• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

России нечего стесняться своего прошлого

Россия 1. 21 июня 2007

КОР: Новый учебник, по словам авторов, необходим и потому, что мир стремительно меняется. И место России в нем тоже.
Л. ПОЛЯКОВ (зав кафедрой общей политологии университета "Высшая школа экономики", автор пособия "обществознание"): Нам сказали, вы отказались от коммунизма и строите демократию. А мы будем судить вас, когда и как вы ее построите. Но в каждой стране есть своя политическая культура, она есть и в России и русская политическая культура. И без такой пригонки ничего не получится.

В: России нечего стесняться своего прошлого, считает президент. Сегодня он включился в дискуссию о проблемах преподавания в школе гуманитарных дисциплин. Ее уже третий день ведут участники Всероссийской конференции историков и обществоведов.

В: Наука осмысляет последний век российской и мировой истории. Совсем недавно актуальный вопрос о том, что преподавать дополнился вопросом как это делать. Репортаж П. Зарубина.

КОР: Этой встрече предшествовали три дня дебатов среди учителей. Как преподавать историю и обществознание. Раздрай и разнобой в учебниках надоели всем, признавались участники конференции. Что к примеру ответить ребенку, который где-то вычитал, что Вторую мировую войну начал Советский Союз или как объяснить, что в СССР при очевидных проблемах были и очевидные достижения. А не только репрессии и лагеря.

А. ЧУБАРЬЯН (академик РАН): Сейчас ведь кончают школу люди, которые родились в России после 90 года. У них другая система ценностей. Вот я слышу, говорят, что вот они хуже нас. Они не хуже, они другие просто. И в этом смысле школа и учитель, и учебник истории должен быть другой.

КОР: На встрече с В. Путиным ученые и учителя так и говорили, от знания истории зависит будущее страны. То, какое мировоззрение будет у выпускников школ и вузов. Разные точки зрения на исторические события это конечно неплохо, но ведь должны быть какие-то общие основы.

В.ПУТИН: Причем, я говорю именно о стандартах образования, а не о стандартизации мышления. Я не говорю о том, что нужно всех "причесать". Конечно, по единому стандарту, как это было когда-то, но образовательные стандарты качества должны быть обеспечены. И в учебных пособиях, если уж излагаются какие-то позиции, какие-то подходы и какие-то оценки, должны быть представлена альтернативная точка зрения. А не навязываться только одно видение, скажем, на ход и на результаты ВОВ, что абсолютно недопустимо, даже оскорбительно для нашего народа, подчас бывает. Я видел такие сентенции в учебной литературе.

КОР: И не только по о поводу войны, подхватили тему учителя, да и противоположных точек зрения уж слишком много. Вот, допустим, как описывается перестройка в разных учебниках. В одном этот период назван утверждением госсоциализма, в другом поиском социализма с человеческим лицом, в третьем революционным переворотом, в четвертом постепенной модернизацией, а не революцией. В итоге каша в головах. Так что же на самом деле это было?

МАРИНА ЕРОХИНА (доцент Псковского педагогического университета, специалист по методике преподавания и обществознания): На нашу молодежь в последние два десятилетия обрушился такой поток самой разноречивой действительно информации об историческом прошлом. Эта информация. это не только разные концептуальные подходы, разные интерпретации фактов или оценочные суждения, но уже и разная хронология истории.

ВЛАДИМИР ПУТИН (Президент РФ): Ведь многие учебники пишут люди, которые работают за иностранные гранты. Так они исполняют "польку-бабочку", которую заказывают те. кто платит, понимаете. И попадает, к сожалению, в школы, попадет и в вузы.

КОР: Среди участников встречи авторы новых учебных пособий. По их словам это попытка все-таки более объективно и спокойно рассказать о событиях новейшей российской истории. Ведь в учебниках 90-х годов история России 20-го века это одна сплошная катастрофа, никаких просветов и достижений. Что, мягко говоря, не совсем так. И от такой концепции нужно уйти, признать ошибки, но и увидеть успехи, возродить авторитет государства и государственной службы.

О. ГАМАН-ГОЛУТВИНА (действительный член Академии политических наук): Без этого невозможно вернуть эффективность государству в целом. Без этого невозможно эффективное государство. И при этом, кстати говоря, не могу не поддержать мысль о том, что государство не является препятствием демократии. Наоборот, скорее государство есть инструмент защиты этой демократии.

В. ПУТИН: Она не только не противоречит государству, это способ организации самого общества и государства. Это способ организации, в том числе, и нашего государства. Что же касается того, что касается каких-то проблемных страниц в нашей истории. Да, они были. Так они были в истории любого государства. И у нас их было меньше, чем у некоторых других. И у нас они не были такими ужасными, как у некоторых других. Да, были страшные страницы. Но и в других странах было не менее, пострашней еще было. Во всяком случае, мы не применяли ядерного оружия в отношении гражданского населения. Мы не поливали химикатами там тысячи километров и не сбрасывали на маленькую страну в семь раз бомб больше, чем за всю Великую Отечественную. Как это было во Вьетнаме, допустим. У нас не было других черных страниц, таких, как нацизм, например. Да, мало чего было в истории каждого государства и каждого народа. И нельзя позволить, чтобы нам навязывали чувство вины. О себе пускай подумают. Но мы для себя должны не забывать об этом. Мы, конечно, будем исходить из того, что важнейшим принципом и способом организации нашего государства и общества, конечно, будет ориентация на нужды, на запросы гражданина, на его развитие, на его защиту. Демократия и будет способом организации нашего общества и государства.

КОР: Новый учебник, по словам авторов, необходим и потому, что мир стремительно меняется. И место России в нем тоже.

Л. ПОЛЯКОВ (зав кафедрой общей политологии университета "Высшая школа экономики", автор пособия "обществознание"): Нам сказали, вы отказались от коммунизма и строите демократию. А мы будем судить вас, когда и как вы ее построите. Но в каждой стране есть своя политическая культура, она есть и в России и русская политическая культура. И без такой пригонки ничего не получится.

КОР: Новое пособие впрочем, лишь проект. Его еще будут обсуждать ученые и учителя. Это часть большой работы по переходу к новым образовательным стандартам. Если пока все сводится к тому, какой предмет и в каком объеме должен усвоить ученик, то затем главным станет формирование личности. Помочь в этом сможет и созданный сегодня по указу президента Фонд "Русский мир". Он должен способствовать развитию и распространению российской культуры.