• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Здесь никогда не говорят “это невозможно”»

Почему доступная среда в университете важна для людей с любыми возможностями

Классическое определение понятия «доступная» (или «открытая») среда предполагает доступность среды для людей с ограниченными возможностями. Сотрудники и студенты Вышки трактуют это понятие шире, поскольку уверены, что открытая среда — важнейший фактор развития и нужна она всем без исключения.   

Главное — это люди

Летом 2014 года студент первого курса Бауманки Всеволод Ганинец решил завершить лыжероллерную тренировку купанием в реке, крайне неудачно нырнул и сломал позвоночник. Практически на год об учебе пришлось забыть: дома, в Казахстане, Всеволод долго лежал в больнице, потом была продолжительная реабилитация, но полного восстановления добиться не удалось — передвигаться предстояло на коляске. Всеволод решил, что образование он все равно продолжит, но сменит направление: фундаментальная наука привлекать перестала, будущее хотелось связать с бизнесом.

«Я не предполагал снижать планку, учиться планировал продолжить в лучших российских вузах, — рассказывает он. — Однако у меня появились ограничения, их нужно было учитывать». 

Всеволод разослал письма в десяток российских вузов, в письмах он спрашивал о наличии доступной среды в университетах и рассказывал о своих вполне конкретных потребностях. Не все адресаты ответили в принципе, а из тех, кто ответил, большинство рассказывали о том, что кое-что есть, «но гарантировать, что вам будет у нас комфортно, мы не можем».

Всеволод Ганинец
Всеволод Ганинец

«И только из Вышки мне написали письмо очень обнадеживающее, — вспоминает Всеволод. — Написали, что конкретно есть на данный момент, и заверили, что сделают все, что еще потребуется».      

Так Всеволод стал студентом ОП «Управление бизнесом». Первый год учеба была сконцентрирована в Измайловском комплексе, в здании на улице Кирпичная: оно было оборудовано для людей с ограничениями опорно-двигательного аппарата, и проблем не возникало. Но на следующий год образовательная программа переехала на Шаболовку, в историческое здание, где переоборудование было затруднено. Всеволод написал письмо в учебную часть, и, как и было обещано, проблема начала решаться: сначала закупили гусеничный подъемник, с помощью которого поднимали коляску на нужный этаж, несколькими месяцами позже в здании появился стационарный вместительный лифт. 

«Я, конечно, ни разу не пожалел о своем выборе, — делится Всеволод. — Я получаю очень крутое образование, и во всем, что касается моих пожеланий, мне действительно идут навстречу. Безусловно, есть инженерные особенности зданий, которые не обойдешь, я это понимаю. Не может быть туалетов на каждом этаже для колясочников, и, если есть один, это уже круто. Но самое крутое — это даже не туалеты, не пандусы и лифты, главное — люди. От охранников до учебного офиса — нет ни одного человека в Вышке, который оставался бы равнодушен к просьбам, не проявлял бы участия. Иногда даже избыточно немножко… Но лучше пять раз подряд отвечать «спасибо, помощь не нужна», чем пять раз просить и не иметь отклика».

С тем, что главное — это люди, полностью согласна Оля Крылова, студентка второго курса совместной программы НИУ ВШЭ и РЭШ. Оля — инвалид по зрению, ничего не видит с рождения. Она человек невероятно талантливый: будучи призером Всероссийской олимпиады по русскому и «Высшей пробы» по английскому, она собиралась поступать на гуманитарный факультет, но передумала и пошла учиться на экономиста. С математикой были определенные сложности, в частности и из-за особых потребностей. 

«Но я рада, что мне не делают поблажек в оценках — говорит Оля. — Но что касается помощи — я в совершенно уникальных условиях. Огромное спасибо Вышке за брайлевский принтер, на котором мне постоянно печатают условия семинарских и домашних задачек, а также за брайлевский дисплей – дивайс, подключающийся к компьютеру и отображающий текст с экрана шрифтом брайля. Был у меня преподаватель по матану, Илья Щуров, он специально для меня стал делать конспекты своих лекций так, что я их видела в LaTeX, а мои однокурсники на той же веб странице видели не latex, а готовые формулы. Latex - это такой пакет компьютерной верстки, в котором любая математика для меня читабельна. В смысле, когда речь о текстах, я почти любыми программами могу пользоваться, был бы на компьютере установлен скри́н-ри́дер, программа, читающая любой текст, который виден зрячему пользователю на экране. Но  формулы не всегда читаются скри́н-ри́дером,  и нужна еще вот эта верстка. Многие преподаватели готовы дополнительно меня консультировать, объясняя графики, которые они строили на парах на доске. Например, Антон Суворов так объяснял мне микроэкономику, а Константин Егоров сам писал текстом описания некоторых особенно запутанных графиков по макроэкономике. Другая сложность в том, что мне нужна помощь, чтобы рисовать графики. И буквально к каждому однокурснику я могу обратиться, сказать: “Вот так и так нужно нарисовать”, — и мне помогают. Когда люди выходят к доске, я обычно прошу их вслух проговаривать то, что они делают. А недавно одна девочка (мы даже не общались с ней особо!) услышала, что человек у доски говорит так, что мне непонятно: “Вот это поделить на вот это”, — и начала сама внятно зачитывать мне с доски».

Оля Крылова
Оля Крылова

Катя Семененко в детстве попала в ДТП, но несмотря на полученную травму училась усердно и окончила с золотой медалью школу в маленьком поселке на Кавказе. Еще в школе увлеклась Кореей. «Накрыло халлю — корейской волной», — смеется она. Сейчас она учит язык на «Востоковедении» на ФМЭиМП, с однокурсниками ходит в тематические кафе и на выставки, увлекается  K-попом и смотрит корейские сериалы — в общем, живет полной жизнью. У Кати тоненький голосок и восторженные интонации: «Я окружена просто невероятными, невероятными людьми!» С восторгом Катя рассказывает о том, как для них с мамой (мама живет с Катей постоянно), когда они только приехали, сразу устроили экскурсию, спросили, что может понадобиться, и всем необходимым обеспечили. Катя с мамой живут в общежитии, у Кати специально оборудованная комната с отдельным входом на первом этаже, каждый день мама подвозит ее к корпусу на Басманной. Считает, что Москва для людей с особенностями приспособлена очень хорошо («в сравнении с моим родным городом!»): хочешь — в торговый центр иди, хочешь — в кино. 

Открытая среда важна для всех 

По словам проректора ВШЭ Владимира Самойленко, к настоящему времени все корпуса и общежития Вышки оборудованы в соответствии с требованиями концепции доступной среды: есть необходимое оборудование для людей с ограниченной мобильностью, специальные таблички для инвалидов по зрению. Многие корпуса и факультеты закупили также дополнительное оборудование для своих студентов с особыми потребностями: принтеры и дисплеи Брайля, оборудование для слабослышащих; постоянно заключаются новые контракты с сурдопереводчиками и кураторами для студентов, которые нуждаются в этих услугах. «Сейчас в Вышке учится 336 студентов с разными видами инвалидности, — говорит директор ВШЭ по развитию студенческого потенциала Павел Здоровцев. — Каждый год мы принимаем ребят с ограниченными возможностями и индивидуально с каждым новым первокурсником обсуждаем, какие условия университет может создать, чтобы учеба для него или нее была комфортной».

Катя Семененко
Катя Семененко

Центр внутреннего мониторинга каждый год устраивает опрос, в котором просит студентов поделиться впечатлениями о своем восприятии Вышки. Согласно последним опросам, 92% считают университет прогрессивным, 89% — разнообразным, 87% — заботливым. «Эти оценки — следствие в том числе и нашего подхода к среде и отношения университета к членам нашего сообщества. Мы видим свою задачу в том, чтобы не только подготовить профессионала, успешного на рынке труда, но и воспитать ответственного гражданина, привить молодому человеку или девушке основные ценности вышкинского сообщества, в том числе открытость в широком смысле этого слова и активную жизненную позицию», — говорит Павел Здоровцев. 

Создание условий для людей с особенностями — это сложные и подчас очень дорогостоящие работы. «Не всегда у нас все получается сразу, причина тому и ограниченные ресурсы, и объективные причины. Например, некоторые здания являются памятниками архитектуры, и их адаптация для маломобильных студентов и сотрудников бывает затруднительной, — рассказывает Павел Здоровцев. — Но наш университет старается становиться доступным для любого заинтересованного и способного учиться человека вне зависимости от состояния здоровья».

Специалисты по концепции доступной (или открытой) среды подчеркивают, что создание такой среды невозможно одними только административными мерами, в этом деле важно участие всех. Рассказывая о том, как студенты и сотрудники Вышки помогают дирекции в этом вопросе, Павел Здоровцев, например, упоминает работу, проделанную на ФГН: «В этом году на ФГН поступили пять ребят — инвалидов по зрению, и это не случайно: сотрудники и студенты факультета много сделали для того, чтобы обучение было доступным. Наши коллеги обеспечили перевод олимпиады «Высшая проба» для незрячих абитуриентов, преподаватель Владимир Авдонин выучил шрифт Брайля, чтобы прочитать работу незрячей студентки Оксаны Осадчей, которая, в свою очередь, помогла нам оптимально разместить информационные таблички в корпусах университета».

Трудности перевода

Оксане Осадчей 25 лет, она дипломированный филолог, живет в Раменском, выплачивает ипотеку за квартиру, занимается скалолазанием, много путешествует, и, пока ее нет дома, друзья приходят покормить и погладить двух ее котов. А еще она человек, во многом благодаря которому в Вышке очень продвинулась тема инклюзии. 

Родилась Оксана в Набережных Челнах и училась в спецшколе для незрячих и слабовидящих — она не видит с рождения. И также с рождения у нее есть еще одна особенность: она никогда не считала, что из-за своей слепоты ей нужно чего-то бояться.  

Оксана Осадчая
Оксана Осадчая

«Есть ведь две стороны этой медали, — говорит Оксана. — С одной стороны, российское общество, конечно, очень закрыто для людей с особенностями, и это большая часть проблемы. Но и с нашей стороны есть эта закрытость, боязнь перемен. Люди постарше (незрячие — Ред.) меня, например, часто спрашивают: “Ты что, ехала в метро и читала брайлевскую книжку? Ты одна поехала в Сочи? Как же так, а вдруг какая-то реакция будет на тебя негативная…” Мне-то всегда было все равно, кто что обо мне подумает, но мне хочется, чтобы это у всех было».     

Учась в школе, Оксана чем только не занималась: выучила нотную грамоту по Брайлю и окончила классы баяна и вокала в музыкальной школе, пела в церковном хоре. В 11-м классе она попросилась на прием к директору самого лучшего в Набережных Челнах лицея и уговорила его на эксперимент: один день она должна была проучиться в гуманитарном классе этого лицея. Этот день стал особенным и для нее, и для лицеистов: после уроков они уже вместе пили чай и договаривались о новых встречах. Оксана ездила на олимпиады по русскому. Она стала первым человеком с ограничениями по зрению, который участвовал в региональном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе в Татарстане. Для этого на олимпиаду пригласили учителя из спецшколы, который переводил работы Оксаны со шрифта Брайля в обычный вид. От своих друзей-олимпиадников впервые услышала о Вышке. 

«Мне рассказывали о Вышке именно с точки зрения открытости: насколько в Вышке открыты к коммуникациям, готовы решать проблемы. В каких-то других вузах, допустим, студенту могут до сих пор не сказать, что учебники по его программе уже есть онлайн и это доступно незрячим, — просто потому, что преподаватели сами не пользуются интернетом. А Вышка и на момент моего поступления была достаточно продвинута в этом отношении, а с тех пор прошла огромный путь». 

Оксана участвовала в вышкинском «Конкурсе юных» (не проводится с 2016 года), в «Высшей пробе», но не выиграла — поступала по ЕГЭ. Она считает, что с университетом, преподавателями и однокурсниками ей повезло. Когда она училась на втором курсе, в ФГН появился брайлевский принтер (а позже появился и брайлевский дисплей). Это очень упрощало учебу. 

Преподаватель французского, Владимир Авдонин, выучил шрифт Брайля — специально, чтобы проверять ее работы. Эта история произвела впечатление и разлетелась в прессе, но сам Владимир Авдонин ничего сверхъестественного в своем поступке не видит: «Просто выучил еще одну систему письма — что здесь такого?» Но для Оксаны это было значимым событием: можно было писать на иностранном языке сразу от руки, «это здорово, работает моторная память». 

«Сейчас, насколько я знаю, в этом отношении в Вышке все стало еще лучше. На моем родном ФГН брайлевские таблички на кабинетах. Это значит, что не нужно больше отсчитывать нужную дверь с конца коридора! Есть брайлевская техника, есть техника для глухих. Я знаю девочку с ограничениями по слуху, которая учит китайский язык в Вышке: для нее специально наняли сурдопереводчика… Тут ведь что главное — готовность менять среду. Если она есть, то университет это делает: Вышка и чужой опыт позитивный перенимает в этом отношении (Новосибирского университета, Челябинского), и просто идет от потребностей своих студентов».

Когда дело дошло до написания диплома, Оксана озвучила свою мечту. Дело в том, что еще в Набережных Челнах, когда она пела в церковном хоре, Оксана увлеклась древнерусскими текстами, и у нее появилась мечта сделать эти тексты доступными для незрячих людей не только со слуха, но и в чтении. Шрифт Брайля для этого был раньше не приспособлен, и Оксана хотела восполнить этот пробел. Ее научный руководитель Алексей Гиппиус одобрил эту идею и поддерживал талантливую студентку вплоть до защиты работы. 

Параллельно началась новая история — сотрудничество Оксаны с разными проектами, развивающими в нашей стране инклюзию. Первыми обратились из Центра педагогического мастерства. Сначала лингвист и сотрудник отдела инклюзии ЦПМ Елена Горелик попросила Оксану поучаствовать в решении проблем, связанных с использованием брайлистами редких языков в решении олимпиадных задач. Оксана с радостью начала сотрудничать с ЦПМ, и это переросло в целый проект по привлечению студентов Вышки в качестве тьюторов для школьников, с которыми занимается отдел инклюзии ЦПМ. А для самой Оксаны ЦПМ стал после защиты диплома постоянным местом работы. Помимо этого, она консультировала инклюзивные проекты и входила в советы по доступности Политеха, сейчас начинает работать с Третьяковкой, готовит для печати брайлевские книги, помогает решать проблемы студентов Вышки.

«Я уже четко понимаю, что свою профессиональную деятельность я хочу связать с инклюзией, — говорит Оксана. — Возможно, я пойду в магистратуру по направлению тифлопедагогики (педагогика, связанная с людьми с нарушением зрения. — Ред.), но пока что просто некогда: помогать конкретному школьнику, конкретному студенту, конкретному проекту гораздо интереснее для меня».  

Оксана — человек с совершенно невероятным уровнем оптимизма и даже в теме доступной среды в России видит больше хорошего, чем плохого. Вот появились звуковые светофоры — хоть и не везде, но ведь появились же. Пандусы и лифты, брайлевские таблички на остановках — она замечает любое новшество и любому радуется. 

«Конечно, люди еще должны многому научиться. Но это понятно: никто же не учил, вот и не умеют. Неумело проявляют свое желание помочь: то закричат в ухо, то за руку схватят, то вообще за палку. Я объясняю тем, до кого могу достучаться, что если незрячий человек не обращается за помощью, значит, все в порядке, не нужно приставать. Вот когда я в Сочи приезжаю, там другая картинка совсем. В Сочи все приспособлено для людей с инвалидностью, потому что там Паралимпиада была и там привыкли видеть людей с разными видами инвалидности, не бегают за ними и не шарахаются от них».

В своем направлении работы Оксана видит гигантский прорыв и в будущем намерена сделать еще больше. 

«Если говорить об олимпиадах, нам, конечно, очень многого удалось добиться, — рассказывает Оксана. — Когда я писала свои олимпиады, там даже не было брайлевской техники. Сейчас техника тоже есть не везде, но проблема не только в этом. Нет федеральных нормативов, которые гарантировали бы школьнику с особенностями из любого региона шрифт брайля, дополнительное время и прочие специальные условия для равноправного участия. В Москве, например, дают полтора часа дополнительного времени, а в некоторых регионах — 20 минут… Тут есть еще над чем работать».

Елена Горелик
Сотрудник отдела инклюзивных проектов ЦПМ

Я пришла работать в отдел инклюзивных проектов в 2017 году, и, поскольку я по образованию лингвист, мне было интересно адаптировать олимпиады по лингвистике для незрячих. Тогда-то мы и начали сотрудничество с Вышкой.  Оксана Осадчая, которая была студенткой университета на тот момент,  помогла нам с адаптацией и печатью шрифтом Брайля первой олимпиады по лингвистике, в которой участвовали незрячие. Она же перевела работы в плоскопечатный шрифт со шрифта Брайля для того, чтобы жюри могло их проверить. С тех пор она стала сотрудницей нашего отдела и помогает нам с подготовкой материалов к олимпиадам по разным предметам. Тогда же мы начали совместный проект ЦПМ и Вышки: студенты вели занятия у незрячих детей и слабовидящих. Все это имело просто прорывной, я считаю, результат. В 2020-м незрячие школьники прошли в финалы сразу трех всероссийских олимпиад: по русскому, литературе и немецкому. Вышка очень открыта к таким детям. Мы рады, что наши взгляды на инклюзию совпадают. Как и в нашем отделе инклюзии, здесь никогда никогда не говорят «нет, это невозможно», здесь говорят «давайте подумаем, как это сделать».

Николай Баранов
Студент ОП «Управление бизнесом», 4-й курс

Открытая среда — это необходимость для университета. Если университет недоступен для какой-либо категории людей, он теряет связь с реальностью и запирается в башне из слоновой кости. Будущего у таких университетов попросту нет. Но открытая среда — это больше чем доступность университета для парастудентов и сотрудников с особенностями. Университет — это часть ткани города, место, куда каждый день приходят амбициозные студенты и опытные профессионалы. Они влияют не только на университет, но и на все, что его окружает, а окружающее влияет на них. Вышка это понимает и запустила программу «Университет, открытый городу». Это очень правильное дело. Если процесс взаимопроникновения университета и города будет продолжаться и углубляться, это будет полезно всем. Я очень надеюсь, что так и будет.

Иллюстрация: Софья Иванцова

Фото: Даниил Прокофьев, Михаил Дмитриев

13 октября, 2021 г.

«Вышка» в Telegram