«Ученым можешь ты не быть»: философия в школьном курсе обществознания
Мы начинаем представление одного из ключевых на программе курсов «Современное общество», отдельные части которого (философия, социология, политология, экономика) составляют основу школьного курса Обществознания. В рамках курса «Современное общество» обучающиеся на программе получают знание о том, что из себя представляет наше общество сегодня («мир за окном»), и умение интегрировать эти знания в школьный курс. Про первую часть курса рассказывает Тарас Пащенко, старший преподаватель школы философии факультета гуманитарных наук, заведующий лабораторией проектирования содержания образования.
Раздел «Философия» курса «Современное общество» помогает слушателям познакомиться с классическими и современными философскими вопросами, актуальными дискуссиями, а также методами философского исследования. Ни для кого не секрет, что философские темы стандартного курса обществознания не имеют ничего общего с современными философскими дискуссиями. В лучшем случае в них можно найти реферативное изложение идей нескольких мыслителей, написавших свои главные труды не позднее начала ХХ века. При этом их идеи излагаются без какой-либо дискуссии, презентуются как некие прописные истины. Ясно, что ничего не может быть дальше от философии, чем подобные утверждения. Философия — это, прежде всего, споры, метафоры, мысленные эксперименты, которые призваны помочь дать рациональные ответы на самые серьезные вызовы: познавательные, этические, экзистенциальные. Но самое главное, что для поиска ответов на философские вопросы не нужно быть кандидатом или доктором философских наук. Необходимые инструменты — логика, воображение, стремление к знанию — есть у каждого из нас.
На занятиях вместе мы увидим, как можно переформатировать философские разделы школьного обществознания в действительно интересные познавательные ситуации, которые помогут развивать критическое мышление, креативность, навыки коммуникации и командной работы учащихся.
Тарас Пащенко,
старший преподаватель школы философии факультета гуманитарных наук,
заведующий лабораторией проектирования содержания образования