Пащенко Тарас Валерьевич
- Ведущий эксперт, Заведующий лабораторией:Институт образования / Лаборатория проектирования содержания образования
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 16 лет.
Образование
- 2017
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Менеджмент», квалификация «Магистр»
- 2006
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Философия», квалификация «Философ. Преподаватель философии»

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2008)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
История и философия образования (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Полидисциплинарные теоретические основания в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- История и философия образования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Полидисциплинарные теоретические основания в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Современное общество (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
История и философия образования (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Критическое мышление (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Логика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Логика и теория аргументации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Современное общество (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Современное общество (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Информационные интернет-ресурсы курсов "История" и "Обществознание" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Критическое мышление (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Логика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Логика (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Логика и теория аргументации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Логика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Логика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Логика и основы критического мышления (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
Публикации15
- Статья Садова А. Р., Хиль Ю. С., Пащенко Т. В., Тарасова К. В. Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработки // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 105-116. doi
- Статья Гиринский А. А., Лепетюхина А. О., Пащенко Т. В. Критическое мышление: от гумбольдтовской модели до ФГОС // Образовательная политика. 2022. Т. 89. № 1. С. 42-52. doi
- Книга Koreshnikova Y., Pashchenko T., Hénard F., Kohler A., Zavalina P. Raising Evidence-based Policymaking and Internationalization of the Russian Higher Education System : Note 3 - Prepare Higher Education In Russia To Future Skills Needs. World Bank Group, 2021.
- Статья Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 5-17. doi
- Книга Авдеева С. М., Гасс П. В., Корешникова Ю. Н., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А., Пащенко Т. В., Сорокин П. С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Рук.: Е. Ю. Карданова. М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 45-54.
- Книга Гасинец М. В., Авдеенко Н. А., Михайлова А. М., Федоров О. Д., Пащенко Т. В. Большие идеи для содержания образования Кн. 47: Современная аналитика образования. Вып. 17. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Пащенко Т. В., Непряхин Н. Ю. Критическое мышление Железная логика на все случаи жизни. М. : Альпина Паблишерз, 2020.
- Книга Глазков К. П., Кулакова Т. В., Ким И. А., Пащенко Т. В., Сорвин К. В. Обществознание : 10 класс : базовый уровень : учебник / Рук.: К. В. Сорвин. М. : Дрофа, 2020.
- Книга Зиньковский К. В., Савелёнок Е. А., Рубан О. Л., Артемов И. И., Кузнецова М. В., Печерская Е. А., Ветров В. А., Денискин Ю. И., Захарова С. А., Медведский А. Л., Шишков А. Н., Рудницкий Э. А., Лях В. И., Овчинникова Н. Э., Денисов А. Р., Андреева Л. Г., Бурукина О. С., Воробьева И. А., Маркова В. А., Новикова В. П., Степанова М. М., Долотова Д. Д., Ковелькова М. Н., Завертяева М. А., Паршаков П. А., Пащенко Т. В., Щелыкалина С. П., Загороднова Е. П., Замрий О. Н., Казанцев Н. С., Шакина Е. А., Бляхман А. А., Дегтева О. А., Комягин А. В., Сучкова Е. О., Шубнякова Н. Г., Соколова Е. А., Циринг Д. А., Петриченко Ю. В., Мамонова Ю. В., Курносова С. А. Кейсы российских университетов. Выпуск 1. 2014-2016 / Сост.: К. В. Зиньковский, Е. А. Савелёнок. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016.
- Глава книги Пащенко Т. В. Современные формализованные реконструкции Онтологического аргумента (на примере подхода Э. Залты и П. Оппенгеймера) // В кн.: Трансцендентное в современной философии: направления и методы / Отв. ред.: Т. В. Левина. СПб. : Алетейя, 2013.
- Статья Пащенко Т. В. Эпистемологические основания математики в некоторых неологицистских теориях // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. № 1(120)
- Глава книги Пащенко Т. В. О видах объектов в аксиоматизированной метафизике Э. Залты // В кн.: Философия. Язык. Культура (Вып.3) / Отв. ред.: В. В. Горбатов. Вып. 3. СПб. : Алетейя, 2012. Гл. 10. С. 112-122.
- Глава книги Пащенко Т. В. Жёсткие десигнаторы в теории абстрактных объектов Э. Залты // В кн.: Именование, необходимость и современная философия / Отв. ред.: В. В. Горбатов. СПб. : Алетейя, 2011. Гл. 16. С. 182-197.
- Глава книги Пащенко Т. В. О видах неологицизма // В кн.: Философия. Язык. Культура. Сборник материалов научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, ГУ-ВШЭ, 10 марта 2010 г.) / Сост.: В. В. Горбатов. М. : Праксис, 2010. С. 53-64.
Информация*
- Общий стаж: 16 лет
- Научно-педагогический стаж: 16 лет
- Преподавательский стаж: 16 лет
Полномочия/обязанности
- разработка стратегии развития Лаборатории, ежегодное планирование деятельности лаборатории;
- руководство исследовательскими, аналитическими и прикладными проектами в рамках сферы компетенций Лаборатории, в том числе планирование таких проектов и поиск потенциальных заказчиков;
- создание и руководство командой Лаборатории, организация работы сотрудников Лаборатории, согласование годовых планов сотрудников Лаборатории, отслеживание публикационной активности сотрудников Лаборатории;
- аналитическая или экспертная работа по запросам руководства Института, НИУ ВШЭ, органов власти в сфере содержания образования;
- организация и участие в экспертных публичных и непубличных обсуждениях документов в рамках сферы компетенций Лаборатории;
- подготовка аналитических и исследовательских продуктов, включая белые книги, аналитические доклады, академические публикации в журналах, индексируемых в базах научного цитирования Scopus, Web of Science, в сфере компетенций Лаборатории;
- консультирование по поручению руководства Института органов законодательной и исполнительной власти, органов управления образованием, иных организаций в рамках сферы компетенций Лаборатории.
Человеческий потенциал: подходы к изучению и измерению. Серия мастер-классов НЦМУ ЦМИЧП для студентов (и аспирантов) НИУ ВШЭ
С 18 октября по 17 декабря 2022 года состоялась серия мастер-классов, посвящённая итогам исследований НЦМУ “Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала” о концептуальных основах оценки и измерения человеческого потенциала. В рамках семинаров прошли как теоретические занятия, посвященные экономическим и социологическим подходам к изучению человеческого капитала, так и практические мастер-классы по технике его измерения. Мероприятия были направлены на популяризацию результатов исследований НЦМУ ЦМИЧП и вовлечение обучающихся и молодых ученых в работу по данной проблематике.
«Мы проектируем будущее»: в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции прошли Любимовские чтения
В НИУ ВШЭ — Нижний Новгород прошли Любимовские чтения в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. К участию в Чтениях были приглашены эксперты в области образования, ученые, педагоги, специалисты и руководители общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования.
Из «России для грустных» в «Россию для деятельных и увлеченных»
Очередной открытый семинар по образованию прошел 16 марта в ВШЭ в онлайн-формате. Он был посвящен теме развития икигай-концепции. Докладчик, руководитель «Яндекс.Практикума» Михаил Янович рассказал слушателям, как компания реализует образовательные проекты для взрослых людей и обучает их востребованным и приносящим радость профессиям.
Большие идеи: эксперты Вышки рассказали, как сделать учебу более осмысленной и интересной
Понять концепцию предмета и суть явлений школьники смогут без зубрежки, заучивания разрозненных фактов, формул и правил. Формировать мыслительные навыки и умение абстрагироваться, создавать модели и находить межпредметные связи – такова задача проекта «Большие идеи», разрабатываемого в НИУ ВШЭ.
«Большие идеи» должны разгрузить школьную программу
Проектирование школьного образования на основе больших идей помогает упорядочить и обобщить знания из разных предметных областей, согласовывать программы между собой и тем самым оптимизировать учебное время. На вторничном семинаре рассказали о преимуществах такого подхода и о том, как большие идеи можно превратить в учебное содержание.
Содержанию образования прописали «большие идеи»
Школьные программы и учебники напичканы фактами, формулами, правилами. Их трудно запомнить, они не складываются в общую картину мира. Один из способов привести в порядок весь этот массив данных предлагают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Они советуют присмотреться к практике выделения «больших идей», которую применяют школы нескольких стран. Зарубежный опыт и советы российским педагогам эксперты приводят в монографии, изданной в серии «Современная аналитика образования».
Способность убеждать и вести переговоры можно измерить
Навыки коммуникации и кооперации занимают важное место в системе школьного образования, по крайней мере, формально. На вторничном семинаре состоялась презентация инструмента оценки этих навыков в начальной и средней школе. Проект стал примером успешной кооперации между представителями разных наук – психометриками и лингвистами.
Проведена программа повышения квалификации «Внедрение модели формирования и оценки общих компетенций студентов СПО»
В сентябре в Институте образования прошла очередная программа повышения квалификации для педагогических работников системы среднего профессионального образования. Слушателями программы в этом году стали педагоги из Московской, Калужской и Белгородской областей.
«Ученым можешь ты не быть»: философия в школьном курсе обществознания
Мы начинаем представление одного из ключевых на программе курсов «Современное общество», отдельные части которого (философия, социология, политология, экономика) составляют основу школьного курса Обществознания. В рамках курса «Современное общество» обучающиеся на программе получают знание о том, что из себя представляет наше общество сегодня («мир за окном»), и умение интегрировать эти знания в школьный курс. Про первую часть курса рассказывает Тарас Пащенко, старший преподаватель школы философии факультета гуманитарных наук, заведующий лабораторией проектирования содержания образования.
Тарас Пащенко: «Критическое мышление как навык XXI века»
Тарас Пащенко прочитал лекцию о сути и значении критического мышления в рамках Лектория Вышки на ВДНХ
Лекторы ВШЭ научат вести конструктивный диалог и критически мыслить
Летний сезон лектория Вышки на ВДНХ завершится в августе циклом лекций «Мыслить критически». Из него слушатели узнают, почему современному человеку необходимо критическое мышление, как выстраивать общение с пользой для себя и собеседников и каким образом fake news и постправда влияют на нашу жизнь.
Майнор "Философия" победил в конкурсе образовательных инноваций
Команда курса "Логика и основы критического мышления" (майнор "Философия") вошла в число победителей конкурса ФОИ ВШЭ в номинации «Практика преподавания майноров»
Критическое мышление: проблемы преподавания
1 июля в антикафе "Кочерга" прошла конференция по преподаванию критического мышления с участием специалистов из ВШЭ, РАНХиГС и нескольких независимых образовательных площадок
Конференция по blended learning: преподавание выходит за пределы университета
Внутриуниверситетская конференция «Blended Learning. Опыт, успехи, перспективы» собрала более 100 преподавателей, академических руководителей и административных сотрудников из всех кампусов Вышки для обсуждения стратегических и практических вопросов интеграции смешанного формата обучения в учебный процесс.
В Вороново прошла Вторая Осенняя школа философии для старшеклассников
С 23 по 29 октября в учебном центре «Вороново» прошла философская школа философии для учащихся 9-11 классов, организованная студентами и преподавателями НИУ ВШЭ.
Экспериментальная философия: эвристический и аргументативный потенциал мысленных экспериментов
30 ноября Логико-философский клуб (ЛФК) и Философский дискуссионный клуб (ФДК) провели встречу, посвященную использованию мысленных экспериментов в решении теоретических и этических головоломок
«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»
В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.
Интеллектуальная игра IQ для школьников-2013
15 декабря состоялась очередная, уже четвертая по счету ежегодная интеллектуальная Игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная совместно факультетом довузовской подготовки и Ассоциацией интеллектуальных клубов ВШЭ.
Интеллектуальная игра IQ-2012: день «Сурков»
В конце декабря в Культурном центре Высшей школы экономики прошла, уже ставшая традиционной, открытая Интеллектуальная игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная факультетом довузовской подготовки ВШЭ.
Конференция "Отражение" в лицее 1598
В рамках конференции работали секции экономики, правоведения, культурологи, краеведения и социального проекта.