• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
французский
немецкий
итальянский
арабский
древнегреческий
испанский
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-9590 доп. 22690
Электронная почта:
Адрес: М. Ордынка ул., д.17, стр.1, каб. 322
Время консультаций: пн 13:00-17:00 вт 10:00-13:00 ср 12:30-16:30 чт 12:00-17:00
Расписание
Резюме (DOCX, 31 Кб)
SPIN РИНЦ: 4950-6516
ORCID: 0000-0002-2359-5567
ResearcherID: K-9036-2015
Google Scholar
Блоги и соц. сети
Facebook
ResearchGate
Academia.edu
Руководитель
Маслов А. А.
Заместитель
Царегородцева И. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Муравьев Алексей Владимирович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
  • Научно-педагогический стаж: 23 года.

Полномочия / обязанности

Руководитель Ближневосточной секции Школы востоковедения

Член Академического Совета Школы

Член Ученого Совета факультета МЭиМП

Член Кадровой комиссии

Образование, учёные степени

  • 1995

    Кандидат исторических наук: специальность 07.00.03 «Всеобщая история», тема диссертации: Юлиан Отступник в восточно-христианской традиции

  • 1992

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: филологический, специальность «Классическая филология»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

Французская школа в Риме (École Française de Rome), Италия, Рим, 1993

Национальный центр научных исследований (CNRS), Париж, Франция 1995-1996, 1998

Фонд Александра фон Гумбольдта, научная стипендия, Германия, Бонн-Мюнхен,1999-2001; Берлин, 2010

Мюнхенский Университет, институт семитских языков, курсы восточных языков - 2000-2001

Институт фундаментальных исследований, Школа истории, Принстон, США (2003-2004)

Университет Мельбурна, Мельбурн, Австралия, 2013

Обучение в аспирантуре

Аспирантура Института всеобщей истории РАН (1992-1995)

Членство в научных институтах и обществах

Иститут Всеобщей Истории РАН, с.н.с.

Управляющий Совет Российских Религиоведческих цетров, член правления

Société d'Études Syriaques, иностранный член

Член общества стипендиатов Фонда Александра фон Гумбольдта (Германия) 

Достижения и поощрения

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
1

2005 - Антон Войтенко, всеобщая история (коптология)

2010 - Григорий Кессель, всеобщая история (сирология)

Участие в редколлегиях научных журналов

  • С 2014г.: член редколлегии журнала «Вестник древней истории».

  • С 1999г.: член редсовета журнала «Христианский восток».

Конференции

  • 2017
    XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ (Москва). Доклад: Арабы-христиане в историографии ранней арабской поэзии: wishful thinking Луиса Шайхо или историческая реальность
  • Religious Encounters between the Mediterranian and the Indian Ocean (Бохум). Доклад: The Image of Jews in the Early Syriac Hagiography
  • Eastern Christianity, Reformations and Revolutions (Цинциннати). Доклад: Eastern Syriac Christians facing the Arab Conquest: New and Old Tactics

  • 2016
    Научный семинар «Символическое средневековье» (Москва). Доклад: "Восток на востоке: легенда о Гоге и Магоге от Стены Александра до Мистического Востока Сухраварди
  • Наследие Аристотеля как конституирующий элемент европейской рациональности (Москва). Доклад: Проблема влияния аристотелизма в восточно-христианской традиции
  • III Круглый стол «Центры и периферия древних цивилизаций Востока и Запада: сферы, формы и результаты взаимодействия (IV/III тыс. до н.э. – I тыс. н.э.)» (Москва). Доклад: Сирийский «Роман о Юлиане» и Египет: проблема происхождения и жанровая специфика коптской литературы
  • Leibniz-Projekt „Polyphonie des spätantiken Christentums“ (Франкфурт-на-Майне). Доклад: Syriac exiled hermits of Amida and the dossier of ‘Asorel mamebi’: affinities and discrepancies (in search of the background for the Syriac inluences in 6th c. Kartli)

  • Коллоквиум «Sol Invictus». Горизонты возможного: иудаизм, христианство, ислам в Восточном Средиземноморье (Москва). Доклад: Христиане Востока и круг Бейт ал-Хикма: точки взаимодействия
  • 2015
    XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ (Москва). Доклад: Куста ибн Лука ал-Балбакки и его трактат «Китаб ал-фарк байна-л-рух уа н-нафс»: между медициной и философией
  • Первая научно-практическая конференция «Власть и насилие в незападных обществах: проблемы теоретического осмысления и опыт практического изучения» (Москва). Доклад: Роль памяти о сирийском геноциде «Сайфо» (1912-1915 гг.) в идентичности ассирийцев Ближнего Востока"
  • Азия и Африка в меняющемся мире. Международная научная конференция по источниоведению и историографии стран Азии и Африки (Санкт-Петербург). Доклад: Ономастика в эфиопском предании о сирийском Человеке Божием ("Габра Крестос")
  • Philosop[hy and Medicine in the Byzantine and the Arabic0Islamic World (600-1150) (Лозанна ). Доклад: The Syriac Medical Tradition and Nemesius of Emessa

  • 2015 Dunhuang Forum: International Conference on Dunhuang and Sino-Foreign Relations (Dunhuang). Доклад: The unknown Syriac author in the Turfan manuscript
  • Культ святых в средневековой христианской культуре Запада и Востока Европы: религиозное, политическое, социальное (Москва). Доклад: Типология аскетического жития на христианском Востоке: логика отказа (Симеон Столпник, Иоанн Кущник, Архелид, Божий человек)

Публикации23

Проекты

  • Грант РГНФ 12-01-00387 "Сиро-уйгурская рукопись Academia sinica syr. 1 из Тайпэя и двуязычные рукописи турфанского христианства" (2011-2014)
  • Индивидуальный научный проект "Анализ арабской медицинской терминологии IX-XI вв.: зона культурного и языкового контакта" (поддержан решением Ученого Совета факультета (Протокол № 39 от 22.01.2015))
  • Научный проект в рамках приоритетных тем Школы Востоковедения "Восточный манускрипт: язык, текст и культурный контекст": "Христианские тексты в Китае танской эпохи"

Лекции и доклады

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Политическая история христианского Востока

Как изменился Христианский Восток в постколониальную эпоху?

ПостНаука

Уничтожение памятников: что остановит ИГИЛ?

Эхо Москвы

Коптская христианская культура

Как происходило формирование египетской христианской традиции? Какое влияние на коптскую культуру оказали агиографические тексты? С какими проблемами сталкиваются исследователи коптской культуры? На эти и другие вопросы отвечает кандидат исторических наук Алексей Муравьёв.

ПостНаука

Какие культурные ценности разрушают ИГИЛ

Эхо Москвы

Арабская наука

Слово алгебра пришло к нам из арабского языка. Мы до сих пор пользуемся арабскими цифрами. Кто были эти арабские средневековые ученые? Что они дали миру? куда потом подевалась арабская наука?

Телеканал "Россия"

Фрэнсис Андерсен: Мы подошли к библейскому языку, порвав со старой традицией

Филолог-библеист Фрэнсис Андерсен принадлежит к тому поколению ученых, которые формировались еще в эпоху расцвета структурализма в 1960-х. Но, в отличие от многих своих коллег, он имеет первое образование – химическое и, кроме того, дополнительную сферу интересов – славистика. В 1970-х он покинул Австралию и долгое время работал в США. Его имя связано с исследованиями Второй книги Еноха («Тайн Еноха») и апокрифической литературой «енохического круга». Таким образом, профессор Андерсен сочетает два интереса: к древнееврейскому и славянскому языкам, к древнейшим частям еврейской Библии и к позднейшим апокрифам периода Второго Храма. Последняя большая работа Андерсена «Biblical Hebrew Grammar Visualized» написана в соавторстве с А. Дином Форбсом и выпущена издательством Eisenbrauns в 2012 г. Грамматика основана на четырех основных рукописях еврейской Библии и на кумранских текстах.Мы побеседовали с профессором Андерсеном в его доме в Мельбурне. Беседу вел Алексей Муравьев.

Полит.РУ

FAQ: Сирийская медицина

ПостНаука

Джордж Кираз: Как мы вставили сирийский язык в Windows

Полит.РУ

Сирийская цивилизация: история медиации

Сирийская цивилизация (или субцивилизация в рамках христианского Востока) интересна, прежде всего, своим промежуточным или медиативным характером. Она создавала мосты между греко-римской цивилизацией античности и эллинистически-иудейской, а также месопотамской цивилизациями Средиземноморья. Другая роль сирийской цивилизации состояла в адаптации античного наследия на Ближнем Востоке, что можно увидеть на примере рукописной традиции, медицины, философии и др. В дальнейшем эта адаптация позволила возникнуть классической арабской культуре. Ареал влияния сирийской цивилизации простирался и в Грузию, и в Армению, и в Аксум (Эфиопию). Особым плодом влияния сирийской цивилизации следует считать византийскую аскетическую традицию, известную как исихазм. Сирийские переводчики сохранили большое количество текстов, утраченных на греческом. В этом смысле цивилизация сирийцев выступала как консервирующая среда. Наконец, сирийская цивилизация передавала свои достижения на Восток, взаимодействуя с согдийской, уйгурской и даже китайской культурой. Результатом такого взаимодействия является, например старомонгольское письмо. Памятники влияния сирийцев встречаются от Туркмении до Пекина.

Полит.РУ

Сирийская литература + FAQ

Кто были авторы сирийской литературы? Как на неё влияли арабские завоевания Ближнего Востока VII века? Как развивалась сирийская литература в связи с богословскими спорами? И когда в ней возникла многожанровость? Об этом рассказывает кандидат исторических наука Алексей Муравьев

ПостНаука

"Восток на востоке: легенда о Гоге и Магоге от Стены Александра до Мистического Востока Сухраварди": доклад А.В. Муравьева в "Символическом Средневековье"

10 февраля в семинаре «Символическое Средневековье» состоялось выступление А.В. Муравьева, посвященное легенде о Гоге и Магоге на Востоке. Публикуем репортаж о заседании.

Конференция "Культ святых в средневековой христианской культуре Запада и Востока Европы: религиозное, политическое, социальное": репортаж стажеров Лаборатории

12-13 ноября в Лаборатории прошла конференция, посвященная святости и культу святых в Средние века. Публикуем фоторепортаж и заметки Натальи Тарасовой, Эльвиры Музафаровой, Алисы Лапшиной, Дениса Голованенко и Андрея Кравченко

«Казнь памятников — зачистка символического пространства»

Интервью доцента Школы востоковедения НИУ ВШЭ А.В.Муравьева. Опубликовано на Lenta.ru 27 октября 2015 года.

В Школе философии обсудили новые переводы Галена

25 мая 2015 г. в Школе философии НИУ ВШЭ состоялось обсуждение новых переводов греческого врача и философа Галена.