• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистратура — не эквивалент второго высшего образования

РИА Новости. 1 декабря 2010

О проблемах, связанных с переходом на двухуровневую систему образования и о том, почему магистратуру не нужно считать эквивалентом второго высшего образования рассказывает начальник управления развития магистерских программ Высшей школы экономики Ольга Тарабаева.

О проблемах, связанных с переходом на двухуровневую систему образования и о том, почему магистратуру не нужно считать эквивалентом второго высшего образования в интервью РИА Новости рассказала начальник управления развития магистерских программ Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики Ольга Тарабаева.

— О переходе на двухуровневую систему высшего образования говорилось уже очень много. С какими сложностями в связи с переходом на новую систему Вы столкнулись и удается ли их преодолевать?

— Для системы нашего высшего образования переход на двухуровневую систему — это серьезная «встряска». Даже простое перечисление возникающих проблем может занять не одну страницу и это вполне естественно, учитывая размах нововведений.

Не затрагивая проблем четырехлетнего цикла высшего образования, давайте остановимся на магистратуре. Первая магистерская программа открылась в ВШЭ в первый же год создания вуза, 18 лет назад, поэтому говорить, что переход на систему «4+2» для нас явился чем-то совсем неожиданным, нельзя. Тем не менее, и у нас остается много нерешенных вопросов, и нынешний учебный год не был исключением. Позволю себе упомянуть очень серьезную проблему, с которой мы столкнулись «лицом к лицу», и которая потребовала от вуза оперативной реакции.

Дело в том, что введение системы «4+2» резко увеличивает мобильность студентов сразу по двум основным параметрам. Во-первых, к нам в магистратуру могут поступать выпускники из других вузов, прежде всего России и стран СНГ. Так, в 2010 году на первом курсе магистратуры у нас оказалось более 50% выпускников других вузов. Во- вторых, в магистратуре студент может поменять направление обучения. Многие поступившие к нам бакалавры или специалисты получили свое «первое» образование по другому направлению и, в результате, наблюдается довольно серьезное «расслоение» первокурсников по качеству подготовки.

Наши факультеты активно ищут пути решения этой проблемы. С одной стороны, решить ее помогают серьезные вступительные испытания на магистерские программы, что позволяет повысить качество подготовки поступающих. С другой стороны, уже во время учебного процесса вводятся так называемые «адаптационные» дисциплины, позволяющие первокурсникам (только тем, кому это необходимо) наверстать упущенное. Кроме того, уже второй год, наряду с платными подготовительными курсами, у нас работает пока единственное в России бюджетное Подготовительное отделение магистратуры. Оно было создано в помощь именно тем абитуриентам, которые хотят поступить в магистратуру, поменяв при этом направление подготовки по сравнению со своим предыдущим образованием.

— Можно ли относиться к магистратуре как к эквиваленту второго высшего образования? Если да, то не наступит ли в связи с этим кризис второго высшего?

— Думаю, что магистратуру никак нельзя рассматривать как эквивалент второго высшего образования. Попытки совместить эти два понятия, конечно же, возможны, но при этом неизбежно потеряется специфика магистратуры как «второго уровня» высшего образования.

Каждая форма обучения имеет право на жизнь, просто не надо их смешивать. Попробую перечислить только часть самых явных отличий. Обучение в магистратуре предполагает более узкую специализацию и приобретение профессиональных навыков и компетенций, которые в дальнейшем можно использовать как в практической сфере деятельности, так и в научной карьере. Процесс обучения на магистерских программах, в отличие от второго высшего образования, должен отличаться своей гибкостью (и в «Вышке» так действительно и происходит). Студент-магистрант получает право, наряду с некоторым набором обязательных дисциплин, выбрать самостоятельно часть дисциплин из предложенного общего пула и сформировать свой индивидуальный учебный план. Благодаря системе зачетных единиц, в магистратуре появляется реальная возможность мобильности студента, то есть на некоторое время (это может быть пара месяцев обучения, семестр или даже год) он может уехать в другой вуз и ряд дисциплин прослушать там. Такого в рамках второго высшего образования не предусматривается. Кроме того, магистратура отличается неразделимостью самого учебного процесса и научных исследований. Не случайно в учебных планах каждой нашей магистерской программы есть графа «Научно-исследовательский семинар», активное участие в котором для любого магистранта является строго обязательным.

— Расскажите, пожалуйста, о работе Зимней школы ВШЭ. Как она помогает студентам сориентироваться в новой системе и понять, что же такое на самом деле магистратура?

— Зимние школы для абитуриентов магистратуры стали для нас уже традиционной формой работы. Они рассчитаны на тех, кто собирается в самое ближайшее время продолжить свое образование и поступить в магистратуру, то есть, в первую очередь, на студентов старших курсов и выпускников вузов. Это могут быть студенты и выпускники любого российского вуза или вузов стран СНГ.

Организаторы пытаются сделать зимние школы максимально насыщенными и интересными для наших будущих абитуриентов, приглашают выступить перед ними известных ученых, политиков, лучших преподавателей «Вышки», рассказывают о магистерских программах университета, вступительных испытаниях и так далее. Участие в зимних школах, с одной стороны, помогает абитуриенту определиться со «своей» магистерской программой и лучше подготовиться к вступительным испытаниям, а с другой — интересно, весело и с пользой провести зимние студенческие каникулы вместе с «Вышкой». Кстати, зарегистрироваться для участия в очередной Зимней школе можно до 15 декабря на сайте «Вышки».

— Как, на Ваш взгляд, будет выглядеть система высшего образования России в обозримом будущем?

— Как известно, делать прогнозы — неблагодарное дело. Тем не менее, при благоприятном развитии событий думаю, что в будущем нас ждут дальнейшее внедрение двухуровневой системы образования, расширение международного сотрудничества в области образования на уровне и вузов, и стран, усиление взаимодействия между высшей школой и другими исследовательскими секторами. Речь, безусловно, идет и о расширении сотрудничества с бизнесом, большей ориентации вузов на рынок труда, внедрении экспертных оценок качества вузов. Тот, кто не сможет соответствовать новым требованиям и давать качественное обучение, рано или поздно окажется в арьергарде и проиграет «войну за абитуриента». Хочется нам этого или нет, но всех нас ждут «Три L» (LifeLong Learning), то есть образование в течение всей жизни.