• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
22316
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 102
Время работы: 9:30-18:00
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 102
Время консультаций: 10:30 - 14:30 (для МП "Педагогическое образование")
Расписание
SPIN РИНЦ: 4819-9977
ORCID: 0000-0002-9679-8445
ResearcherID: O-4843-2016
Scopus AuthorID: 57211279066
Google Scholar
Руководитель
Кобцева А. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Чернобай Елена Владимировна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
  • Научно-педагогический стаж: 18 лет.

Полномочия / обязанности

Участие в развитии и реализации образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ

Проведение исследований учительских практик в сравнительной международной перспективе

Проведение экспертно-аналитической деятельности по направлениям работы лаборатории

 

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2016
    Ученое звание: Профессор
  • 2012
    Доктор педагогических наук
  • 2010
    Ученое звание: Доцент
  • 1996

    Специалитет: Астраханский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, специальность «История», квалификация «учитель истории»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

2009 г. - курсы повышения квалификации "Разработка измерителей образовательных стандартов в системе общего образования»  (170 ч.), Центр независимой оценки качества и образовательного аудита (г. Самара - г. Астрахань).

2011 г. - курсы повышения квалификации "Формирование общероссйского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования" (72 ч.), Международный институт менеджмента "Линк".

2012 г. - стажировка в Германии и Швейцарии по теме: "Менеджмент образовательных учреждений - европейские модели управления образовательными процессами в школе".

 2011 - 2012 г.г. -  профессиональная переподготовка в ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" по специальности «Менеджмент в сфере  образования» в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.

2016 г. - data management training for the OECD Teaching and Learning International Survey 2018 (TALIS) (Italy)

2017 г. - 3 rd meeting of the National Project Managers ( TALIS 2018) (Portugal)

2017 г. - Advanced Course Writing a PhD research proposal (Maastricht University, Netherlands)

2018 г. - программа повышения квалификации "Статегия формирующего оценивания: постановка целей, критериальное оценивание и обратная связь" (108 часов). 

2019 г. - программа повышения квалификации "Как сделать программу курса "рабочей?" (34 ч.), НИУ ВШЭ. 

2021 г. - программа повышения квалификации "Организация групповой и командной работы студентов в условиях онлайн-обучения" (24 ч.), НИУ ВШЭ.

2021 г. - дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации "Подготовка к сдаче международного экзамена IELTS online 6,5 (уровень B1-B2)", НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.

2022 г. - программа повышения квалификации "Научная коммуникация в высшей школе" (72 ч.), Университет ИТМО, Санкт-Петербург.

2022 г.  - программа повышения квалификации "Проблемно-ориентированное обучение: практика работы с 4/с id model" (36 ч.), School of Education.

2023 г. - программа повышения квалификации "Инструменты Smart LMS для сопровождения дисциплины" (36 ч.), НИУ ВШЭ.

2024 г. - тренинг "Эффективное использование ресурсов голоса и речи в преподавании", НИУ ВШЭ

Достижения и поощрения

  • Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2022)
  • Лучший преподаватель – 2023, 2020, 2019

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Автор более 100 научных публикаций, в том числе пяти монографий.

Публикации50

Участие в редколлегиях научных журналов

  • С 2023 г. член редколлегии журнала "Мир психологии". 

  • С 2013 г.: член редколлегии журнала «Справочник заместителя директора школы».

  • С 2013 г.: член редколлегии журнала «Управление начальной школой».

Гранты

 

РФФИ 19-313-90074 Аспиранты.  Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной среде (руководитель проекта) (2018-2022). 

Грант фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры (2022). 

 

Опыт работы

1993-2000 г.г. - учитель истории и обществознания, средняя школа, г. Чита-47

2000-2009 г.г. - учитель истории и обществознания, школа одаренных детей, г. Астрахань

2004 - 2009 г.г. - заместитель директора регионального центра дистанционного обучения (2004-2007), старший преподаватель кафедры социально-политических дисциплин; ученый секретарь Института (2007-2008); доцент кафедры социально-политических дисциплин (2009), Институт повышения квалификации и переподготовки, г. Астрахань

2009-2012 г.г. - проректор по научной работе, Педагогическая академия последипломного образования, г. Москва, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий

2012 г. - начальник управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования, Департамент образования, г. Москва

2012-2014 г.г. - директор, научно-исследовательский институт столичного образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва; профессор кафедры развития образования  ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (по совместительству)

2015-2016 г.г. - советник при ректорате, Московский институт открытого образования, г. Москва; профессор кафедры развития образования  ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (по совместительству)

2016 г. - по наст. время - профессор Департамента образовательных программ, ведущий эксперт лаборатории проектирования содержания образования, Институт образования НИУ ВШЭ, г. Москва

 


Информация*

  • Общий стаж: 30 лет
  • Научно-педагогический стаж: 18 лет
  • Преподавательский стаж: 29 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России

В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.

Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы

В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.

Преподаватели программы «Педагогическое образование» выиграли в конкурсе Фонда Потанина грант на разработку нового курса

Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина

В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.

Запись вебинара «Язык современного образования: компетенции педагога, контакт с учеником и междисциплинарный подход»

Публикуем материалы вебинара для школьных руководителей, методистов и учителей.

Учи.ру и Инобр начинают исследования, которые помогут разгрузить учителя

Аспиранты Инобра начали работать над исследованиями, результаты которых могут способствовать созданию новых автоматизированных сервисов для школьных учителей, в том числе и на базе Учи.ру. Подобные инструменты помогут педагогам индивидуализировать обучение: наблюдать прогресс каждого ученика в классе, измерять эффективность обучения с помощью онлайн-платформ, лучше понимать личные цели и трудности ученика, давать более полную и персонализированную обратную связь.

Учителя под бумажным завалом

Педагоги в России и в Казахстане перегружены работой, которая не имеет прямого отношения к их обязанностям. Это одно из главных препятствий на пути к профессиональному развитию. Такой вывод делают профессор Инобра Елена Чернобай и исследователь организации «Назарбаев – интеллектуальные школы» Диляра Ташибаева в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Статья написана по результатам международного исследования TALIS, в котором приняли участие более 4 тысяч российских и 6 тысяч казахстанских учителей.

Пять ключей для эффективной школы

Чтобы стать учителем, нужно специальное образование. Госстандарты точно определяют, что должен знать и уметь педагог. С директором школы сложнее. Официальные требования (например, на аттестации) конкретны в хозяйственных и административных вопросах. А вот задачи по качеству образования четко не сформулированы. Поставить их и узнать способы, как улучшить образовательный результат своей школы, позволит курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации». За год его прошли на Coursera почти полторы тысячи управленцев. Какие проблемы директора и как он решает – рассказывает куратор курса Дмитрий Михайловский.

Вошли двенадцать человек

Высшая школа экономики подвела итоги выборов «Лучших преподавателей» 2020 года. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках традиционного мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. В этом году выборы прошли в десятый раз, в честь «юбилея» ВШЭ повысила надбавки победителям: теперь они составляют от 40 до 90 тысяч для тех, кто работает на полной ставке.

Школа не готова к вирусу

COVID-19 стал неприятным сюрпризом для всего человечества — и поводом взглянуть критически на учебную программу. Могла ли школа сделать так, чтобы ее выпускники встретили эпидемию более подготовленными? И может ли подготовить к будущим событиями такого плана? Не обязательно к пандемии такого масштаба: из-за плотности населения в мегаполисах «гуляет» масса вирусов, начиная с обычного гриппа, и прочих возбудителей заболеваний. Эксперты Инобра изучили с этой точки зрения учебные программы и учебники по биологии и ОБЖ, сопоставили с иностранными аналогами. Выяснилось, что в российской школе критически мало сообщают о вирусах, о том, как они живут в экосистемах, и уж тем более — как уберечься от инфекционных болезней, вызванных вирусами.  

Новому поколению — новые образовательные технологии

Мы продолжаем представление курсов педагогического цикла. О базовом педагогическом курсе «Коммуникации. Образование. Технологии» рассказывает доктор педагогических наук, профессор, ведущий эксперт лаборатории проектирования содержания образования Института образования Елена Владимировна Чернобай.

На образовательной платформе Coursera доступен онлайн-курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации»

Курс подготовлен ведущими экспертами Института образования НИУ ВШЭ по инициативе и при активном участии блестящей команды магистерской программы «Управление образованием».

Учебникам обществознания не хватает «творчества»

Учебники обществознания для средней школы устарели. 45% учителей, которые приняли участие в исследовании Инобра ВШЭ, считают, что существующие задания не могут формировать у школьников «навыки 21 века».

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Открытие I Международной летней школы для учителей

2 июля 2018 года, состоялось торжественное открытие I Международной летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании». В первый день выступали два ключевых спикера: Добрякова Мария Сергеевна и Чернобай Елена Владимировна.

В Вышке защитили еще две диссертации по новой процедуре

Евгения Чернина успешно защитила диссертацию по экономике, Диана Королева — по образованию. Оба соискателя получат степени кандидатов наук Высшей школы экономики.

«Стань профессором»: вторая волна

Открыта вторая волна записи на майнор Института образования НИУ ВШЭ «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху». Майнор – это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления. Благодаря майнору будущий бакалавр получает дополнительную специализацию.

Workshop "Проектирование межпредметных занятий"

26 февраля 2018 г. в инженерном корпусе школы № 548, расположенной в Совхозе им. Ленина, прошел workshop по теме «Проектирование межпредметных занятий». Учителям была представлена четырёх-этапная модель проектирования образовательной программы (four components instructional design model).

Семинар для региональных координаторов международного исследования TALIS-2018

24 ноября Центр изучения учительских практик проводит семинар для региональных координаторов по теме: «Организация и проведение международного исследования TALIS-2018».

Обсуждение пилотной версии международного исследования учителей

С 10 по 13 июля 2017 г. в Лиссабоне состоялась третья встреча национальных проектных менеджеров по международному исследованию TALIS-2018 (исследование по вопросам преподавания и обучения – Teaching and Learning International Survey). В совещании приняли участие 46 стран. Россию представляли сотрудники Центра изучения учительских практик Института образования НИУ ВШЭ.

Обсуждение педагогических вопросов на базе своего предмета

С 2017 года три магистерские программы Института образования НИУ ВШЭ для учителей гуманитарных предметов переименованы. Изменение названий подчеркивает не только адресность целевой аудитории, но и изменение содержания: важным в этих программах становится методический аспект. О педагогическом блоке магистерских программ рассказывает профессор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Елена Владимировна Чернобай.

Выпускной учителей гуманитарных предметов

21 апреля в Институте образования НИУ ВШЭ студенты программ «Политические вызовы современности», «Филологическая герменевтика школьной словесности» и «Информационные ресурсы исторической науки» получили магистерские дипломы.

Встреча с делегацией из Китая

12 апреля состоялась встреча сотрудников Института образования НИУ ВШЭ с представителями пекинского Национального института педагогических исследований. На мероприятии был достигнут ряд соглашений.