• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (499) 138-35-93
22699
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 5, каб. Б-307
Время работы: 40 недельных часов
Расписание
ORCID: 0000-0002-5306-7773
Руководитель
Ажимов Ф. Е.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Абелюк Евгения Семеновна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
  • Научно-педагогический стаж: 45 лет.

Образование

1975

Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: Филологический, специальность «Филология», квалификация «Учитель русского языка и литературы»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

1999 - 2001 - Повышение квалицификации: Филологический анализ текста (МИРОС  - Московский Институт развития образования)

2005 - Повышение квалицификации: Современные методы анализа текста (НИИРО - Научно-исследовательский Институт развития образования)

2009 - Повышение квалицификации: Основы возрастной психологии (Издательский дом "Первое сентября")

2012 - Повышение квалицификации: Формы работы с мотивированными и одаренными детьми: научно-исследовательская деятельность школьников, изучение межпредметных связей, подготовка к олимпиаде (МГУ, Филологический факультет)

2015 - Стажировка по страноведению Франции (Ля Розьер, Франция). Стажировка организована журналом "Французский язык" (Издательский дом "Первое сентября") и Ассоциацией "Maria", утверждена Отделом по сотрудничеству в области образования Посольства Франции в России.

2018 - Повышение квалификации: Формирование начальных навыков литературоведческого исследования у обучающихся в процессе интерпретации и анализа художественного произведения (Центр социально-гуманитарного образования";  лицензия на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования № 5386 от 26.02.2014, выдана Министерством образования и науки Республики Татарстан).

2019 - Повышение квалификации: Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации содержания и структуры образования; удостоверение выдано Институтом развития образования Министерства образования Калининградской области (№39270030933, регистрационный номер 30883).

2019 - Повышение квалификации: Участие в Летней школе для учителей литературы в Ясной Поляне. Сертифинат НИУ ВШЭ.

2021 - Повышение квалификации в Центре инновационного дополнительного образования "Умная методика" (Удостоверение о повышение квалификации № 552410982225). Омский государственный университет. 

Достижения и поощрения

Полномочия / обязанности

  • организует деятельность Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. (далее - Лаборатории) и несет персональную ответственность за результаты ее работы;
  • организует перспективное и ежегодное планирование деятельности Лаборатории в соответствии с требованиями локальных нормативных актов НИУ ВШЭ;
  • координирует работу основных сотрудников Лаборатории;
  • осуществляет взаимодействие Лаборатории и иных подразделений гуманитарного факультета и НИУ ВШЭ ;
  • обеспечивает выполнение сотрудниками Лаборатории решений органов управления НИУ ВШЭ и ученого совета факультета;
  • организует учебную и проектную работу студентов на базе Лаборатории;
  • ежегодно отчитывается о деятельности Лаборатории в порядке, установленном для формирования отчета о деятельности НИУ ВШЭ
  • разрабатывает проект бюджета Лаборатории и выносит его на рассмотрение ученого совета факультета;
  • подписывает документы, возникающие в процессе деятельности Лаборатории в рамках предоставленных полномочий в соответствии с установленным в НИУ ВШЭ порядком;
  • организует выполнение решений ученого совета НИУ ВШЭ, ученого совета факультета, приказов и распоряжений НИУ ВШЭ по вопросам деятельности Лаборатории;
  • контролирует процесс подбора работников Лаборатории;
  • обеспечивает и координирует деятельность Международного Попечительского совета Лаборатории;
  • выполняет иные функции, предусмотренные уставом НИУ ВШЭ, иными  локальными нормативными актами НИУ ВШЭ;
  • Участник Большого проекта "Литература и общество: опыт социокультурного описания".

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Методы филологических исследований (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус

Проекты

В области филологического образования:

1) Разработка принципов руководства научно-исследовательской деятельностью школьников (с начала 1980-х гг). Результат: статьи и книга по данной тематике.

2) Разработка концепции и программы школьного литературного образования. Результат: публикация разработанных материалов, из апробация в течение более 10 лет, руководство курсами повышения квалификации учителей  (МИРОС).

3) Разработка принципов преподавания курса "Поэтика" в гуманитарных классах средней школы. Результат: опубликованная программа. Издан учебник (в соавторстве с К.М. Поливановым).

4) Разработка принципов преподавания курса "Мифология" в гуманитарных классах средней школы. Результат: опубликованная программа и 4 пособия.

5) Разработка концепции интернет-курсов по литературе и МХК. Создание соответствующих курсов базового и углубленного типа доя 10 и 11 классов средней школы ("Телешкола" Просвещение.РУ)

6) Работа над Концепцией филологического образования (вариативное преподавание литературы) и в группе по уточнению стандарта последнего поколения.

7) Создание линии учебников по литературе для 5-11 классов в издательстве "Просвещение") (в соавторстве с О.В. Смирновой, Н.А. Шапиро, Е.И. Леенсон, М.В.Павловой, К.М. Поливановым). Результат: Учебники прошли Экспертный совет, готовится их издание.  

В области истории режиссерского театра:

1) Имеется опыт словесной реконструкции спектаклей Театра на Таганке, а также воссоздания истории этого театра на основе анализа архивных документов. Результат: публикация монографии (в соавторстве с Е.И. Леенсон, при участии Ю.П. Любимова).

2) Создана и опубликована первая научная биография Ю.П. Любимова.

3) Имеется опыт изучения истории театральной цензуры советского времени. Результат: публикация соответствующей главы в монографии.

4) Имеется опыт изучения писем зрителей спектаклей Ю.П. Любимова. Результат: опубликованные статьи.

5) Имеется опыт научного курирования выставки "Век Любимова".

6) Проект "Визуальный комментарий к художественной литературе советского времени" (подпроект БП Школы филологических наук) (с 2021 года)

Публикации132

Конференции

  • 2020
    Четырнадцатые Международные научные чтения "Театральная книга между прошлым и будущим" (Москва). Доклад: Спектакль "Ю.П.Любимова "Преступление и наказание" - инсценировка романа или работ Ю.Ф. Карякина? (на примере семи сценических интерпретаций).
  • 2019
    Национальный театр в контексте многонациональной культуры (Москва). Доклад: Михоэлс-Лир в исследованиях К.Рудницкого и Б.Зингермана
  • XLVIII Международная филологическая научная конференция, СЦЕНА/ТЕКСТ (С.-Петербург). Доклад: От поэтической композиции Андрея Вознесенского "Берегите ваши лица" к поэтическому спектаклю Ю.П.Любимова
  • Театр и время (Москва). Доклад: Об проекте "Театрализованная лекция" для студентов НИУ ВШЭ
  • 2017
    Личность и творчество А.И. Солженицына в современном искусстве и литературе. К 100-летнему юбилею А.И. Солженицына (Москва). Доклад: Роман А.И. Солженицына «В круге первом» в спектакле Ю.П. Любимова «Шарашка»
  • 2016
    Михаил Булгаков и музыка (Москва). Доклад: Булгаковские сюжеты в жизни и творчестве Ю.П. Любимова
  • 2014
    Творчество Юрия Любимова в отечественном и мировом театре (Москва). Доклад: Литературные и исторические источники спектаклей Ю. П. Любимова
  • 2011
    Международная конференция "Белые чтения" (Москва). Доклад: Как писать историю советской литературы?
  • 2006
    Театральная пьеса. Создание и бытование (Москва). Доклад: Из истории одного ненаписанного сценария (ленинская тема в спектакле Театра на Таганке "На все вопросы отвечает Ленин")

Гранты

Грант фонда «Культурная инициатива» за проект «Гуманитарный класс» (Создание системы гуманитарного образования в средней школе) (1991)

Лауреат I и II конкурса авторских программ Министерства образования РФ (1992, 1993; курсы «Мифология» и «Поэтика»; последняя программа в соавторстве с Н.В. Давыдовой);

Грант Института «Открытое общество» на подготовку и издание книги «Миф или сказка?» (Программа «Обновление гуманитарного образования в России») (1995).

Грант Института «Открытое общество» за проект «проект “Школа понимания: столичный школьник в российской провинции” (Фольклорно-диалектологические экспедиции школьников) (1998)

Лауреат конкурса НФПК и Министерства образования по созданию учебной литературы нового поколения (учебный комплект «Русская литература XX века») (совместно с К.М. Поливановым) (2001 год)

Грант Московского комитета по науке и технике за проект «Разработка новых концепции и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» (на базе лаборатории филологического образования МИРОС, руководитель проекта) (2003)

Грант Москвы в области образования (2003).

Опыт работы

1975 – 1987 – руководитель учебных групп литературоведения, Московский городской Дворец пионеров и школьников;

1987 – 1998 – руководитель студии литературного творчества, Московский городской Дворец творчества детей (юношества);

1988-1989 – ст. научный сотрудник, Временный научно-исследовательский коллектив «Школа» (по совместительству);

1990 - по настоящее время преподаватель поэтики, мифологии Лицей 1525.

1989 – 1993 – ст. научный сотрудник, Московский институт образовательных систем (по совместительству);

1993 – 2003 – зав. лабораторией филологического образования, Московский институт образовательных систем;

2003 – 2010 – методист НП «Телешкола».

2012, октябрь по настоящее время – Институт развития образования НИУ ВШЭ, доцент, соруководитель программы «Филологическая герменевтика школьной словесности".

2016, ноябрь по настоящее время - Гуманитарный факультет НИУ ВШЭ, зав. лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Автор книг и статей по литературоведению, методике преподавания литературы, мифологии, истории театра.

Автор и редактор базовых и профильных интернет-курсов по литературе и Мировой художественной культуры (для НП «Телешкола» "Просвещение. РУ").

Автор и ведущая просветительских и образовательных телевизионных программ по литературе (62 телефильма для каналов «Культура», «Школьник ТВ», ГТРК «Россия»).

Подготовка школьников к участию в радиопрограммах, посвященных литературе и искусству (серия «Открытый урок» в рамках проекта «Классный час» на радио «Свобода»*), ведение дискуссии  в рамках программ совместно с редактором Тамарой Ляленковой .

Руководство детским пресс-бюро Международного открытого книжного фестиваля в ЦДХ, выпуск газеты Фестиваля (ежегодно, июнь).

Ежегодное участие в Летней Лингвистической школе – чтение лекций и ведение семинаров (организаторы: Институт лингвистики РГГУ, МЦНМО, в настьоящее время НИУ ВШЭ).

С 2011-2012 учебного года член жюри Всероссийской олимпиады по литературе.

Принимала участие в ведении семинара по повышению квалификации учителей русских школ за рубежом  (в рамках ФЦП «Русский язык» на 2011 – 2015 годы): 26-30 ноября 2012 г., Украина, и 17-23 апреля 2013 г., США).

* Радио «Свобода» включено Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.


Информация*

  • Общий стаж: 52 года
  • Научно-педагогический стаж: 45 лет
  • Преподавательский стаж: 45 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Михаил Булгаков в потоке российской истории

С таким названием в Научно-просветительском центре Музея М. А. Булгакова прошла XIV Международная конференция. Авторитетная и широко известная, она и в этом году собрала ученых разных стран: России, Италии, Венгрии, Латвии, США, Японии, Китая. Проектная лаборатория по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. представила здесь проект, который делается вместе со студентами и выпускниками образовательной программы "Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе". Все они - учителя, и рассчитан проект прежде всего на школьников и учителей,  и вообще на широкую читательскую аудиторию. 

Юткевичевские чтения, или Универсализм в искусстве

С. И. Юткевич умел бесконечно много. Он и режиссер театра и кино, и сценарист, и художник, и театральный педагог. Естественно, что посвященная ему Международная научная конференция - Юткевичевские чтения – тоже объединяет людей, занимающихся самыми разными искусствами или работающими на стыке их. Тема этого года: Грани талантов и границы восприятия: Категория универсальности в искусстве. Она и проходит на разных площадках – и в Российском Гуманитарном Университете, где начиналась, и в Государственном Институте искусствознания. И хотя в этом году Юткевичевские чтения случились только в четвертый раз, желающих участвовать в ней (а это и известные ученые, и студенты) так много, что рабочие заседания проводились в три дня.

Оттепель как образ мысли и жизни

Вышла третья книга Сергея Чупринина, посвященная времени Оттепели.  О "событиях"  и "действующих лицах" речь уже шла, последняя работа носит название "Оттепель как неповиновение". Сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Евгения Абелюк и Геннадий Кузовкин приняли учатие в ее обсуждении - оно прошло на радио "Говорит Москва", в передаче Ирины Прохоровой "Культура повседневности".  

«О литературе с любовью говорят до 9-го класса, а дальше — ОГЭ»

В чем главная задача учителя литературы, как говорить со школьниками про советские идеологические романы и чему стоит учиться словесникам - "Правмир" поговорил с Евгенией Семеновной Абелюк, руководителем Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ, учителем с 40-летним стажем. Преподавание в старших классах часто сводится к подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Родители, ученики, учителя - все волнуются перед экзаменами и в финальной гонке боятся не достичь нужного результата. Долголетний опыт работы в школе, написание линейки учебников, плотное взаимодействие с коллегами со всей России позволяют понять, как привить ученикам любовь к предмету и научить справляться с экзаменационными заданиями. 
По мнению Евгении Абелюк, помимо освоения школьной программы учитель должен привить своим подопечным "широту взгляда, умение думать и задаваться вопросами".

ЗОНГ и таганские зонги

В "Высшей школе экономики" прошел первый ЗОНГ-фест - студенческий театральный фестиваль, организованный проектом ЗОНГ (рук. А. Зинченко) при участии Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Царь Эдип с саксофоном

Можно ли поставить абсолютно современный спектакль на материале, написанном в V веке до нашей эры? Разговор на эту тему состоялся по инициативе участников "Театрального киноклуба" (проект Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв, рук. Е.С. Абелюк, С.А. Маньковская)

Под лупой комментария: красная повязка в романе Булгакова и рассказе Аверченко

О чем может говорить красная повязка на рукаве героя, появившаяся в марте 1917-го? А в январе 1918-го?Почему для Булгакова Рай наступит "в то самое мгновение, как в Москве исчезнут семечки"?Кто же все-таки для героя рассказа Зощенко баба в шляпке и фильдекосовых чулочках": "баба", "фря" или "аристократка"? Чем домуправ отличается от домхоза, а самоуплотнение - от уплотнения и важно ли это знать, когда идешь в театр на "Зойкину квартиру"? Над этими и другими вопросами читателям предлагают размышлять авторы проекта по созданию модели универсального цифрового комментария для школы. Это подпроект большого проекта НИУ ВШЭ «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ».

Необычные "Три сестры"

Вместе со своими гостями - студентами разных факультетов НИУ ВШЭ, Физтеха и МГУ - участники Театрального киноклуба (проект лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.; рук. Е.С. Абелюк, С.А. Маньковская) посмотрели и обсудили запись спектакля Э. Някрошюса "Три сестры".

"Колымские рассказы" Георгия Демидова

Георгий Демидов - забытый автор. Долгая лагерная жизнь на Колыме дала ему, физику, ученику Ландау, материал для ярких рассказов, высоко оцененных Варламом Шаламовым.

Живая жизнь классики и стандартизация

Унификация и разнообразие в литературном образовании. Эта проблема в течение двух дней обсуждалась в актовом зале Российской государственной библиотеки. Здесь на VII Международный педагогический форум собрались кураторы конкурса чтецов "Живая классика"  - учителя, руководители художественных студий, библиотекари со всей России.

Не только теория...

Этим летом в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв., как и во многих других подразделениях НИУ ВШЭ, студенты проходили практику. Комментарии и аннотации к критическим статьям, работа в архивах и интервьюирование свидетелей и участников поэтического и театрального бума эпохи Оттепели, переводы театральной критики с английского, немецкого, итальянского языков - сделано много и сделано качественно. В том числе  перевод статьи известного итальянского музыковеда Луиджи Песталоцца...

Пять причин, почему стоит поступать на очно-заочные программы магистратуры Вышки

До 13 сентября продолжается набор на магистерские очно-заочные программы, которые реализуются по специальностям в сфере образования и управления. Читайте, как обучение на этих программах позволяет заниматься не только наукой, помогает самореализоваться и строить карьеру в других сферах.

Ко Всемирному дню театра

На базе факультета гуманитарных наук успешно функционирует Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.. Лаборатория реализует различные проекты и факультативы, посвященные театру. Подробнее о них рассказывает заведующая Лабораторией, заслуженный учитель РФ Евгения Абелюк.

Поэзия как ангел утешитель...

100-летие музея-заповедника "Михайловское" побуждает снова и снова размышлять о том, что значил этот "уголок земли" для Пушкина. В программе "Наблюдатель" (Телеканал "Культура") об этом говорят Евгения Абелюк (НИУ ВШЭ, лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра), Алексей Варламов (Литературный институт им. А.М. Горького), Евгений Богатырев (Государственный музей А.С. Пушкина) и Егор Сартаков (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики).

Об универсальном комментарии

Руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра Евгения Абелюк выступила на XII Международной научной конференции Государственного Музея М.А. Булгакова «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков». Она рассказала о проекте универсального комментария к литературе (и шире - к произведениям советского искусства) 1920-30-х годов, который делается на факультете гуманитарных наук силами студентов-учителей.

Об универсальном комментарии

Руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра Евгения Абелюк выступила на XII Международной научной конференции Государственного Музея М.А. Булгакова«Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков». Она рассказала о проекте универсального комментария к литературе (и шире - к произведениям советского искусства) 1920-30-х годов, который делается на Факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ силами студентов-учителей.

Digital Publications: Present and Future

Anastasiya Bonch-Osmolovskaya, Associate Professor at the School of Linguistics and Head of the Master’s in Digital Humanities, took part in the first webinar of the UniverCities and Culture series held by the University Network of European Capitals of Culture and the Network of Universities from the Capitals of Europe (UNICA) on November 17. She spoke about The Digital Tolstoy Initiative, a joint effort by linguists, philologists, and programmers to develop a digital 'semantic' edition of Leo Tolstoy's complete works. In her interview, Dr Bonch-Osmolovskaya talks about the initiative and other digital humanities projects at HSE University

Достоевский: "Преступление и наказание" на сцене Таганки

В эти дни, когда мы отмечаем 200-летие Достоевского, юбеляру посвящено множество событий. В их числе конференция Института мировой литературы "Наука о Достоевском и практика преподавания в школе и вузе". В рамках конференции записан ряд лекций для учителей - участников Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности (МГУ, 11 - 13 ноября 2021 года).  Руководитель Проектной лаборатории поизучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ Евгения Абелюк подробно рассказала коллегам о том, как художественный руководитель Таганки воплотил в спектакле по роману "Преступление и наказание" литературоведческую концепцию, принадлежавшую Ю.Ф. Карякину. Спектакль был поставлен на сценах шести (!) театров: в 1978 году в Будапеште  (театр Вигсинхаз), в 1979 в Москве (Театр на Таганке), в 1983 году в Лондоне (Театр Лирик), в 1984 году в Вене (Академический театр) и в Болонье (театр Арена дель Соле), в 1987 году в Вашингтоне (театр Арена Стейдж). 

Филологи Вышки отмечают юбилей

Десять лет назад в Вышке был основан Факультет филологии, внутри которого открылись две программы «Филология» и «Лингвистика». О том, как зарождалась филология в НИУ ВШЭ, а также каких успехов достигла Школа филологии сегодня рассказывает профессор Елена Наумовна Пенская.

«Бесконечно провоцирующая атмосфера»: как студенты разных факультетов Вышки изучают театр

Один из самых популярных майноров для студентов 2–3-го курсов образовательных программ бакалавриата ВШЭ — «Театр с нуля». Он рассчитан на тех, кто интересуется театральным искусством и в большинстве случаев не собирается связывать с ним свою будущую карьеру. В этом году к обучению по программе майнора приступил третий поток студентов.

«Учеба дает силы работать дальше и вдохновляет»

Репутация у вышкинской магистратуры «Современная филология в преподавании литературы в школе» необычная. С одной стороны, учителя-словесники говорят о ней как об элитарной образовательной программе, с другой — как об абсолютно доступной. Руководители программы Константин Поливанов и Евгения Абелюк отмечают, что расхождение тут кажущееся.

По стихам они узнавали друг друга...

«Удивительно: когда-то люди стояли у памятника и читали стихи. Свои и не свои… Узнавали друг друга по стихам… Оттепель - это был другой мир… Они иначе, чем мы, думали, у них были другие ценности… Когда я выбирала проект, я наткнулась на слово «Оттепель»; мне всегда хотелось знать, что это такое – и я записалась. Но вначале было сложно…», - это говорит Издаг Мунгиева, студентка образовательной программы «Прикладная культурология».

Проект "Берегите ваши лица" завершен...

Работа над проектом Лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ по восстановлению, переосмыслению и постановке когда-то запрещенного спектакля «Берегите ваши лица» по стихам Андрея Вознесенского, подошла к концу!

Достоевский и Оболдуев для сцены

В знаменитой Театральной библиотеке, которую сейчас все знают как Библиотеку по искусству, или РГБИ, прошла очередная научная конференция. В этот раз театроведы, архивариусы, библиографы, искусствоведы и филологи - люди разных профессий, но близких интересов - собрались на "Четырнадцатые Международные научные чтения: Театральная книга между прошлым и будущим".  Многие – в том числе и благодаря регулярным конференциям в РГБИ – хорошо знакомы. Как всегда, появились новые, в том числе совсем молодые, лица и возникла теплая домашняя атмосфера. Несмотря на зум. В связи с литературной основой спектакля, который не обязательно ставится по пьесе, возникла проблема жанра – театральной инсценировки? сценической композиции? сценария? – и этот вопрос оказался центральным. Его поставила в своем докладе бессменный собиратель конференции, директор библиотеки Ада Колганова. А говорили о многом.

НИУ ВШЭ - учителям: "Современная филология в преподавании литературы в школе"

15 и 16 октября 2020 года в рамках Московского международного салона образования прошла филологическая конференция «MMCO.Пушкин». На платформе mmco-online собралось 13 000  учителей. Только для того, чтобы обсудить, как и где стоит повышать профессиональную квалификацию, пришло более 850 слушателей. Были представлены три программы. Евгения Абелюк рассказала о магистратуре НИУ ВШЭ "Современная филология в преподавании литературы в школе", Елена Бузина представила свою программу для учителей-словесников - курсы "Умной методики", о теории и практике профессионального образования учителей-филологов говорил и Сергей Лавлинский РГГУ.

Художественный мир Солженицына на уроке литературы

В школьной практике преподавание немногих произведений А.И. Солженицына: небольшого и только кажущегося простым, а на самом деле сложного рассказа "Матренин двор" и повести "Один день Ивана Денисовича". При этом "Матренин двор", как правило, попадает в школьную программу очень рано - обычно рассказ читают восьмиклассники. А между тем, для того чтобы его воспринять не поверхностно, за краткими, лаконичными упоминаниями случившегося с героями, нужно увидеть многие события русской истории XX века: пространство этого произведения вобрало в себя очень  очень многое. Да и "Один дня Иван Денисовича" - эту своеобразную "энциклопедию" лагерной жизни, хорошо бы прочитать на фоне других вещей писателя, например, конкретные судьбы героев этой повести, в том числе эпизодических, можно соотнести с лагерными типами, описанными Солженицыным в "Архипелаге ГУЛАГ". Как говорить со школьниками о наследии писателя, как увидеть в его произведениях исторический масштаб изображенного - об этом на  лекции "Художественный мир Солженицына на уроке литературы" с российскими учителями говорила Евгения Абелюк, автор ряда учебников, методических пособий, книг и публикаций по проблемам истории литературы, поэтики, преподавания литературы.

"Лица"

В субботу, 19 сентября, прошел кастинг студентов «Высшей школы экономики» - состязались будущие участники нового многообещающего проекта. Его запустила университетская Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Это создание поэтического перформанса по мотивам спектакля Театра на Таганке «Берегите ваши лица». Постановку по стихам А. Вознесенского в 1970-м запретила цензура. И вот теперь найденные сотрудниками лаборатории варианты поэтической композиции  и переписка театра с проверяющими организациями (Управлением культуры Мосгорисполкома, министерствами культуры РСФСР и СССР, райкомом КПСС и даже ЦК КПСС) станут основой нового спектакля. Проект получил грант Центра поддержки студенческих инициатив НИУ ВШЭ; заинтересовался им и Центр Вознесенского - предполагается, что «Лица» станут совместным проектом университета и Центра.

Две новые линии учебников по литературе

Перед началом нового учебного года на филологической онлайн конференции "Новые учебники – новые возможности: практика применения УМК по литературе в современном образовательном процессе" российским учителям-словесникам были представлены две новые линии.  Организатор конференции - Группа компаний "Просвещение". Авторские коллективы самых современных учебников представили А.Н. Архангельский и Е.С.Абелюк, оба сотрудники НИУ "Высшая школа экономики". Естественно представление прошло как проблемное обсуждение актуальных вопросов: Каким должен быть современный учебник литературы? Как именно излагать материал, чтобы он был интересен новому поколению детей, связанному с видеокультурой и мультимедиа? Что должны найти ученик и учитель в современном учебнике литературы? Стандартный «золотой список», который очевидным образом должен присутствовать в любой учебной линии, или не вполне стандартные ходы?

В какие игры играют поэты?

Ну конечно, в поэтические. Это игры с известными всем правилами: буриме, акростихи, анаграммы, каламбуры и многие другие, например абецедеарии (алфавитные стихи). И это игры, которые поэт придумывает, не объявляя читателю их правил. Но если читательдогадается, каковы эти правила, в стихотворении ему многое откроется. Лекцию на эту тему для читателей Российской Государственной Библиотеки по искусству, да и для самой широкой аудитории прочитала Евгения Абелюк, доцент Института образования и заведующая лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ. Послушать лекцию можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=OoK8hm7gNDQ&feature=youtu.be


"Медленное чтение" в дистанционном формате

На сайте "Гильдии словесников" -  ассоциации, которая объединяет всех, кто творчески работает со словом: учителей, преподавателей, учёных-филологов, библиотекарей, писателей, музейщиков, журналистов - выложен огромный массив текстов дистанционных уроков по литературе. Подборка так и называется: "Медленное чтение" в дистанционном формате. В нее вошли тексты для дистанционных занятий, посвященные самым разным автора и произведениям, – от «Слова о полку Игореве» до литературы сравнительно недавнего времени. Среди авторов - вузовские преподаватели, но почти все они имеют опыт работы со школьниками. Авторы курса  -  известный московский учитель Елена Вигдорова, преподаватели вузов Евгения Абелюк, Елена Леенсон, Илья Иткин (НИУ ВШЭ); Виктория Малкина, Юрий Доманский, Марина Гистер, Татьяна Бузина (РГГУ); Марина Акимова (МГУ).

Поэтический театр вырос из поэтического бума: новые проекты лаборатории Ю.П.Любимова

С середины февраля 2020 года в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова (НИУ ВШЭ) стартует  два новых, связанных  между собой, проекта для студентов: "Поэтический бум 1960-х (Культурная история Оттепели в свидетельствах очевидцев)" (рук. Е.С. Абелюк) и «Маяковка» (рук. Т.В. Левченко). Из названия первого очевидно: он нацелен на изучение и сохранение свидетельств о поэтическом буме времен Оттепели. В самом деле до сих пор целенаправленно поэтический бум не рассматривался, более того, не до конца понятно, что стоит за отложившимся в коллективной памяти представлением о восторженных стадионах, слушающих поэтов. Последствия мощной волны увлечения стихами тоже не изучены подробно. Сохранение свидетельств об этом культурном феномене эпохи Оттепели - вот задача этого проекта. Второй проект позволит студентом, изучая исторический и художественный контекст конца 1950-х – начала 1960-х годов, а также  уже собранные свидетельства очевидцев поэтических чтений у памятника Владимиру Маяковскому, подготовить публичную читку поэтического спектакля. Он так и будет называться: "Маяковка". Помогать в осуществлении этих проектов студентам будут не только  их непосредственные руководители, сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв, но и московские филологи и историки, уже начавшие работу по изучению феномена поэтического бума шестидесятых. Это Г. Кузовкин; Е. Вежлян, Д. Ермольцев, М. Щукина.

Гамлет на русской сцене: есть ли границы у образа?

Л. С. Выготский попал в Москву в 1912-м. Это было время, когда в городе еще живо обсуждался спектакль, поставленный во МХТ Гордоном Крэгом к 1910 году.  Кто только не высказывался тогда о трагедии Шекспира: З.Гиппиус, В. В. Розанов, М. Н. Розанов, Ю. Айхенвальд, Вяч. Иванов, Л. Шестов, А. Горнфельд... Под впечатлением этих и многих других размышлений о трагедии Шекспира и ее сценических трактовках Выготский написал тогда в статье «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира»: сколько читателей, столько и Гамлетов. Реагируя на это высказывание, естественно задуматься над вопросом: а задаёт ли текст какие-то границы интерпретатору? Что думал на эту тему А. П. Сумароков, автор первого русского «Гамлета», написанного "по мотивам" трагедии, но даже не оригинального текста Шекспира, а его пересказа на французском языке? Как понимал свою задачу П. С. Мочалов, сыгравший в трагедии, переведенной Н. А. Полевым? Каким видел своего «Гамлета» Вс. Мейерхольд, так мечтавший поставить пьесу? Какой воплотил трагедию Юрий Любимов? Какими смыслами обогатили великое произведение другие постановки на русской сцене? Ну например, спектакль в московском Театре Наций  канадского режиссера Робера Лепажа - «Гамлет | Коллаж»?

Студенты Вышки на Вечере памяти Дмитрия Межевича

Дмитрий Евгеньевич Межевич - актёр Театра на Таганке, бард (петь и сочинять песни он начал, кажется, еще до поступления в легендарный театр). А еще  - и это главное – он был замечательным, тонким, лиричным, а вместе с тем и очень мужественным человеком.
Вечер его памяти в Доме русского Зарубежья имени А.И. Солженицына вёл его друг Вячеслав Гауфберг. Врач и тоже исполнитель авторской песни, он специально прилетел на этот вечер из США. Воспоминания перемежались песнями. Их исполнял и еще один актер и  бард – Максим Кривошеев.
Элегическое настроение вечера замечательно дополнило энергичное, яркое выступление студентов Высшей школы экономики. Показанные ими сценические этюды сделаны по мотивам спектакля “Берегите ваши лица”, поставленного в 1970-м Ю.Любимовым и запрещенного цензурой.

Летняя лингвистическая школа – 2019

С 8 по 17 июля в УЦ «Вороново» НИУ ВШЭ состоялась XXI Летняя лингвистическая школа — одно из самых важных и известных мероприятий для школьников-лингвистов.

Неповиновение

Неповиновение - такова тема только что вышедшего журнала "Знамя" (№7, 2019). Хронику инакомыслия 1960-1980-х годов здесь представляют люди разных поколений, живущие и ушедшие, - звучат голоса В.Тендрякова, Л. Копелева, Г.Владимова, Р. Орловой, В.Шендеровича. Е. Абелюк рассказывает о цензурной истории спектакля «Берегите ваши лица», так и не вышедшего на сцену Таганки. Идет здесь речь и о концепции спектакля, причем как о видении А. Вознесенского, так и о воплощении этого видения Ю. Любимовым.

Поэтический полилог ко дню Пушкина

В Государственном музее А.С.Пушкина к 220-летию со дня рождения поэта прошел необычный вечер. В поэтический полилог вступили А.С. Пушкин, Ю.П.Любимов и современные поэты - Александр Тимофеевский, Татьяна Щербина, Алексей Кубрик, Геннадий Каневский, Виталий Пуханов, Евгения Лавут и Дмитрий Гаричев. Организовал вечер Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова.

"От Ромео до Живаго"

Вечер с таким названием прошел в Переделкино, в музее Пастернака. Устроители - Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова и Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ.  Тема возникла неслучайно. В 1954 году, тогда молодой еще актер, Юрий Любимов впервые побывал в доме Пастернака, услышал, как поэт читает свои стихи, прозу (это было “Детство Люверс”) – и потом всю жизнь вспоминал, как повлияло на него услышанное. Похоже, именно эта встреча во многом предопределила и будущий уход в режиссуру, и создание Любимовым поэтического метафорического театра. “Я очень люблю слушать, как поэты сами читают, и редко люблю слушать актеров. Потому что когда читает поэт, я чувствую его мир, его ритм, как это создается все…” – так говорил Любимов. Гости вечера слушали стихи Бориса Пастернака в прочтении мастера; некоторые из них читались в манере Пастернака. Кстати, многие записи публично исполнялись впервые.

Юбилей любимовской Таганки студентки Высшей школы экономики празднуют по-любимовски

Праздновать юбилей театра по-любимовски можно только работая. Юрий Петрович Любимов работал всегда; он и во время отпуска работал: например, писал сценарные литературные композиции для своих будущих спектаклей. Праздник же 23 апреля 2019 года - большой: любимовскому Театру на Таганке исполнилось 55 лет. В этот день в Басманном корпусе НИУ ВШЭ прошла очередная четырехчасовая репетиция - студенты разных факультетов Высшей школы экономики "разминали" поэтическую композицию спектакля "Берегите ваши лица", когда-то запрещенного советской цензурой. Проект "Театрализованная лекция", который готовят сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. при поддержке Фонда Ю.П.Любимова, продолжается.

СЦЕНА/ТЕКСТ

В третий раз секция с таким названием работает на ежегодной Международной филологической конференции в С.-Петербургском университете. Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв НИУ ВШЭ представила три доклада: "От поэтической композиции Андрея Вознесенского "Берегите ваши лица" к поэтическому спектаклю Ю.П.Любимова (Е.С.Абелюк), "Как в театре на Таганке придумывали спектакль "Владимир Высоцкий" (Е.И.Леенсон) и "Драматургия и театральная критика в журнале "Литературное обозрение" (1936-1941) (Т.В.Левченко). Отдельно прошла презентация Лаборатории, о ее деятельности рассказала Е.С.Абелюк.

Театр и история

Круглый стол «Театр и история» прошел в Российской Государственной библиотеке по искусству в рамках "Дня театроведа". Инициатор - издательство «Нестор-История» и его директор Сергей Ефроимович Эрлих. Реальную историю или исторические мифы представляет театр и как выглядела в свете этой проблемы драматургия Михаила Шатрова? Какова содержательная функция исторически точной детали в театре? Как связана с исторической реальностью драматургия Леонида Андреева? Речь на Круглом столе шла и о постдраматическом театре, точнее о его начале в найшей стране: руководитель  Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ, Евгения Абелюк, рассказала о многоаспетных отношениях театра Любимова с историей. Об исторических источниках, иногда неожиданно редких, которые на равных с художественным текстом входили в сценические композиции Театра на Таганке. О том, как на репетиции, рассказывая актерам те или иные исторические факты или пересказывая эпизоды из "Истории Государства Российского" Н.М. Карамзина, режиссер, помогал им войти в образ. О том, как в спектакли Любимова входила современная, актуальная история - они получали политическое звучание: например, в пьесе Берегите ваши лица" по стихам А.Вознесенского (начало работы - 1968 год) речь шла о молодежных движениях в мире - в США, в Китае, во Франции; в пьесе "Под кожей статуи Свободы" по стихам Е. Евтушенко время воплотилось в сценографической метафоре - в образе "железного" занавеса. Е.С.Абелюк говорила и о том, как история Театра на Таганке (впрочем, как история практически любого театра) рассказывает об истории страны; в случае Таганки - это и история цензуры советского времени, и возникновение особой театральной "Системы" 1970-х-80-х годов (так ее называли "фанаты" Таганки), распространившейся с этого театра на другие московские и несколько петербургских театров.

Новый и необычный проект лаборатории Любимова

"Театрализованная лекция" - в нынешнем учебном году это уже пятый по счету проект, открытый сотрудниками лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. на Ярмарке проектов НИУ ВШЭ. Проект собрал более 70 студентов разных факультетов Высшей школы экономики. Самым настойчивым из них, самым увлеченным  предстоит показать широкой публике необычное лекционно-театральное действо. Оно будет посвящено событию, о котором многие слышали, но которое почти никто не видел: после трех показов спектакль "Берегите ваши лица" по стихам А. Вознесенского был запрещен принимающими комиссиями и стал легендарным.

1968: Конференция прошла - выставка осталась

Продолжалось это всего три осенних дня. А кажется, очень долго… 
25 – 26 – 27 октября были чрезвычайно наполненными: на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ проходила междисциплинарная конференция “ЭХО 1968 ГОДА. ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ СПУСТЯ. 1968/2018”. 
Философы размышляли о предпосылках появления во Франции ”новой философии”». Социологи анализировали результаты опросов, позволяющих понять,  что осталось в массовой памяти о «пражской весне». Лингвисты показали, как отразились 1960-е в словах и образах современного русского языка. Архивисты рассказывали о том, как представлены пражские и не только пражские дни 68-го в собрании российских и чешских архивов.
Филологи – о неофициальной литературе и рецепции событий «пражской весны» в творчестве чешских и русских поэтов.
А еще был просмотр кинохроники тех августовских дней из Национального киноархива Чехии – это кадры, отснятые профессионалами и любителями в разных городах Чехословакии. Показавший их Томаш Хала, киновед из Праги, потом еще и прочитал о них часовую лекцию. В один из вечеров смотрели, а потом и обсуждали, полную версию документального фильма «Оскар» - об Оскаре Рабине и истории советского неофициального искусства. Представил фильм режиссер Е. Цымбал, снявший его совместно с А. Смолянским.
Всё вместе и создало ту поразительную атмосферу, когда на научных заседаниях каждое выступление звучало как проникновенное слово о пережитом.Конференция закончилась, а вместе с тем не завершилась. И дело даже не в том, что услышанное, увиденное, прочувствованное в эти три осенних дня эмоционально не отпускает, побуждает что-то перечитать, какие-то свои суждения пересмотреть… Дело в том, что трёхдневное это событие реально не завершилось, потому что рядом с конференцией проходила выставка, инициированная и подготовленная все тем же оргкомитетом. Посмотреть ее можно до сих пор. И не только в Басманном корпусе НИУ ВШЭ, но и в пространстве Интернета. Виртуальная выставка “1968: Историческая ретроспектива” находится здесь:https://philology.hse.ru/1968/exhibition1968/

Гамлет на русской сцене

Лекцию с таким названием прочитала для школьников Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Лекция  в лектории "Самое важное" РАНХИГС прошла в московской школе 1535.

Нацпроект "Образование": пресс-конференция в РИА НОВОСТИ

На прошедшей 11 декабря 2018 года пресс-конференции были подведены итоги исследования "Формирование современной образовательной среды и рынок учебной литературы в контексте реализации нацпроекта "Образование" в 2018–2024 годах". Инициатор исследования Центр общественно-политических проектов. Удача проделанной аналитической работы определялась тем, что исследование носило качественный, а не количественный характер. Экспертные заключения дали 49 ведущих российских экспертов в области образования. На пресс-конференции выступили  директор по проектам в сфере государственной политики Центра общественно-политических проектов Николай САПРОНОВ, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр АДАМСКИЙ, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр АСМОЛОВ, заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Наталья ВИНОГРАДОВА, главный редактор издательского дома "Первое сентября" Артем СОЛОВЕЙЧИК, руководитель лаборатории образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ Александр МИЛКУС, руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв., донт Института образования НИУ ВШЭ Евгения АБЕЛЮК.

Памяти Эймунтаса Някрошюса

Театральный критик Марина Давыдова как-то спросила Эймунтаса Някрошюса, как он работает с литературным произведением на сцене https://iz.ru/news/278991 "Фантазия сама по себе ничего не значит...", - ответил он. И пояснил, что, с одной стороны, старается не уходить от конкретики текста, с другой, стремится привнести в него новые смыслы, и для этого ищет  самые разные пути. 
Сегодня, в дни прощания с этим большим режиссером, нельзя не вспомнить, что Някрошюс всегда очень бережно относился к русской литературе, часто обращался к творчеству русских драматургов, например, поставил несколько пьес А.П. Чехова. Чехова режиссер ставил по всему миру:  «Иванов» (Каунасский государственный драматический театр, 1978 ),  «Дядя Ваня» (Литовский государственный молодежный театр, 1986 ),  «Чайка» («Театро Метастазио», Прато, Италия, 2001), "Иванов» (театр Аржентино, Рим, 2002), «Вмшневый сад»  (антреприза Фонда Станиславского, 2003), «Иванов» (Хорватский национальный театр, Загреб, 2017).

Может ли фильм помочь понять Толстого?

В кинотеатре «Иллюзион» состоялся открытый показ фильма Авдотьи Смирновой "История одного назначения", сценарий которого построен на углубленном изучении биографии и творчества писателя.

Солженицын: Взгляд из XXI века

Каким видится творчество Солженицына из сегодняшнего дня - этот вопрос обсуждался на пресс-конференции, которая прошла на  31-я Московской международной книжной выставке-ярмарке. В обсуждении приняли участие Н.Д.Солженицына, президент Благотворительного фонда А. И. Солженицына, Дмитрий Бак, директор Музея истории русской литературы им. В. И. Даля, и Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв, доцент Института образования НИУ ВШЭ.

Творческий путь Толстого-мыслителя: точка поворота

Режиссер Авдотья Смирнова поставила фильм, в котором рассказывается о  событии, многое определившем в духовной жизни Толстого-мыслителя. А о том,  как можно работать с фильмом "История одного назначения" на школьных уроках литературы, написала в своей статье Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ.

Может ли фильм помочь понять Толстого?

Именно этим вопросом задались  участники семинара, который для гостей VIII Свободной встречи словесников, приехавших в Москву из самых разных и многих мест, провела Евгения Абелюк, руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX -XXI вв., доцент Института образования НИУ ВШЭ. Более ста преподавателей школ и вузов смотрели и обсуждали фильм Авдотьи Смирновой "История одного назначения", сценарий которого основан на углубленном изучении биографии и творчества писателя.

Для будущих профессионалов:  XX Летняя лингвистическая школа

Начала свою работу ХХ Летняя лингвистическая школа, в организации которых принимают участие сотрудники школы филологии и школы лингвистики.

Сто современников к столетию режиссера

На фестивале "Красная площадь" была презентована книга воспоминаний "Сто современников о Юрии Любимове".  Книгу представила ее составитель, вдова режиссера Каталин Любимова. В диалоге о мастере и его спектаклях выступили художник, кинорежиссер, оформитель первого громкого спектакля Любимова "Добрый человек из Сезуана", Борис Бланк и Евгения Абелюк, автор книги "Таганка. Личное дело одного театра" и руководитель лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Высшей школы экономики.

Как поставить на сцене восьмисотстраничный роман?

Евгения Абелюк прочитала лекцию о работе Юрия Любимова над спектаклем "В круге первом".

Московская электронная школа: проблемы и перспективы

Московской электронная школа — качественный прорыв или дорогая игрушка? Новый проект московского образования в программе "Родительское собрание" (Радио "Эхо Москвы") обсуждали доцент Института образования НИУ ВШЭ Евгения Абелюк, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко и директор московской школы № 45 Михаил Шнейдер.

Не заслуживает доверия...

Авторы новых учебников по литературе выразили недоверие дополнительной экспертизе учебников, проведенной Министерством образования и науке в этом году. Подписавшие статью преподаватели НИУ ВШЭ А. Архангельский, Е. Абелюк, Н. Шапиро и их коллеги обстоятельно и конкретно обосновывают, почему новую экспертизу нельзя считать легитимной.

В год трагического юбилея

В университете города Оломоуца, в Чехии, появился клуб русского языка и литературы. Членом Попечительского совета нового клуба стала руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Проект "ПОЛКА"

Новая книжная ПОЛКА появилась в Интернете - это онлайн-проект, представляющий читателю те произведения русской литературы, которые эксперты назвали важнейшими, представляющими родную литературу. Руководитель проекта - Юрий Сапрыкин.  Редакторы и авторы аналитических материалов Варвара Бабицкая, Елена Макеенко, Лев Оборин. Из 28 экспертов 7 - преподаватели НИУ ВШЭ. Это Евгения Абелюк, Александр Архангельский, Сергей Волков, Илья Кукулин, Олег Лекманов, Михаил Павловец и Надежда Шапиро.

В гостях у казанских студентов

"Смотрите, кто пришел" - так называется программа на телевизионном канале Казанского государственного университета, в гостях у которой побывали Мария Гельфонд, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (г. Нижний Новгород) и Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ (г. Москва). Ведущая - д. филол.н., профессор Лия Бушканец.
Смотреть здесь http://tv.kpfu.ru/nashi-proekty/programmy/item/8566-moi-universitety-10.html

Как в XXI веке говорить о Горьком со школьниками?

На этот вопрос отвечает Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ. Интервью с ней, которое взяла Наталья Лебедева, размещено на сайте ГОД ЛИТЕРАТУРЫ-2018. 

День рождения Тонино Гуэрры

Исполнилось 98 лет со дня великого итальянца Тонино Гуэрры. Соавтор Федерико Феллини, Дамиано Дамиани, Микеланджело Антониони, Андрея Тарковского, Андрея Хржановского, он был другом еще одного великого русского режиссера - Юрия Любимова. Восемь лет назад Юрий Любимов поздравил Тонино Гуэрру спектаклем по его поэме "Мёд", поставив его на сцене Театра на Таганке к 90-летию Маэстро. О диалоге двух мастеров и превращении поэмы Гуэрры «Мёд» в драматический
спектакль Любимова пойдет речь на XLVII Международной филологической конференции в Санкт-Петербургском государственном университете. Свой доклад представит Татьяна Левченко (Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.).

Гамлет XX века

Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI века прочитала лекцию для слушателей факультатива "Театр XX века: Многоязычие режиссерских поисков".

Зачем литература школе?

Размышления Евгении Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI века, доцента Института образования НИУ ВШЭ, посвящены актуальным вопросам современного литературного образования, прежде всего школьного. Речь идет о проблемах формирования в образовательном учреждении читательской культуры и личности читателя. Затрагиваются и некоторые другие проблемы. 

Литературные юбилеи-2018: как воспринимается творчество писателей в среде молодых?

В гостях у радио "Культура" заведующая Проектной лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Евгения Абелюк. Речь идет о творчестве Льва Толстого, Ивана Тургенева, Максима Горького, Александра Солженицына и Владимира Высоцкого, о том, как воспринимаются сегодня их произведения и о том, могут ли театр и кинематограф привлечь к ним читателя.

Можно ли рассказать о русской классике по-новому?

На круглом столе, посвященном этой всегда актуальной проблеме, выступила зав. проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI века, доцент Института образования НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.

Евгения Абелюк о том, как Юрий Любимов решил проблему Галилея

На лекции, прочитанной в рамках образовательной программы, которую на выставке «ВЕК ЛЮБИМОВА» ведут сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. Любимова, НИУ ВШЭ, обсуждался спектакль по пьесе  Б. Брехта "Жизнь Галилея", поставленный режиссером в Театре на Таганке.

В Центре документального кино прошел вечер воспоминаний о Юрии Любимове

В вечере приняла участие заведующая проектной лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.

Евгения Абелюк о Гамлетах нашего времени

В рамках образовательной программы, подготовленной сотрудниками Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв к 100-летию режиссера, прочитана лекция "Гамлет" нашего времени".

Евгения Абелюк на радиостанции "Эхо Москвы"

Зав. проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв., доцент Института образования НИУ ВШЭ  размышляет о том, что в современной системе образования препятствует творческому преподаванию.

Вышла книга "100 современников о Любимове".

Книга была подготовлена Фондом развития театрального искусства Юрия Любимова при участии сотрудников Проектной лаборатории НИУ ВШЭ по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Международная конференция "Юрий Любимов. Театр Жизни"

28-29 сентября 2017 в Государственной библиотеке по искусству прошла международная конференция "Юрий Любимов. Театр Жизни", организованная при участии Проектной лаборатории НИУ ВШЭ по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX века.

Литературные источники спектакля «10 дней, которые потрясли мир» стали предметом лекции.

На открытой в Музее Москвы выставке "Век Любимова" проходит множество художественных и образовательных событий. Образовательная программа выставки подготовлена сотрудниками Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.В числе прочих - и лекция о сценарии спектакля "Десять дней, которые потрясли мир".

Мастер-класс "Как научить любить читать на уроках литературы?"

7 сентября на Московской международной книжной выставке-ярмарке сотрудники НИУ ВШЭ доценты Е.С. Абелюк и Н.А. Шапиро рассказали о новом учебном пособии  по литературе, а также о том, какими способами можно заинтересовать детей чтением художественной литературы.

Александр Пиперски выступил на VI Свободной встрече учителей литературы

Научный сотрудник лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик рассказал о поэтическом корпусе Национального корпуса русского языка.

Сотрудники ВШЭ подготовили образовательную программу выставки, посвященной Юрию Любимову

До 26 октября в Музее Москвы идет выставка «Любимов и время. 1917–2017. 100 лет истории страны и человека», приуроченная к столетию режиссера. Образовательную программу выставки, включающую экскурсии, лекции и кинопоказы, подготовили сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Куратором образовательной программы выступила заведующая лабораторией Евгения Абелюк.

В Музее Москвы открылась выставка «Век Юрия Любимова»

30 сентября в Музее Москвы открылась выставка «Век Юрия Любимова». Образовательную программу выставки курирует проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра ХХ - ХХI вв. НИУ ВШЭ.

Сотрудники школы филологии, школы лингвистики и других подразделений НИУ ВШЭ провели XIX Летнюю лингвистическую школу

Школа проходила с 7 по 17 июля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново»

«Нужно, чтобы учитель имел вкус к исследованию»

Учебная программа магистратуры «Современная филология в преподавании литературы в школе» не похожа на привычные программы филологических факультетов. О том, почему подготовка магистров на этой программе может считаться уникальной, рассказывает один из ее руководителей – Евгения Абелюк.

Начало летней практики для учащихся московского лицея № 1525

Сотрудники проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. открыли начало летней практики для учащихся гуманитарных классов московского Лицея № 1525

Состоялся литературно-музыкальный вечер «Юрий Любимов: Мой Пушкин»

Сотрудники проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. приняли участие в мероприятии, прошедшем 5 июня в Государственном музее А.С. Пушкина

Евгения Абелюк представила НИУ ВШЭ на круглом столе «Революция и литература»

Круглый стол прошел 5 июня в Парадных сенях Исторического музея. Вел обсуждение Сергей Нарышкин.

«Лев Толстой как зеркало цифровой революции»: круглый стол

Руководитель проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI в. приняла участие в обсуждении проблемы электронного книгоиздания.

II Ассамблею Гильдии театральных режиссеров России посвятили столетию Юрия Любимова

Представители лаборатории Евгения Абелюк и Елена Леенсон были в числе гостей и участников.  Они показали на Ассамблее документальный фильм «И все-таки Таганка!» (автор - Евгения Абелюк, режиссер -  Дмитрий Аврорин, при участии Юрия Любимова).

«Десять дней, которые потрясли мир» - прославление революции или шарж на нее?»

Евгения Абелюк выступила с лекцией о знаковом спектакле Юрия Любимова

Выпускной учителей гуманитарных предметов

21 апреля в Институте образования НИУ ВШЭ студенты программ «Политические вызовы современности», «Филологическая герменевтика школьной словесности» и «Информационные ресурсы исторической науки» получили магистерские дипломы.

Елена Пенская и Евгения Абелюк выступили на пресс-конференции ТАСС

В пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, приуроченная к 100-летию Юрия Любимова. На пресс-конференции выступили руководитель школы филологии Елена Пенская и руководитель недавно созданной на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра 20-21 вв. Евгения Абелюк.

Как увлечь детей литературой

Внимание к деталям и глубокое погружение в текст помогут детям полюбить русскую литературу, отметила в новой книге известный педагог, филолог Евгения Абелюк.

«Гамлет» Ю.П. Любимова

На научно-образовательном портале IQ НИУ ВШЭ по материалам, предоставленным лабораторией, появился спецпроект, посвященный спектаклю Ю. П. Любимова «Гамлет». В Высоцкий играл в этом спектакле главную роль - Гамлета.

В Вышке начала работу новая лаборатория факультета гуманитарных наук

Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. займется собиранием и систематизацией архивных материалов о творчестве режиссера и исследованием его постановок в России и за рубежом.

Подведение итогов первого года обучения студентов магистерской программы "Филологическая герменевтика школьной словесности"

13 июня 2013 г. было проведено организационное собрание магистрантов с  руководителями программы Пенской Еленой Наумовной, Поливановым Константином Михайловичем и Абелюк Евгенией Семеновной.