• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из «России для грустных» в «Россию для деятельных и увлеченных»

Из «России для грустных» в «Россию для деятельных и увлеченных»

© iStock

Очередной открытый семинар по образованию прошел 16 марта в ВШЭ в онлайн-формате. Он был посвящен теме развития икигай-концепции. Докладчик, руководитель «Яндекс.Практикума» Михаил Янович рассказал слушателям, как компания реализует образовательные проекты для взрослых людей и обучает их востребованным и приносящим радость профессиям.

Из артиста симфонического оркестра в аналитика данных, из полицейского в интернет-маркетолога — открыть новый профессиональный путь для людей России, спасти человека из ситуации заложничества, в которой мало сценариев для развития, такую задачу ставят перед собой авторы «Яндекс.Практикума». На семинаре Института образования НИУ ВШЭ под названием «Можно ли перебраться из "России для грустных" в "Россию для деятельных и увлеченных": на кейсах "Яндекс.Практикума"» руководитель проекта Михаил Янович рассказал, как, почему и для кого в компании решили запустить подобные образовательные программы.

Михаил Янович
© Михаил Янович / Facebook

«Был озвучен ряд проблем для решения которых и была собрана команда. У Яндекса уже были в то время образовательные программы, но все они были сфокусированы на когнитивных атлетах: на тех, кому либо повезло с преподавателями в школе, либо с репетиторами, они попали в 1% лучших студентов России и были выгодополучателями российского хорошего институционального образования. Это была история про сегрегационную образовательную модель, — объяснил спикер. — У нас была задача — научиться помогать ребятам, которым повезло меньше, тем, кто, в целом, в России находится в регулярном небрежении. Нам нужно было придумать, как ребятам, которые не настолько востребованы в работе, помочь».

Для реализации подобной задачи в компании решили использовать японскую концепцию икигай. «Это простая идея, что человек, который занимается тем, что он любит, в чем он силен, за что он получает деньги и что приносит пользу миру, находится на пересечении своей миссии, работы, увлечения, радости. Это и есть некий икигай, — объяснил Михаил Янович. — И если вам удается жить в этой концепции, то у вас более высокие шансы на самоактуализацию: с вами результативнее работодателю, лучше коллегам, вам самим это интересно». Докладчик также поделился, какие цифровые продукты использует компания для своих образовательных программ, а также рассказал о первых результатах «Яндекс.Практикума» в вопросах трудоустройства своих выпускников.

Модератор семинара, заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ Тарас Пащенко поделился своим мнением о концепции икигай, в целом, возможности ее применения в высшем образовании.

Тарас Пащенко, заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

Тарас Пащенко, заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

Концепция икигай — смысла жизни — может помочь найти для себя подходящее занятие. Следование икигай — хороший способ найти тот самый мифический work-life balance, который так нужен современному человеку, утомленному смешением времени работы и отдыха. Возможно, именно икигай поможет нам немного замедлиться и оглядеться вокруг, чтобы понять, где же мы оказались спустя год пандемии.

При этом как любая идеальная модель икигай задает ориентиры, но вряд ли достижим в полной мере. Кроме того, высшее образование, особенно в таком высокоселективном университете как Высшая школа экономики, предполагает довольно большой компонент преодоления (или даже превозмогания). Если серьезно, то «Яндекс.Практикум» делает очень важное дело именно как проект постпрофессионального образования: коллеги понимают опасности неравенства и, действительно, пытаются его снижать, предоставляя возможности получения престижной профессии людям, которым не повезло попасть в выигрышные условия с самого начала своей карьеры.