• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательный стандарт: поправки от ОП РФ

Трибуна Общественной Палаты. 14 ноября 2012

В Общественной палате прошли слушания по общественной экспертизе проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ОП РФ подготовила более 20 поправок, "Трибуна Общественной Палаты" приводит основные из них.

В Общественной палате прошли слушания по экспертизе проекта федерального закона «Об образовании», принятого Госдумой в первом чтении. Это обсуждение подвело итог общественной и экспертной дискуссии по законопроекту, проходившей на площадке Общественной палаты с 2010 года. Это уже четвертое обсуждение проекта в ОП РФ. На сайте Общественной палаты РФ любой желающий может высказать свое мнение по поводу проекта закона и прокомментировать отдельные части закона.

Законопроект «Об образовании в РФ» был разработан в целях совершенствования законодательства в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в этой сфере. Документ закрепляет основы правового регулирования сферы образования, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Планируется, что новый документ заменит два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992г. и 1996г. соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное (начальное, среднее и высшее) и дополнительное. Работа над проектом закона началась еще в 2009г. Первая рабочая версия была размещена на сайте Минобрнауки России еще в мае 2010г. и вызвала большой интерес как у профессионального сообщества, так и у рядовых граждан, которые представили значительное число замечаний и предложений к тексту. 23 июля 2012г. «открытое правительство» и Минобрнауки начали еще одно общественное обсуждение законопроекта.

Можно сказать, что долгое обсуждение и подготовка закона вышли на финишную прямую. Уже к концу года документ может благополучно пройти обсуждение в Государственной думе.

Сегодня министра образования Дмитрия Ливанова в рамках правительственного часа ожидают в Государственной Думе, он должен будет разъяснить наиболее спорные формулировки нашумевшего законопроекта «Об образовании». В преддверии правительственного часа с Ливановым депутаты уже предложили изменить критерии оценки эффективности вузов, чтобы они лучше отражали реальное положение вещей. Пойдёт речь, скорее всего, и об определении уровня зарплаты для работников отрасли, – этого требуют профсоюзы преподавателей. Не исключено, что будет поднят и вопрос о гарантиях бесплатного образования: коммунисты и социалисты опасаются, что в результате принятия закона в его нынешнем виде получать достойную подготовку в вузах смогут лишь дети обеспеченных родителей – сообщает «Эхо Москвы».

В Общественной палате на обсуждение было вынесено более 20 поправок, они касаются, в том числе, прав родителей и учащихся на получение информации о деятельности образовательных учреждений, расширения возможностей ведения образовательной деятельности для коммерческих организаций, введения независимой аттестации выпускников вузов.

Например, Михаил Стриханов, руководитель рабочей группы по обсуждению законопроекта, ректор МИФИ отметил: «В законопроекте нет четкого разделения понятий квалификации и степени. Те, кто заканчивает специалитет получает квалификацию специалиста, а те кто магистратуру – степень магистра. В законе не закреплено понятие преддипломной практики».

Не все предложения были приняты и будут включены в резолюцию Общественной палаты. Член Общественной палаты РФ, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов сказал:

«Есть предложения, которые являются заделом на будущее — это консорциумные холдинги, обеспечение доступности дополнительного образования детей, общее высшее образование, профессиональные объединения. Мы будем формулировать вместе с вами соответствующие законодательные предложения и вместе с комитетом Госдумы будем их продвигать в следующем году».

Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ, председатель ассоциации ведущих университетов России Исак Фрумин выступил за предоставление дополнительных возможностей ведущим вузам России (федеральным и национальным исследовательским). Они выполняют роль больших экспериментальных площадок, поэтому должны иметь свободу манёвра. Например, надо прописать в законе возможность создания школ при вузах. Ведущим вузам также необходимо предоставить право самостоятельно признавать документы об образовании иностранных студентов и преподавателей.

До 17 ноября резолюция Общественной палаты РФ, объединяющая все поправки, высказанные на слушаниях, будет направлена в Госдуму РФ. Второе слушание законопроекта состоится в Госдуме через месяц.

 

«Трибуна Общественной Палаты» решила зафиксировать наиболее принципиальные замечания и поправки ОП РФ, которые отразятся на процессе получения образования и его качестве в ближайшие несколько десятков лет.

Поправки можно разделить в двух направлениях: защита и гарантия модернизации образования в России; защита прав учащихся, их родителей и работников образовательной сферы. Всего было проработано при подготовке проекта резолюции Общественной палаты около 200 поправок.

Антикоррупционная поправка: ограничение репетиторства.

Запретить заниматься репетиторской деятельностью в том учреждении, в котором работает педагог. Речь идет о вымогании денег под предлогом репетиторства у своего же класса. Это касается только частных занятий.

Эта поправка не запрещает официальные платные факультативы (например, курсы второго иностранного языка) или частные уроки в принципе, но определяет их границы, необходимые для защиты прав учащихся на качественное бесплатное образование.

Повышение качества образования в ВУЗах: право на отчисление.

Исключает прием на первый курс абитуриентов, которые не имеют достаточно образовательного уровня по профильным предметам. Это болезнь высшей школы – когда приходится принимать на образовательные программы людей, имеющих «глубокую тройку» по профильным предметам. Необходимо обозначить минимальный порог знаний, при которых абитуриент может претендовать на бюджетное обучение в ВУЗе. Необходимо дать такие права Министерству образования, учредительным организациям.

Даже если в вузе «недобор», укомплектовать курс из двоечников нельзя. Низкое качество приема в вуз провоцирует низкое качество выпуска: вузам невыгодно терять финансирование учебного места, отчисляя студента.

Непрерывность образовательного процесса: дошкольное образование.

Ввести итоговый законодательный запрет на проведение аттестации дошкольного образования. Во всем мире есть убежденность педагогов и психологов, что нельзя вводить единую аттестацию среди детей младшего школьного и дошкольного возраста. Необходимо законодательно поставить преграду формализации этого уровня образования.

Член Общественной палаты РФ, народный учитель России, директор Центра образования № 548 «Царицыно» г. Москвы Ефим Рачевский: «С дошкольным образованием мы отстаем далеко от всего. Нынешний закон полагает, что в первый класс приходят читающие дети. Дошкольное образование это не место куда можно «сдать ребенка», это такая же ступень образования. Закон делается не на пять лет или десять, а на двадцать лет. Мы с вами участвуем в создании нетленки».

Член Общественной палаты РФ, президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка» Борис Альтшулер сказал: «Принятие закона об образовании уничтожит систему дошкольного образования на корню. В прошлой формулировке родители платили за содержание ребенка в детском саду 20%, теперь же формулировка - государство компенсирует содержание ребенка в детском саду на 20%. Необходимо вернутся к первоначальной формуле. В дошкольном образовании надо не только покормить и подтереть - Арина Родионовна Пушкину еще и сказки рассказывала. Нет закрепления о надомном образовании».

Больше открытости и прозрачности: информация для всех.

Расширить права обучающихся и их родителей на запрашивание информации об образовательных организациях.

Эффективность: коммерческие организации могут давать профессиональное образование

Расширить возможности получения профессионального образования коммерческими организациями. Существуют крупные фирмы, которые обучают своих сотрудников новым компетенциям, при этом существуют государственные образовательные центры с устаревшими технологиями. Государство должно иметь право нанять для реализации образовательной программы фирму, успешную на рынке.

Независимая аттестация выпускников ВУЗов:

Предлагается ввести эту норму с 2016 года.

Игорь Реморенко,заместитель министра образования РФ согласился с поправками, выдвинутыми Общественной палатой, но объяснил, что сейчас после «выпуска закона» и внесения его в Государственную Думу министерство находится так же в роли комментатора. Теперь «ответственность» за законопроект несет Государственная Дума и Совет Федерации:«Закон передан в руки законодателей, Госдума обсудила его в первом чтении и будет второе. Ряд принципиальных позиций, о которых мы спорили последние годы, утвердилось - мы в первую очередь нацелены на образовательную программу. Появились новые формы образовательной деятельности, которые нашли свое отражение в законе – это и сетевое взаимодействие, и электронное обучение. Мы так же нашли эффективную форму описания финансово-экономических механизмов, которые закреплены в законе».