи
- Тема 6 Испания в конце XIX – начале XX века.
- Тема 7 Гражданская война и ее последствия
- Тема 8 Современная Испания
- Тема 9 Политика
- Тема 10 Экономика
- Тема 11 Общество
- Тема 12 Литература
- Тема 13 Изобразительное искусство
- Тема 14 Музыка и театр
- Тема 15 Повторение
- История Германии
- Einleitung
- Раздел 1 История Германии
- Раздел 2 Культура Германии
- 1) Человек и современное общество.
- Человек в культурно-историческом контексте
Элементы контроля
- ЭкзаменОценка за экзамен в ходе промежуточной и итоговой аттестации рассчитывается по формуле О экз = 0,4*О текст+ 0,4*Отема + 0,2*Одиалог где О текст – оценка за работу с письменным текстом: пересказ, реферирование и пр. в зависимости от этапа обучения; Отема – оценка за монологическое высказывание на предложенную тему (в соответствии с программой обучения); Одиалог – оценка за владение навыками монологической и диалогической неподготовленной речи (беседа с экзаменатором/ами); Студентам, изучающим дисциплину по индивидуальному учебному плану (ИУП), оценка за промежуточную/итоговую аттестацию выставляется по общему правилу.
- Контроль понимания устной речи (аудирование)Элементы контроля в форме тестов оцениваются в соответствии с объёмом правильно выполненных заданий. 10 - 96-100% 9 - 91-95% 8 - 86-90% 7 - 78-85% 6 - 71-77% 5 - 61-70% 4 - 51-60% 3 - 36-50% 2 - 21-35% 1 - 1-20% 0 - 0% Все элементы контроля оцениваются в 10 баллов.
- Контроль понимания письменной речи (чтение)
- Контрольная работаЛексико-грамматические работы курса, а также итоговая контрольная работа, которая проводится в устной форме и включает следующие задания:1) Чтение на французском языке с последующим частичным переводом аутентичного публицистического текста (объем до 1500 п.з.): проверяется общее/детальное понимание аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале 2) Постановка 3-х вопросов по проблематике текста: • Извлечение информации и её классификация в соответствии с вопросами «кто? что? где? когда? как?» + «почему? с какой целью?». • Запрос информации с использованием соответствующих грамматических конструкций; 3) Изложение содержания текста с последующим выражением своего отношения к событиям, предметам, людям: • Структурированное высказывание – рассказ/описание, отвечающее на вопросы «кто? что? где? когда? как?» + «почему? с какой целью?» без концентрации внимания на деталях; • Высказывание своего отношения к событиям, предметам, людям, используя минимум деталей; 4) Сообщение с элементами рассуждения на одну из тем, входящих в программу обучения: • Монологическое высказывание с элементами рассуждения с целью информирования, описания. 5) Беседа с преподавателем: диалогическое общение в рамках знакомой темы, предполагающее умение рассказывать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи, отвечая на вопросы «кто? что? где? когда? как?» + «почему? с какой целью?». Возможно использование Smart LMS
- Контроль устной речиУстный контроль по теме представлен в следующих формах: монологи и диалоги по теме, пересказ текста, дискуссия. Результирующая оценка рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок за каждую тему), поделённая на их количество.
- Контроль письменной речиПроверочные работы могут проводиться в следующих формах: словарный диктант, письмо личного характера, сочинение на предложенную тему и др. Результирующая оценка рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок за каждую тему), поделённая на их количество.Возможно использование Smart LMS
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.4 * Экзамен + 0.1 * Контроль устной речи + 0.1 * Контроль понимания письменной речи (чтение) + 0.1 * Контроль понимания устной речи (аудирование) + 0.1 * Контроль письменной речи + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Britain in Close-Up : an in-depth study of contemporary Britain, NEW EDITION, now with website addresses, 208 p., McDowall, D., 2006
- Das Parteiensystem der Bundesrepublik Deutschland, Alemann von, U., 2001
- Das politische System der Bundesrepublik Deutschland, Rudzio, W., 1996
- Deutschland : Kurz und bunding: учеб. пособие, Епихина, Н. М., 2000
- Deutschland-TrendBuch : Fakten und Orientierungen, , 2001
- Die Industrialisierung in Deutschland 1800 bis 1914, Henning, F.- W., 1995
- Familienleben in Deutschland : neue Bilder aus der deutschen Vergangenheit, Beuys, B., 1980
- Tatsachen uber Deutschland, , 1998
- Tatsachen uber Deutschland, , 2000
- The Oxford illustrated history of Britain, , 2009
- Акопян, В. З. История стран Западной Европы в 2 ч. Часть 2. Франция. Испания : учебник для академического бакалавриата / В. З. Акопян, В. В. Зюзин, Г. Ю. Лебедев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10019-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429138 (дата обращения: 28.08.2023).
- История Испании. Т.1: С древнейших времен до конца XVII века, Астахов, М. А., 2012
- История Испании. Т.2: От войны за испанское наследство до начала XXI века, , 2014
- Исхакова, О. Д. История Франции : учебник для вузов / О. Д. Исхакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07599-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471832 (дата обращения: 28.08.2023).
- Французский язык. А2 - В1 : учеб. пособие для академического бакалавриата, Бартенева, И. Ю., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Atlas cronologico de la historia de Espana, , 2008
- Historia de Espana, , 2003
- Historia de Espana. Vol.1: Hispania antigua, , 2009
- Historia de la literatura espanola. T.1: ., , 1963
- Historia de la literatura espanola. T.2: ., , 1963
- Historia de la literatura espanola. T.3: ., , 1963
- Historia del arte de Espana e Hispanoamerica, Quesada Marco, S., 2005
- José Carlos Mainer. (2016). Historia mínima de la literatura española. Madrid: Turner. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2217421
- Literatura espanola contemporanea, Ocasar Ariza, J. L., 1997
- Испания. Анфас и профиль / под ред. В.Л. Верникова. - М.: Весь Мир, 2007. - 480 с.: ISBN 978-5-7777-0384-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013151
- История и культура Испании в занимательных сюжетах : учеб. пособие по испанскому языку, Эйдус, Б. Х., 2001
- История Испании и Португалии, , 2002
- Пискорский, В. К. История Испании и Португалии / В. К. Пискорский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-507-10203-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10356 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Политика Испании и ЕС в Средиземноморье в конце XX - начале XXI вв. : учебное пособие, Аникеева, Н. Е., 2014