Большие проекты

Междисциплинарные научные исследования

Русская литература в социальном измерении: компьютерная платформа СОЦИОЛИТ

Литература, как письменная форма искусства слова, задает не только общий горизонт массового общественного сознания, но и накладывает отпечаток на его внутреннюю дифференциацию и стратификацию. В этом отношении поле литературы оказывается одновременно как базовым ресурсом создания общезначимого канона, культурной традиции, воспроизводящихся ценностных парадигм, так и пространством эстетической и идейной трансгрессии, эксперимента, рефлексии относительно перспектив, выходящих за пределы наличного опыта. Хорошо известный феномен «литературоцентризма» русской культуры наделяет эти социальные роли особым значением.

Стратегической целью проекта является междисциплинарное описание практик и механизмов взаимовлияния литературы и социума. С одной стороны, проект изучает, каким образом литература через различные институты и практики оказывает формативное воздействие на общество, накладывая отпечаток на его идейные, ценностные, поведенческие и т.д. ориентиры. С другой стороны, проект исследует, каким образом в литературе отражаются политические, социальные и культурные процессы, протекающие в социуме. Таким образом, предметом проекта становятся практики и механизмы производства и потребления литературы социумом;

Основным исследовательским вопросом мегапроекта является изменение характера этого «литературоцентризма», ставшего общим местом в разговоре о русской культуре. Впервые это понятие появилось в рамках работ московско-тартуской школы и было обращено к культурной ситуации XIX века. Парадокс, следовательно, состоит в том, что признак литературоцентричности был приписан обществу, в котором уровень грамотности к концу этого века не превышал 10%. В этой перспективе советский проект может быть описан как социальное масштабирование этого литературоцентризма на все население страны.

В центре нашего внимания будет находиться инфраструктура этого масштабирования, социокультурная специфика социума, осуществившего переход от элитарной культуры производства и потребления литературы (XVIII — XIX века) к массовому обществу и массовым практикам взаимодействия с литературой. Множественность измерений и плоскостей этого взаимодействия между обществом и литературой можно свести к трем уровням:

1. Структурные рамки, задающие принципы этого взаимодействия (традиция, канон, принципы образовательной политики, литературная критика, жанровые иерархии, система поддержки и продвижения — премии, гонорары, тиражи)

2. Каналы и медиальные средства, обеспечивающие это взаимодействие (средняя и высшая школа, музей, библиотека, архив, академический институт, журнал, книжные магазины, креативные индустрии, система популяризации знаний; театр, кино, музыка, интернет)

3. Сообщества и площадки, возникающие в процессе этого взаимодействия (национальное сообщество, субкультуры, группы по интересам; кухни, курилки, клубы, салоны, кружки).

Итоговым продуктом станет цифровая модель дискурсивных и институциональных практик производства и потребления литературы, основывающаяся на базе данных литературных текстов, литературных институтов, социальных опросов. Техническим компонентом итогового продукта станет нейронная языковая модель, обученная на корпусах оцифрованных литературных текстов.

Центр развития и интеграции проектной деятельности

Управление

Казарцев Евгений Вячеславович

Руководитель проекта

Калинин Илья Александрович

Научный руководитель

Абелюк Евгения Семеновна

Руководитель подпроекта

Вдовин Алексей Владимирович

Руководитель подпроекта

Куракин Дмитрий Юрьевич

Руководитель подпроекта

Кучерская Майя Александровна

Руководитель подпроекта

Пенская Елена Наумовна

Руководитель подпроекта

 

Кейсы, реализуемые в рамках Большого проекта

Культурная революция и производства советского субъекта, 1920-1930 гг.

От школьной скамьи до лагерных нар: русский литературный канон в массовом сознании XX века (диктанты, словари, воспоминания узников ГУЛАГа)

Национальный корпус русского романа

Архив советского литературного андеграунда

Сравнительный анализ школьных стандартов и программ разных стран с точки зрения места литературы в них, а также с точки зрения содержания литературы как дисциплины

Книга и жизнь: модусы потребления и восприятия литературных жанров и нарративов у российской молодежи

Литературные образы и репертуары воображения: как литература формирует мастер-нарративы, с помощью которых люди осмысливают свои жизни

Социальные проекции литературного творчества и творческого письма: история и современность

Наследие: архивы, музеи – каналы трансляции литературы

Интермедиальные ретрансляторы литературы: театр, кино, музыка/Литература сквозь оптику театра

Институты и сети в советской литературе

Визуальный комментарий к художественной литературе советского времени

Предстоящие мероприятия