• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Налоги и рост экономики в России

Первый канал. 3 марта 2005

В: Сегодня наши эксперты - проректор Высшей школы экономики Евгений Гавриленков, добрый вечер, Евгений Евгеньевич. И председатель Координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин. Здравствуйте, Александр Николаевич.

И Вам первый вопрос, как участнику встречи. Сегодня чаще всего звучало словосочетание "налоговое администрирование". Что имеется в виду?

АЛЕКСАНДР ШОХИН (председатель координационного Совета предпринимательских союзов РФ): Дело в том, что налоговая служба, администрируя налоги, имеет право проверять налогоплательщика, контролировать его с точки зрения соблюдения законодательства. Это основная функция налоговой службы. Но, к сожалению, налоговая служба у нас еще имеет план по сбору налогов, по дочислению налогов, по не возврату тех налогов, которые должны возвращаться бюджету. И поэтому есть определенный конфликт и в процессе контроля за налогоплательщиками, налоговые органы часто на первое место ставя фискальную функцию вместо того, чтобы следить за соблюдением законодательства. И в итоге, налогоплательщик оказывается под мощным гнетом и платит часто налоги в гораздо большем объеме, чем это предусмотрено действующим законодательством.

В: А, ну вот насколько я поняла, сегодня не все на заседании были согласны с тем, что прежде всего нужно решать проблему налогового администрирования. Министр экономразвития и торговли Герман Греф считает, что сначала нужно разобраться с законодательством. Например, вторую часть Налогового кодекса Греф вообще предлагает переписать. Там слишком много противоречий.

Евгений Евгеньевич. Как Вы считаете, нужно ли менять вторую часть Налогового кодекса? Совершенно ли наше законодательство в этой части или нет, если да то, что нужно изменить?

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (проректор Высшей школы экономики): Я подтверждаю тот факт, что законодательство не совершенно. На самом деле вот те идеи, которые озвучивались, в целом о необходимости снижения налогового бремени, мне кажутся, в общем-то, правильными. И определенные налоги должны быть снижены. Это будет способствовать улучшению... повышению привлекательности российской экономики, улучшению инвестиционного климата. Вот в этом направлении как раз следует работать по части упрощения налоговой системы, дальнейшего ее упрощения. И собственно говоря, ставок налогов.

В: То есть вы считаете, что сначала нужно снизить налоги, а потом уже разбираться с законодательством? Или все-таки очередность решения проблемы?

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (проректор Высшей школы экономики): Да вы знаете, я думаю, что это должно идти как-то одновременно. Постольку поскольку не бывает такой последовательности, которая была бы идеальной.

В: Александр Николаевич, как сделать так, чтобы предприятия могли и хотели инвестировать в основной капитал. Ведь на старых демидовских станках конкурентоспособной продукции не произведешь.

А.ШОХИН (председатель координационного Совета предпринимательских союзов РФ): Вы знаете, это действительно так и именно поэтому представители бизнес-сообщества считают, что прежде всего нужно снижать там налоговое бремя, где это будет способствовать инвестиционной активности, обновлению производства, инновациям и так далее. В этой связи нам надо еще, прежде всего даже, может быть, еще до того как снижать ставки, упорядочить налоговую систему и те деформации, которые сейчас являются препятствием для инвестиций, их убрать эти деформации. Что я имею в виду? Например, берется налог на добавленную стоимость капитальных вложений и возмещается этот налог предприятиям лишь тогда, когда объект введен в действие. Но это проходит 2-3 и более лет и за это время налоговое бремя реально на 18% увеличивается. Мы предлагаем возмещать налог на добавленную стоимость при капитальных вложениях помесячно. Осуществил эти вложения - получи через месяц возмещение. И у предприятий за счет этого механизма появляются реальные дополнительные ресурсы на инвестиции. Другой пример, мы предлагаем снять все ограничения, которые сейчас существуют на отнесение расходов по научно-исследовательским опытно-конструкторским разработкам на затраты. Если эти ограничения будут сняты, стало быть все расходы на научно-исследовательские работы, даже независимо от того, дали они результат или не дали, а сейчас налоговики пытаются именно так определять смысл отнесения на затраты этих расходов, вот тогда тоже появится дополнительный ресурс у предприятий для научной инновационной деятельности. Все эти меры, это не снижение налогового бремени в долгосрочной перспективе, эти налоги ведь возмещаются, НДС возмещается и при капвложениях и при экспорте, и в итоге с продукции. на которую получаются авансы. Но возмещение через несколько месяцев, иногда лет, по различным видам платежей. Если мы упорядочим эту систему уже в 2006 году, предприятия получат то, что они в течение нескольких лет могли бы получить, уже в 2006 году. Но мы также прекрасно понимаем, что для бюджета это не выпадающие доходы, это лишь кассовый разрыв, который уже будет устранен через год-другой. И именно поэтому мы считаем, что с 2007 года нужно приступать к снижению налоговых ставок, будь то НДС или налог на прибыль, или единый социальный налог.

В: Сегодня прозвучали такие цифры: до 8 миллионов россиян получают зарплату в конвертах, то есть налоги не платят. Говорят, что единый социальный налог, это главная причина, который не дает бизнесу выйти из тени. Каким он должен быть, чтобы вывести из тени весь российский бизнес, Евгений Евгеньевич?

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (проректор Высшей школы экономики): Ну, на самом деле попытки вывода бизнеса из тени, в частности по зарплатам они уже предпринимались, когда была введена плоская шкала подоходного налога. Если раньше, помните, она была прогрессивная, достаточно высокая, в период этой нестабильности, в период переходного такого периода. Введение более простой, плоской, низкой ставки подоходного налога оно должно было бы вывести, казалось бы, бизнес из тени. Отчасти это произошло, но надо учитывать, что заработная плата, кроме того, облагается еще вот этим единым социальным налогом и здесь, к сожалению такого масштабного снижения не произошло. Я думаю, что если ставка будет снижена примерно до общего уровня, ставка единого социального налога, который присутствует в других налогах, на уровне НДС, чуть ниже налога на прибыль. Где-то ниже 20%, может быть 15-16. Это вот, наверное, тот баланс, который может удовлетворить и бизнес и государство.

В: Я очень хочу задать еще один вопрос, но времени у нас очень мало. Александр Николаевич, вот я хотела вернуться к подоходному налогу. Звучат предложения ввести, вернуться к дифференцированной шкале подоходного налога, чтобы люди богатые и очень богатые платили не 13%, как все и сейчас, а до 20%. Вот как здесь определить, кто богат, кто очень богат, с какой суммы можно считать доходы сверхвысокими. Кто это может определять.

АЛЕКСАНДР ШОХИН (председатель координационного Совета предпринимательских союзов РФ): Кстати сказать, Вы разговор о том, что надо ввести прогрессивную ставку, начались на следующий день после введения.... шкалы. Я думаю, что пока рано об этом говорить и не нужно отпугивать людей прятать дальше в тень свои доходы. Я думаю, что с введением, а такая работа ведется, налогов на недвижимое имущество жилого назначения, в том числе, этот вопрос может быть решен. Т.е. мы введем нормальный налог на имущество и тогда богатые через повышенные ставки может быть на большое имущество, они сумеют как бы социальную справедливость восстановить.

В: Спасибо. Евгений Гавриленков и Александр Шохин отвечали сегодня на вопросы программы "Ночное время".