• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Использование проблемно-ориентированного обучения для развития критического мышления взрослыхUsing Problem-Based Learning to Develop Critical Thinking in Adults

Члены комитета:
Сериков Владислав Владиславович (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования", доктор педагогических наук, председатель комитета), Казакова Елена Ивановна (ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет", доктор педагогических наук, член комитета), Пинская Мария Александровна (ФГАОУ ВО "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации", кандидат педагогических наук, член комитета), Реморенко Игорь Михайлович (ГАУО ВО г. Москвы "Московский городской педагогический университет", доктор педагогических наук, член комитета), Солодихина Мария Владиславовна (ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", кандидат педагогических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
2/19/2024
Диссертация принята к защите:
3/28/2024
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
6/24/2024
В данном диссертационном исследовании были выявлены особенности развития критического мышления взрослых и предложены принципы для разработки курса, результаты которого подтверждены эмпирически. Актуальность проведенного соискателем исследования возникает из потребности в развитии критического мышления взрослых, которая связана с запросами рынка труда и общества, несоответствиями реальных образовательных программ данному запросу в рамках формального образования, а также необходимостью научно обоснованного создания образовательных продуктов для развития КМ в рамках неформального образования, включая использование онлайн-обучения. Автор представил интерпретацию происхождения компонентов критического мышления в рамках различных философских течений, начиная от античной философии и заканчивая американской философией и педагогикой на рубеже XIX-XX веков. Соискателю удалось выявить особенности развития критического мышления взрослых в рамках неформального образования. В результате была предложена модель требований к курсу критического мышления для взрослых учащихся, которая продемонстрировала результативность на эмпирическом уровне.
Диссертация [*.pdf, 11.12 Мб] (дата размещения 4/24/2024)
Резюме [*.pdf, 513.26 Кб] (дата размещения 4/24/2024)
Summary [*.pdf, 407.68 Кб] (дата размещения 4/24/2024)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

Pashchenko T., Mikhailova A., Santos Meneses L.F. Critical thinking in the context of adult learning through PBL and e-learning: A course framework (смотреть на сайте журнала)
Пащенко Т.В. Формирование критического мышления взрослых с использованием проблемно-ориентированного обучения в онлайн-среде // Вопросы образования. 2024. (в печати)
Садова А.Р., Хиль Ю.С., Пащенко Т.В., Тарасова К.В. Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработки (смотреть на сайте журнала)


Отзывы
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук об образовании (протокол № 2 от 24.06.2024). Решением диссертационного совета (протокол № 6 от 27.06.2024) присуждена ученая степень кандидата наук об образовании.
См. на ту же тему

Трансформация представлений учителей о применении цифровых инструментов на уроках, формирующих критическое мышление и креативностьКандидатская диссертация

Соискатель: Михайлова Александра Михайловна
Руководитель: Пинская Марина Александровна
Дата защиты: 9/11/2024

Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузовКандидатская диссертация

Соискатель: Корешникова Юлия Николаевна
Руководитель: Фрумин Исак Давидович
Дата защиты: 10/28/2021

Взаимосвязь студенческой вовлеченности и образовательных результатов студентов российских университетовКандидатская диссертация

Соискатель: Щеглова Ирина Александровна
Руководитель: Чириков Игорь Сергеевич
Дата защиты: 9/8/2021